Д. Н. Денисов
ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ОРЕНБУРГСКОГО КРАЯ (XVIII —начало XXвв.)
"Своеобразным отголоском масштабных переселений 20-40-х годов XIX века стало основание пензенскими мишарами в 1887 году хутора Мещеряковского (Ислаевского) (ныне село Ислаевка Саракташского района Оренбургской области). Первоначально переселенцы арендовали 300 десятин земли по речке Баран-Бык у башкир-вотчинников деревни Карагузиной, а в 1901 году выкупили этот участок при содействии Крестьянского Поземельного Банка за 9000 рублей(1). К этому времени хутор Ислаевский насчитывал всего 12 дворов и 92 жителей.
В 80-90-е годы XIX века отдельные группы татарских припу-щенников появляются в различных башкирских деревнях на территории современной Оренбургской области. Так, в 1888 году 125 человек подселились в нынешнее село Аустяново Тюльганского района, что способствовало его дальнейшему превращению в татарский населенный пункт(3). В 1887-1891 годах население башкирской деревни Юлгутла (ныне Кувандыкского района Оренбургской области) пополнилось 303 переселенцами(4) и т. д.
Продолжалось и внутреннее расселение татар по территории Оренбуржья. В 60-е годы XIX века тептяри деревни Староашировой основали современное село Новоаширово Матвеевского района Оренбургской области, которое в прошлом носило также название Бакирова. По данным 1886 года, здесь проживало 797 татар(5). В 1866-1869 годах часть жителей деревни Биккуловой обособилась и основала в пределах того же Октябрьского района современное село Новобиккулово, которое насчитывало в 1869 году 161 жителя, а в 1887 году 193 человека обоего пола(6)."
"Процесс постепенного превращения башкирских сел в татарские всегда был связан со значительным притоком татарских переселенцев. Начало ему было положено сравнительно поздно, лишь во второй четверти XIX века. К этому времени количество свободных земель в Оренбургском крае значительно сократилось вследствие масштабных переселений из центральных губерний страны. Многие же башкирские общины сохраняли в своих руках крупные земельные участки, необходимые для занятия полукочевым скотоводством. Расположенные здесь населенные пункты в большинстве своем носили хуторской характер, что открывало широкие возможности для подселений со стороны. Так, 13 февраля 1836 года башкиры 9-го кантона, Кара-Кипчакской волости, 15 юрты, команды старшины Аллаберды Аллагулова на волостном сходе вынесли приговор о припуске в деревни Кульчумову 85 и Карагузину 53 татар, перешедших с каргалинского хутора Булгакова по случаю окончания срока его аренды(1). 10-я ревизия 1834 года отметила в указанных селах, соответственно, 138 и 80 башкир-вотчинников. В 1840 году 78 татар из деревень Верхние и Нижние Чебеньки пополнили население башкирской деревни Аустяновой Бушман-Суун-Каракипчакской волости(2), где шестью годами раньше было зафиксировано 105 вотчинников. К 1887 году половина аустяновцев (220 человек) была татарами, а половина (220 человек) - башкирами, но в 1888 году сюда подселилось еще 125 татарских припущенников(3). По распоряжению Оренбургской казенной палаты от 19 марта 1868 года в башкирскую деревню Бектимирову 2-й Усергенской волости были причислены 17 татар из деревни Саиновки Бузулукского уезда Самарской губернии(4). В 60-80-е годы XIX века на Бузулуке, в непосредственной близости от башкирской деревни Красная Мечеть обосновались татары-тептяри. К 1885 году деревня Малая Красная Мечеть насчитывала 93 жителей(5). Впоследствии оба населенных пункта слились воедино.
Этническое взаимодействие между татарами и башкирами проходило особенно широко в восточных районах современного Татарстана и в Пермской области, чему в немалой степени способствовала общность хозяйственного уклада. Процесс перерождения башкирского населения в татарское на территории Оренбургского края был гораздо более сложным, неоднозначным, противоречивым, сопровождался острыми конфликтами. Главным препятствием на пути к этому выступало принципиальное различие в организации хозяйства. Башкиры изначально занимались в степных районах полукочевым скотоводством, а татары были оседлыми земледельцами.
В этой связи весьма показательной является ситуация с жителями татарской деревни Мухамедьяровой. С 1835 года они были расселены в количестве 216 душ по 17 окрестным башкирским деревням: Зиянчуриной (35 домовладельцев), Канчуриной (34), Тлявгуловой (25), Акбулатовой (24), Каиповой (19), Кузяимковой (14), Аскаровой (11), Бурангуловой (10), Бикбердиной (8), Гумаровой (7), Мамбетшиной (6), Акдавлетовой (5), Юнаевой (5), Агурдиной (4), Бикташевой (4), Идельбаковой (4) и Барангуловой (1)(1). Однако на протяжении двух поколений татары, проживавшие в башкирском окружении, сохраняли свое национальное самосознание, язык, культурно-бытовые особенности. В отношениях с властями эти люди, распыленные по многочисленным населенным пунктам, выступали единым фронтом, под названием "бывших жителей деревни Мухамедьяровой". Башкиры-вотчинники принуждали их кочевать вместе с ними, не допускали к земледельческим работам, травили посевы и сенные покосы. Противостояние между коренным башкирским населением и татарами, которые пытались незаконно обосноваться на их земле, нередко выливалось в открытые конфликты. В течение долгого времени татарские припущенники вели упорную борьбу за воссоединение в рамках одного населенного пункта, которая в 1868 году увенчалась основанием новой деревни Мухамедьяровой. Часть людей, по-видимому, осталась на прежних местах жительства, в селах Акбулатово, Гумарово и Тлявгулово, где их потомки проживают до настоящего времени, сохраняя свое национальное самосознание как татары.
Аналогичная ситуация имела место и с бывшими жителями де-ревни Новая Каргала близ Гирьяльского редута. В 1840-1841 годах они были разделены по 4 башкирским селам: Чанким-Бектимирово, Султанбаево, Рыскулово и Сунарчи(2). Поверенные этих татар писали в 1862 году: "Мы, припущенники, привыкши к оседлой жизни и к хлебопашеству, некоторым образом в общежитии отличаемся от Башкирцев-вотчинников. Они ходят на кочевки, а мы нет, они очень мало занимаются домашностию и хлебопашеством, а мы стараемся о исправлении домов и засеваем всегда больше их хлеба, отчего вотчинники и глядят на нас пристрастно, даже стараются вредить нам, кто чем может, а чрез это всегда мы с ними живем не в мире"(3). Лишь в 1873 году татары добились выделения им участка земли, на котором основали деревню Новогафарову."
В книге много о татарах Оренбургской области
В скобках (1),(2),(3) - это ссылки на архивные материалы. Кого заинтересует текст с удовольствием поделюсь и ссылками на фонды и описи ГАОО.
К сожелению целиком предоставить не могу авторские права и так далее. К тому же книга только вышла в свет. Получена мною от автора лично, под чесное слово.
Список деревень упамянутых в книге:
А
Абдрахманово
Абдулино (Тиристамак)
Абдулова (исчезн.)
Аблязово
Акбулатово
Алабайтал
Амерханово (Баткаклы)
Асекеево
Асселя (Асселятамак) (исчезн.)
Аустяново
Ахмерова (Бикбуга) (исчезн.)
Б
Бакаево (Акана, Акана-елга)
Баширово (Муллабаширова)
Бектимирово
Бердская крепость
Биккулово Октябрьского района (Ашик-Темир)
Бикулово Ташлинского района
Бугуруслан
Бузулук
В
Верхненовокутлумбетьево (Новокут-
лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Верхнеозерное
Верхние Чебеньки
Верхний Иртек (Вершин Иртецких) (исчезн.)
Воздвиженка (Иктамак)
Г
Гирьял
Гумарово
Д
Деревня между рек Садаку и Сейдяку (исчезн.)
Донское
Дюсметьево (Арыкарагач Тоскилька)
Ж
Желтое (Чертанлы, Куль аул, Амирова)
З
Зубочистка 1-я
Зубочистка 2-я
И
Ибряево Красногвардейского района
(Таллы-елга)
Ибряево Северного района
Измайловка
Илек
Ильинка
Ислаевка (хутор Мещеряковский)
К
Каменноимангулово
Карагузино
Кондуровка (Кундровская слобода)
Красногор
Кряжлы (Аитова)
Кулат (исчезн.)
Кульчумово
Кутлуево (Кармалка)
Кызыл-Мечеть
Л
Линевка
М
Медведка
Мулюково
Мустаево (Мустабаевский)
Мустафино (Нить)
Мухамедьярово (Микета)
Мухраново
Н
Наурузово (Сокур арема)
Нежинка
Нижненовокутлумбетьево (Новокут-лумбетьева, Тулбаева, Кинель)
Нижнеозерное
Нижние Чебеньки
Никитино (Карамалы рядут)
Никольск
Новоаширово (Бакирова)
Новобелогорка (Вершин Бузулуцких)
Новобиккулово
Новогафарово
Новогумерова (Абдрайтамакова) (исчезн.)
Новоилецкое
Новокульшарипово (Ереуз-елгатамак)
Новомусино
Новочеркасское
Новоякупово (Субханкулова)
Новый Тирис (Минлибаева)
О
Озерки
Оренбург
Орск
Р
Рычковка (Токмаковка)
С
Саиновка
Сакмара
Сарманай (Красная)
Северный (Сок-Кармалинская слобо-
да)
Соль-Илецк (Илецкая Защита)
Староаширово (Сайдак вершины)
Старобелогорка (Белогорская)
Старокульшарипово
Старокутлумбетьево (Сайдак арема)
Старосултангулово
Староякупово (Малый Ик)
Старые Шалты
Степановка 2-я (Шалтинский высе-лок, Суммеля)
Султакай
Сурметбаш (Асановка) (исчезн.)
Т
Татарская Каргала (Сеитова слобода,
Сеитовский посад)
Татарский Саракташ
Тирис-Усманово
Тлявгулово
Тукай
У
Уранбаш (Алмала)
Ускалыцкая (Бердяшева, Минитбае-ва, Сукалыцкая) (исчезн.)
Усманова (исчезн.)
Утеево
Ч
Чанышево (Ибрагимовка, Тулупов Ерик) (исчезн.)
Чеганлы (Чеганлытамак)
Чесноковка (Сухарникова слобода)
Ю
Юзеево (Ницкое устье)
Юлгутла
Я
Яфарово (Кулат)
Фрагменты из книги по указанным выше населенным пунктам размещены на сайте w w w.predki56.narod2.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
(3)
На что ссылка?
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
На различные фонды ГАОО в которых упоминается а переселении татар в ту или иную деревню на каких правах и так далее
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
Было бы неплохо разместить фото обложки книги и информацию о стоимости и местах где можно приобрести.
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
Книга выпущена малым тиражем. Изданна на основе научного труда (диссертации), издана на деньги университета. Растпространялась между библиотеками университетов Оренбургской области. У меня робложки нет и книга в электронном варианте.
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
Обращаюсь к администраторам сайта сделайте перечень татарских деревень Оренбургской области аналогично деревням Башкирии. По мере необходимости я его заполню по заявкам форумчан.
Re: ИСТОРИЯ ЗАСЕЛЕНИЯ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ ТАТАР ...
Вам предоставлено право создания материала типа "Страница подшивки".
Создавайте страницы с описаниями деревень, дополнительно указывая район.
По мере накопления таких страниц они будут объединяться в подшивку.