You are here

Маматаево

Источники дают противоречивую информацию по ранней истории д. Маматаево. В Осинской дороге в 1762 г. III ревизия зафиксировала д. Маматово при одноименной речке. Она попала в список деревень, где проживали тептяри или татары. Здесь брали на учет 14 душ татар мужского пола. В том списке перечисляются поселения по р. Барде, как, например, Бардабаш, Барда, по р. Тулва-Султанаево, по р. Ермей - Танып. В другом списке сел за 1834 г. в составе 8-й юрты 1-го башкирского кантона, расположенного на территории Осинского уезда, оговорено, что среди сел, перечисленных из Бирского уезда в Осииский, наряду с д. Старо- и Новокайпаново имеется и Маматаево (67 башкир и 23 тептяря). Если из них первые относились к Кайпановой тюбе Кыр-Таныпской волости, то последняя находилась в составе Ирэктинской. Жившие с башкирами тептяри имели в руках указ от 24 июня 1774 г. о вселении сюда. Таким образом, следует думать, что речь идет об одной и той же деревне. Затем военные топографы в 1841 г. объездили и описали башкирские и другие поселения. В их материалах эта деревня в Осинской дороге уже отсутствует. То же самое видим и в «Ведомостях о посеве хлеба по Башкиро-мещерякскому войску за 1842 год», т. е. по 8-й юрте 1-го башкирского кантона среди других сел нет Маматаева. Значит, д. Маматаево была возвращена в ведение Бирского уезда. В 1816 г. на территории Ирэктинской волости было две деревни: Маматаево и Новомаматаево (здесь имелось 10 дворов с 27 башкирами мужского пола). Дан и ориентир расположения последней - р. Будум. Относительно времени основания Новомаматаева сказано, что она возникла после генерального межевания земель уезда - т. е. между 1811 и 1816 гг. VI ревизия 1811 г. ее не зафиксировала, потому что новой деревни еще не было. Зато она попала на учет очередной ревизии - VII по счету. Само название ее свидетельствует о том, что жители коренной деревни основали новую. В последующем продолжали учитывать обе деревни в отдельности, как, например, в 1834 г., когда д. Маматаево в составе 1-го башкирского кантона состояла из 67 жителей и другая, имеющая 52 жителя, находилась в ведении 10-го башкирского кантона, расположенного в Бирском уезде. Дальнейший учет фиксирует только одну деревню, находящуюся при р. Будум, недалеко от д. Старо- и Новокайпаново. В 1859 г. в ней в 55 дворах проживал 261 человек. В 1870 г. показали количество дворов на 10 меньше, но жителей - на 26 человек больше. Всех жителей ошибочно отнесли к мишарям, хотя они раньше здесь вообще не были зафиксированы, и тептярям. В 1920 г. численность жителей дошла до 477 человек (94 двора). По этническому происхождению все башкиры.


Маматаевцы занимались земледелием: в 1842 г. на каждого из 52 башкир (по другим сословиям нет данных) было засеяно по 12,5 пуда ярового и озимого хлеба. Военные топографы в начале 40-х годов XIX в. показали 2 одноименные деревни, отстоящие друг от друга в одной версте. Находились от Бирска: 1-я в 110 верстах, 2-я - в 111 верстах. В первой из них жили татары и тептяри в 4 дворах (24 человека), во второй - башкиры (52 человека при 13 дворах). Татары и тептяри владели 18 лошадьми, 27 коровами, 7 овцами, башкиры - 28 конями, 50 коровами, 10 овцами, 5 козами.


Была мечеть с конфессиональной школой («училище»). Несколько слов о названии деревни. Оно, по-видимому, тесно связано с именем ирэктинца Мамета (Мамат, деревню раньше называли Маметево, Маметеево) Кузаева, после смерти которого его вотчину с бортевыми деревьями насильно захватил одновотчинник Смаил Темиркутов, против его неправого действия выступили родственники покойного Токайка Чурин. Уразайка Яппаров, Иштерячка Карзяев, платившие за ту вотчину казенный ясак в объеме 18 куниц. По этому поводу в самом конце XVII в. они обратились с прошением к царям Петру и Ивану Алексеевичам .