You are here

Чуюнчи

Д. Чуюнчи возникла на основании договора башкир Яик-Суби-Минской волости от 1762 г. , данного мишарям55. О происхождении ее названия бытует несколько легенд. По одной из них оно происходит от слова чугун - суйын. Дело в том, что людей, занимающихся перевозкой металла-чугуна или переплавкой металла, называли чуенчи - чугунщик (литейщик)56. Следует заметить, что в XVIII в. встречались имена Суйынсы и др.


О развитии Чуюнчи имеются следующие сведения. В 1795 г. здесь было 592 человека (69 дворов) из мишарей и 9 служилых татар (1 двор). В 1834 г. в 178 дворах учтено 1115, в 1859 г. при 280 дворах - 1689, в 1870г. - 1837 (столько же дворов), в 1917 г. в 636 дворах - 3664 мишаря, при 6 дворах - 23 башкира, при 2 дворах - 7 русских, в одном дворе - 6 мордвинов. В 579 дворах было 3131 мишар в 1920 г. Как видно, за 3 года убыль населения составила 503 человека. Этими людьми были созданы выселки, ставшие самостоятельными поселениями под названиями Яскаин (после 1925 г.), Чулпан, Энергия (1922 г.), Бердям, Алга, Батраки (после 1925 г.). Часть мишарей образовала д. Чуюнчи-Чупан (ныне Зилаирский район РБ). В 1959 г. в 263 дворах проживало 964, в 1989 г. - 472 человека. В 1959 г. в Яскаине было 44 дома и 155 человек, в 1989 г. в 30 домах - 74 человека. В д. Алга тогда было 40 домов и 155 человек, затем 127 жителей. В 1975 г. как неперспективные исчезли с карты района д. Энергия, Бердям, Чулпан, Батраки.57


Первым председателем колхоза имени Мажита Гафури был А.А. Кабиров, затем В. Хазимов, Ф. Мухтаруллин, Я. Низамов. В тяжелые послевоенные годы плодотворно работал на этом посту А. X. Тухватуллин, выведший колхоз на передовые позиции. Затем лучшими председателями района были Г.X. Хуснутдинов, X.М. Камалов, Р.А. Сафарянов. Сегодня трудные задачи стоят перед молодым председателем Айдаром Камаловым.


Еще в 30-х годах прошлого столетия было учтено наличие в селе 3 мечетей и при них 3 училищ (школы). Назовем и имена указных мулл по ревизии 1834 г.: Абдулатиф Абдулхасанов (1747-1822), его сын - Фатхитдин был также указным муллой; Абдулфаттах Абдулкагиров сын Сахибкамалов. У Абдулкагира (1794-1831) были еще сыновья - Ахмадий, Хазимухамет. У Сахибкамала Ягафарова (1744-1820), кроме Абдулкагира были сыновья: 27-летний Абдулкаюм, 25-летний Абдулгафар, 23-летний Мухама-дий. Думается, что Сахибкамал и есть родоначальник жителей деревни Камаловых. Среди указных мулл был и 56-летний Рахматулла Рахманкулов (сыновья - Исхак, Шагимардан). Был и указной азанчи - 56-летний Рахматулла Абдулгафаров (сыновья - Мухутдин, Гимадитдин, Гимазитдин, Зилялитдин, Сибагатулла).


С самого начала XX в. действовала русско-башкирская школа. Была и земская школа. Разного типа школы не могли не послужить значительной базой для дальнейшего развития народного образования. С 1917 г. в советской школе начал работу, затем возглавил ее до 1946 года кавалер орденов Ленина и Трудового Красного Знамени Г.Т. Габдрахманов. Творческий труд педагога (преподавал татарский язык и литературу) и организаторский талант его были высоко оценены не только государством, но и односельчанами. 31 мая 1996 г. благодарные его ученики, жители села отметили 100-летний юбилей со дня его рождения (1896-1979) и открыли мемориальную доску в его честь. 27 лет возглавлял школу М. 3. Равилов.


Выпускники Чуюнчинской школы успешно трудятся на производстве, в сельском хозяйстве. Среди них есть и руководители предприятий, коммерческих и банковских структур. Гордостью школы являются ученые. 47 выпускников школы стали кандидатами наук, 7 - докторами наук, профессорами. Среди них видный ученый, хирург, доктор медицинских наук, профессор, академик АН РБ. Заслуженный деятель науки России и РБ Н.Г. Гатауллин, доктор физико-математических наук, профессор, завкафедрой Башгосуниверситета, член-корреспондент АН РБ Фаниль Л. Саяхов, Герой Социалистического Труда, доктор технических наук, профессор Г.Г. Теляшев, доктор исторических наук, профессор Фагим Л. Саяхов и др. Долгие годы работал министром здравоохранения БАССР кандидат медицинских наук М. X. Камалов.


Вернувшись к более раннему периоду истории села, отметим, что среди 35 полков из Оренбургской губернии участников борьбы против Наполеона были и 2 мишар-ских полка. Первый полк после освобождения Москвы от французских захватчиков был оставлен для гарнизонной службы, которая продолжалась до 1817-1818 гг. В составе этого мишарского полка были и представители Чуюнчи. В материалах ревизии 1834 г. против их фамилии есть следующая надпись: "был в армии, воротился в 1817 г.". Это и есть воины 1-го мишарского полка. Назовем их имена: Хабибулла Заитов (умер в 3821 г.), Фаткулла Аб-дулханнанов, умер в 1828 г., Рахматулла Мухаметрахи-мов, Габит Аитов, Ильяс Юмашев, Рахматулла Рясулев, Ишдавлет Биктимиров, Мухаметзян Шафеев, зауряд-есаул Шариф Шафеев, Мухамадияр Шафеев сын Гадилов (в 1830 г. "сослан в Сибирь на поселение"), Даут Мукеев ("крестился в 1823 г."), Салих Сеитбурханов58.


В первой половине XIX в. (1798-1865 гг.) башкиры, мишари и русские казаки (оренбургские и уральские) находились в военно-казачьем сословии. Мишари д. Чуюнчи сначала были в составе 5-го мещерякского кантона, затем после его ликвидации - 4-го кантона. Были в составе 7-й юрты - группы деревень. В тот период военная служба по охране Оренбургской пограничной линии и участие в войнах и походах России, а также выполнение многочисленных повинностей вызывали протесты рядовых казаков, которых наказывали вплоть до выселения из родных мест. 8-я ревизия 1834 г. зафиксировала чуюнчен-ских казаков, среди которых были даже участники войны 1812 г. сосланные на вечное поселение в Сибирь. Перечислим имена сосланных в Сибирь. Мухаметгалий и Мухаметрахим Канзафаровы сыновья Саитбурхановы (1821 г.), Гибадулла Нурушев сын Мухаметкасимов (1822 г.), Асфандияр Шафиев сын Гадилов (1831 г.), Фаткулла Бахтияров (1822 г.), Хамит Мухаметрахимов (1822 г.)59.


Одним словом, жители села жили общими интересами своей общины, юрты, кантона, уезда, губернии и даже России.


О занятиях мишарей несколько цифр. В 1843 г. на 1115 человек было засеяно 225 четвертей (1800 пудов) озимого и 1063 четверти (8496 пудов) ярового хлеба. В 1917 г. на 636 хозяйств (3634 человека) приходилось 3190 десятин посева, в т. ч. 297 из них имело до 4-х десятин посева, 283 - до 10, 51 - до 15, 31 - свыше 15. 74 хозяйства не имели посева. Всему селу принадлежало 847 голов рабочего скота. По пятницам проводился базар. В селе имелось 18 лавок.


55 ЮАС. Вып. 2. С. 337
56 Фаизов Р.В. История д. Чуюнчи. рукопись.1995. С.1
57 Фаизов Р.В. История д. Чуюнчи. рукопись.1995. С.12
58 ЦГИА РБ. Ф.138. Оп. 2. Д. 515.
59 ЦГИА РБ. Ф.138. Оп. 2. Д. 515.