Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Деревня Келдышева. Сибирская дорога. Айлинская волость. По всей вероятности, эти Келдышевы не имеют родства с Килтесем Агиевым. И составленное родственная схема не указывает на родство. Но будем иметь их в виду.
Миб 1. Страница 316. №142. Попробовал перевести на понятный мне русский язык. Можеть быть не совсем понял.

3 июля 1737 года возвратился в Красноуфимскую канцелярию мещеряк Якуп мулла Хасанов. Ездил он к башкиру Мендияру.
По пути к Мендияру, проезжая Айлинскую волость деревню Келдышеву, был в доме Кадряса батыра Келдышева. Кадряс Келдышев спрашивал Якупа Хасанова – куда он едет.
Якуп мулла Хасанов ответил, что едет с указом к Мандару.
Кадряс Келдышев задержал его и и держал Якупа Хасанова трое суток под стражей. Забрал у него указ и сказал, что если поедет к Мандару, то Якупа Хасанова убъют. А Кадряс Келдышев остался вместо Мандара. Мандар уехал в Бала-Катайскую волость к башкиру Кутлугузе. У Кутлугузи находился также и Тюлькучюра.
(Здесь немного непонятно). Мандар спросил Кутлугузю. Зачем они приехали к нему. И если Кутлугузя в доверии у царского правительства и будет получать от царского правительства сообщения или услышит что нибудь от царского правительства , то сообщит Мандару.
Также Кадрясь Келдышев рассказал. Что собралось 6300 башкир, которых собрали старшины Тюлкучюра, Бепеня мулла, Смаил тархан, Мандар Козяшев, Рахмангул и его сын Даржима Рахмангулов. И будто бы Козяш убежал неизвестно куда. Аип-бай (непонятно) Кара-Тавлинская волость. Стангул, Кусямыш, Тамас поехали нападать за Урал на крепости , сибирские поселения, мещеряцкие и прочие иноверческие деревни.
Старшина Балыхчинской волости Чекат собрал 700 человек. Чекат взял 200 челове и с ними поехал за Сюянтюс, чтобы переправиться через реку Уфа и напсть на мещерские деревни. 500 его человек пошли вдоль реки Сим под Уфу. Через Каргину и через Лабову и остальным русским деревням. Так как русских войск до Мензелинска и Казани нет, то можно идти не опасаясь русских войск.
Также к Катрясу приехали с Ногайской дороги 500 человек. У них Старшина Калбирде мулла Асанов (возможно Кулбирде).
К ним (непонятно к кому) собираются ещё и все эти люди в количестве 6300 человек хотят идти на Красноуфимскую крепость или под Утку, когда дождутся всех 6300 человек.
Калберда хотел задержать Якупа, чтобы Куп не сообщил о нападении на Красноуфимскую крепость.
(Про Сеита муллу непонятно. Возможно он ездил с товарищами в Киргизскую орду за помощью.)
Из Киргизской орды, по призыву башкирцев, выехали Шемяк салтан и Барак хан. У которых 4000 киргисцев. И которые стоят от башкирских деревень в 150 верстах.
Киргизцы поклялись на коране, что помогут башкирцам.
Когда киргизские ханы выехали с людьми из своих владений, то башкирцы напали на них. Отогнали 500 лошадей и отдали им их обратно. (Видимо для устрашения).
И теперь киргизские ханы собирают всех башкирцев и те присягают на коране.
Якупа муллу хотели убить. Якуп дал Катрясю 2 рубля денег. Якуп вместе с Катрясем (Кадряс Келдышев) написал письмо. Ночью Катряс тайно провёл Якупа несколько вёрст и отпустил.

Людям родословные восстановите.

В переписях род вышедший с реки Ай.

1623 год
Акдалова Карабая
Акдалова Чураша.
http://zz-project.ru/1623-1624-cherdynskij-uezd/398-kungurskiya-pistsovyya-knigi-tatar-pisma-i-mery-mikhaila-kajsarova-1623-1624-g

1679 год
(л.300.об.) Дрвня Япарова.
Ясачные татаровя.
В юрте Елкибайко Епаров, у него сын Емятко пятнатцати да у него же племянник Булатко Килдыбаев.
В юрте Имяско Елкибаев, у него сын Ногайчюрко осми лет.
В юрте Сермурзачко Янаргушев, у него дети Ишимко да Байтоско.
В юрте Колчюрко Колзыбаев, у него дети Кудашко десяти да Мамяткулко семи лет.
http://kunguruezd.myqip.ru/?1-2-15-00000002-000-0-0

Человек прислал образец тамги Бурана Килдешева и образец тамги Сабая Кутлина. Геометрически совпадают с тамгой Аликея Сарычева. С тамгой Чюраша Келдышева совпадение можно сказать с большой натяжкой. Повёрнута на 180 градусов и округление снизу. Пока нет никаких предположений.

СБОРКА. ИЗ МИБ 1.
Айлинская волость. Год упоминания.
Чюраш Килдашев (1737-1740). Кудряс Килдашев (1737-1740).

Волость не указана. Год упоминания.
Максют Килдышев (1740). Байчюра Килдишев (1740).

Ижиская волость. Год упоминания.
Чураш батыр сын Килдяша (1737).

Кальчирская Волость. Год упоминания.
Келдыш Агиев (1737). Буран Килдышев (1740).

Упоминаемые деревни.
Кальчирская волость. Деревня Келдышева.
Сибирская дорога. Айлинская волость. Деревня Келдышева.

Упоминание в документе на припуск 1747 года. Кальчир-Бураново.
Буран Кидушев. Кутлу Келдышев. Кунакбай Келдышев.
Попытка воссоздать последовательность рождения. К 1747 году Буран, Кутлу и Кунакбай были совершеннолетними. В 1740 году Буран убежал к Карасакалу. Был уже совершеннолетним в 1740 году. Так как сын Бурана – Яуш родился в 1734 году. Другой сын у Бурана Каип. Есть в записях на припуск. Допустим, что ему 17 лет и возможный год рождения 1730. Попробуем вычислить время рождения Бурана по Каипу. Вычтем от Каипа 20 лет. Получим 1710 год. Возможно, Буран родился в промежутке 1705-1710 год. Это гипотетически. Когда на самом деле – неизвестно. От Бурана вычтем ещё 20 лет. Получим 1685-1690 годы. Предполагаемое время рождения Килтеса 1685-1690 годы. От 1737 года (год бунта) вычтем 1685-1690 годы. Получим предполагаемый возраст Килтеса. 47-52 года. Мог ли он скакать на коняшке в эти года? Мог скакать верхом, но сражаться уже было тяжело. Мог только играть на гитаре (или на пианино) и призывать народ к бунту. И если гипотетически отнести к нему Айлинских Келдышевых, то к бунту 1737 года он должен быть древним стариком, который не смог бы сесть на коня. Следовательно, участвовать в бунте он не смог бы. Поэтому, Айлинских Келдышевых следует не рассматривать. Но иметь в виду. Чем история ни шутит.
У Кутлу родился сын Сабай в 1735 году (год не проверен). Поэтому он не фигурирует в документе на припуск. Ему было 12 лет. Несовершеннолетний.
Кунакбай Келдышев родился до 1730 года. Так как он фигурирует в документе на припуск. И к Пугачёвскому восстанию ему было более 45 лет. Мог на коня залезть и саблей помахать. Был полковником. Следовательно, он был младшим из братьев.
Попытаемся добраться до появления Калчер-Табын. В конце 17 века появился Калчер-Табын. Если продолжать вычислять по 20 лет, то Агий – 1675. И вот здесь, думаю, должен быть Калсер 1650-1655 годы. Время предполагаемой его жизни попадает под разделение Табын.
Пока такие рассуждения. Мог и ошибиться. Надо искать.

На Яндекс карте найдены:
Недалеко от Межгорье. Гора Караульная. Куянтавские болота с двух сторон. Рядом Ямантау.
В Первоуральске. Гора Караульная.
В Новоуральске. Гора Караульная.
Между Сибаем и Зилаиром. Караул-Тау.
Между Салаватом и Стерлитамаком – Кызлар-Караул.

Подходит под описание гора Караульная недалеко от Межгорье. Имеется болото. В этих окрестностях находилась деревня Кальчирова. Сибирская дорога.
Следует вновь переработать предположение по деревне Калсер за Толпарово.

Попытаемся разобраться с записью на страницах 167-169. МИБ 1.
В десятом часу ночи 17 ноября 7172 (1663) года приехал в Уфу уфимец Иванай Тогонаев и переводчик Карай абыз Рахимгулов. Иванай Тогонаев на докладе стольнику и воеводе князю Андрею Михайловичу Волконскому доложил: В этом 7172 (1663) году, семь дней назад, по указу великого государя, он (Иванай Тогонаев) был послан из Уфы на Ногайскую дорогу в восставшим башкирам с письмом написанным на тюрки. Иванай Тогонаев должен был уговорить башкирцев не бунтовать и государь не будет их наказывать. Вместе с Иванаем Тогонаевым поехал из Уфы башкир из деревни Дувановы Ямбердей Алимбетев. Выехали они из Уфы вечером. Ночевали за рекой Белая. На другой день они доехали до леса Чечлеук (Не знаю с каким словом сопоставить. Может быть Сыслык или иное). В этом лесу их дожидался родной брат Ямбердея Алимбетева – Карачай Алимбетев и с ним три его товарища. Затем видимо Карачай и три его товарища уехали на свой стан. В том лесу, они (Иванай и Ямбердей) охотились и собирали мёд для еды. Там переночевали. Утром Ямбердей Алимбетев поехал на стан, где жил его брат. Стан находился в половине версты (чуть больше половины километра) от дороги. Приехал Ямбердей со своим братом Карачаем и с его товарищами. Затем Иванай поехал с Караем (видимо Карачай) и его товарищами по Ногайской дороге. Ямбердей остался в лесу Чечлеук собирать мёд. Ехали они до вечера. Не доехав до озера Аккуль (Какая то тавтология. Озеро “Белое озеро”. Поистине чуден русский язык.) повстречались им башкиры Ногайской и Казанской дорог. Из разных волостей. Командир отряда был Ахтай абыз Досумбетев. В его отряде было около пятидесяти человек.
Иваная и Караная они повели с собой. Ночевали между рекой Белой и озером Аккуль. Сдлали небольшую стоянку. К ним подъехали с Казанской и Ногайской дорог, разных волостей, ещё отряды. Ишмамет и Тевеней Девлетбаевы с отрядом сто пятьдесят человек.
Иванай Тогонаев хотел дать башкиру Ишмамету письмо. Он не взял. Сказали Иванаю, что они поедут в урочище на болоте Кочевань. В том урочище будет хан Кучук сын Аблая с башкирами Сибирской дороги. Должны встретится с ханом Кучуком в пятницу. (В докладе сказано – на прошлой неделе в пятницу. Когда Иванай возвратился в Уфу и доложил о своей поездке, то это была уже на прошлой неделе пятница).
Послали башкиры к хану Кучуку башкир Курпеч-Табынской волости из деревни Дуванова – Кушлея Дуванова и из Кипчвкской волости Кутуя Ембетева. Они должны прибыть к этому сроку на болото Кочевань. Когда хан Кучук с отрядами Сибирской дороги и отряды Ногайской Казанской дорог соединятся, то пойдут на город Уфу.
Иванай спросил их. Для чего они пойдут на Уфу. Променад сделать (для прогулки) или пограбить (воевать). Иванаю ответили. Это знает только хан Кучук. Когда приедут к Кучуку, тогда они возьмут у Иваная письмо.
Иваная и Карая абыза (Карачая) взяли под охрану.
Утром пошли на болото Кочевань. Это болото напротив леса Чечлеук. Там остановились. Затем послали навстречу хану Кучуку башкира деревни Калчир Аликея и его двух товарищей. Были посланы на гору Караул, недалеко от деревни Калчир. Ишмамат с отрядом в 300 человек были на болоте Кочевань. Жили там два дня. Ждали хана Кучука и посланных навстречу хану Кучуку Аликея и его напарника. На третий день ожидания, приехал башкир Аликей и его напарник. Аликей сообщил, что никого на урочище Караул горы из Сибирской дороги не было. Командиры башкирских отрядов немного подумали. Затем взяли письмо у Иваная. Прочитали и отдали ему обратно. Сказали Иванаю. Что они пошлют в Уфу двух башкир. Чтобы они бились лбами об пол в сторону царя (с просьбой к государю). Чтобы государь их выслушал их просьбу. Заложников из Казани перевести в Уфу и отдать башкирам. Тогда они будут служить верою и правдою царю.
Если государь не отдаст башкирам заложников, то пусть переведёт их в Уфу. Тогда башкиры попеременно будут заложниками. Менять друг друга. Один посидел, дай другому посидеть.
Если не перешлют в Уфу заложников, то башкиры всем в Уфе по башке надают.
Если заложники не переведут в Уфу, то башкиры мириться с этим не будут. Будут биться до смерти.
Сейчас башкиры хотят идти к Уфе с войной. Ждут хана Кучука. Как только хан Кучук придёт с Сибирской дороги с башкирами, то они присоединятся к нему и пойдут к Уфе. Город штурмовать не будут. Выжгут всё вокруг города. Чтобы в Уфе все от голода умерли.
В Москву ехать не собираются. Ранее они ездили в Москву с просьбами. Но никто на их просьбы не ответил и сейчас никто не ответит. Пусть пишет сам князь Андрей Михайлович Волконский государю, чтобы перевёл заложников из Казани в Уфу и отдал башкирам. Если не разрешит государь отдать заложников, то пусть разрешит держать их в Уфе и менять заложников по очереди. Если государь не разрешит переслать в Уфу и менять их, то башкиры будут воевать.
Написали башкиры письмо на тюрки. Повёзли это письмо башкиры Минской волости Ахтай Досумбетов и башкир Юрматынской волости Косей Бегишев. С ними поехали башкир Минской волости Байчура Илмаметев, башкир Курпеч-Табынской волости Биккул Якшибердиев. Иваная и Карая абыза отпустили с ними. Уехали они с болота Кочевань и вечером 16 ноября приехали в Уфу.

В документе указан лес Чечлеук. Доехали они за один день.
На второй день немного не доехали до озера Аккуль.
Встретились с отрядом башкир и ночевали между озером Аккуль и рекой Белая.
Затем поехали к болоту Кочевань. Это напротив леса Чечлеук. Там остановились.
Посланы два башкира навстречу Кучуку на Караульную гору. Недалеко от деревни Кальчир. Вернулись на третий день. Следовательно, ездили недалеко.

Попробуем сопоставить всё это.
Ехали на лошади. Скорость лошади от 7 до 10 км/час. Берём малую. Так как ехали не спеша. За день проехали 70 км.
Второй день. Были сделаны кое какие дела и после отправились в путь. Проехали немного. Примерно 30 км. Встретились с башкирскими отрядами. Ночевали между озером Аккуль и рекой Белой. Это 100 км от Уфы. На карте в этом месте находится озеро Белое и река Белая. Гафурийский район.
В докладе написано, что пересекал реку Белую, только у города Уфа. Больше нигде не пересекал.
Затем поехали к болоту Кочевань у леса Чечлеук. Следовательно, поехали обратно.
Послали двух башкир навстречу хану Кучуку. На третий день вернулись. Километров 20–30 в одну сторону. По параметрам подходит гора Магаш. Может быть и другая. Звонил Хадый Юлмухаметов и рассказал про одного агронома. Это было в советское время. При осмотре полей, недалеко от Юлуково агроном сказал, что поле называется Калчир елан. На вопрос почему так называется, агроном ответил что не знает.
По описанию передвижения Иваная Тогонаева не видно, чтобы он ездил в сторону современного Толпарово.
Также не видно, чтобы ездил на Сибирскую дорогу. Следовательно, искать деревню Калчир следует недалеко от реки Агидель (Белая).
Помню пионерскую речёвку – “Бороться и искать. Найти и не сдаваться.”.

Что мы имеем на данный момент.
После общения с человеком из Башкирии удалось узнать.
Чечлеук – сәртләүек. Орех, лещина.
По слову Калчир. Человек дал своё определение этому слову. “Ҡолсура. Ҡол - раб божий, сура - хозяин воды. А жёлтая рука по башкирскому – Ҡулһары. ”
Уточнилось. Ранее писал об агрономе и поле. Поле называется Кильдеш (Килтеш) ялан.
По Караульным горам. Караульная гор есть в Юлукове и в Саитбабах и между Каварды и Убалар. Магаш также называлась "Назар-түш". Назар, назарият в переводе означает "смотреть, контролировать".

Попытаемся разобраться с записью на страницах 167-169 МИБ 1 в хронологическом порядке.
В десятом часу ночи 17 ноября 7172 (1663) года приехал в Уфу уфимец Иванай Тогонаев и переводчик Карай абыз Рахимгулов.
Уехали семь дней назад. Это было 10 ноября 1663 года.
Выехали Иванай Тогонаев и Ямбердей Алимбетев из Уфы вечером. Ночевали за рекой Белая.
На другой день уфимец Иванай Тогонаев и Ямбердей Алимбетев доехали до леса Чечлеук - "сәртләүек". Это 11 ноября.
В лесу Чечлеук - "сәртләүек" переночевали. Далее с Иванаем Тогонаевым поехал переводчик Карай абыз Рахимгулов.
12 ноября. Уфимец Иванай Тогонаев и переводчик Карай абыз Рахимгулов не доехали немного до озера Аккуль. Встретились им башкиры Ногайской и Казанской дорог.
Ночевали между рекой Белой и озером Аккуль.
13 ноября. Утром пошли на болото Кочевань. Это болото напротив леса Чечлеук - "сәртләүек". Там остановились.
Жили там два дня. Ждали хана Кучука. 14 – 15 ноября.
На третий день ожидания, приехал башкир Аликей и его напарник. 16 ноября.
Уехали с болота Кочевань 16 ноября вечером.
И той же ночью приехали в Уфу. Следовательно, приехали под утро 17 ноября.
Доклад о поездке был сделан 17 ноября в десятом часу ночи.
Какое расстояние они проехали от болота Кочевань до Уфы.
По современному календарю 16 ноября – 3 ноября.
Заход солнца примерно 16 часов 40 минут. Восход солнца 7 часов 40 минут. Это примерное время.
Написано вечер. Начинало темнеть. Возможно, выехали в пятом часу. Приехали ночью. До рассвета.
Приблизительно ехали часов 10. Ехали не спеша и клевали носом. То есть ехали в полудрёме. Коняшки были радостные, что их не пинали и еле передвигали копыта. Если следовать такой логике, то болото Кочевань находилось от Уфы на расстоянии 60 – 70 км.
Следовательно, они доехали до озера Аккуль по Ногайской дороге (указатель - озеро Аккуль и река Белая) и поехали обратно к болоту Кочевань. И оттуда в Уфу.
Следовательно, Караульная гора находится на расстоянии от Уфы 60 – 70 км.
Следует из того, что доехав к ближайшей точке к Караульной горе отправили людей на встречу с ханом Кучуком. Посыльные доехали до своей деревни Кальчир, дожидались Кучука. Не дождавшись, уехали.
Чтобы локализовать примерное место деревни Кальчир, необходимо описать дугу радиусом от Уфы в 60 -70 км. От старой дороги в сторону гор.

Вернёмся к документу, который предоставил Нил. Очень ценный документ.
Просмотрим описание вотчины: “а та наша вотчинная земля имеется по межам и урочищам с устья озера Аккуля, которая впала в Белую реку и по Белой реке до деревни против Курмантаевой, называемой Омуслы…”.
В описании вотчины написано, что озеро Аккуль впадает в реку Белая. На современной Яндекс карте не нашёл место соединения озера Аккуль (на Яндекс карте отмечена как озеро Белое) с рекой Белая. Может быть, плохо искал. Но между озером и рекой много стариц. Можно сделать вывод, что русло реки менялось, и 360 лет назад русло реки Белой было ближе к озеру Аккуль. И озеро соединялось с рекой с помощью протоки. Вниз по реке Белой, в сторону Уфы находится деревня Омуслы напротив Курмантаевой. На Яндекс карте отмечена как село Курмантау. “ дуб о перевозу речки Блеша называемой Калмаскиче”. Речки Блеш на Яндекс карте нет, но есть село с созвучным названием Усть Белишево. Рядом протекает речка Кузелга. Может быть, это и есть речка Блеш (Белиш). Не знаю. Недалеко от села Курмантау, находится горная вершина Михайловская, которая могла бы быть одной из Караульных гор. Но в описании нет упоминания пересечения реки Белой в этом месте. И по хронологии не совпадает.
Далее вниз по реке Белой, в сторону Уфы имеется ещё одна старица. Возможно, река текла в том месте. Сейчас озеро Каракуль. Возможно, в тех местах и было болото Кочевань. И ближайшая гора от этих мест – Магаш. Пока такие рассуждения. Надо искать.

Книги.
Добросмыслов А. И. Башкирский бунт в 1735, 1736 и 1737 г. - Оренбург, 1900.
http://elib.shpl.ru/ru/nodes/47015-dobrosmyslov-a-i-bashkirskiy-bunt-v-1735-1736-i-1737-g-orenburg-1900
Добросмыслов, Александр Иванович.
Материалы по истории России : Сб. указов и др. документов, касающихся упр. и устройства Оренбург. края
https://search.rsl.ru/ru/record/01003521028
С Тамьянской волостью трудно было разобраться. Сначала фигурировала на Казанской дороге. После стала фигурировать на Ногайской дороге. Но разобрался. Косвенные данные по деревне Калчир в Тамьянской волости, часть которой (наверное) стала Каршинской на Казанской дороге. Снимок из одной из книг, приведённых выше.

Экспедиция к Северному Ледовитому океану сорвалась. В две недели не укладываемся. По плану должны были расспросить жителей вдоль реки Кемь, что находится в Карелии. Что по их мнению означает Кемь. Река Кемь была в Сибири и называется на данный момент Енисей. Пока буду расспрашивать карелов. Может местные карелы в Тверской области что то знают. Может ли слово Кемь или созвучное ему быть в их языке. Также должны были расспросить местных жителей, недалеко от океана, что они думают по поводу названия местности под названием Елань.
По Калсер-Табын пока накапливаю данные. Осенью начну обработку. Буду исправлять допущенные мною ошибки.
Пока идет работа по поиску погибших в войне 1941-1945 годов. По Башкирии найдены более десяти человек. По Татарстану - около пяти человек. По Тверской области найдено около пяти человек. Дело осложняется тем, что некоторые потомки погибших солдат, не идут на контакт. Это создаёт дополнительные трудности. Также создают дополнительные трудности архивы. По Казанскому архиву полное молчание. Некоторые архивы требуют деньги. Пенсия не позволяет платить огромные деньги за различные справки. Приходится изворачиваться различными способами.
В интернете попадается словосочетание "морда лица". Этому словосочетанию около двадцати лет. Когда то придумал его и оно за это время распространилось по стране. Но на начальном этапе это словосочетание было длиннее. В то время меня спросили, почему с такими данными не перехожу в другой отдел. Тогда в шутку и сказал, что морда лица не соответствует физиономии. Люди посмеялись.

Определились три погибших солдата. Потомков у них нет. Некому их записать на сайт "Дорога памяти". При посещении деревни, где они родились, получил от любопытных женщин некоторые сведения. Пока лето, необходимо ездить и разыскивать. По этой причине с Калсер Табын пока пауза.

Вернулся из поездки по поиску погибших солдат. Результата нет. Никто не знает их. На обратном пути, не доезжая километров 30 до города Михайлов Рязанской области, застучал двигатель. Почесав свою репу, начал разбирать двигатель. Осмотрел промежуточные валы. затем осмотрел вал масляного насоса. Всё в норме. Собрал верх. Начал разбирать низ двигателя. Жара. Из еды - буханка хлеба и три бутылки воды. Поблизости никаких водоёмов. Разобрал низ двигателя. Выявилась неисправность - на четвёртом шатуне стёрлись вкладыши. Задиров на шейке коленвала нет. Уже полегче. Магазинов автозапчастей поблизости нет. Сел - раздумываю. Что делать дальше. Тянуть надо до города Михайлов. Заночевал на трассе М6. Днём переставляю местами по одному вкладышу с первого на четвёртый и наоборот. Чтобы меньше был зазор на четвёртом шатуне. Собрал. Залил старое отфильтрованное масло. Завёл. Немного получше. Так доехал со стучащим двигателем до города Михайлов. Пока было время до темноты пробежался по городишку. Какое же было моё разочарование. Магазины автозапчастей есть, но торгуют всякой лабудой. Переночевал в Михайлове. Утром снова пробежал по городу. Расспросил водителей. Все дружно говорили, что таких запчастей в их городе нет и они все ездят в Рязань за запчастями. Пришлось искать автостанцию. По дороге попалась речка. Помылся. Но без мыла - это просто ополаскивание. Нашёл автостанцию и поехал в Рязань на автобусе. Водитель жутко злой попался. Так и не сказал где автостанция в Рязани. Вышел из автобуса, где вышли все пассажиры. Шёл по дороге и расспросил двух парней. Они подсказали где магазин. Нашёл магазин и купил вкладыши. Теперь задача была как уехать из Рязани. Удивительно было, что никто не знает где автостанция. Кое как выбрался из Рязани на трассу. На трассе голосую. Никто не останавливается. Наконец остановился рейсовый автобус. Но, по дороге он сворачивал в другую сторону. В автобусе женщины объяснили как остановить рейсовый автобус до Михайлова. После стоял на остановке и дожидался автобус. Доехал. Снова переночевал. Заменил вкладыши на первом и четвёртом шатуне. Собрал. Завёл и поехал. Стучит, но не сильно. Четвёртая шейка стёрлась. Коленвал на выкид. Шёл со скоростью 60 км, чтобы не давать сильную нагрузку на коленвал. До дома 400 км. Дошёл до Москвы. На моё счастье, на МКАДе не было сильных пробок. Только перед Химками и в Химках, как обычно пробка. 15 км шёл в пробке. Прошёл Химки. Двигатель постукивает. Иду 60 км/час. Доехал до дома. И сразу бултыхнулся в ванну - примерять ласты. Такое вот приключение. В эту поездку было пройдено 2000 км.

Имеем. Вращение через косеканс и частота. Также имеем угол соединения. Коэффициент попробовать вычислить через частотный ряд. Аппроксимацией просмотреть модель. Верно ли это предположение?

Неизвестный человек прислал фрагмент карты. В письме написано, что она эпохи Петра 1. В принципе это не карта, а рисунок вдоль реки Зилим. Рисунок сильно затёрт. Буквы написаны вязью. Пока удалось прочитать "еджем", "еҙөм". Названия деревень - трудночитаемы. Пока непонятно, почему прислано мне.

Пока работаю. Не получается отключиться от гравитации. Два месяца назад вращение бетономешалки включило зажигание. В этот раз похоже - сильные подвижки. Разложил движение точек на простейший функции. Плохо то, что у меня закончился рулон миллиметровки. Оставался ещё с советских времён. Составлял графики по точкам. В один момент, от усталости, перепутал углы. И целые сутки ставил точки по другому углу. Когда понял, что ошибся, то сначала огорчился по потерянному времени. Но изучив полученный график понял, что открыл для себя что то новое. С такой точки я не рассматривал теорию. С этой точки зрения, может быть возможно доказать теорию вращения систем. Получились две оси вращения одновременно. Под разными углами и с разными угловыми скоростями. Не по осям декартовых координат, а именно физические оси. Необходимо найти пульсар. Рассмотреть расположение объектов вокруг него. Выявить плоскость.
На компьютере пока создаётся модель. Работа в начальной стадии.
А пока задачка для шевеления извилин мозга. Точка вращается на поверхности шара. Вращение по оси ординат по sin α. Вращение по оси абсцисс, также по sin α. Результирующая будет tg α. Ось вращения изменилась на 45 градусов. А что будет если вращать одновременно и по оси аппликат по sin α? Вот здесь у многих может заклинить мозг. Много лет назад у меня также поначалу клинил мозг по этому вопросу. Просто надо представлять не в плоскости, а в объёме.

Что такое красное смещение. Обычно им оперируют в астрофизике для определения скоростей перемещения звёзд. Многим это непонятно. Для этого надо знать физику. И в книгах начинают объяснять это понятие с помощью поезда, который свистит, проносясь мимо наблюдателя. Называя это эффектом Доплера. Это действительно так. Тот же самый принцип применяется в радарах у гаишников. Не знающие физику, о каком то, эффекте Доплера не слышали. Это частотное смещение. Как же оно работает.
Забудем о поезде и возьмём к примеру, боевой самолет - истребитель.
Самолёт летит со скоростью 1000 километров в час. Лётчик запустил ракету вперёд по курсу. У ракеты скорость также 1000 километров в час. У многих, если спросить, какая скорость у ракеты, ответят – 2000. Ведь она полетела вперёд самолёта в 1000 км/час. Но они глубоко ошибаются. Скорость ракеты 1000 км/час и будет она лететь рядом с самолётом и лётчик наблюдает её визуально. Может даже “погладить её и прижать к груди”.
Затем он запустил назад ракету. Летит ли ракета? Ракета не летит. Она просто “плюхнется” вертикально на землю плашмя.
От такого, у многих людей происходит “срыв мозга”.
Как такое понять? Не буду вдаваться в вектора скоростей. Для ракеты, скорость самолёта, в первом случае равна нулю. Если 0+1000, то равно 1000. И она летит со скорость 1000. Но самолёт постоянно нагоняет её. Во втором случае, скорость самолёта 1000. Значить у ракеты уже скорость 1000. И её выпускают назад со скорость 1000. Отсюда: 1000-1000=0. Скорость у ракеты 0. Можно сказать одной фразой – летит вперёд, возвращаясь назад.
Теперь мы возьмём пример с фантастическим кораблём, который летит со световой скоростью. Он постоянно посылает радиосигнал вперёд. Примет ли кто либо, его радиосигнал? Нет. Сигнал также имеет световую скорость. Экипаж корабля будет наблюдать, как у антенны будет накапливаться энергия. И энергия будет не в виде шара, а в виде плоскости. После, корабль стал посылать сигнал назад. Будет ли кто либо, принимать его радиосигнал? Снова никто не будет принимать. Радиосигнал будет неподвижен и размазан по пути полёта ракеты.
Тогда, как же передавать радиосигнал?
Тогда команда корабля посылает радиосигнал перпендикулярно полёту. То есть, по отношению пути корабля – 90 градусов. Наблюдатели со стороны стали принимать сигнал. Но не той частоте, на которой передаётся радиосигнал, а на половинной. Почему произошло так?
Проведём эксперимент. Вы, вместе с женой (или матерью, сестрой, любой женщиной) раскатали тесто. Вырезали из неё три длинные полоски. Это будет у нас радиосигналом. Сделайте из них три синусоиды (волнистые линии). С первой представьте, что вы летите вперёд и посылаете сигнал. Сожмите концы лапши по направлению к друг другу. Вы получите комок. Частота наложилась друг на друга. Со второй представьте себе, что посылаете сигнал назад. Растяните лапшу по всей длине. Получилась прямая линия. Частота растянулась и пропала. С третьей, уже по другому. Растяните её в два раза больше первоначального состояния. Синусоида осталась. Но она растянулась в два раза.
Вот теперь попробуем понять. Что такое красное смещение.
Звезда летит от нас. Берётся красный спектр звезды и рассматривается его растяжение. Вычисляется это растяжение и вычисляется скорость отдаления звезды от нас.
Звезда летит к нам. Берётся красный спектр звезды и рассматривается его сжатие. Вычисляется это сжатие и вычисляется скорость приближения звезды к нам.
Это и есть частотное смещение. Эффект Доплера.

Сейчас, просто для отдыха мозга.
Когда то написал, что можно доказать, что число 5 не простое, а составное. В математике, простое число – это такое число, которое делится на само себя и единицу. Что ж. Попробуем доказать.
Число 5 делится на 5 и 1. Можно ли разделить его другими числами. Есть хитрое математическое решение.
(2+i) (2-i) = 4 + 2i - 2i+1 = 4 +1 = 5.
Что и требовалось доказать.
Решили через комплексные числа.

Разобрался с картой. Река Илим находится на Енисее. Левая часть карты. Уфа находится в правой части карты. Рядом отмечена Самара.
Есть пока смутные совпадения по рекам Илим и Зилим (Езем). На первый взгляд названия кажутся разными. Но надо делать поправку на произношение местных жителей в то время. Возможно, русским слышалось в произношении не Езем, а Илим (Зилим).