Все это хорошо. Конечно, это труды историков, но как -то скудно, убого, чего- то не хватает. Вижу выстроенные шежере и исследовать вглубь-- энтузиазм пропадает. У меня такой вопрос ко всем и к Атайсалу . Почему шежере содержат в одном звене только один квадратик и одну черточку ... к следующему квадратику? Что , почковались или как? Если "или как", то где же матери? Они дали ровно половину генетической информации и большую часть воспитательной (в плане физического питания и питания духовного) информации. У башкир разве не считается дедушкой отец матери? Этот дедушка не достоин упоминания в шежере, даже если это президент или феодал? Неужели не сохранена информация по линии матерей? При исследовании по подобного склада шежере мы теряем ровно половину своих предков! Добрую половину... А нам не жалко, такого добра (ПРЕДКОВ)навалом, так получается? История тем и интересна , что это УЖЕ БЫЛО, и это НЕ ИЗМЕНИТЬ, можно без спеха изучать во всех деталях. А тут вижу что как бы было, и как бы не было. Тогда это не история! Тогда это не связанные между собой детали, фрагменты истории, а значит не логичны, не правдивы, и смысла в них нет. Грустная картина.
Цитата Почему шежере содержат в одном звене только один квадратик и одну черточку ... к следующему квадратику? Если честно, то я не знаю почему квадратики и черточки, надо спросить у авторов этих шежере. А если в обшем.. и кратко.. Составление шежере по мужской линии было связано с собственностью на землю, с вотчинным правом башкир и передавалось по наследству по мужской линии. А запись шежере может быть различной:http://ufagen.ru/bashkir/ Цитата Если "или как", то где же матери? А мою родословную вы можете посмотреть тут:http://ufagen.ru/ptrees/Sibaev-Muzafar/
Это интересно! А что происходило с женской частью семьи при потере вотчинника, обладающего правом на землю отца или мужа? Они где-то фиксировались членами семьи? Куда девались они, в случае смерти мужчины? Что имели , на что могли рассчитывать? Неужели сироты оставались ни с чем. Если сына не было совсем , кому право на землю переходило? И шежере обрывается на этом?
Право на землю у башкир было общественным, она принадлежала всем членам племени, рода. Скот принадлежал башкирам на праве частной собственности. Семейное право регулировалось по законам шариата. Еще при жизни отец должен был наделить домом и хозяйством старших сыновей, а то что оставалось при нем- семейный очаг, скот и имущество, -доставалось младшему сыну. Дочери свою долю наследства получали в виде приданого и выступали наследницами личного имущества матери. Важное значение у башкир имеют понятия калым и приданое. Калым обычно трактуется как плата за невесту, но вместе с тем существут мнение, что калым представляет собой компенсацию расходов на проведение свадьбы и обеспечение невесты предметами домашнего обихода. В понятие калым включали, кроме собственно калыма, скот и продукты для свадебного угощения- туйлык и махр. Значительную часть калыма составлял скот, при этом оговаривалось поголовье каждого вида домашнего скота. Туйлык тоже состоял в основном из скота, а также продуктов питания. Махр представляет собой предусмотренную шариатом сумму (часто в в виде имущества), которую должен выплатить муж для обеспечения жены при разводе по инициативе мужа или в случае его смерти. Половину суммы жених выплачивал до бракосочетания. Мулла при оформлении брака непременно справлялся о размере махра. Отец невесты обеспечивал ее приданым, в состав которого входили все виды скота, предметы быта и др.. Оно считалось собственностью женщины. в случае развода по инициативе мужа или возвращении после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть ее приданое и невыплаченную половину махра. Таким образом женщина была защищена в материальном плане. Литература по теме: 1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. Уфа, 1997. с. 102. 2. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство "башкирская энциклопедия", 2002.-248 с., ил., 16 с. цв. вкл.
На сайте появились шежере Акмуллы и Алдар-батыра. Смотреть здесь. Информацию предоставил Атайсал. За что мы ему премного благодарны! :)
Все это хорошо. Конечно, это труды историков, но как -то скудно, убого, чего- то не хватает. Вижу выстроенные шежере и исследовать вглубь-- энтузиазм пропадает. У меня такой вопрос ко всем и к Атайсалу . Почему шежере содержат в одном звене только один квадратик и одну черточку ... к следующему квадратику? Что , почковались или как?
Если "или как", то где же матери? Они дали ровно половину генетической информации и большую часть воспитательной (в плане физического питания и питания духовного) информации. У башкир разве не считается дедушкой отец матери? Этот дедушка не достоин упоминания в шежере, даже если это президент или феодал? Неужели не сохранена информация по линии матерей?
При исследовании по подобного склада шежере мы теряем ровно половину своих предков! Добрую половину... А нам не жалко, такого добра (ПРЕДКОВ)навалом, так получается?
История тем и интересна , что это УЖЕ БЫЛО, и это НЕ ИЗМЕНИТЬ, можно без спеха изучать во всех деталях.
А тут вижу что как бы было, и как бы не было. Тогда это не история! Тогда это не связанные между собой детали, фрагменты истории, а значит не логичны, не правдивы, и смысла в них нет. Грустная картина.
Цитата Почему шежере содержат в одном звене только один квадратик и одну черточку ... к следующему квадратику?
Если честно, то я не знаю почему квадратики и черточки, надо спросить у авторов этих шежере. А если в обшем.. и кратко.. Составление шежере по мужской линии было связано с собственностью на землю, с вотчинным правом башкир и передавалось по наследству по мужской линии.
А запись шежере может быть различной:http://ufagen.ru/bashkir/
Цитата Если "или как", то где же матери?
А мою родословную вы можете посмотреть тут:http://ufagen.ru/ptrees/Sibaev-Muzafar/
Это интересно!
А что происходило с женской частью семьи при потере вотчинника, обладающего правом на землю отца или мужа? Они где-то фиксировались членами семьи? Куда девались они, в случае смерти мужчины? Что имели , на что могли рассчитывать? Неужели сироты оставались ни с чем.
Если сына не было совсем , кому право на землю переходило? И шежере обрывается на этом?
Право на землю у башкир было общественным, она принадлежала всем членам племени, рода. Скот принадлежал башкирам на праве частной собственности. Семейное право регулировалось по законам шариата.
Еще при жизни отец должен был наделить домом и хозяйством старших сыновей, а то что оставалось при нем- семейный очаг, скот и имущество, -доставалось младшему сыну. Дочери свою долю наследства получали в виде приданого и выступали наследницами личного имущества матери. Важное значение у башкир имеют понятия калым и приданое. Калым обычно трактуется как плата за невесту, но вместе с тем существут мнение, что калым представляет собой компенсацию расходов на проведение свадьбы и обеспечение невесты предметами домашнего обихода. В понятие калым включали, кроме собственно калыма, скот и продукты для свадебного угощения- туйлык и махр. Значительную часть калыма составлял скот, при этом оговаривалось поголовье каждого вида домашнего скота. Туйлык тоже состоял в основном из скота, а также продуктов питания. Махр представляет собой предусмотренную шариатом сумму (часто в в виде имущества), которую должен выплатить муж для обеспечения жены при разводе по инициативе мужа или в случае его смерти. Половину суммы жених выплачивал до бракосочетания. Мулла при оформлении брака непременно справлялся о размере махра. Отец невесты обеспечивал ее приданым, в состав которого входили все виды скота, предметы быта и др.. Оно считалось собственностью женщины. в случае развода по инициативе мужа или возвращении после смерти мужа в отцовский дом женщине должны были вернуть ее приданое и невыплаченную половину махра.
Таким образом женщина была защищена в материальном плане.
Литература по теме:
1. Асфандияров А.З. Башкирская семья в прошлом. Уфа, 1997. с. 102.
2. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фатыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. Уфа: Научное издательство "башкирская энциклопедия", 2002.-248 с., ил., 16 с. цв. вкл.