.

Опубликовано Фидаиль - пн, 02/28/2011 - 22:26

.

...
8. Туку станының төрләрен белдерә торган сүз­ләр: ыстан//киндер ыстаны//киндер урны//сике урны//сике асты — туку станы; боронгы киндер урыны//боронгы ыстан — такталары алын­ган сәкенең кысасына җайланган стан; кысалы киндер урны//кысалы ыстан, араталы ыстан, мишәр ыстаны —махсус кысага ясалган, түшәмгә беркетеп куела торган стан; рус киндер урны//урыс ыста-ны, чыгырлы- ыстан — кысалы һәм түшәмгә беркетелми торган аерым стан; андый станда буйлык җепләр көйшәләнмичә, арткы бавыр ага­чына—зур валга чолгап куелган була.
...
http://www.tugantelem.narod.ru/dialekt/rahimova.html

Ыстам - В переводе с арабского языка означает - остающийся жив, не умирающий.
http://www.ertegi.ru/index.php?id=31&idnametext=876&idpg=1
Есть список имен мужских и женских на Ы. Сайт - Адам аттары. (http://tynchtykbek.narod.ru/attar/a.html)
Уул балдардын аттарынын алфавиттик тизими:
Ыбрай, ... Ыстам, Ыстамбай, Ыстамбек, Ыстан, Ыстаналы, Ыстанбай, Ыстанбек, Ыстанкул, Ыстамкулбек,... Ыштык

PSSERGE
Все, что нашла - выложила в комментарии. Ыстам - перевод с арабского есть, Ыстан- нет. Есть вариант Стан-страна. Форма имен старинная казахская, сейчас так скорее всего не называют, очевидно встречалась у татар и башкир(осталось в топонимах), может у других родственных народов. Можно посмотреть в списке татарских имен , но без первой "Ы". У нас была бабушка соседка, звали ее Ракия. Моя бабушка называла ее Оркия гортанно между О и Ы.
В списке татарских имен на форуме есть имена на Ы: Ымсынай, Ындырчи,Ыргым, Ырсай,Ырымбай, Ырымбану,Ырымбиби, Ырымбика.

Спасибо! а вот созвучное названию Исанбаево имеет уже другое значение? Я к сожалению не силен в татарском и башкирском языках. И уже изрядно надоел знакомым татароязычным друзьям со своими как переводится :)

Исанбай - это имя от арабского, означает "здоровый мужщина". В Агрызском районе Татарстана есть деревня Исанбаево (название д. от имени основателя), предкaми которых является Кара бек. То есть там живут каринские татары.

[quote=Фидаиль] ... В Агрызском районе Татарстана есть деревня Исанбаево (название д. от имени основателя), предкими которых является Кара бек. То есть там живут каринские татары.[/quote]
Историческая справка о поселении
Исенбаево было основано приблизительно в 1-й половине 17 века на землях, пожалованных царем Михаилом Федоровичем Романовым за верную службу перед русским государством.
Легенды называют основателем села человека по имени Исенбай, прибывшего со своими родными с противоположного берега реки Камы. Исследователи полагают, что он был выходцем из нократовских татар, из рода Кара бик.
Известно второе название деревни - Яланое («Алан очы» - в переводе с татарского языка – «поляна»). Жители деревни были причислены к сословию служилых башкирцев.
До 1921 года Исенбаево находилось в составе Сарапульского уезда Вятской губернии.
http://agryz.tatar.ru/rus/insebaevskoe/about.htm

я собственно вот про эту интересовался Янаульского района
Исанбаево

К 10-й тептярской команде принадлежала д. Исанбаево, тептяри которой были припущены башкирами-вотчинниками двух волостей. По договорной записи башкир д. Сармашево Эске (Внутренне) - Еланской волости Сармаш Карманаев 20 июня 1717 г. бесплатно отдал ясачному татарину Мустафе Исяпгулову сенные покосы и 2 озера по р. Гарейка и Мелекешу, чтобы ему «владеть кечно и рыбу и птиц ловить». Затем других тептярей из татар припустили по договору от 10 мая 1786 г. башкиры Гарейской волости. Тем не менее тептяри д. Исянбаево Бикташ Мансуров и д. Кучаш Фахретдин Кутлукалямов в 1826 г. писали о более раннем возникновении их поселений. Вот что там утверждалось: «Предки их заселились показанными деревнями и водворились на жительство далее уже двухсот назад сего лет на башкирской Идель-Гарейской волости земле в Бирском уезде по р. Кучаш начально по учиненному с предками той волости башкирцев по полюбовному условию, а потом и по совершенной от крепостных дел зделке». Но текст договора ими был утрачен, поэтому власти не поддержали их просьбу, хотя просители представили и квитанции об уплате «за ту землю» куничного ясака за 1702, 1706, 1725-1727 гг.

Одно нам проясняется из содержания выявленных документов, деревня существовала в начале XVIII в. По материалам ревизии 1748 г. там проживало 60 ясачных татар мужского пола. 19 мужчин и 18 женщин названы тептярями в 1795 г. По VIII ревизии тептярей было 110 мужчин и 113 женщин. При 67 дворах в 1859 г зафиксировали припущенников - 231 мужчина и 208 женщин. 982 тептяря и 207 дворов показала перепись 1920 г.

О хозяйственной деятельности тептярей имеются официальные статистические данные за 1842 г. На 36 дворов с 223 жителями приходилось 175 лошадей, 195 коров, 121 овцы, 244 козы. Была у них и мельница. Пчеловоды имели 100 ульев, 30 бортей. Известна в деревне и мечеть.