Генеалогия в Башкирии

В последние десятилетия ученые нашей республики создали немало работ, непосредственно посвященных генеалогической тематике или тесно с нею соприкасающихся. Это и отдельные статьи, и монографии, и диссертационные исследования.
Достаточно подробно изучен нашими исследователями вопрос о генеалогических источниках. Г.Ф.Гудков и З.И.Гудкова в одной -из последних работ по краеведению подробнейшим образом анализируют основные генеалогические источники - метрические книги, ревизские сказки, родословные книги депутатских дворянских собраний, формулярные списки и т.д.2 Краеведы рассматривают все эти источники больше в контексте общероссийской истории, но имеются ссылки и на историю нашего края. Заслуга Гудковых состоит еще и в том, что они в течение многих лет изучали историю и генеалогию рода нашего великого земляка С.Т.Аксакова. Начало изучению своей генеалогии Аксаков положил своей трилогией, о которой упоминалось выше.
На основании данных работ можно сделать вывод, что практически все основные генеалогические источники, как прямые, так и косвенные, применимы для изучения родов Башкортостана.
Вместе с тем мы располагаем таким важным специфическим источником для изучения башкирских родов, как шежере. Одним из первых исследователей башкирских шежере стал Р.Г.Кузеев. Он пришел к выводу, что шежере - это не просто родословие, а генеалогическая летопись.1 То есть содержание шежере значительно шире простого родословия. Шежере составлялись каждым родом, позднее родовыми подразделениями и отдельными семьями. Многие шежере в качестве родоначальника данного племени называли Чингизхана. Имеются и более достоверные родословия. Шежере составлялись на протяжении столетий представителями нескольких поколений. Их часто переписывали. Шежере испытали на себе влияние классовых отношений. Все это требует от исследователей внимательного и критического отношения к данному виду источников.

В работах Р.Г.Кузеева содержатся глубокие наблюдения о генеалогии башкирских родов, начиная с глубокой древности. В частности, многоступенчатость родоплеменной структуры башкир и других кочевых народов выделяется в качестве одной из главных черт родоплеменной организации. Одним из способов образования новых родов было слияние родов племен-победителей с членами разгромленных племен и родов. Соответственно увеличивалось количество родовых подразделений в роде."
Своеобразным атрибутом родоплеменных организаций башкир были родовые знаки — знак собственности тамга, военный клич уран, а также родовые птица и дерево, являющиеся отголоском тотемистических верований. У юмран-табынцев, например, родовым деревом была лиственница — карагас, птицей — черный орел - карагош, ураном — Салауат и тамгой - ребро - кабырга. По преданию, родовые знаки башкирам подарил Чингизхан. В действительности, они появились у башкирских племен и родов гораздо раньше.3

Для изучения генеалогии башкирских родов большое значение имеет исследование семьи и брака у башкир. В данном отношении особый интерес представляют монографии А.З.Асфандиярова.4 Автор увлекательно описывает свадебные обычаи и обряды, детально анализирует формы семьи, брака и развода, имевшиеся у башкир. Чрезвычайно важно наблюдение о том, что глава семьи, намеревающийся женить сына или выдать дочь замуж, должен был обязательно получить согласие аксакалов. Кстати, этот обычай местами не исчез и в настоящее время. Аксакалы, зная родословные до 10, а то и 15-20-го поколения, могли принять или отвергнуть кандидатуры. Иногда аксакалы сами проявляли инициативу в выборе невесты, причем кандидатура была из другого рода, в крайнем случае - из другой деревни. Запрет брака в пределах родового подразделения был действенным не только в XVII—XVIII вв., но и гораздо позднее. Подобные ограничения имелись также у православной и католической церкви и в других религиях. Они имели целью не допустить браков между близкими родственниками и сохранить здоровье потомков.
С вопросом о формах семьи у башкир перекликается проблема способов наследования имущества детьми. Н.В.Бикбулатов указывает, что у малой семьи был миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получал младший сын. В то же время у башкир в прошлом существовали и большесемейные коллективы. Это подтверждают свидетельства этнографов, информаторов, а также содержание многих башкирских сказок. В них младший брат выступает главным героем, он терпит немало обид со стороны старших братьев. Это доказывает существование большой семьи с предпочтительным отношением к старшему сыну.1
Заслуга Н.В.Бикбулатова состоит также в изучении генеалогической терминологии башкир. Данные исследования представлены в монографии «Башкирская система родства». Он верно отмечает, что чем дальше вглубь от наших дней, тем сильнее и отчетливее выступает значение родственных отношений в общественном быту башкир.2 Корни башкирской системы родства восходят к глубокой древности. Она формировалась на протяжении веков и испытала на себе влияние брачных отношений, политических, экономических и других факторов. У башкир было очень развито почитание старших членов семьи. Условно всех родственников можно разделить" на ступени. Поведение индивида было различным к представителям старших и младших ступеней и внутри собственной ступени. Примечательно отношение к женам и мужьям старших родственников и младших родственников. Термины родства часто соотносятся с личными именами (Кинзя, Бабай, Акайхан, Кустыбай и т. п.).

Многие исследователи отмечают, что часто термины родства употребляются без личных имен. Скажем, жена не должна была называть мужа и его родителей по имени. То же касалось и мужа. В основе, по-видимому, лежит вера в то, что, назвав родственника по имени, можно привлечь к нему злые силы.
Все своеобразие генеалогической терминологии нашло отражение в башкирских пословицах, поговорках, других произведениях башкирского фольклора. Немало сказок и преданий посвящены сложным проблемам родственных взаимоотношений. Часто их сюжеты связаны с обычаями левирата и сорората (женитьба младшего брата на вдове старшего либо женитьба вдовца на сестре умершей жены). Например, в исторической песне «Шаура» старик-бурзянец женил 18-летнего сына Баима на 37-летней вдове его старшего брата. Она имела от первого брака сына, которого женила на красивой девушке Шауре. Шаура и Баим любили друг друга и вынуждены были покинуть родной край,'

Помимо общих трудов, затрагивающих генеалогическую тематику, имеются работы, рассматривающие генеалогию отдельной социальной группы или населения отдельного населенного пункта. К числу последних относятся книги и статьи Б.С.Давлетбаева, особенно его монография «Большая Ока», посвященная истории и генеалогии большого села в Мечетлинском районе. Отдельный раздел в ней так и называется «Родословная окинцев». Автор верно расценивает значение генеалогической науки для уточнения хронологии, отдельных исторических фактов. На основании шежере, ревизских сказок и других генеалогических источников в книге восстановлены родословия крупных окинских родов вплоть до девятого поколения. Они дают представления о национальном и социальном составе села. Очень интересен анализ имен и прозвищ жителей Большой Оки. Сведения, содержащиеся в других разделах книги, дополняют генеалогические данные фактам^ о политической и социально-экономической жизни отдельных родов и семей на протяжении столетий.2

Проблемам генеалогии уфимского дворянства посвящены кандидатская диссертация и статьи Б.А.Азнабаева. На основании анализа широкого круга источников исследователь показывает пути формирования дворянских родов. В основном это были представители российского дворянства, в значительно меньшей степени - выходцы их других слоев населения. Данные об их экономическом положении способствуют созданию более полного генеалогического портрета уфимского дворянства. Особо ценную часть работ этого автора составляют родословные таблицы и росписи.

В работах Н.М.Кулбахтина имеются важные сведения о формировании горнозаводских династий Башкортостана.

Из числа последних работ следует назвать книгу Сайд мурзы князя Еникеева «Очерк истории татарского дворянства».4 Первая часть книги посвящена истории татарских дворянских родов до их переселения на башкирские земли, когда они жили на территории Темниковского уезда. На конкретных примерах мы можем проследить, каким образом татарские феодалы и царевичи вливались в состав российского дворянства. Наиболее ценна в генеалогическом отношении вторая часть книги - «История татарских дворянских родов». В ней по поколениям прослеживается генеалогия родов князей и мурз Акчуриных, Еникеевых, Кугушевых, Кудашевых, Мамлеевых, Сакаевых, Тенишевых, Чанышевых, Бигловых, Терегуловых. Причем сделано это очень добросовестно и художественно, с привлечением большого количества источников. В настоящее время в Уфе действует Меджлис татарских мурз - организация, объединившая потомков татарских дворянских родов. Целью данной организации является изучении истории древнейших родов, сохранение и приумножение духовного наследия предков.

Проблемам взаимодействия, взаимовлияния бунтарских, татарских, русских, а также литовских и польских родов посвящена книга казанского историка А-Х.Халикова.1 Многие известные фамилии русских бояр и дворян - Вельяминовы, Аксаковы, Адашевы, Кудашевы, Мамоновы и другие, - как доказывает автор, вышли из тюркских родов.
Таким образом, исследователи истории края уделили внимание ряду крупных генеалогических проблем. На основании имеющихся работ можно составить представление об истории отдельных дворянских, купеческих, крестьянских родов. На очереди дня стоит создание обобщающего труда по генеалогии родов Башкортостана, который осветил бы многочисленные оставшиеся «белые пятна».

... Проблемам взаимодействия, взаимовлияния бунтарских, татарских, русских, а также литовских и польских родов посвящена книга казанского историка А-Х.Халикова. ...

бунтарских-а это что за род??