Лаклы

       По легенде, д. Лаклы («Илаклы тобы») возникла на земле д. Еланлы, что абсолютно не соответствует действительности. Но она близка к истине относительно времени и образования селения (1797 г.) и совершенно права в указании места выхода лаклинцев (д. Таймеево). В 1836 г. тептяри из татар д. Лаклы, представив текст договора властям, свиде­тельствовали, что «предки наши прежде бывшей деревни Агавы (Таймеево) Гумер Утюганов с товарищами заселение возымели на владеемой тептярь нами земле по договору Тарнаклинской волости, заключенному 1760 г. февраля в 3-й день вечное владение из платежа оброка с каждого двора по 25 коп.» Это означало, что она возникла на арендованной у башкир-тырнаклинцев земле (об арендной оплате по 25 коп. с двора в год говорится и в другом документе).

       Теперь можно привести и текст договора, по которому и возникла д. Лаклы. «Писана сия татарская запись в 1760 году февраля 3 дня Уфимского уезда Сибирской дороги Тырнаклинской волости мирския люди большия и малыя со общага согласия жалованную от предков и в вотчинную землю уступили тое же Сибирской дороги деревни Атавовой (т. е. Таймеево) есашным татарам Гумеру Утеганову, Ягуде и Халилю Алкиным, Мулле Гансе Сулейманову, Смаилу Сеитову. Ибраю Нуркину, сотнику Максюту Абдуллину с товарищи, кто им угоден будет десяти дворам в вечное владение детям их и правнучатам и с платежей об­року с каждого по двадцати пяти копеек, и есть ли окроме оных десяти дворов от отцов дета, от братьев братьи отде­ляются потому же нам, вотчинникам, брать по 25 копеек, межи оной уступленной земле первая от вершины Шеряк по большой проезжающей Троицкой дороги до меже Тюбеляцкой волости и по ней до вершины лога, называемого Чигарчинли, по нем до устья, а от устья по меже той жеТубеляцкой волости до желтого камышу, по нем до камня и гнезда сокола чьего, а оттоль степью по арке, на Ай реку и по нем на устье Лаклы и по нем под низ камня и по нем верхом на устье Лаклы (Вакияр), а от него по пролежащей на устье Шеряка дороге, показанную большую дорогу и вдоль по об¦явленной Шеряку до вершины, сено косить, дрова ру­бить во оной, а от оной вершины Шеряк по меже Каратавлинской волости до трех пригорках, где сено косить же, со­сновой и лиственной лес рубить да и бить да и прочее, то им потребно все брать вольно, а со оных трех пригорков назы­ваемой Усь Тюб по меже Тюбеляцкой волости до логу, на-зываемаго Чигарчинлы, и в той отданной земле в межах все­ми угодями довольствоваться вольно, а сверх того на устье Лакля пониже камню построить, где пожелают одною мутовочную мельницу да и еще выше писанных местах на отдан­ной земле сколько потребно будет мельницы строить невозбранно. В чем к сей татарской записи в отдаче боль­шая и малая тамги свои приложили, а именно: Шидяк Мишаров, Мамиши Ижбулатов, Айтыш Танатаров, Альшей Мукминев и др.»

       25 мая 1770 г. П. С. Паллас увидел эту деревню. «Поехал для осмотру достопамятной пещеры, - писал он, - влево три версты с дороги к татарской деревушке Цигярцинкуль. Жители оныя по прежде бывшему в сей стране общему обычаю отдают в казну старый ясак или подать куньми мехами по той цене. Деревня сия в немногих дворах лежит при ручье Лякле Зилге, который первый в реку Ай впадает и при кото­ром кончится плодоносная равнина, заключающая в себе Залихауль (т. е. Насибаш).» В договорной записи от 3 февраля 1760 г. и в записях П. С. Палласа упоминается «лог Чигар­чинлы» и название деревни Цигярцинкуль. Насколько нам известно, в краеведческой литературе смысл, содержание этого слова впервые доказательно раскрыто Р. Исламшиным. Саярсин - Карагач (лиственница), Саярсинкуль - Карагаче­вый Лог (но о логе в статье упомянутого автора ничего не го­ворится). Первоначально д. Лаклы, как видно по Палласу, называли Саярсинкуль, т. е. Карагачевый Лог.

       О развитии д. Лаклы несколько цифр. Сразу заметим, что в конце XVIII в. татары перешли в тептярское сословие, в ко­тором пребывали до 1865 г. И потом по инерции продолжали себя именовать тептярями. В 1795 г. в д. Лаклы в 17 дворах насчитывалось 138 человек. В 1816 г. было 112, в 1834г. - 176, в 1859 г. - 312 душ мужского пола тептярей. В 1920 г. в 326 дворах проживало 1703 тептяря.

       В характеристике селения земством в конце XIX в. име­лись следующие моменты. «Пашня распахана давно. Почва - плотный чернозем. Севооборот трехпольный, сеют рожь, овес, гречу, пшеницу, лен. Пашут сабанами. В селе 2 водя­ных и 8 конных молотилок, до 20 веялок. Имеются огороды. В селении 4 общественных водяных мельницы и принадле­жащие отдельным домохозяевам - 2 мутовки, а также 2 куз­ницы, 4 торговых лавки, 1 кирпичный сарай. В аренду сдава­ли 6 мельничных мест (6 дес.) с ежегодной платой от 2 до 25 руб. с каждого». Жители занимались и животноводством.

       В 1908-1909 учебном году в лаклинском инородческом училище из 4 отделений обучалось 72 мальчика и 25 девочек (обучали их раздельно).

По истории села Лаклы написана замечательная книга Гранита Нурулловича Зинурова \"История села Лаклы Салаватского района Республики Башкортостан\". Книга повествует о возникновении и развитии села Лаклы Салаватского района Республики Башкортостан. В неё включены исторические документы, архивные данные, воспоминания очевидцев, письма, фотографии, газетные материалы. Читатели найдут в книге много интересного о прошлом и настоящем села, о сельчанах – участниках Великой Отечественной войны и других боевых действий. Фактически в этой книге раскрыта и история села Таймеево.
Приведен обширный справочный материал для тех, кто хочет дальше заниматься историей села Лаклы.
В частности в книге представлены материалы ревизских сказок, списки домохозяев и многое другое. По ним реально проследить свою родословную до 17 века. Книга большая, поэтому разместить ее на страницах сайта пока не успели. По всем вопросам можно обращаться по адресу:dars@ufagen.ru.

Ревизские сказки, переписи: в теме про Лаклы на форуме