Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

В шежере Усерган попалось имя Таукәй. Возможно, что это написание имени Тукай. Переводим в древнее написание - ТьАҮКАЙ. Мягкого К не имеется в тамговом алфавите. Имеется Ҡ и К. Пока в таком виде. Далее будем смотреть. Пока неизвестно, что за часть имени. ТАУ или ТьАҮ. Горный или небесный.

В шежере калчир-табынцев не записаны имена сыновей Кильмяка. Записаны только сыновья Калчира. Сыновья Калчира записаны явно в магометанском стиле. По этой причине следует перевести их в древнетюркский вид и сравнивать с различными документами.
Попробовать вновь сопоставить имя Суашбирде с именем СҮ АЗ КҮЛь (деревня Сазгулова). Затем, попробовать составить логическую цепочку с югом Калчировой волости. Местность, прилежащая к современному Толпарово. Просмотреть, есть ли названия связанные с именем Акбирде. Или искажения этого имени. Должны ведь, где то проявиться имена Тенгрибирде, Суашбирде, Кушдавлет, Кушбирде. Возможно, что Кушдавлет и Кушбирде имеют отношение к Кусяпкул. и деревня была Кушык.
Также. Аликейка из деревни Калчирова, который поехал на реку Ай. могли он быть Юлукайкой? То есть Юлуком, но более ранним, чем Юлук из Юлукова. И какая это деревня Калчирова? Может быть эта деревня Калчирова на Сибирской дороге?
Пока одни вопросы.
Смотрел по телевизору по украинцам. Что они курят такое забористое?
Задан был вопрос особе женского пола. Как появилось Чёрное море. Ответ сразил меня наповал. Оказалось, что Чёрное море копали не сами украинцы, а под их чутким руководством копали негры. Поэтому оно и называется Чёрным морем.
Если они считают, что русские это финно-угры, то как они объяснят, откуда у них фамилии Кулеба и Ермак? Ведь это имена древнетюркские. Имя Кулеб есть в шежере бурзян.
Если они утверждают, что украинцам 140 000 лет, то где они жили в ледниковый период, который закончился 50 000 лет назад? Подо льдом огороды сажали. Выращивали буряк. Из него варили горилку. И пили её для сугрева.

Европейцы считают, что арбалет был изобретён ими в средние века. Тогда, пусть "английские учёные" объяснят, почему в раскопках захоронений китайских императоров, которые правили 3 000 - 4 000 лет назад, находят арбалеты.
Промелькнула новость, что в Казахстане найдена крепость, которой 3 500 лет. Услышал мельком в новостях, поэтому толком не понял в каком месте.

Написано.
Пока неизвестно, что за часть имени. ТАУ или ТьАҮ. Горный или небесный.
Следует читать.
Пока неизвестно, что за часть имени. ТАУ или ТьАҮ. Гора или защита.

Колывань.
Есть в Новосибирской области город Колывань. Есть карельский эпос Калевала. Можно вспомнить современные мультфильмы про трёх богатырей. В тех мультфильмах фигурирует персонаж Колыван.
Попробуем представить эти имена и названия в древнетюркский вид.
Колывань — КҮЛь ЙОГАН.
Калевала – КҮЛь ЙОГАН ИЛ.
Колыван – КҮЛь ЙОГАН.
Вань у древних китайцев — большой начальник.
В представленном ранее словаре, вы можете найти смысловое значение этих слов.
Но, самое интересное, что город Таллин первоначально назывался Колывань. Вопрос. Кто основал этот город? Древние русичи (ер узчи) или датчане, которые пришли с войной на земли русские?
Далее. Древнетюркское Кулеб (имя в шежере бурзян). русское Кулибин. украинское Кулеба, город в Средней Азии Куляб (КҮЛь АБ).
КҮЛь АБ или КҮЛь ЕБ. Основной охотник или основно жених? Что может быть верно?

Необходимо искать более точную расшифровку слова Колывань. Возможен и второй вариант. КУУ ЫЛАН. Поляна на возвышении. Высокая площадь. Есть третий вариант. КУУ ЙЫЛАН (КУУ ИЛАН). Высокое (возвышенное) владение. Владение на возвышенности.
Имеем теперь три варианта.
Колывань — КҮЛь ЙОҒАН.
Колывань - КУУ ЫЛАН.
Колывань - КУУ ЙЫЛАН (КУУ ИЛАН).
В первом случае, название связано с именем человека. Второй случай, связано с характером местности. Третий случай, свойство объекта.
Следует иметь в виду, что за прошедшие века, произношение было сильно изменено и первоначальное звучание необходимо искать по косвенным признакам. Задачка трудная. Есть ли холмы в Таллине или их эстонцы как и древние хохлы перекопали? Одно становится понятным. В древние времена, эстонцы были родственны русичам, но затем, под давлением скандинавов отошли от культуры славян и забыли своё прошлое.
По имени Куләб, Кулибин, Кулеба нам подсказывает хорошо сохранившиеся название среднеазиатского города Куляб и имя в шежере усерган Куләб. Переводим их в древнетюркский вид. КҮЛь АБ. Имеем - основной охотник. Кулибин и Кулеба, возможно искажения от КҮЛь АБ. КУЛь ИБ (КҮЛь ЕБ) - основной жених. КУЛь ИБИН, где -ИН аффикс принадлежности кому-то. Кулеба, возможно, следует рассматривать с точки зрения кипчакского наречия, к которым относятся усергане. В таком случае, Кулеба должно быть КҮЛь АБ.
С точки зрения иртышской языковой группы, русской подгруппы, Кулибин - КҮЛь АБИН.
Не принимать за истину. Это размышления.

За многие века древнетюркские слова поменяли своё значение в современной речи. По этой причине, некоторые слова, имели другой смысл в древности. На это повлияли последующие применявшиеся алфавиты, которые не могли передать различие произносимых звуков.
Если начнёте изучать древний тюркский язык, то очень удивитесь. Все языки были одинаковые в древности.
Когда вы увидите, что кто-то пытается показать древнерусские письмена в старорусском стиле, то смело посылайте его на все четыре стороны. Мне уже присылали "доказательства" русского языка, запись рун. Якобы пятый век до нашей эры. Пришлось посмеяться от грубой подделки сего "чуда".
Не видел найденных немецких рун. Но если они существуют и они относятся к древним рунам, а не к подделкам, то в них должен быть древнетюркский язык.

Коварды. В ревизской сказке 1816 года имеется запись Яныш Калмакаев. У Яныша был отец Калмак. Верно ли имя Калмак? Пытаемся сделать расшифровку имени. КАЛ МАК. Переводим в древнетюркский вид. КҮЛь МАҒ.
Сравниваем с Кильмяком. Кильмяк (КҮЛь МАҒ) жил в 17-м веке. Калмак (КҮЛь МАҒ) жил в 18 веке. Прошло почти сто лет. У Кильмяк (КҮЛь МАҒ) отец, согласно шежере Кузеева — Яугыс. У Калмак (КҮЛь МАҒ) отец неизвестен.
Согласно данным документам польского похода, имеется в списках Калмак Ремеев. По временным интервалам он не совпадает.
Разбираемся с именем Ремей. Р ЕМ ЕЙ. Переписываем в древнетюркский. ИР ИМ АЙА (ЕР ИМ АЙА). Примерный смысл — Имеющий Почитаемое Мужество. Сравните с русским Еремей.
На данный момент мы имеем, что из обвязки Кильмяк (КҮЛь МАҒ) выпадают ӨЛьҒЫ (Юлук) и Кусяпкул (КҮСь АБ КҮЛь). Между ними и Кильмяк (КҮЛь МАҒ) должны быть ещё персонажи.

В разработку.
СОЛ – свет.
СОЛь — светлый.
СОЛЫН – светит.
СОЛЫНЧИ - солнце – светило.
СОЛАР – светящий.

СОЛ АВЫНЫ – светлые охотники. Славяне. В данном случае, возможно, АВ – охотник. Возможно, диалект русской подгруппы, иртышской языковой группы.
Слово АЙА — АЯ возможно также имеет значение — уважаемый. В конце имён записывалось в сокращении АЙ. В таком случае, следует расшифровать слово АҒАЙ – брат. Какой в таком случае имеет смысл слова АҒ? Если расшифровать АҒ, то возможно, это слово в древности имело другой смысл. В таком случае АҒ, АК, ОК слово мимикрия. Подстроилось под обстоятельство.
Не принимать за истину. Идёт поиск и сопоставление.
Иногда в записях допускаю ошибки. В предыдущих записях по шежере напутал бурзян и усерган. Смотрите сами у Кузеева в книге по шежере.

Возможно и такое произношение: СОЛЛАВЫНЫ - светлые. Славяне. Здесь идут ТРИ аффикса подряд ЛАВ, ЫН, Ы. Аффикс ЛАВ похож на аффикс в словах Ярослав и Ярославль, которые были показаны в предыдущих записях. Если аффиксы совпадают, то это может указывать на один диалект. То есть обширная территория с одним славянским диалектом.
Не принимать за истину. Идёт осмысление древнего языка.

Если предполагаемый аффикс ЛАВ относить к русичам (ЕР УЗЧИ), которые относятся к славянам (СОЛЛАВЫНЫ), то имя Святослав, а также имена где имеется аффикс ЛАВ относятся к славянской языковой группе.
Определение славяне (СОЛЛАВЫНЫ) относится также ко всем народам, населявшие древнюю Русь имеющие светлый тип.
В таком случае, иртышская языковая группа разделяется на булгарскую языковую подгруппу и славянскую подгруппу. Языковая группа общая. Иртышская. Татары, марийцы, чуваши и остальные входят в определение славяне (СОЛЛАВЫНЫ), но не в языковую подгруппу. Древняя языковая группа отличается немного.
Подгруппы назвал пока так. Историки или лингвисты дадут более точное определение. СОЛЛАВЫНЫ (славяне) разделяются на языковые диалекты. Одним из отличий этих диалектов дают различие аффиксов. Ярослав и Руслан. Аффиксы ЛАВ и ЛАН.
С такой точки зрения будет полегче разбираться с древними словами.
Различие подгрупп определяется по словам. Например. ИР — булгарская подгруппа. ЕР — славянская. По этому маркеру и определим точное имя Рюрика — ЕР ЙУРИК. Ермак — ЕР МАҒ. В булгарской подгруппе ИР ЙУРИК, ИР МАҒ. В орхонской группе ИР ЙҮРЕК, ИР МьАҒ.
Не принимать за истину. Это предположение.

Примерное развитие древних тюрков в моём представлении. На этом представлении идёт попытка осмысления древних слов, чтобы подобраться более глубже к Кальчировой волости.

Анализируя древние тюркские слова, постепенно прихожу к выводу, что аффикс ЧИ это не аффикс, а слово. И прав был учёный, который сказал, что древнее китайское слово ЦЗЫ - ЧЕЛОВЕК. В таком случае ТьАҮАР ЧИ (тверичи, товарищи) обозначает защищающий человек (защитник). Слова пишутся раздельно. Единствешшое число. В современных правилах правописания относится к множественному числу.
Постепенно, слова начинают приобретать правильный смысл. ДАЙ ЧИ – лесной человек.
Через ошибки находится истина.
В таком случае возникает вопрос. Кто такие китайцы? ДНК — С1. Относятся ли они к древним тюркам? Если сравнивать языки, то можно предположить, что китайская языковая группа отделилась от древней тюркской языковой группы ранее разделения на R1 и N1. Образовав С1. Ясно одно. Древнюю китайскую языковую группу можно сравнивать с орхоно-енисейской, иртышской, тибетской, древней латинской. Сильнейшие изменения у древнекитайской и древнелатинской. У иртышской языковой группы не слишком сильные изменения.
В случае с китайской языковой группой, то ДНК С1 можно отнести к группе древних тюрков. Для расшифровки слов следует использовать китайский язык.

Попробовать для интереса, расшифровать слова чёрный, красный. Возможно, что связано с «черын» и «черыв» или что-то подобное. Червяк красного цвета.

Жена подсказала, что слово ЧАРОДЕЙ и есть слова ЧОРУ ДАЙ. Поразмыслил. ЧОРУ ДАЙ - Вождь Лес. В таком случае, ЧОРУ имеет значение не только Вождь, но и Повелитель. В этом случае приходим к смысловому значению — повелитель леса. В древних письменах тюрков встречалось имя Чорудар. Может ли это имя иметь смысл ЧОРУ ДАЙАР. Тамговую запись не читал. Необходимо найти это место и прочитать. Возможно, что смысловое значение - Лесной Повелитель.
В понимание мистической интерпретации, какой-то человек (чародей), который по мнению других людей, обладает силой управлять лесом. В современном понимании обладает магией.
Отсюда, ЧОРУ имеет два смысла — вождь, повелитель.

Снова попадаю в вилку со словом ЧИ. СОЛЫНЧИ - солнце – светило. Но, если разделить слово на СОЛЫН ЧИ, то получим смысловое значение Светлый Человек. Но, если рассматривать русское слово «человек», то мы видим такое. ЧИЛАВ АК. Где ЛАВ аффикс, который указывает на русско-славянский диалект. Здесь смысловое значение Человек Белый. Возможно, что существуют слово ЧИ и аффикс ЧИ. И вступает в действие правило. Если стоит впереди слово похожее на аффикс, то это слово. Если стоит сзади слова, то это аффикс.
Пока в шлифовке. Следует расшифровать слово ЧИ. В орхонской языковой группе возможно СИ. Китайская языковая группа ЦЗЫ.

Бут, бат, бет — камень. Возможно также «буд». Следует сопоставить по языковым группам. Выражение «бутить дорогу». Выкладывание дороги камнем. Батый, возможно Батайа. Следует подобрать смысл.
Есть в Тверской области деревня Будово. Находится на автотрассе Москва — Ленинград. Эта деревня, часть деревни Каменка, которая была ранее.
В таком случае имена, которые имеют слово бут, бат, бет, буд, бад, бед следует сопоставлять со смыслами камень, крепкий. Следует шлифовать эти слова до полного правильного смысла.

Слово «слава». Также имя. Пишем в древнетюркском стиле. СҮЛАВ. Имеется слово СҮ и аффикс ЛАВ. СҮ – воин. СҮЛАВ – военный. Аффикс указывает на русско-славянский диалект.
Можно сделать расшифровку и в другом стиле.
СОЛЛАВ – светлый.
Сравним, что может быть правильно. Обратимся к косвенному признаку. Кто удостаивается славы. Человек совершивший героизм. Что почиталось русичами. Героизм. Думаю, что это свойство и легло в основу имени и поступка. В таком случае, будет правильным СҮЛАВ — военный.

Ранее было предположено, что слово ИДЕЛЬ не может иметь значение РЕКА. Это слово мимикрия под обстоятельства. Древнее слово обозначающее РЕКА — ОҒҮЗ (ҮҒҮЗ). Пока написал так до полного выяснения. Разделяем вновь на два слова. ИД ЕЛ. Трансформируем в древний язык тюрков. ЙЫД ЕЛ. Также имеем в виду, что в Карелии имеется река Идель. Путём сопоставления с западно-тюркской языковой группой латинской подгруппы со словом ТЕРРА (ЙЫТАР), был сделан вывод, что ЙЫД (ЙЫТ) — земля, территория. Теперь сопоставляем Идель в Булгарии (Татарстан) и Идель в Карелии. Орфография одинаковая. В Карелии жили в древние времена люди славянской (СОЛЛАВЫНЫ) языковой подгруппы, русско-славянский диалект. На это указывает аффикс ЛАВ во многих словах. ЙЫД ЕЛ имеет значение — земельное владение. Буквосочетание ЙЫ следует рассматривать как современное И.
Агидель. АҒИҘЕЛ. Раскладываем на три древних слова орхонской языковой группы. АҒ ЙЫҘ ЕЛ. Если мы внимательно рассмотрим эти три слова, то мы можем заметить некоторую общность со славянской языковой группой. Слова одинаковые, но имеются различия. Мне пока не встречалось слово АК в славянской подгруппе. Также как и слово ОК. В этом случае, пока оперируем словом ОКА в названии реки. Может быть это фонетическое изменения слова АК. Слово АК ещё не расшифровано. Возможно, что оно не имеет значение БЕЛЫЙ. Дальнейшие исследования покажут, верно или нет.
Мы имеем, АҒ ЙЫҘ ЕЛ и АК ЙЫД ЕЛ. Буква К в славянской подгруппе приобрела мягкость и стала произноситься Ғ в орхонской подгруппе. Звук Д в славянской подгруппе, в орхонской подгруппе стала звуком Ҙ. Среднее между З и Д. Это может указывать, что башкиры, в древние времена были славянами и относились к славянской языковой подгруппе. По мере продвижения на восток к Орхону и ассимиляцией с местными народами, за многие века, приобрели смуглый цвет кожи и потеряли статус славян (светлых).
Название реки Агидель показывает границу между поволжскими славянами и башкирами. АҒ ЙЫҘ ЕЛ – Белый Земля Владение. Земельное владение белых. Белые владеют землёй. Возможно, что это была граница в иртышской языковой группе между поволжскими славянами и иртышскими народами. Или следует пересматривать определение иртышская языковая группа. При Чингиз хане, граница отодвинулась на запад и заселилась БАШ КӨРҮ.
Теперь буду оперировать языковыми подгруппами в дальнейших поисках. Картина постепенно начинает прояснятся и имена стало возможно расшифровывать с этих позиций.
Отличие иртышской языковой группы от тибетской языковой группы проявляется в произношении слов, где имеются звуки двойного произношения. К примеру А и Е, О и У. А другие фонетические отличия.
Всё написанное, предположение. Не принимать за истину.

Прослушивал музыку латинской Америки. Пели индейцы. Какая народность не знаю. Пели на испанском. Так как они говорят на испанском и язык свой забыли. Пели об Эльдорадо. Заинтересовало слово Эльдорадо. На испанском EL DORADO. Просмотрел определение. Страна, богатая золотом и драгоценностями. Сделал акцент на слове EL (Эль). Если было бы UL, то это возможно была бы западно-тюркская языковая группа, латинский диалект. Но здесь EL, то это возможно тибетская языковая группа. Слово EL подразумевается страна. В древние времена навряд ли было понятие СТРАНА. Было бы ВЛАДЕНИЕ. Можно сделать предполагаемый вывод, что вытеснение западно-тюркской языковой группы в Европе в древние времена началось с востока.
ЕЛ - русско-славянская и орхонская языковые подгруппы.
ЭЛ - тибетская языковая группа.
Не принимать за истину. Идёт сопоставление языковых групп.

В русском языке сохранилось до сих пор слово ОГУЗ.
Когда то в молодости, до армии, работал в совхозе пастухом. Также присматривал за табуном лошадей. Временами приезжал главный зоотехник совхоза и выбраковывал больных коров на корм курам на птицеферму. Собирались пастухи, покупали литр водки и шли ловить больную корову. Сначала пропускали по рюмашечке. Затем, самый шустрый, подбегал к корове держа «одну острую небольшую металлическую фигню» в руках и «целовал» ею между рог. Корова падала и начинался разбор коровы на запчасти. Вынимали из неё одну запчасть и говорили, что это «гусёк». Лишь по прошествии многих лет узнал, что эта запчасть называется огузок. На этом примере можно видеть, что по прошествии многих веков, древнетюркское слово ОГУЗ в славянской подгруппе, приобрело другой смысл. Видимо, в старые и древние времена, эту запчасть сопоставляли с разветвлённой рекой. А может и не так. Но, это сравнение необходимо иметь в виду при дальнейшем поиске.
Также. Выявляются постепенно различия в слове охотник.
АВ — русско-славянский диалект.
АП — западно-тюркская языковая группа. Древнегреческий и древнеримский диалект.
АБ — начиная от булгар (будущих татар) и до Орхона.
Это примерное сопоставление и не принимать за истину.
Есть подозрение, что «мало, немного» имеют также различия между группами. АЗ, АҘ, АД, АДЖ, АЖ, АХ. Пока это подозрение.
Разобравшись с различиями между русско-славянской, поволжско-славянской, орхонской и прочими искажениями, возможно будет определять более точный смысл имён в племени Кальчир-табынцев.
ИМ — иметь. Славянский
ЭМ — иметь. Тибетский.
ОМ — иметь. Римский.
Пока так. Дальнейшее покажет.
Как произошло имя Борис. Некоторые могут сказать, что это имя греческое. В древнегреческом есть имя Парис, которое сопоставляют с именем Борис. Попробуем их разбить на составные части.
ПАРИС = АПАР АЗ.
БОРИС = АБАР АЗ.
Примерный смысл — малый охотник. Определение примерное. Может быть иметь другой смысл из-за малых знаний древнетюркского языка.

Возможно, что КYЛь и КОЛь равнозначны, но относятся к разным языковым группам.
КYЛь - орхонская языковая подгруппа.
КОЛь - славянская подгруппа, русско-славянский диалект.
КYЛь ЧОРУ, КYСь АБ КYЛь и так далее - орхонская языковая подгруппа, башкирский диалект.
КОЛь в имени АСКОЛЬД и ДИР (АЗ КOЛьДИР). Река Кола на Кольском полуострове у Мурманска.
Если КОЛь соответствует русско-славянскому диалекту, то Киевом (Куйаба в арабских источниках) правил русич (ЕР УЗЧИ) АЗ КOЛьДИР и он никаким образом не относится к скандинавам. Также, как и Рюрик (ЕР ЙУРИК) не относится к скандинавам. Оба чистокровные русичи (ЕР УЗЧИ).
Разделение диалектов помогает более точно определять древние времена.
Пусть запад засунет себе в зад свою финно-угорскую теорию. Пусть подавятся.
Вопрос.
Почему у коровы глаза зелёные?
Ответ.
Они не зелёные, а грустные. Быка подпускают раз в год, а сиськи дёргают каждый день.

Попытка классификации и осмысления.

Русско-славянский диалект и поволжско-славянский диалект.
Кол – основа, стержень. Также – Гельмут Коль. Ранее был канцлером Германии (Дайчи).
Кола – река.
Коля (Кольа) – имя.
Кольский – полуостров.
Аскольд и Дир – АЗ КОЛьДИР. Имя.
Оскол – река. Аз Коль.
Колок – натяжитель струн на музыкальном инструменте.

Орхонский. Башкирский.
KYЛь – основа, стержень.

Русско-славянский диалект и поволжско-славянский диалект.
Кар – сбор, объединение.
Карел – кар ел. Сбор владений. Объединение владений.

Возможно, переходный вариант.
Кур ел – сбор владений. Объединение владений. Отмечена на старых карта Урала как чья-то территория.

Орхонский.
Кур – сбор.
Курул – кур ул. Сбор владений.
Курултай – Кур ул тай. Сбор лесных владений

Тибетский диалект (европейский).
Кор – сбор, объединение.
Кор ол – король. Объединитель владений.

Русско-славянский диалект и поволжско-славянский диалект.

Йыд ел – Идель. Земельное владение. Река в Карелии.

Возможно, переходный вариант.
Агидель - Ағ йыҙ ел. Река в Башкирии.

Тибетский (европейский).
Йыт эл. Возможно Атилла. Владелец земли.

Западно-тюркский. Греческий диалект.
Элада. Эл ад. Малое владение. Возможно, что в западно-тюркском АД соответствует АЗ.

Русско-славянский диалект и поволжско-славянский диалект.
Тур. Круг, окружность.

Тибетский (европейский).
Тор. Круг, окружность.

Русско-славянский диалект и поволжско-славянский диалект.
Тверь. ТьАҮАР. Город в России. Защищённый.

Тибетский (европейский).
Тауэр. ТьАҮЕР. Башня. Крепость.
Шлифовка слов будет продолжаться.

По карелам. Карелы, это сообщество племён русско-славянской языковой подгруппы. Была насильственная ассимиляция русских северных и прибалтийских славян скандинавами. В следствии чего, было забыто ими русско-славянское происхождение. Часть древних слов ими было сохранено и по этим признакам удаётся выяснить их происхождение. Вобрали в себя датский, шведский и финский языки. В древности их язык был русско-славянский диалект иртышской языковой группы. Относились к древним тюркам северного направления.

Мы не затрагивали особо южно-тюркское языковое направление. Немного затронем.
Сначала разберёмся как произносить звук Л. В тюркских языках нет мягкого знака Ь. Его заменяют мягкие согласные. К примеру, такой как Ль. Если просмотреть башкирский или татарский алфавит, то не увидите знака Ь. В русском языке имеется грубое Л и чтобы его смягчить, то дописывают Ь. По этой причине, когда башкиры и татары пишут ИДЕЛ, то не дописывают Ь. Он подразумевается. Л мягкое. В моих записях букву Ь стараюсь записывать по этой причине маленькой буквой. ТьАҮАР, ИДЕЛь и так далее. Но иной раз допускаю ошибки.
Объяснение написано для людей, которые разговаривают на русском языке и понятия не имеют о татарком и башкирском алфавите.
Вновь запишем по языковым группам.
ИЛ – ИЛь возможно монгольский диалект. Пока не определено к какой группе. Так как реку Волга, при нашествии Чингиз хана, во многих источниках, пишут Итиль. Но, сохранилось название Идель. Восточное языковое направление.
ЭЛ – ЭЛь тибетский (европейский) диалект. Восточно-тюркское языковое направление. Тибетская языковая группа. В далнейшем появилась и как европейская при завоевании тибетской языковой группы Европы.
УЛ – УЛь древнеримский (латинский) диалект. Западно-тюркское языковое направление. В таком случае слово РОМУЛ должно произноситься РОМУЛь. Если более точнее, то ЕРОМ УЛь.
ЕЛ – ЕЛь русско-славянский и поволжско-славянский диалект. Северно-тюркское языковое направление.
АЛ – АЛь арабский языковая группа. Южное тюркское языковое направление.
Все эти слова имеют значение – власть, владение.
Почему такие различия в одном слове?
Постарайтесь произнести грубую русскую Л. Когда произнесёте, то услышите неопределённый гласный звук после грубой Л.
Если произнесёте мягкую Ль, то услышите неопределённый гласный звук впереди Ль.
Такой ход мыслей может подсказать, что при зарождении речи, звук Ль и был первоначальным звуком обозначающий чьё то владение. Расселение первобытных людей по разным направлениям территорий измениляло этот звук фонетически.
В этой раскладке мы определили, как будет произноситься слово АЛь в ожном языковом направлении.
Попробуем затронуть имя египентского фараона Аменхотеп (если египтологи правильно прочитали). Ранее писал сравнение как ИМАН ХАТЫП. Мусульмане сразу скажут, что это выражение имеет значение УЧИТЕЛЬ. Но пишется ИМАМ ХАТИБ. Слово ИМАН имеет само слово ИМ – иметь и аффикс АН. И слово ИМАН следует определять как ИМЕЮЩИЙ. ХАТ -возможно ПИСЬМО. ХАТИБ – письменность. Теперь возвращаемся к имени Аменхотеп. По аналогии с вышенаписанным логическим рассуждение, мы сможем определить значение этого имени.
Различие в слове ИМАМ, ИМАН и АМЕН. Предполагаемое.
ИМАМ. Южное древне-тюркское языковое направление.
ИМАН. Восточное древне-тюркское направление.
АМЕН. Древнеегипетский диалект.
Чтобы расшифровать имя МАМБЕТ, мы продолжим разбирать слова БЕТ, БАТ, БУТ.
Попробуйте быстро произнести буквосочетание БТ. При произнесении этого буквосочетания, вы услышите неопределённый гласный звук. По аналогии с вышеописанным вы можете предположить, почему в современных языках звук БТ пишется с разными гласными звуками.
На основе этой логики попробуем расшифровать имя МАМБЕТ. Гора Мамбет в Кальчировой волости. Разбиваем слово на части. МАМ БЕТ. Переводим в древне-тюркский. ИМАМ БЕТ. ИМАМ – имеющий. Южно-тюркское языковое направление. БЕТ – камень, твёрдый. Южно-тюркское языковое направление. Можем теперь определить смысловое значение. ИМЕЮЩИЙ ТВЁРДОСТЬ. КАМЕННЫЙ. Южно-тюркское языковое направление.
Возможно, что на Урале имя Мамбет имеет другую лингвистику, а это имя было изменено под влиянием магометанства на Мамбет. Возможное имя было Иманбат (ИМАН БАТ) или похожее.
Можете определить слово батальон. БАТ АЛьАН. БАТ, это слово. АЛьАН – слово с аффиксом. И к какому древне-тюркскому направлению относится.

Река Кола в Мурманской области.
Русско-славянский диалект. Переписываем в древнетюркский. КОЛА. КОЛ – основа. В конце слова аффикс А. Если мы переведём слова РЕКА КОЛА с современного русского языка в русско-славянский диалект, иртышской языковой группы, северно-тюркского направления, то имеем ОГУЗ КОЛА. Если вновь переведём в современный русский язык, то имеем ОСНОВНАЯ РЕКА.
Но, имеются поддиалекты (говоры).
КОЛ -основа.
КОЛА – основной.
КОЛь – основа.
КОЛьА – основной. Также имя Коля.
Разбор слов КОЛ, КОЛь и КҮЛь показывает, что в тамговой записи должно быть записано КЛ или КЛь. Без гласной в середине слова. Сами тамговые записи не привожу, в виду, что не имеется тамгового шрифта.
На Руси долгое время сохранялся такой стиль письма. Это давало возможность писать послания правителям других владений, удаленных на значительное расстояния. Разное произношение, но одинаковые тамговые записи.
Если есть у вас сомнения, то найдите изображения церковных икон, где написано ХРИСТОС ВОСКРЕС, и вы увидите, что гласные звуки отсутствуют на ней. Церковь ещё долгое время сохраняло древнее написание в своих записях.
Народы, населяющие Россию, следует рассматривать с точки зрения древнетюркской лингвистики. В этом случае собираются звенья, которые казались недостающими в цепочке событий древности. И русскому народу не следует отрицать, что они относятся к древним тюркам. И когда-то пришли из ЙЫТ ЙУРЕК (Сердце Земли) вслед за отступлением ледников (ледникового периода). Не заметив, что под ледником древние укры сажали буряк и разводили свиней на сало. Как можно не заметить пьяных древних укров? Которые руководили древними неграми, которые копали древнее Чёрное море.
ЙЫТ ЙУРЕК = ИТ ЙУРЕК. Современное произношение ТЮРК. Но, есть ещё одно произношение, и оно имеется в слове ДЮРЕК у европейцев.
Для того, чтобы со 100 процентной уверенностью знать, что подразумевается под именем КҮЛь ЧОРУ (Кальчир), пришлось перелопачивать лингвистику целого континента Евразия.
Глубоко сожалею, что европейские варвары уничтожили письменность древних американских народов. Это могло бы помочь в исследованиях и возможно бы открыло что-то новое. Пока имеется единственное слово АПАЧ, которое возможно соответствует словам АБАС, АПАС.

В этот раз затронем южно-тюркское языковое направление.
В прошлые разы была попытка понять имя древнеегипетского фараона Аменхотеп. Будем искать аналогию с южно-тюркским языковым направлением у народов известным нам. Возьмём для сопоставления армянский народ. Если более точнее, то изучим слово «армян». Разбиваем это слово на АР и МЯН. Мы оперируем фонетикой, какой пользуется русский язык. Теперь ищем слово, которое более ближе используется в Армении. Находим имя АРМЕН. Получилось преобразование АРМЯН — АРМЕН. Подключаем имя древнеегипетского фараона АМЕНХОТЕП. В прошлый раз, путём логики, мы пришли к выводу, что АМЕН ХОТЕП — Имеющий Письменность. То есть, как в персидском, ИМАМ ХАТИБ — Учитель.
С учётом такой логики переписываем слово «армен» в слово АР АМЕН. АР — слово. АМЕН — слово АМ и аффикс ЕН.
АР должно соответствовать ИР, ЕР в древнетюркском северного направления. То есть — мужчина, мужество. АМ — иметь. АМЕН — имеющий, который в иртышской и орхоно-енисейской языковых группах ИМАН.
Получаем. АР АМЕН — мужество имеющий. То есть, Имеющий Мужество. Южно-тюркское направление. Древнеегипетская языковая группа.
Мы начинаем видеть в древнетюркском языке различия между тюркскими направлениями. Классифицировав различия, можно сравнивать слова и преобразовав их к определённой языковой группе, выяснять значения слов.
Может быть, другие смогут расшифровать по иному.
Пока мы видим приближённое место разделение речи. Это Ближний Восток. И утверждения западных исследователей, что цивилизация пошла с Европы не соответствуют действительности.
Не принимать за истину.

После на сравнение с эстампом. У Айдарова, возможно, неверно прочитано и переведено.
Сложности с двойными гласными. Возможно, что в древности, звуки О и У, А и Е были средним звуком. Гласная Ү. Если перед ней стоит мягкая согласная, то возможно читается Ө. Согласная П возможно не существовала. Возможно, что была грубая Б. То есть Бъ. Дальнейшее покажет. Сложности с башкирским шрифтом. Согласные с хвостиком трудно различимы на компьютере.
У Айдарова написано про солнце. Этого слова нет.
ТҠУЗОҒЗ БьГЛьРьЫБУДНЫ. Токуз оғуз беглер будуны. У Айдарова написано;- Беки девяти огузов и народ. Думаю, что Кюль тегин обращается только к бекам. Правители народов девяти рек. Думаю, что так должна звучать фраза. Дальнейшее покажет.
PAGE - 137.jpg

1.

1) ТьҢРьЫТГ ТьҢРьЫДЕ БУЛМАШ ТьҮРьК БьЫЛьГЕ ҠҒН БУҮ
2) ДьКА УЛРТМ СБМН ТьҮКТьЫ СьЫДьГШ УЛЙУ ЫЗИьГҮЗМ
3) УҒЛНМ БьЫРьКЫ УҒШМ БУДНМ БьЫРьИьА ШДПЫТБьГЛь
4) Рь ИьЫРЙА ТРҠТ БУЙРҠ БьГЛьРь УТЗ

2.

1) ТҠУЗОҒЗ БьГЛьРьЫБУДНЫ БУСБМЗ ДьГҮТьЫ СьЫДь ҠТ
2) ҒДЫ ТьЫҢЛА ЫЛьГРьҮ КҮЗ ТҮҒСҠА БьЫРьГРьҮ КҮ
3) З УРТУСьЫҢРУ ҠУРЫҒРУ КҮЗ БТСьҠЫҢА ИьЫРҒРЫ
4) ТьҮЗ УРТУСьЫҢРУ НТА ЫЧ РьҠЫ БУДЙ ҠУП М
5) А БУДЙ

Периодически мне поступают сведения по моей галиматье написанной на этом сайте. В принципе, не по моей писанине, а сведения о сайте уфаген. За год, посещаемость сайта выросла с 400 заходов до 50 000 заходов на сайт в месяц. Знакомые делают анализ влияния галиматьи на интернет. Год назад сайт посещали только из России. Сейчас сайт посещает вся планета. В лидерах — Россия, США, Казахстан, Турция, Чехия. Остальные 50% - остальной мир.
В сведениях от знакомых, косвенно указываются, что в Европе активно используют материалы, в которых описываются расшифровки древних слов. Делают выводы и применяют их в своих работах. Уже имеются статьи на тему лингвистики древних народов. Следовательно, финно-угорская теория разрушается и на Западе. Только в России тишина. Видимо, западная финно-угорская теория так вошла в сознание наших историков, что даже трактором не выкорчевать.
Пора нашим историкам менять своё мышление. Мешают им их амбиции. Писали свои трактаты, получали звания и вдруг их трактаты летят в мусорку. Не хрен было переписывать друг у друга. Мозги свои надо иметь. Иметь хороший аналитический аппарат в голове. Вы в заднице будете если не поменяетесь. Запад вас уже обходит.
Или вы находитесь на подсосе у Запада. Или трусите перед предполагаемой обструкцией, которая будет, если вы выскажете свою правильную мысль, отличающуюся от установленной Западом теории. Надо уважать народы своей Родины.
Пример по татарам. Если спросите почти любого человека, кто такие татары, то услышите ответ, что они пришли вместе с монголами. С какого хрена они пришли с Монголии? Они натуральные поволжские славяне, как и другие народы живущие по Волге. И родственны русским. Северным славянам.
Пример по башкирам. Они также родственны славянам, но в древности потеряли статус славян, когда славяне, при продвижении в Сибирь и Монголию, приобрели монголоидные черты. ДНК не даст соврать. И они не захватывали Сибирь и Монголию, а именно продвигались, осваивая новые необжитые территории в древности, подходя к границам киданей и табгачей. То есть, к границам современного Китая. Переняв часть их языка. Затем, часть этих народов вернулась на Урал, образовав этнос башкир.
Думать надо мозговым аппаратом, а не задним приводом. Расшифровывайте древние слова. Не сопоставляйте с современными, а именно расшифровывайте. Это трудно, так как это неизведанное пространство. Никто не предпринимал такого. Ошибок у меня много, но путём шлифовки нахожу смысл.
Пример искажения Западом смысла. Как искажается мысль. Выдержка из Пушкина.
У лукоморья дуб зелёный.
Златая цепь на дубе том.
И днём. И ночью. Кот учёный.
Всё ходит по цепи кругом.

Искажение Запада. Запад работает в таком стиле.
У лукоморья дуб срубили.
Златую цепь в амбар снесли.
Кота на мясо зарубили.
И в магазинчик отнесли.
Пока работаю по Кюль Тегину. Малая надпись. Переписал с тамгового письма. Проверка на правильность переписанного. Затем сверка с эстампом. Далее перевод дословный. По окончании перевод смысловой. Уже тогда, можно будет использовать слова для расшифровок. Работа трудная и долгая. Всё делается для того, чтобы убрать искажения слов, которые применялись в Калчировой волости. В принципе, убираются искажения слов по всему Уралу и определяется смысл слов. Есть подозрение, что можно расшифровать название Тюкунево. Пока это подозрение.