деревня Азикеева

Опубликовано mobile741 - пт, 01/31/2020 - 16:06

В настоящее время вся наша ветвь Саляховых плотно занимаемся изучением своей родословной и исторической родиной наших предков деревней Азикеевой. За период работы по нашей родословной в документах Уфаген архив обнаружила документы по деревне Азикеева. В результате изучения этих документов пришла к выводу, что Азикеева образовалась где-то в 1686 году.
Ниже копия документа хранящихся в фонде ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел.
1685—1686 гг.— Запись башкира Сибирской дороги, Кущинской волости Бакыя Акбулатова башкирам Казанской дороги, Енейской волости Маскову и Атаку Козелаевым и горному татарину той же дороги, деревни Шебис Алексею Бабакову о припуске их в общую вотчину, в свое повытье.
194-го году Уфинского уезду, Сибирские дороги, Кущинские волости башкирец Вакей АкбулатЬв дал на себя запись того ж уезду Казанские дороги, Енейские волости башкирцем Маскову да Атаку Козелаевым детям да ,-тоя ж Казанские дороги, деревни Шебис, горному татарину Алешке-Бабакову в том: пустил он, Бакей, их, Маскова и Атака и Алешку, в вотчину свою по Уфе реке и по Аю в свое повытье, и в той вотчине им, Маскову с товарищи, всякого зверя и в реках рыбу ловить вольно. А ясак в казну платить погодно сопча, ему Бакею по 3 куницы да анцырь меду, а им, Маскову и Атаку и Алешке, 6 куниц да анцырь меду. А ямские деньги, которые збираютца подгородным ямщиком, платись ему Бакею 16 коп. а им, Маскову с това-рищи, 34 коп. А ежели звериные и рыбные ловли станут, кому отдавать на откуп, и тот откуп собдва жеребья. А буде он Бакей з женою и з детьми в том не устоят, и на нем Бакее взять им Маскову с товарищи по той записи 200 рублев.
ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1728 г. февраля 26—мая 28, лл. 31—31 об. Копия начала XVIII в.
Предположительно
Братья Козелаева расселились следующим образом сам Атака Козелаев с сыном Азикаем (в переводе младший, маленький), поселился на землях, где ныне расположена, деревня Азикаева. Москову Козелаев поселился на землях, где ныне расположено село Большая Ока.
Из вышеизложенного делаю вывод, что деревня Азикеева образована в 1686 году на землях башкирца Бакея Акбулатова. Первыми жителями этих земель была семья Атакая Козелаева. Когда начали появляться названия деревень, то, и названа была она по имени сына Атакая – Азикая.
По всем ревизским сказкам того времени иске аул записана, как деревня Азикаева Красноуфимского уезда Пермской губернии. Та часть Азикаева, которая располагалась на другом берегу реки Оки, называлась в документах Азикеева в (обиходе яны аул) и относилась к Оренбургской губернии Уфимского уезда. Граница Оренбургской губернии с Пермской губернией проходила по реке Оке. В 1865 году Оренбургская губерния была разделена на две губернии: Оренбургская и Уфимская. Во вновь образованную Уфимскую губернию отошли земли и населенные пункты Пермской губернии. В числе других в Уфимскую губернию вошла деревня Азикаева. Две части разделенной деревни объединили под названием Азикеева. Позднее деревня Азикеева была переименована в Малую Оку, но это название не прижилось и деревня так, и осталась Азикеева.
Логично, что время заселения первых жителей является временем образования этого населенного пункта. Мой вывод время образования деревни Азикеева 1686 год.
Что касаемо села Большая Ока :
После смерти Москова Козелаева на его место проживания в 1714 году сыном Бакыя Акбулатов, Акбашем Бакеевым был припущен Иликей Тирисев, о чем свидетельствует нижеследующий документ.
№ 20. 1714 г. декабря 7. —Запись башкир Сибирской дороги, Кущинской волости Акбаша Бакеева с товарищами башкиру той же волости Иликею Тирисеву о припуске его в общую вотчину.
1714-го году декабря в 7 день Уфинского уезду, Сибирские дороги, Кущинские волости баpшкирцы Акбаш Бакеев, Абдулла Иванов, Науруз Атаков с товарыщи на Уфе дали на себя запись тоя ж волости башкирцу Иликею Тирисеву в том: припустили они, Акбаш с товарыщи, его Иликея в вотчину свою вместо умершего тоя ж волости башкирца Москова Козелиева, и тою вотчиною по межам и по урочищам владеть им, Акбашу с товарищи, с ним Иликеем вопче. И ясак в казну платить ему Иликею с ними, Акбашем с товарыщи, вопче ж. А буде они, Акбаш с товарыщи, в чем против той записи хотя в малом не устоят, и ему Иликею взять на них, Акбаше и Абдуле и Наурузе с товарыщи, за всякую неустойку 20 руб. И та запись и впредь запись.
ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1728 г. февраля 26 — мая 28 лл. 30—30 об. Копия.
По выводам заслуженного работника культуры Татарстана, писателя Разита Сибатова у Москоу Атакаева был сын Болта и приводит в доказательство нижеследующий документ
Уфимская приказная изба, д. № 29, Записны 124. 1712 г. сентября 9.— Запись заемной кабалы башкира Сибирской дороги, Кущинской вол. Болты Московова крестьянину Кунгурского уезда Ивану Некрасову.
Сентября в 9 день писана кабала, что занял Сибирские дороги Кущинские волости башкирец Болта Московов Кунгурского уезду. Торговищаго острошку у крестьянина у Ивана Некрасова 4 руб. 20 алт. ден. до сроку до рожества Христова сего ж году.
А порукою в той кабале писан отставной стрелец Михайла Летников.
е книги г. Уфы 1712 г., л. 42 об.
МиБ том 3 стр. 88
Но сын Атакая Наврус утверждает, что именно он является наследником земель от умершего дяди Москову , о чем свидетельствует нижеследующий документ:
№ 25. 1728 г. после апреля 4. - Выписка из челобитных башкир Уфимского уезда по разным земельным, тягловым и прочим вопросам, сделанная в Коллегии Иностранных Дел
В 3-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Навруса Атакова. Во 194-м году Уфинского уезду, Сибирской дороги, Кущинской волости башкирец Бакей Акбулатов-дал отцу и дяде ево Маскову Атаковым детям запись в том, что пустил он отца ево и дядю в вотчину свою по Уфе и по Аю рекам в свое повытье, чтоб ходить в той вотчине с ним, Бакеем, заодно вместе сообща, и зверей и рыбу ловить вольно, да уделил он, Бакей, ево отцу и дяде 100 дерев дельных. А с того со всего платить им отцу ево и дяде ясаку часть. А после дяди ево никого детей не осталось, а после отца ево остался он, Наврус, и живет он и ныне в той Бакеевой деревне.
Видимо действительно частью земель от умершего Москову Козелаева распоряжался его племянник Наврус Атакаев . Так как при припуске жителей Большой Оки именно он и его братья участвовали в припуске жителей Большой Оки.
Из монографии известного исследователя, профессионального историка Б.С. Давлетбаева по истории его родного села Большая Ока:
Из всех мишарских населенных пунктов самым ранним является д. Большая Ока. Она возникла по договору от 22 декабря 1692 г., когда мишарей припустили башкиры Кущинской волости Кызылбай Урчекин и Шункар Атикеев (Азикеев). Однако имеется другая договорная запись — от 5 июля 7199, т.е. 1691 г., которая была дана мишарям от имени только одного башкира Шункара Атикова. Ниже даем копию ее текста:
«Се язь Шункар Атиков сын Уфимского уезду Сибирские дороги Кущинские волости башкирец дал есми на Уфе сию запись Осинские дороги деревни Енагушевы служилому мещаряку Тойгильде Енгалышеву в том, что в нынешном во сто девяносто девятом году июля в пятый день пустил я, Шункар, их, Шемяка (вдруг и второй мещеряк?) и Тойгильду, в вотчину свою кто себе в товарищи ходить им, Шемяку и Тойгильде, в той моей вотчине и детям и внучатам с секова числа вечно и всякого зверя побивать, и рыбу ловить, и борти вновь разделывать, и из новых и из старых бортей мед выдирать и в бобровых гонах ходить вместе, а с тое вотчины в казну великих государей есак и всякие подати платить и подводы гонять вместе ж, а кто их из тое вотчины станет высылать и насильство какое чинить, и мне, Шункару, их очищать, слово и убытку никакова не довести, а буде моим не очищениям какие убытки учинятся, а от убытки на мне, Шункаре, по их сказке, а буде мои, Шункаровы, родственники о той вотчине учнут великим государям бити челом и им, Шемяку и Тойгильду, в тех моих Шункаровых убытках и проестях не помогут, а буде я, Шункар, их, Шемяка и Тойгильду, или детей или внучат их из той вотчины стану высылать, и на мне, Шункаре, взять им, Шемяку и Тойгильду, по сей записи за неустойку в чем против сей записи не устою, сто рублев денег да за всякое раздельное дерево по гривне. Буде они, Шемяк и Тойгильда, в той моей вотчине ходить не похотят, и теми раздельными деревьями владеть мне, Шункару, в том им сию запись дал. Толмачил Иван Сокуров, а на то послухи Максим Сивалов, Михайло Панков, а писал запись Уфимской площади подьячий Андрюшка Савинов. Лето 7199, июля в 5-й день».
Сравнение текстов договорных записей от 1691 г. и 1692 г. показывает, что первый из них неполный, пропущена фамилия мурзы Шемяка (Янбаев), место его выхода (д. Кискеево-Кусекеево, ныне в Бирском районе). Б.С. Давлетбаев уточняет и местонахождение деревни (Бирский район РБ) другого мишаря Тойгильде и его фамилию (Янклычев, а не Енгалышев). Этот договор был утвержден Уфимской расправной канцелярией 12 июля 1717 г.
Следует особо подчеркнуть, что в деревне проживали представители нескольких сословий, имевшие неодинаковые права на землепользование. Из них землевладельцами-вотчинниками были башкиры-кущинцы, которых было единицы. Это — Биктимировы («Дети, оставшиеся от умерших башкир деревни Оки, значущиеся по ревизии под номерами 91, 92, 93 Сагадия, Бикташа, Тажбулата Биктимировых, сей сказкой показали, что предками их Уресейком и Кучюком Разметевыми земли были приобретены по грамоте во дни царствования царя Иоана Васильевича, почему и земля та, на коей они живут, по Кучуком Разметеве называется Кущинской (это легенда. — А.А.), поэтому они по родовому праву, считая себя вотчинниками той земли, представили документы, по которым они были признаны вотчинниками».

Мои дополнения: Что касаемо, мурзы Шемяко Янбаев,который являлся сыном припущенникам Тогума Ялбаева о чем свидетельствует нижеследующий документ:
№ 9. 1687-1688 гг. - Запись башкира Сибирской дороги, Кущинской волости Абдуллы Иванова башкиру той же дороги Тугуму Ялбяеву о припуске его в общую вотчину, в свой жеребий
№ 9. 1687—1688 гг.—Запись башкира Сибирской дороги, Кущинской во¬лости Абдуллы Иванова башкиру той оюе дороги Тугуму Ялбяеву о припуске его в общую вотчину, в свой жеребий.
[196-го году Уфинского уезду], Сибирской дороги, Кущинской волости башкирец Абдул Иванов сын на Уфе дал на себя запись тое ж дороги башкирцу ж Тогуму Ялбяеву в том: в нынешнем во 196-м году пустил он, Абдул, ево, Тогума, жить в тое свою вотчину, в свой жеребей, з женою и з детьми и дал он, Абдул, ему, Тогуму, 20 дерев деланых без пчел. А рядил он с него, Тогума, на год по полторы куницы да безсыр меду. И живучи ему, Тогуму, в вотчине у него, Абдула, всякова зверя ловить вместе и делить пополам, и борти делать, и мед драть рму, Тагуму, в своих бортях одному. А буде кто в той ево вотчине станут из найму в озерах и в речках рыбу ловить и хмель драть, и тот наем ему, Абдулу, с ним, Тогумом, делить пополам же и ни в чем не обижать, и всякие звериные ловецкие снасти делать вопче ж. А буде он, Абдул, или жена ево, и дети, и родственники ево, Тогума, в том жеребью станут изгонять и ловить всякого зверя и в вотчину ходить не дадут, или что добудут зверей, а делить с ним, Тугумом, и з детьми ево, Тогумовыми, попалам не станут, и на нем, Абдуле, и на жене ево и на детях, или хто ево, Тогума, ис той вотчины станет выбивать, взять заряду 100 руб. А буде ж и он, Тогум, или жена ево и дети против той записи в чем не устоят, и тому, Абдулу, и жене ево и детям заплатить заряду 100 ж рублев.
ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Цел. Дело 1728 г. февраля 26—мая 28, л. 29—29 об. Копия нач. 17 века.
Как часто это было, в те времена на территории Башкирии первые припущенники начали припускать на свои земли других припущенников и начали получать от них плату за припуск.
Такое поведение припущенников вотчиннику этих земель Акбашу Бакееву (сыну Бакея Акбулатова) видимо не очень-то понравилось и он начал притеснять и выгонять из своих земель нижеуказанных жителей деревни Большая Ока. Притесняемые со своей стороны написали челобитную жалобу на Акбаша Бакеева. Текст челобитной расположен ниже.
№ 25. 1728 г. после апреля 4. - Выписка из челобитных башкир Уфимского уезда по разным земельным, тягловым и прочим вопросам, сделанная в Коллегии Иностранных Дел
Да в челобитных же, поданных от башкирцов апреля 4-го сего 1728-го году, написано, а имянно:
В 1-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Нуркея Нуриева сына Тугумова. В прошлом во 196-м году Уфинского уезду, Сибирской дороги Кущинской волости башкирец Авдул Иванов дал деду ево родному Тугуму Янбаеву на себя зацись в том, что . пустил он, Авдул, деда ево жить в вотчи¬ну свою в свой жеребей з женою из детьми и дал он, Авдул, деду ево 20 дерев деланых без пчел. А рядил он, Авдул, з деда ево брать на год по полторы куницы да безсыр меду, с которой записи приложил при том прошении копию. А ныне ис той вотчин выбивает ево Нуркея того Авдула сын Авдюк и против той записи ему, что в ней написано, не дает. Дабы повелено было в Уфу к воеводе послать указ, чтоб по той записи и но ево прошению учинил указ безволокитно.
А в приложенной записи написано... Далее следует запись 1687—1688 гг., данная башкиром Уфимского уезда, Сибирской дороги, Кущинской волости Абдуллой Ивановым башкиру той же дороги Тугуму Ялябеву, см. стр. 79.
Во 2-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Иликея Килриясева. В прошлом 1714-м году Уфинского уезду, Сибирские дороги, Кущинской волости башкирцы Акбаш Бекеев, Абдула Иванов, Надруз Агаков дали ему на себя запись в том, что припустили они, Акбаш с товарищи, ево, Иликея, в вотчину свою вместо умершаго тоя ж волости башкирца Маскова Козеляева, и тою вотчинною по межам и по урочищам владеть им, Акбашу с товарыщи, с ним вобще, и ясак в казну платить вопче ж, с которой записи приложил при том прошении копию. А ныне ис той вотчины выбивает ево, Иликея, Акбашин сын Авдюк и владеть ему ничем не дает. И дабы повелено - было дать ему в Уфу к воеводе указ, чтоб по той записи и по прошению ево указ учинил безволокитно.
А в приложенной записи написано... Далее следует запись 1714 г. декабря 7, данная башкирами Уфимского уезда, Сибирской дороги, Кущинской- волости Акбашем Бакеевым, Абдуллой Ивановым и Наурузом Атаковым с товарищами башкиру той же волости Иликею Тирисеву, см. стр. 107—108.
В 3-м. Сибирской дороги, Кущинской волости Навруса Атакова. Во 194-м году Уфинского уезду, Сибирской дороги, Кущинской волости башкирец Баней Акбулатов-дал отцу и дяде ево Маскову Атаковым детям запись в том, что пустил он отца ево и дядю в вотчину свою по Уфе и по Аю рекам в свое повытье, чтоб ходить в той вотчине с ним, Вакеем, заодно вместе сообща, и зверей и рыбу ловить вольно, да уделил он, Бакей, ево отцу и дяде 100 дерев дельных. А с того со всего платить им отцу ево и дяде ясаку часть.
А что чего, о том имяновано в записи, с которой записи при том прошении приложил копию. А после дяди ево никого детей не осталось, а после отца ево остался он, Наврус, и живет он и ныне в той Бакеевой деревне; и сын того Бакея Акбаш ево не высылает и записи отца своего не спорит, а выбивают ево ис той деревни и в вотчины ходить, и зверей бить, и рыбы ловить, и мед ломать, и вновь деревья делать не пускают тоя ж волости деревни Ганбетевы башкирцы Рахмангул Янбетев, Мазан Байцаков, Этекай Этеев неведомо для чего. И дабы поведено было дать ему в Уфу к воеводе указ, чтоб по тому ево прошению учинил указ.

Открытым остается вопрос, почему время образования села Большая Ока связывается именно с припуском мещар? Ведь там же жили до этого башкиры, про которых как бы вскользь указано — немногочисленные башкиры Биктимировы («Дети, оставшиеся от умерших башкир деревни Оки, значущиеся по ревизии под номерами 91, 92, 93 Сагадия, Бикташа, Тажбулата Биктимировых, сей сказкой показали, что предками их Уресейком и Кучюком Разметевыми земли были приобретены по грамоте во дни царствования царя Иоана Васильевича, почему и земля та, на коей они живут, по Кучуком Разметеве называется Кущинской (это легенда. — А.А.), поэтому они по родовому праву, считая себя вотчинниками той земли, представили документы, по которым они были признаны вотчинниками». Из вышеуказанных документов видно, что Биктимировы являются внуками и правнуками Бакыя Акбулатова . Хотя где проживал Бакый Акбулатов в Кызылбаево или Большой Оке не понятно. Если Уречкин припускал в окрестности Кызылбаева припущенников и сам был вотчинником, почему нигде нет ни одного документа? (не считая припуска жителей Большой Оки).

mobile741, очень интересный анализ.

Тогум Ялбаев во второй половине 17 века возможно проживал в д.Абдулово (ныне Абдуллино Мечетлинского р-на РБ), т.к. его потомки показаны по первой ревизии именно в этой деревне.

"Дрвни Абдуловой в ней ясашные татара:
Аименно:
-Нурай Тогумов штидесяти пяти, у него дети: Батыр двадцати пяти, Муса двух, Умер году;
......
Безясашные татара:
- Нуркей Нуреев сорока пяти, у него сын Муртаза осми лет;
-Калмак Нуреев тридцати пяти, у него дети Айсан трех, Абубакир двух лет;
...
После первой ревизии видимо они выехали из этой деревни, т.к. в последующих ревизиях их потомки не прослеживаются.

Да действительно семья Нуреева вернулась обратно в деревню Казакларова и в дальнейшем проживала. Кто нибудь изучал деревню Казакларова. Мой предок Романов проживал как служивый татарин в деревне Козакова, до прихода в Азикеева. Кстати в Азикеева ,Коянова,Большая Ока проживали многие служивые татары из Казакларова. Некоторая часть из них вернулась в 1802 году обратно в Казакларова , из -за продажи азикеевским обществом земли помещику.О чем имеется запись в ревизских сказках по Казакларова за 1811-12 годы.

Мой предок Романов Ишкельдей впервые описан в двух писцовых книгах Болтина и Батурлина в 1647-48 годы. Как служивый татарин живущий по владетельной грамоте в деревне Мамендель Алатской дороги. После разделения Алатской дороги на Казанскую и др.дороги служивые татары образовали деревню Козакова в какое время это произошло не известно.Сами казакларовцы пишут разные даты от 1647 до 1713 года.

Деревня Козакова отошла к Уфимскому уезду Казанской дороги. Потом Козакова отошла к Бирскому уезду Ельдяцкой волости.Когда это произошло непонятно. Затем все ближайшие деревни объединили в деревню Казакларова. В 1713, в1718 году годах Внук Ишкельдея Усман Романов записан доверенным лицом от Казакова о припуске на башкирские, так как они свою грамоту на землю истеряли и во втором договоре они жители Казакова отдали в аренду свою мельницу.После 1840 годов в составе сотни служивых татар перемещены в Гайнинскую волость.