К Л Е Б Л Е Е В
Ономастическое исследование фамилии
Среди наиболее распространённых фамилий села Бастаново Сасовского района Рязанской области Российской Федерации, встречаются два варианта одной интересной фамилии — Клеблеев и Клевлеев. Эта фамилия является уникальной в своём роде, и на сегодняшний день, не встречается в каких-либо исторических источниках, кроме документов, касающихся вышеупомянутого села; наряду с другими фамилиями основных татарских родов Бастаново.
Согласно древнему обычаю тюркских народов, если в семье или в роду долгое время не было ребёнка, или же рождавшиеся дети умирали, совершался обряд прошения у всевышнего ребёнка, желания, мольбы ему жизни. Этот ритуал назывался «Бала келәве». «Бала келәве» представлял один из видов обряда Келәү. Поклоняясь божественной силе — всевышнему или тотему, прося у него выполнения разнообразных пожеланий, обряд Келәү, проводили в определённом месте, преимущественно возле воды, реки, родника.
В татарском антропонимиконе, имена, дававшиеся с желанием иметь ребёнка, главным образом формировались с помощью повелительных глаголов или глаголов желания, означавших в прямом или переносном смысле «желание, мольбу о ребёнке».
Таким образом, количество имён, образованных и имеющих отношение к «Бала келәве», превышает два десятка. Среди них: Келяш, Келяуле, Келянче, Келяуша, Келяуш.
Достойно внимания еще то, что согласно старинному солнечно-лунному календарю булгаро-татар, одиннадцатый месяц назывался «келәү ае». Наши языческие предки называли мальчиков, родившихся в этом месяце, именем Келәш (Кляш).
Возвращаясь к Клеблеевым, можно с большей долей вероятности утверждать, что эта фамилия образована от имени Келяуле и является более поздним написанием фамилии Клевлеев.
В Ревизских Сказках села Бастаново Поляковско-Майданской волости Елатомского уезда Тамбовской губернии Российской Империи о служилых татарах за 1722, 1745, 1763 и 1834 годы, фамилия Клеблеев не встречается. В них мы находим лишь дальних предков этой фамилии, записанных Клевлеевыми. Но, уже в более поздних Метрических Книгах к первой и второй мечетям села Бастаново – практически все потомки Клевлеевых значатся Клеблеевыми.
Почему же произошла замена « -вл- » на « -бл- »? Возможно, это связано с явлениями, характерными для разговорного языка и диалекта татар-мишарей, а так же, с необходимостью писать фамилию на русском языке.
Сегодня, нам известны два самых ранних представителя фамилии бастановских Клеблеевых. Ими являются Акмамет и Килмамет Клевлеевы, по всей видимости, являвшиеся родными братьями, их рождения, можно датировать началом XVII века.
В списках книги Чарыкова Н.В. «Посольство в Рим и служба в Москве Павла Менезия» (1634г. – 1694г.), о служилых татарах, несших службу по городу Шацку, значатся: Чепкунька Килмаметев сын Клевлеев; Бекбулатка Килмаметев сын Клевлеев; и в этих же списках, датированных 1677 годом, возникает еще один ранний представитель рода – Малашка (Малах) Охмаметев (Акмаметев) сын Клевлеев, сведения о котором были так же обнаружены как в Отказной Грамоте, датированной 1703 годом, так и в Ревизской Сказке 1722 года. Именно ветвь служилого татарина Малаха Акмаметева сына Клевлеева, умершего в 1702 году, является сегодня основной ветвью потомков рода Клеблеевых.
Династии уникальной фамилии Клеблеевых, на сегодняшний день расселились по всему миру: от самого села Бастаново и райцентра – города Сасово, до Казани, Ташкента, Кёльна, Санкт-Петербурга, Антверпена, Риги, Москвы и многих других городов и мегаполисов мира, передавая, как семейную реликвию, эту красивую и звучную фамилию своим потомкам.
Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Клеблеев имеет два ярко выраженных фоносемантических признака: хорошее, короткое.
Исследование проведено при поддержке Нургаяза Гарипова и Александра Абдиева
г.Москва – г.Сасово – с.Бастаново, 2013 год
А Т Н А Г У Л О В
Ономастическое исследование фамилии
Атнагуловым досталась в наследство от предков простая, красивая фамилия. Её значение прозрачно: в роду Атнагуловых был Атнагул. Родоначальник носил благозвучное, позитивное по смыслу имя.
Фамилия Атнагулов образована от мужского тюркского имени Атнагул, которое в переводе на русский язык означает «рождённый в пятницу».
Как известно, пятница — праздник для мусульманина. Пятница — лучший, священный день недели. В этот день мусульманам ниспосылается обилие, всяческие блага и всё доброе. Вероятно, родители, нарекая ребёнка таким именем, желали своему сыну стать достойным мусульманином, и это неудивительно для общества, в котором огромное значение придаётся религии. Если ребёнок родился в пятницу – это добрый знак.
Имя Атнагул знакомо многим мусульманским народам России. И всё же, считается редким, ведь далеко не каждому выпадает в жизни такая удача – родиться в священный день. Неудивительно, что и фамилия Атнагуловых стала редкой.
Все ли обладатели этой фамилии принадлежат к одному родословному древу? Учёные, изучающие происхождение тюркских фамилий, отвечают на этот вопрос отрицательно: нет, фамилия не является доказательством родства. Есть разные династии Атнагуловых. Они не связаны между собой родством. У каждой династии своё родовое гнездо, свой родоначальник, своя история.
Усилиями потомков восстановлена история фамилии Атнагуловых из деревни Саиновка (согласно Метрическим Книгам мечети деревни — Хусаинова или Хусеинова) Тоцкого района Оренбургской области Российской Федерации, в прошлом – Логачевского сельского общества Бузулукского округа Оренбургской губернии Российской Империи.
В деревне Саиновке, Атнагуловы проживали с момента ее основания. Из истории заселения Оренбургского края, нам известно, что в 1788 году выходцы из деревни Чечекле Спасской округи Казанского наместничества во главе с ясачным татарином Саином Ишметевым (1732г. — после 1795г.), обосновались в вершинах реки Бузулук, там, где в настоящее время расположено село Саиновка Тоцкого района Оренбургской области. В 1795 году к ним подселились 11 ясачных татар из нынешнего села Тимяшево Лениногорского района Республики Татарстан и трое тептярей из современного села Суерметово Ермекеевского района Республики Башкортостан, вместе с которыми общее население деревни составило 50 человек. На основании Указа Оренбургской казенной палаты от 27 августа 1807 года в Саиновку перешли 30 ясачных татар мужского пола со своими семьями из деревни Шибаш Алькеевской волости Спасского уезда Казанской губернии (ныне Татарские Шибаши Алькеевского района Республики Татарстан). Вследствие этого ее население значительно возросло и составило в 1816 году 193 человека обоего пола.
Здесь, следует отметить, что родовым гнездом рода саиновских Атнагуловых, до 1807 года, являлась деревня Шибаш Казанской губернии.
«Чибаш (иначе Шибаши или Шибащи или Рысова Поляна) — деревня Ногайской дороги Казанской губернии Спасского уезда, в 62 верстах от уездного города, при речке Большой Шие. Население татарское (ясачные татары), жителей до 2500; мечеть, красильни. В 3 верстах от деревни — следы старинного городища». По словам исследователя Казанского края Рычкова, еще в 1769 г. здесь видны были три ряда валов с глубокими между ними рвами, окружавшие площадь с трех сторон, а четвертая прилегала к болотистой речке Чибаш. В окружности городище имело 354 сажени. В 1883 году деревня Рысовая Поляна (Шибаши) Успенско-Юхмачинской волости Спасского уезда Казанской губернии Российской Империи.
Согласно «Ревизской Сказке 1816 года марта 7 дня Оренбургской губернии Бузулукского уезда деревни Саиновой», среди её жителей, главой семьи под номером 19, значится 30-летний ясачный татарин Аднагул Денеев — отец четверых сыновей и двух дочерей, в дальнейшем, причисленный к сословию государственных крестьян. Вероятнее всего, он и стал, со временем, главой большого семейства, а его имя было заложено в основу фамилии всех последующих поколений саиновских Атнагуловых.
В ХХ веке карта страны многократно перекраивалась. Менялись границы и географические названия, но по-прежнему Атнагуловы (не все, но многие обладатели этой фамилии), живут на земле своих предков. Известна ещё одна династия с фамилией Атнагуловы из деревни Суккулово Белебеевского уезда Уфимской губернии; в Ермекеевском районе Башкортостана фамилия Атнагуловых считается своей, местной; из Метрических Книг 1913-1915 годов, к первой мечети деревни Большие Варзи Вятской губернии, стало известно, что в данной мечети служил хатыбом Абдукарим Ахмадсафа улы Атнагулов.
Вероятно, есть и другие родовые гнёзда Атнагуловых, но они пока не установлены: ведь не все источники исследованы, не все архивные документы введены в научный оборот.
Процесс формирования некоторых татарских фамилий был достаточно длительным и сложным, поэтому окончательно говорить о точном месте и времени возникновения любой фамилии, можно лишь на основании генеалогических исследований. Тем не менее, фамилия Атнагулов представляет собой замечательный памятник историко-культурного наследия татарского народа, передавая из поколения в поколение, как семейную реликвию, свою простоту и красоту, унаследованную от славных предков.
Фоносемантический анализ фамилии выявил, что фамилия Атнагулов имеет восемь ярко выраженных фоносемантических признаков, а именно: мужественное, храброе, большое, величественное, хорошее, простое, громкое, могучее.
Исследование проведено при поддержке Программы «Российские Династии» ©
Международный институт генеалогических исследований, г. Москва, 2013 год
Ссылка на источник:
http://www.bastanovo.ru/karta-sayta/
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Девлетьяровы
Девлетьяровы являются родственниками роду Кара-бика, у них одна гаплогруппа — N1b. Среди каринских татар Девлетьярово считается самим древним и это в некотором роде удивительно. И вот почему. Рукописные генеалогии каринских татар все так или иначе ведут к Кара-бику. Кара-бик считается основателем рода. Но Девлетьяровы свое происхождение между тем ведут отдельно от Кара-бика. Логически рассуждая, самым древним должно быть селение, основанное Кара-биком — Ильясово. Тогда здесь может быть два момента-либо Девлетьяровы зная свое родство с Кара-биком просто не указали его или они его не помнят (общий предок жил слишком давно).
Девлетьяр Мухаммадказыев упоминается в грамоте 1510 года. У него три сына — Иван, Матвей, Семен (Зиган, Мадияр, Хисметулла соответственно). У Семена детей видимо не осталось. Сыновья Матвея — Кадыш, Кулыш, Алиш. Они есть в переписи 1615 года.
Ивана сыновья — Кибиникей, Айгильда. Они переехали в деревню Варзи. Кибиникея сыновья — Уразай, Юнус, Тангатар. Уразая сыновья — Юсуп, Янбай. Юнуса сын — Манлей. Тангатара сыновья — Лукаш, Курмаш. Курмаш по всей видимости основал деревню Курмашево. Айгильды сыновья Хангильда, Балтай, Ямей. Хангильды сыновья Уразай, Сюркей. Болтая сын Тлянчей. Ямея сын Кадырмет.
Девлетьяр родился примерно в 1450-1460 годах. Его отец Мухамматказый — примерно в 1420-1430 годах.
Казань, июль 2012
Источник:
http://www.bastanovo.ru/2012/07/devletyarovy/
Касимовы
Касимовы
Касимовы имеют гаплогруппу — L1b. Первый известный по преданиям – Гази-Мансур. Его сын — Шаги-Мансур. Его сын — Гази. Его сыновья Касим, Шомайк. От Касима Газыева берет род Касимовых. Гази Шейхмансуров упоминается в грамоте 1504 года. Сын Касима — Бажен. Упоминается в грамоте 1588 года. Сыновья Бажена — Васька, Сенька, Бузанак, Третьяк. Бузанак и Третьяк остались в Карино. Васька и Сенька переехали на Каму. Их потомки влились в состав жителей деревень Варзи, Салауш.
Гази-Мансур родился примерно в 1440 году. Шаги-Мансур — 1470-1480. Касим — около 1510-1520. Бажен — около 1540.
Здесь нужно отметить следующий факт — по преданиям, Третьяк (Тренька) являлся приемным сыном. Поэтому ДНК принадлежность необходимо перепроверить по нескольким линиям Касимовых, что будет в ближайшее время сделано.
Казань, июль 2012
Источник:
http://www.bastanovo.ru/2012/07/kasimovy/