You are here

Алькино

       Название д. Алькино происходит от имени влиятельного общинника, одного из поверенных башкир-вотчинников Шайтан-Кудейской волости Альки Полатова (Булатова), от­давшего в числе других доверенных людей заводчикам И. Б. Твердышеву и И. С. Мясникову часть волостной земли в аренду сроком на 60 лет по записи от 21 августа 1762 г. На карте Красильникова и Рычкова 1755 г. такой деревни нет. Но в документе о продаже части вотчинных земель Шайтан-Кудейской волости за 15 октября 1786 г. упоминается д. Алькеево под ошибочным русским названием Алексееве. Среди поверенных от 77 дворов башкир был Аптикей Алькеев (1738-1814), сын первопоселенца. Вместе с ним были его од­носельчане муллы Юлукай Аблязев и Яркей Касаев (в 1775 г. исполнял старшинскую должность, жил тогда в д. Шиганаево), а также башкир Кусянбет Девлетбаев. Одни краеведы считают, что Алькеево называли и Гулейаул. В записи П. С. Палласа есть д. Гулей-аул: «В долине между гривами горы Саракундус Тау находится из немногих дворов деревня Гу­лей-аул», в которой живет «начальник» шайтан-кудейцев. Другие, возражая этой точке зрения, не без основания утвер­ждают, что Гулей-аул — это искаженное название д. Юлаево. В самом деле, д. Юлаево в то время — это центр Шайтан-Кудейской волости, т. к. там жил «начальник поколения Шайтан-кудей», т. е. волостной старшина. Во времена путе­шествия П. С. Палласа в 1770 г. — им был Юлай Азналин. Жил здесь и его сын Салават Юлаев. В протоколе показаний на допросе в Тайной экспедиции Сената об участии в пуга­чевском восстании от 25 февраля 1775 г. Салават Юлаев по­казал: «Салаватом его зовут, Юлаев сын, от роду ему два­дцать первый год. Жительство имел при отце своем, Орен­бургской губернии в Уфимской провинции, в деревне Юлаевой, состоящей на большой Сибирской дороге». Но на во­прос о том, «откуда и каких мест уроженец», оба ответили «Оренбургской губернии провинции Уфимской деревни Текоевой [Тикеевой]».


       Деревня Юлаево существовала в 1756-1774 гг., поскольку на карте Красильникова и Рычкова ее не было, но и ревизия 1795 г. не показала селения такого названия. Юлаево — высе­лок из коренной деревни Азналино, переросший в поселение «из немногих дворов» к 1770 г. Относительно того, что д. Шайтан (по П. С. Палласу) некоторые авторы (Р. Исламшин) неправомерно уподобляют с д. Алькино, а не с д. Азналино. Давно известно, что населенные пункты башкир в XVII — пер­вой половине XVIII в. носили названия родов и племен — эт­нонимы. Например, коренное поселение башкир Иректинской волости (ее центр) называлось Иректе, Сартской волости — Сарт, Шайтан-Кудейской или Шайтанской волости — Шайтан. На карте 1737 г. под названием «Новая Ланткарта Башкирской Орды или Уфинской провинции с прибавлением пограничных частей и всей Закамской стороны и первой земляной, а потом Новой Оренбургской линии. (Учинена в Самаре месяца декаб­ря 1737 году. Копировал кондуктор Ерепей (Ерофей?- А. А.) Струков», представленная как вкладыш к одному из томов «Материалы по истории Башкирской АССР» (Оригинал в РГВИА: Ф. ВУА. Д. 20618) в бассейне р. Юрюзани, ее прито­ков указаны нижеследующие селения: Ералбаш, Смаилово на р. Ерал, на берегу неизвестной (без надписи) речки - Аднала, Сакино, на правом берегу Юрюзани — Усякеево, Кусяково. Из известных населенных пунктов по источникам за 1755-1795 гг. здесь можно найти лишь один-два. Аднала (Азналино) — коренное поселение шайтан-кудейцев, раннее название кото­рого было Шайтан. В этом нет никаких сомнений. Но такого названия-этнонима у д. Алькино не могло быть, потому что она молодая, возникшая после 1755 г. Поэтому д. Алькино на­зывать Азналино, как это делают некоторые авторы, было бы большой ошибкой. Между тем селения Алькино и Азналино располагались недалеко друг от друга. Следует считать заблу­ждением и утверждение о том, что современное селение Юнусово — это бывшая деревня Юлаево, основываясь на том, что в первом в 1786 г. зафиксирован башкир Расымбет Аптраков, один из братьев Аптраковых, проживавших в Азналино, каз­ненных повстанцами в годы Крестьянской войны в 1773-1775 гг. Однако аналогичных примеров можно было бы привести десятки, но ограничимся одним. Вместе с Расымбетом в про­даже части вотчинной земли Шайтан-Кудейской волости за­водчице И. И. Бекетовой участвовал и мулла Яркей Касаев, выходец из д. Касаево, но проживавший тогда в д. Алькино, а в 1775 г. в д. Шиганаево. Как же быть в данном случае, уро­женец какой же деревни этот Касаев? Анализ и детальное изучение источников подсказывают, что он был уроженцем д. Шиганаево, но его отец Касай основал выселок Шиганаева, ставший затем д. Касаево, уничтоженной карателями в 1775 г.


       Погоня за очередной сенсацией привела упомянутого ав­тора еще к одной грубой ошибке. Он считает, что родная де­ревня Салавата Юлаева Текеево не была уничтожена, что она, якобы, сохранилась под названием опять-таки Юнусово. Но как быть с прежним его представлением о том, что та же самая деревня Юнусово — это бывшая деревня Юлаево? Ответ на вопрос у него, естественно, отсутствует. Обе по­следние деревни, однако, сравнительно молодые, возникшие после 1755 г. (сын основателя деревни Кузякай Юнусов в 1786 г. участвовал в той же самой земельной сделке, что и упомянутый выше Расымбет Аптраков) Поэтому какая из них может быть ранней? Ни одна. Д. Текеево однозначно была сожжена карателями, т. к. она не зафиксирована ни в 1783 г., ни в 1795 г. Но деревни Текеево, Юлаево и Юнусово в 1756-1775 гг. существовали одновременно. Поэтому о какой-то преемственности между ними говорить не приходится.


       Таким образом, утверждение о том, что одна и та же де­ревня под названием Юнусово в прошлом называлась и Те­кеево, и Юлаево, не выдерживает никакой критики, посколь­ку все три селения существовали в одно и то же время.


       Юлай Азналин и его сын Салават Юлаев, по их соб­ственным словам на допросе, — уроженцы д. Текеево, т. е. родились не в коренной деревне отца Юлая под названием Адналы или Азналино, а в дочерней — Текеево, т. е. возникшей из переехавших из д. Азналино жителей. Есть все основания считать д. Юлаево, где жили Юлай с сыном Салаватом, тоже дочерней, жителями которой были выходцы и из д. Текеева, и из Азналина. Все эти селения исчезли с карты края по причине сожжения их карателями в 1775 г. Что касается д. Текеево Туркменского аймака Урман-Кудейской волости, то она никакого отношения к одноименной деревне Шайтан-Кудейской волости не имеет. Эта деревня возникла в середине 50-х годов XVIII в. Среди кудейцев были и кубовские башкиры. Сыновья первопоселенца были известные вотчинники — Абдрашит Текеев, житель д. Кубово, участвовал в припуске чувашей на землю Кубовской волости в 1773 г.; другой сын Габбас Текеев был кантонным начальником 8-го башкирского кантона Уфимского уезда.


       Оставшиеся в живых жители сожженных карателями селений Азналино, Текеево, Юлаево, Мратово, Касаево, Якупово, Смаилово перешли на жительство в дд. Шиганаево и Идрисово, а также во вновь основанные деревни Алькеево, Юнусово и другие.