Родовые атрибуты

Опубликовано Kuwaiti - вт, 07/31/2007 - 12:52

их роль и функциональная значимость в РБ

Цитата (Dars @ 1.08.2007 - 08:34) В одном из документов 1874 года (избрание указного муллы) видел тамгу рода прадеда из д.Юкаликулево Кигинского р-на. Что-то похожее на треугольник немного неправильной формы. Интересно, что внутри деревни такая тамга только у родственников, но такая же тамга в том же документе у многих жителей села Ибраево. Интересно, означает ли это наличие родственных связей?
Население дд. Юкали-куль и Ибрай тырнаклинцы родов бурес, сулым, мимес и мулламат.
Родовой тамгой является полумесяц (вариацией мог быть и неправильный треугольник)
Птица - кречет
дерево - тополь
уран - хандал

С Юкали-куль возможно ситауция такая, что там проживали и мишари, сруктура этноса которых не предполагала обязательного наличие тамг (хотя они у них могли сохраняться).

В одном из документов 1874 года (избрание указного муллы) видел тамгу рода прадеда из д.Юкаликулево Кигинского р-на. Что-то похожее на треугольник немного неправильной формы. Интересно, что внутри деревни такая тамга только у родственников, но такая же тамга в том же документе у многих жителей села Ибраево. Интересно, означает ли это наличие родственных связей?

Важную роль в жизни родовых структур играла символика: тамга, птица, дерево, боевой клич. Также к родовой символике относится чаша (сауыт) [1, с. 161-162]. Родоплеменные атрибуты возникли в недрах родового строя и символизировали, а во многом и обеспечивали единство родовой организации. Ныне в ряде работ ее наличие полностью отождествляется с пережитками кровнородственных отношений. Но в тоже время мы видим, они органично вписываются в социально-политическую организацию общества номадов.
Башкирская летопись анонимного автора, написанная во второй XVII в., «Дафтар-и Чингиз-наме» сообщает о выделении Чингисханом родоначальникам (биям) территории кочевий. Под их власть были отданы самостоятельные родовые группы (бау-бау халык кылыб ирде). Каждому бию были выделены тамга, уран (клич), птица, дерево и чаша [1, с. 158-163]. То есть здесь символика выступает в качестве атрибута власти, обеспечивая правовую и социальную основу субъекта.
Уран и тамга служили физическому выживанию и материальной безопасности рода. В бою, в темноте члены рода узнавали друг друга по урану. Не совсем ясно его происхождение. Часть уранов могло выделиться от родовых названий. Так в «Дафтар-и Чингис-наме» в качестве урана фигурируют: токсаба, барлас, алач, конгырат, байконгырат. Ураны с именами птиц и зверей могут быть тотемистического происхождения, и могли служить призывом о помощи к тотемистическому предку. Остальные ураны являются или призывающими на битву, кличем (салават), или означают какое-то свойство. Функция урана наиболее показательна в эпосе «Ялык бей, Кармасан и Сармасан». В нем уран используется именно как призыв на войну [1, с. 239-240]. У башкирских родов порой наблюдается переход названия тамги в уран и наоборот [2, с. 253].
Тамга обеспечивала правовую основу имуществу рода. С помощью тамги обозначалось имущество. На каждом животном стоял знак владельца. Известно, что родовая территория у башкир отмечалась межевыми столбами, на которых выжигались тамги или вдоль её границ закапывались угли и брёвна с вырезанными на них тамгами [3]. С помощью тамги обозначали и родовую принадлежность на надгробных памятниках.
Не исключено, что тамга выполняла оберегательные функции. При нанесении её на наиболее значимые в кочевой жизни предметы, например, вооружение, домашних животных (боевых лошадей или вожаков стад и табунов), гарантировалось благополучие и сохранность через какое-то магическое влияние. Вполне вероятно тамга являлась по своей сути эквивалентным символом тотемного животного, уходя своими истоками в глубокую древность [4, с. 171].
С распространением ислама тамга теряла свое магическое значение. Во многих случаях тамга теперь означала своеобразную политическую легитимность. В юго-восточном Башкортостане на горе Имен был установлен дубовый столб, на котором были выжжены тамги племен, образующих конфедерацию юго-восточных башкир [5, с. 194]. Аналогичное мы можем наблюдать в Крымском ханстве, где крымские роды собирались на выборы хана в месте под названием Кайалар Алты (Под скалами). Там были высечены тамги родов. Ханы Золотой Орды чеканили свои тамги на монетах. А на грамотах крымских ханов на печатях была вырезана так называемая «тарак тамга» [6, с. 321-322]. Таким образом, тамга проделала довольно длинный путь от символа тотемного животного и знака на собственность до символа политического суверенитета.
Несколько иные функции несли в себе дерево и птица. В них отразились отголоски анимистических воззрений башкир. Ахмед ибн-Фадлан, во время путешествия из Багдада в Волжскую Булгарию побывавший в 992 году у башкир, писал, что башкиры-тюрки поклоняются различным змеям, птицам и другим тотемным животным, у них развит культ предков. Путешественник отмечал поклонение одной группы башкир журавлям, которые якобы в одной из битв своими криками обратили в бегство их врагов [7]. Здесь налицо почитание журавля как тотемной птицы, которая впоследствии стала священной птицей племени усерган [4, с. 172]. Не всегда наличие птицы в племенной атрибутике совпадало с птицей тотемом. Так на земле юрматинских башкир находится озеро Ахун, где обитали стаи журавлей. Убить журавля на этом озере для юрматинцев считалось большим грехом, что могло повлечь за собой беду для всего рода. Притом, что у племени юрматы родовой птицей являлся сапсан (љтљлге). Этот факт указывает на возможность сохранения в памяти птицы-тотема и, в тоже время, параллельное функционирование птицы, больше выступающей в качестве социально-правового атрибута рода, чем чего-то сакрального. Именно сапсан, по «Дафтару…», достался Юрматы-бию от Чингисхана.
В неразрывной связи с птицей-тотемом в родоплеменной атрибутике башкир выступало родовое дерево. Связь между этими символами четко прослеживается в материалах исторических преданий. Есть основания полагать, что в основе почитания родовых деревьев и птиц лежит культ предков. Считалось, что душа человека после смерти перемещается в высокое дерево, через которое в образе птицы достигает верхнего мира. Не исключено, что родовая птица воспринималась как живое воплощение духа предка, а родовое дерево – как его временное вместилище. В качестве родовых деревьев чаще всего избирались хвойные, которые достигали огромной высоты и отличались долголетием. Птицей тотемом не редко выступала хищная птица, очевидно символизирующая величие и мощь рода [4, с. 173]. Типичные параллели присутствуют в сибирском фольклоре. Дерево рода – это место, где находятся души будущих членов рода в образе птиц. Если они пытаются убежать оттуда, душа шамана племени в образе хищной птицы собирает их и снова вешает на дерево [6, с. 321]. Таким образом, дерево и птица символизируют единство родов и сакральность власти рода и племени. Но вряд ли мы можем связывать это исключительно с устойчивыми языческими воззрениями. Тем более в период господства исламской религии, когда не менее важными могли выступать социальные, правовые и политические факторы внутри и в межплеменных отношениях по традиции трайбализованных обществ Евразии. Однако их предназначение оставалось неизменным: олицетворять целостность и прочность родовой организации.
В Джучидских государствах характеристика племён по их родовым атрибутам играли довольно важную роль в определении их статуса. Так, в Огуз-наме в качестве родовых символов встречаются птица и тамга [6, с. 322], где тамга олицетворяет суверенитет племени, птица – сакральность и прочность ее структуры.
В башкирской летописи «Дафтар-и Чингиз-наме» в числе племенных атрибутов башкир перечисляется «сауыт», выданный каждому племени Чингисханом [1, с. 161]. М. Иванич перевела этот термин как «кольчуга». На этом основании исследователь выделяет кольчугу от остальных атрибутов (дерево, птица, тамга, уран) которые возникли в процессе естественного развития родоплеменной структуры. Дарение же кольчуги (или любого другого вооружения) как символа собственной власти, исследователь относит к действительным актам, произошедшим между сюзереном и его подданными биями, как, например, выделение территорий и родов [6, с. 324]. Однако в других источниках нет примера того, чтобы хан раздавал родоначальникам снабженный различными именами кольчугу. В тоже время в башкирском эпосе «Идукай и Мурадым» сказано следующее:
«С самой давней, древней поры
Есть в этом мире два пути:
Один – дни в веселье проводить,
По кочевьям разгульно бродить,
Из золотого сосуда – сайгыр,
Что от Майкы-бия дар, -
Влагу пьянящую вдоволь пить,…» [8].
Т.е. в башкирской среде термин «сауыт» был органически вплетен в систему родовых атрибутов в значении сосуд/чаша.
Таким образом, родовые атрибуты, основываясь на древних тотемистических воззрениях, в первую очередь, олицетворяли социальные и политико-правовые стороны родовой организации.

Литература:

1. Башќорт халыќ ижады. VII т. – Уфа: Китап, 2004.
2. Кузеев Р.Г. Происхождение башкирского народа. – Уфа: Наука, 1974.
3. Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. – Уфа: Башкнигиздат, 1957. – С. 74-77.
4. Бикбулатов Н.В., Юсупов Р.М., Шитова С.Н., Фаттыхова Ф.Ф. Башкиры: Этническая история и традиционная культура. – Уфа: Научная издательство «Башкирская энциклопедия», – 2002.
5. Кузеев Р.Г. Башкирские шежере. – Уфа: Китап, 1960. – С. 194.
6. Иванич М. «Дафтар-и Чингиз-наме» как исторический источник по истории кочевых обществ // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды). От Калки до Астрахани 1223 – 1556 / Институт истории АН РТ – Казань, 2002.
7. Ковалевский А.П. Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу. – Харьков, 1956. –С. 130–131.
8. Башкирское народное творчество. Т. 10. – Уфа: Китап, 1999. – С. 59.

Цитата (Kuwaiti @ 1.08.2007 - 16:11) Цитата (Dars @ 1.08.2007 - 08:34) В одном из документов 1874 года (избрание указного муллы) видел тамгу рода прадеда из д.Юкаликулево Кигинского р-на. Что-то похожее на треугольник немного неправильной формы. Интересно, что внутри деревни такая тамга только у родственников, но такая же тамга в том же документе у многих жителей села Ибраево. Интересно, означает ли это наличие родственных связей?
Население дд. Юкали-куль и Ибрай тырнаклинцы родов бурес, сулым, мимес и мулламат.
Родовой тамгой является полумесяц (вариацией мог быть и неправильный треугольник)
Птица - кречет
дерево - тополь
уран - хандал

С Юкали-куль возможно ситауция такая, что там проживали и мишари, сруктура этноса которых не предполагала обязательного наличие тамг (хотя они у них могли сохраняться).
Откуда у вас эта информация? я знал только, что тырнаклы. названия родов как-то переводится?
Мишари там были (и среди моих предков тоже). Но по линии прапрадеда именно настоящие башкиры-вотчинники. К сожалению по ним пока не могу родословную проследить глубже переписи 1811 года. В ней есть братья Шарафетдин (мой прапрапрадед) и Гумер Сагитовы. а глубже никак.

По другой ветке (жене сына Шарафетдина) корни уходят к основателю села Аллагузино Алагузи Бакынову - пугачевцу, старшине.
"Название д. Алагузево (Кабылово) при р. Малый Ик происходит по имени старшины Дуванской волости Алагузи Бакынова, который за отправку рядового на службу вне очереди в 1769 г. попал на несколько дней в уфимскую тюрьму. Он и есть первопоселенец. Затем стал пугачевцем, 148 дворов его команды участвовали в восстании. Второе название - от имени его сына Кабыла Алагузина (1734-1815), служившего в 1778 г. старшиной волости, затем юртовым старшиной, т. е. главой нескольких деревень. Сыновья Кабыла - Мухаметрахим 1784 года рождения (его детит - Зиганша, Мухаметша), Кармыш. Кроме Кабыла, у Алагузи Бакынова были еще сыновья: Ягафар (1750-1833) и Гумер (1755-1829) Алагузины. Внуки Кабыла (сыновья Кармыша): Мухаметьян 1793 года рождения и зауряд-есаул и урядник с 1799 г. Матей Кабуловы.

Проследим общее развитие селения. В 1795 г. в Алагузеве было 27 дворов и 156 жителей. В 1816 г. было 180, в 1834 г. - 229, в 1859 г. - 345 человек. В 1870 г. в 50 дворах проживало 363 человека, в 1920г. в 140 дворах - 382 мужчины и 441 женщина.

В 1842 г. на 229 человек засеяли 135 четвертей озимого и 465 четвертей ярового хлеба. Пашня распахана с конца XVIII в. К концу следующего века устанавливается трехпольный севооборот. Имели по 5 молотилок и веялок. Разводили огород. В 40-х годах XIX в. на 42 двора приходилось 350 лошадей, 250 коров, 208 овец, 68 коз. В 1895 г. взято на учет 2 лавки."
Они из племени дуван. Может и здесь род подскажите?

Цитата (Dars @ 1.08.2007 - 22:35) Откуда у вас эта информация? я знал только, что тырнаклы. названия родов как-то переводится?
Они из племени дуван. Может и здесь род подскажите?
Род - Акбай, аймак - Кабыл (также были аймаки алтынбай, колсокай, упей), тамга - ворота (возможно кунграт-гирейского происхождения). С остальными запутался, потому что они совпадают с тырнаклинскими. Ни у Кузеева, ни у Асфандиярова пока ответа ответа найти не могу. Не исключенно что тырнаклинцы могли быть под главенством дуванцев (некогда очень сильное племя) и перенять его атрибуты. но тогда в первую очередь воспринимаеться тамга, а она осталасть "старой". Вообщем что есть то есть:
птица - кречет
дерево - тополь
уран - хандал

Думю заинтерисует обсуждение:
http://bashforum.net/forums/index.php?show...&st=60&p=44987&

Цитата Откуда у вас эта информация?
Информация о башкирских деревнях с указанием племени, рода, родового подразделения, тамги, птицы, дерева, клича имеется в книге:
Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал.-Уфа: Башкирское издательство "Китап", 2001. Стр. 97-417.

Цитата (Атайсал @ 2.08.2007 - 20:57) Цитата Откуда у вас эта информация?
Информация о башкирских деревнях с указанием племени, рода, родового подразделения, тамги, птицы, дерева, клича имеется в книге:
Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал.-Уфа: Башкирское издательство "Китап", 2001. Стр. 97-417.
Не знаю насколько можно доверять этой книге.

Там, например, написано, что население деревень Малое и Большое Русаково Кайбицкого района Татарстана (по татарски Урсак) - башкиры рода уршак племени мин. Видимо было сделано предположение по сходству Урсак и Уршак:)
Бред полный. Во-первых, откуда в Кайбицком районе башкиры?? Это граница с Чувашией. Во-вторых по переписям с момента основания там живут татары (17 век), и название от имени Урсак.

Там много таких моментов. Поэтому вопрос - насколько доверять этим сведениям? Чем они подкреплены?

Цитата Население дд. Юкали-куль и Ибрай тырнаклинцы родов бурес, сулым, мимес и мулламат.
Родовой тамгой является полумесяц (вариацией мог быть и неправильный треугольник)
Птица - кречет
дерево - тополь
уран - хандал
Тамги принадлежавшие тырнаклинцам можно увидеть в "Приговоре соединенного волостного вотчинного схода башкир Тарнаклинской дачи Тарнаклинской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии".
Башкирские родословные /Сост., предисл., поясн. к пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р.М. Булгакова, М.Х. Надергулова; науч. рук. Р.Г. Кузеев.-Уфа: Китап, 2002. Выпуск 1: Издание на русском языке. Стр. 206-212.

Цитата Бред полный. Во-первых, откуда в Кайбицком районе башкиры?? Это граница с Чувашией. Во-вторых по переписям с момента основания там живут татары (17 век), и название от имени Урсак.
т. Валя и т. Рита выросли в Имелпуç – татаро-чувашском яле в Кайбицком районе Татарстана. Кайбицкий район – правобережный и граничит с Чувашией.
По словам т. Вали Имелпуç (Малое Русаково) в сер. 19 в. было полностью чувашским селом, как и соседнее татарское село – Большое Русаково (Урсак).
http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=1004

Цитата (Атайсал @ 3.08.2007 - 22:41) Цитата Бред полный. Во-первых, откуда в Кайбицком районе башкиры?? Это граница с Чувашией. Во-вторых по переписям с момента основания там живут татары (17 век), и название от имени Урсак.
т. Валя и т. Рита выросли в Имелпуç – татаро-чувашском яле в Кайбицком районе Татарстана. Кайбицкий район – правобережный и граничит с Чувашией.
По словам т. Вали Имелпуç (Малое Русаково) в сер. 19 в. было полностью чувашским селом, как и соседнее татарское село – Большое Русаково (Урсак).
http://forum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST;f=4;t=1004
Читал я это;) У меня ж бабушка из 2 этих деревень. И есть все ревизские сказки, начиная с 1710 года, плюс дневники прадеда, рассказы живущих там родственников. Чуваши в Малом Русаково появляются в начале 19 века, и до сих пор составляют около 15% населения. В Большом Русаково их вообще никогда не было. Поэтому т.Валя совсем не права, оставим это на ее совести.

Цитата Там, например, написано, что население деревень Малое и Большое Русаково Кайбицкого района Татарстана (по татарски Урсак) - башкиры рода уршак племени мин. Видимо было сделано предположение по сходству Урсак и Уршак
Реестр и описание башкирских волостей, составленный около 1730 г. в Уфимской провинциальной канцелярии со слов камерира Ф. Жилина и уфимцев С. Третьякова и И. Гавренева.
Казанской дороги
… 21. Балярская – По Каме реке, по Ижу, по Мейзеле и по другим речкам; леса и степи.
Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. Башкирские восстания в XVII в. и в первой половине XVIII века. / Сост. А.П. Чулошников. М.; Л.; 1936. Стр. 135-137.
Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки.-Уфа: Китап, 2006. Стр. 44-48.

« .. но более подробная роспись имеется в работе П.И. Рычкова «Топография Оренбургская», гдн автор приводит по по дорогам список «настоящих родов и происшедших от оных тюб и аймаков», список, который воспоизводится нами ниже.
…. Казанской дороги
7. Байлярская, в ней 561 двор:
По данным межевых комиссий башкирские дачи
Сайралимино-Байлярская
Байлярская, Базикеевой тюбы
Байлярская, Салаушевой тюбы
Байлярская, Тураевой тюбы
Байлярская, Калмашской тюбы
Кыр-ИланоБайлярская. …»
Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки.-Уфа: Китап, 2006. Стр. 53.

Сайралы-мин - род племени мин.
" В начале IIтыс. н. э. минцы входили в состав кыпчакского мира. Есть мнение, что в XVI в. они кочевали по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Зай, Мензеля и Сюнь. Постепенно минцы перешли р. Белую и заняли территорию в центре Башкирии. Основным направлением дальнейшего расселения была долина р. Демы- исключительно удобная для ведения скотоводческого хозяйства. .."
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. - Уфа: Китап, 2007. Стр.48.

Цитата (Атайсал @ 5.08.2007 - 18:27) Цитата Там, например, написано, что население деревень Малое и Большое Русаково Кайбицкого района Татарстана (по татарски Урсак) - башкиры рода уршак племени мин. Видимо было сделано предположение по сходству Урсак и Уршак
Реестр и описание башкирских волостей, составленный около 1730 г. в Уфимской провинциальной канцелярии со слов камерира Ф. Жилина и уфимцев С. Третьякова и И. Гавренева.
Казанской дороги
… 21. Балярская – По Каме реке, по Ижу, по Мейзеле и по другим речкам; леса и степи.
Материалы по истории Башкирской АССР. Ч. I. Башкирские восстания в XVII в. и в первой половине XVIII века. / Сост. А.П. Чулошников. М.; Л.; 1936. Стр. 135-137.
Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки.-Уфа: Китап, 2006. Стр. 44-48.

« .. но более подробная роспись имеется в работе П.И. Рычкова «Топография Оренбургская», гдн автор приводит по по дорогам список «настоящих родов и происшедших от оных тюб и аймаков», список, который воспоизводится нами ниже.
…. Казанской дороги
7. Байлярская, в ней 561 двор:
По данным межевых комиссий башкирские дачи
Сайралимино-Байлярская
Байлярская, Базикеевой тюбы
Байлярская, Салаушевой тюбы
Байлярская, Тураевой тюбы
Байлярская, Калмашской тюбы
Кыр-ИланоБайлярская. …»
Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки.-Уфа: Китап, 2006. Стр. 53.

Сайралы-мин - род племени мин.
" В начале IIтыс. н. э. минцы входили в состав кыпчакского мира. Есть мнение, что в XVI в. они кочевали по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Зай, Мензеля и Сюнь. Постепенно минцы перешли р. Белую и заняли территорию в центре Башкирии. Основным направлением дальнейшего расселения была долина р. Демы- исключительно удобная для ведения скотоводческого хозяйства. .."
Янгузин Р.З., Хисамитдинова Ф.Г. Коренные народы России. Башкиры. - Уфа: Китап, 2007. Стр.48.
Атайсал, не совсем понял к чему вы это привели? Я уже писал, что деревни находятся рядом с Чувашией, на самом западе Татарстана. До Зая, Мензели и Ика как до Луны))

Цитата Атайсал, не совсем понял к чему вы это привели? Я уже писал, что деревни находятся рядом с Чувашией, на самом западе Татарстана. До Зая, Мензели и Ика как до Луны))
Это территория расселения племени мин , отраженная в документах. И от устья Зая до Кайбиц по прямой всего 250 км, и вполне можно предположить, что представители какого то рода племени мин могли проживать на этой территории.

Цитата (Атайсал @ 6.08.2007 - 21:43) Цитата Атайсал, не совсем понял к чему вы это привели? Я уже писал, что деревни находятся рядом с Чувашией, на самом западе Татарстана. До Зая, Мензели и Ика как до Луны))
Это территория расселения племени мин , отраженная в документах. И от устья Зая до Кайбиц по прямой всего 250 км, и вполне можно предположить, что представители какого то рода племени мин могли проживать на этой территории.
Вы защищаете детские ошибки авторов книг, их дилетантские предположения? Предположить можно, что угодно. Но надо подкреплять какими-то логическими доводами и доказательствами. А по сходству названий Урсак и Уршак (не мин, а именно уршак - что явно приближает данных минцев к долине Уршака, а не Зая, а тут уж все 600 км) делать такие выводы несерьезно.
И наконец - возьмите переписные книги Свияжского уезда и найдите там хоть одного башкира.

Цитата (Атайсал @ 5.08.2007 - 18:27) Цитата Есть мнение, что в XVI в. они кочевали по нижнему течению реки Ик, а также по рекам Зай, Мензеля и Сюнь. Постепенно минцы перешли р. Белую и заняли территорию в центре Башкирии. Основным направлением дальнейшего расселения была долина р. Демы- исключительно удобная для ведения скотоводческого хозяйства. .."

"Есть мнение?". Мнение это не доказательство и не документ. Не верю я, что минцы там кочевали. Это были земли государства волжских булгар, и вряд ли бы они так просто дали кому-то кочевать недалеко от своей столицы:)

Цитата Вы защищаете детские ошибки авторов книг, их дилетантские предположения? Предположить можно, что угодно. Но надо подкреплять какими-то логическими доводами и доказательствами. А по сходству названий Урсак и Уршак (не мин, а именно уршак - что явно приближает данных минцев к долине Уршака, а не Зая, а тут уж все 600 км) делать такие выводы несерьезно.
И наконец - возьмите переписные книги Свияжского уезда и найдите там хоть одного башкира.
А по выписи казанские дачи 99-го году дана та деревня служилому татарину Ишею Наурусову да башкирскому князю Темигеню Муралееву; Нишейке стало, а после владела жена его, и жена его шла замуж за служилого татарина за Карая Тансарыева. А оклад Караю 5 рублев; поместье за ним жеребей Ишея Наурусова. А на его жеребей: двор помещиков; пашни паханые - 22 четв. да перелогом 5 четв. да лесом поросло - 6 четв. И всего пашни, и перелогу и лесом поросло 33 четв, в поле, а в дву по тому ж; сена на реке на Волге на Чибаскарском лугу 300 копен.
В той же деревне Одар Ситмаев; службы не служит и ясаку [не плотит]; поместье за ним жеребей, что дан тот жеребей по выписи с казанские дачи 99-го году князю Тятигечу Муралееву; и князь Тятигеч по другой грамоте живет в деревне в Шатке, а тот жеребей дал зятю своему, тому Айдару. А на его жеребей: двор помещиков; пашни паханые - 22 четв. да перелогом - 5 четв. да лесом поросло - 6 четв.; и всего пашни и перелогу и лесом поросло - 33 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена на реке на Волге [на] Очбашарском 6 лугу - 300 копен.
Список
с писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1652-1603г.)

Цитата Вы защищаете детские ошибки авторов книг, их дилетантские предположения? Предположить можно, что угодно. Но надо подкреплять какими-то логическими доводами и доказательствами. А по сходству названий Урсак и Уршак (не мин, а именно уршак - что явно приближает данных минцев к долине Уршака, а не Зая, а тут уж все 600 км) делать такие выводы несерьезно.
И наконец - возьмите переписные книги Свияжского уезда и найдите там хоть одного башкира. 

Князь Тятигеч Муралеев; оклад его 15 рублев; поместья за ним деревня, что была пустошь Ша[тки]; а в ней; двор помещиков князь [Тя]тегичев, двор Латышки..; пашни паханые 82 четв. да перелогом - 85 четв.; и. обоего пашни и перелогу - 167 четв. в поле, а в дву по тому ж; сена-меж поль и по заполью и ло речке Нысе 1500 копен; лесу дубровы пашенные 370 дес.
В той же деревне Евгаста Курманалеев да Муса мурза Янчюрин; оклад Евгасте 4 рубли; а Муса мурза в окладном списке [написан в деревне Мекеевская]; а а ней: два двора помещиковых.. двор Мусы мурзы, двор Евгастыев; а пашню в той деревне пашут, сено косят со князь Тятигечем пополам по записи, а в записи написано: «Дал им князь Тятигеч на себя запись и земли им и сенных покосов половину».
С писцовой книги казанского уезду письма и меры Ивана Болтина 7111 году (1652-1603г.)

Уважаемые форумчане! Подскажите: почему, по какому принципу у одного и того же человека менялась его родовая тамга?
Вашему вниманию предлагаю тамги жителей д.Нагаева Гарейской волости Казанской дороги (Бирский уезд), где видно как меняется тамга указанная в Материалы по истории Башкирской АССР - III том. Примечательно: Надыр Даутов в 1747 году в апреле и декабре ставит разную тамгу; у Кузея Черлакова тамга везде имеет сходство, но изображена по-разному, в том числе и зеркально.
 2.JPG

Надыр Даутов и Бакий Каныбеков.
1. Отделившийся сын имел свою собственность, на которой ставил свою тамгу. Скот, борти и т д.

2. Кузей Черлаков в 1744 отделился от семьи. В 1746 помнил, что изменил тамгу, но не помнил в какую сторону и поставил зеркально, они не каждый день расписывались. Окружающие, зная, что это родовая тамга Чарлаковых, не обратили внимание на неточность. В 1747 Кузей твердо запомнил свою тамгу.

3. Усман Аднагулов, варианта № 1: - в 1746 вероятно отделился от семьи, а 1747 вернулся (после смерти старшего в роду). Вариант № 2 – поставил зеркально по запарке.

В метрических книгах такое сплошь и рядом, Брат есаула - юртового старшины на разных свадьбах между которыми неделя поставил свою тамгу зеркально.
Люди того времени расписывались не часто, некоторым не доводилось ни когда.
Это мой вариант толкования.

У Черлакова и Аднагулова – двухъярусный тамга "балга" – официальная тамга племени Балыкчи.
У Черлакова - тамга идентичная тамге одному из сыновей пра..деда.
У Аднагулова - тамга идентичная тамге одному из его братьев

После просмотра документов и таблиц с тамгами, добавлю.

Тамга Усмана Аднагулова везде одна и та же.
Просто составитель этой таблицы не учел фактор "Заскорузлой руки солдата - крестьянина".

Под каким углом ему подали документ, под тем углом он и рисует свою тамгу. Согнувшись над столом, волнуясь от не привычной обстановки. Скорее всего даже не подозревая о горизонтальности строк.
Взяв в руки тонкую ручку или что там, возможно 3 или 5 раз в жизни, которую ему и удержать - то сложно. Это, на мой взгляд, как первые рисунки ребенка.

Одним из интересов моего генеалогического исследования является выяснение родовой тамги. К сожалению никто из моих предков вероятнее всего не был знатью, старастами, командирами,духовными представителями и т.д.; соотвественно в мне известных документах (Материалы по истории Башкирской АССР) не засветились. Мне известно наименование деревни откуда родом жена моего прадедушки; первый их ребенок родился в начале 1925 года. Браки регистрировались в метрических книгах до 1918 года (ОМДС ), где жених ставил свою тамгу.
Форумчане, подскажите: среднестатистический какой срок (год, два года или более) появляения детей в семье после заключения брака?
Действительно ли то, что женихи брали невест только из соседних деревень?
Какие еще имеются способы выяснить свою родовую тамгу?

Еще вопросик. Мне известно имя и место жительства дочери моего прапрапрадеда. Она 1847 года рождения.
Подскажите: в каком возрасте обычно в конце 19 века выдавали замуж (за какой период смотреть метрические книги)?

aibat, ребенок рождался чаще всего в течении года. Иногда даже ровно через 9 месяцев. :) Но еще нужно делать скидку на детскую смертность, составлявшую около 20% для первого года жизни и еще не малую для последующих годов.

Так что если Вы хотите найти запись о браке, то напишите запрос в ЗАГСе (Уфа, Зорге, 60) и попросите просмотреть диапазон скажем в 3 года.

"Действительно ли то, что женихи брали невест только из соседних деревень?"
совершенно не обязательно.

Не способы, а источники.... В первую очередь, в данной ситуации помогает фонд "Оренбургское магометанское духовное собрание", а именно дела по утверждению мусульман в духовных званиях в мечети при деревнях или дела о проверке знаний правил магометанской религии мулл (имамов, муэдзинов и т.д.) мечетей при деревнях, соответственно различные жалобы на них), в которых в большинстве случаев, прихожане мечети или жители деревни оставляли свои подписи или тамги на различных обращениях или в протоколах собраний.

Здравствуйте! В ревизской сказке за 1816 года по адресу Оренбургская губерния, Троицкии уезд в дер. Юкаликулево указной муллой является Гумер Сагитов. Но в той же Юкаликулево за 1816 год по адресу Оренбургская губерния Уфимскии уезд указной муллой является мулла Абдулла. Я сам житель Юкаликулево и у нас в клубе висит генеалогическии архив где написано мулла Абдулла, а Гамер Сагитов не упомянут. Выходи у мещеряков был свой мулла? И что за путаница с адресом? Спасибо.

Здравствуйте! В ревизской сказке за 1816 года по адресу Оренбургская губерния, Троицкии уезд в дер. Юкаликулево указной муллой является Гумер Сагитов. Но в той же Юкаликулево за 1816 год по адресу Оренбургская губерния Уфимскии уезд указной муллой является мулла Абдулла. Я сам житель Юкаликулево и у нас в клубе висит генеалогическии архив где написано мулла Абдулла, а Гамер Сагитов не упомянут. Выходи у мещеряков был свой мулла? И что за путаница с адресом? Спасибо.