Мишари

Опубликовано romka6010 - пт, 03/23/2007 - 23:36

Есть ли ресурсы на эту тему?

По разному, однако вот Асфандияров выделяет особо
Цитата 9 поселений (Байбаково, Субаево, Янагушево, Сибирганово, Кулаево, Берлячево, Улеево, Муллино, Старокувашлино) было основано на землях, жалованных русскими'царями.
Кстати и люди из этих нас. пунктов выделяют себя особо, например я знаю из Муллино так и говорят с гонарком без Мулла аул, даже в Бураево их гонорок отмечают. Да и сами Бураевские, ну в смысле из района народ, Бурайлар без говорят и тоже с гонорком. :D Утвержадаю не голословно, мама Муллинская, и родственники Бурайлар есть. :D

Вот еще выдержки из "Справка, составленная в канцелярии Сената, по вопросу о снятии башкир и мишарей ясака и о распространении на них соляной Монополии" представленной в части второй 4 тома "Материалов по истории Башкирской АССР " 56 года изания.

А в ведомости о ясашном зборе Уфимского уезду з башкирцов и ясашных иноверцов показано:

А по ясашным книгам в вышеписанном ясашном платеже значит людей: по прежним книгам до 1734-го году башкирцов, кои имянами написаны, кроме тех, которые безъимянно под их же им» нами з земель платят по волостям и урочищам, 1688, а с 1734-го сверх оного числа еще прибыло башкирцов же по имяном 1096, итого башкирцов прежних и вновь причисленным поимяшю числом 7284; а тептерей и бобылей по прежним же книгам до 734-го поимянно ж числом значит 8355, а с 734-го сверх оного числа еще прибыло тех тептерей и бобылей 3847; итого тептерей и бобылей 12202, всего башкирцов, тептерей и бобылей по прежней со 140-го и с приписанными с 1734-го годов вновь состоит числом 19 486 человек.

В Уфимском же уезде, кроме вышеписанных ясашников, имеются мещеряки, которым по грамоте 196-го году повелеыо по городу Уфе служить обще з бывшими в Уфе дворянами [и] иноземцами, которую службу они, мещеряки, обще с теми дворянами и иноземцами отправляли.

В общем тоже как то выделяются мишаре и указывается еще что и как тарханы асяка не платят.

Привет всем!
После очередных обсуждений этой темы я ещё раз внимательно перечитал книгу Орлова Алимжана Мустафиновича "Нижегородские мишари" и пожалуй, что эта книга даёт наиболее полный и ,кажется, объективный ответ по происхождению мишарей. В книге события пока остановились на XVII веке и не прослежена, я думаю, пока, пути дальнейшей миграции мишарей. Поэтому пока выпадает документальный материал - материалы миграции - по XVIII веку. А в том что именно Нижегородское Поволжье явилось исходной базой для миграции в Башкортостан и в Зауралье, у меня практически уже нет сомнений. Это уже видно по говору, словам и остальным факторам.
Документальным подтверждением того, что население приведённых мной ранее населённых пунктов - мишари (мещеряки), являются ревизские сказки по этим деревням. В, частности, ревизские сказки за 1811 год по 3-му Башкирскому кантону (ЦГИА РБ. фонд И-138, опись 2, д. 131). А также обширный материал по этому кантону из архива Оренбургского военного губернатора (ЦГИА РБ. фонд И-2, опись 1). А также очень много других документов.
Единственное, пока нет, то есть не найдены мной свидетельства именно о маршрутах миграции, то есть откуда именно и какие рода куда перемещались. Думаю, они существуют, или уже кем-то найдены.

Цитата (romka6010 @ 23.09.2007 - 01:15)Есть ли информация уважаемые откуда в какую деревню пришли мишари по каким источникам можно это отследить?
« …Время прихода припущенников в Башкирию, их численность, количество принадлежащих им земель с указанием актов на эти земли, спорных и общих с другими лицами владений отражен в архивных документах под названием «Дело со сведениями о числе народонаселения тептярей и бобылей в Оренбургской, Пермской и Вятской губерниях, о количестве принадлежащих их земель, а также о применении к ним правил на продажу и отдачу в кортому башкирских земель 18 ноября 1839 года – 15 февраля 1842 года» ( ЦГИА РБ. Ф. И-2. Оп. 1. Д. 4619. Фонд Оренбургского генерал-губернатора.)
Этот источник обнаружен и опубликован доцентом БГПУ, к.и.н. Б.С. Давлетбаевым.
Ценность опубликованных Б.С. Давлетбаевым ведомостей заключается прежде всего в том, что они дополняют сведения о населенных пунктах Башкирии данными о времени прихода отдельных категорий жителей, в частности, припущенников, тем самым способствуя приблизительному установлению времени возникновения башкирских и мишарских деревень. Автор публикации этих документов Б.С. Давлетбаев, рекомендуя их читателям, предупреждает о том, что этот источник «необходимо изучать в сравнении с ведомостями башкирских и мишарских селений», ибо они дают представление только о тептярской части жителей деревень. …»
Камалов А.А., Камалова Ф.У. Атайсал.-Уфа: Башкирское книжное издательство «Китап», 2001. Стр. 75-76..

Цитата Есть ли информация уважаемые откуда в какую деревню пришли мишари по каким источникам можно это отследить?
1841-1842 гг. - Ведомости 13 башкирских и 5 мишарских кантонных начальников о численности башкирского и мишарского населения по 8-й ревизии в деревне юрте, кантоне, уезде с указанием вотчинников и припущенников, со сведениями о принадлежности башкир и мишарей к определенной волости, тюбе (аймаку) по поземельному владению и об отраслях их хозяйства.
(ЦГИА РБ. Ф.138. Оп. 2.Д.431. Л.1-180.)
Ведомости представляют собой ценный источник по различным аспектам социально экономической истории многонационального Башкирского края. Они показывают количество деревень и характеризуют численность всех мещеряков-мишарей по 8-й ревизии 1834 г. Белебеевского, Бирского, Стерлитамакского, Уфимского и Челябинского уездов Оренбургской губернии, а также характер их землевладения и землепользования. По данным ведомостей, можно установить приблизительное время расселения мишарей и возникновения их населенных пунктов в Башкирии.
Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). –Уфа: Китап, 2006. Стр. 463.

С этими Ведомостями можно ознакомиться в следующих изданиях:
1. Асфандияров А.З. Ведомости башкирских и мишарских кантонных начальников о численности и социально-экономическом положении населения по деревням в середине XIX века. // Южноуральский археографический сб. – Уфа: БФАН СССР, 1976. –Вып. 2. Стр. 308-339.
2. Асфандияров А.З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI –первая половина XIX в.). –Уфа: Китап, 2006. Стр. 466-500.

Интересно было бы знать:
1. Можно ли подтвердить путем генетических исследовании ДНК, происхождение мишар?
2. Были ли какие то предпосылки для умышленной ассимиляции мишар в башкир или татар, например в наше время особенно в период так называемого суверенитета было выгодно указать национальность башкирскую, а в более ранней истории было ли такое?
3. Многие фино угорские народы проживая среди тюркских народов сохранили самосознание и язык, почему же мишари подверглись в большей степени татаризации чем башкиризации что было бы более логичным?
4. Если тюркизация мишар случилась еще до их переселения на Урал, то мне кажеться они бы гораздо легче подверглись славянизации из тех геополитических реалии?

Эрнст
Очень интересные исследования по истории мишар содержатся в Татарском Интернете, в составе которого РАхметов выделяет
Мишарский Интернет, работу которого привожу ниже целиком.

"Рассказ о Мишарском Интернете, являющемся неотъемлемой частью Татарского Интернета (сокращенно Татнет), необходимо начать с ответа на вопрос, а что же из себя представляет сам Татнет?
Как известно, в последние годы в средствах массовой информации Республики Татарстан и Российской Федерации наряду с такими устойчивыми терминами как Рунет (Российский Интернет), Казнет (Казахский Интернет), Азнет (Азербайджанский Интернет) и Узнет (Узбекский Интернет) стали часто упоминать и Татнет. Татнет не просто упоминается в СМИ - уже 4-й год подряд проводится Международный конкурс Интернет-проектов «Звезды Татнета» (http://tatnet.tatar.info). Казани при содействии Агентства «Татмедиа» ежегодно в мае проходит Форум Татнета. Количество сайтов Татнета растет из года в год и их качество тоже.
Так что же понимается под Татнетом?
Есть несколько подходов к определению понятия „Татнет“.
Одни понимают под Татнетом совокупность сайтов татарских национально-культурных автономий, общественных организаций, СМИ и новостных лент, размещающих материалы о Татарстане и татарах, издательств, молодежных клубов, любительских web-страничек, словом, всех сайтов, связанных с „татарской тематикой“.
Другие относят к нему лишь сайты на татарском языке.
Третьи, считают Татнетом все сайты, имеющие отношение к Республике Татарстан.
Представляется, что понятие „Татнет“ можно выразить в следующей формуле: Интернет + (Татары + Татарский язык + Татарстан) = Татнет.
Или, иначе говоря, под Татнетом понимается совокупность информационных ресурсов, созданных на государственных языках Республики Татарстан (татарский и русский языки) и рассказывающих о Татарстане и/или татарском народе.
В тоже время, говоря о Татарском Интернете нельзя не отметить тот отрадный факт, что немалое количество сайтов Татнета составляют проекты, созданные нижегородскими татарами-мишарями и вообще мишарями, а также проекты, рассказывающие о традициях, культуре и истории мишар как локальной этногруппы в составе татарской нации.
Игнорировать это обстоятельство было бы неправильным и мой доклад будет посвящен рассказу о наиболее интересных информационных ресурсах посвященных мишарям, которых я условно обозначаю как Мишарский Интернет.
Итак, начнем мы наш обзор с наиболее известного на сегодня сайта, где немалая часть информации посвящена мишарям – это сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» (http://www.islamnn.ru/). Несмотря на то, что на этом сайте основной упор делается все же на мусульманскую составляющую, здесь также есть множество материалов по истории, культуре и традициях нижегородских татар-мишар. А история мишар как и история татар вообще неотделима от истории Ислама, поэтому на сайте размещена информация по действительной истории происхождения Нижнего Новгорода, номера журнала «Ислам на Нижегородчине» и многие другие материалы о мишарях.
Другим мощным проектом рассказывающим о татарской общине Нижегородской области является Сайт национально-культурных объединений Нижегородской области (http://www.nizgar.ru/). Вы найдете на сайте информацию о РНКАТНО, праздниках и традициях, национальной кухне, татарских именах, культуре, истории, выдающихся татарах-мишарях Нижегородчины, татарских селах области и даже уроки татарского языка.
Одним из главных ресурсов по истории татар-мишарей Нижегородчины является сайт Орлова Алимжана Мустафиновича «Мишары Нижегородской области» (http://www.mishare.narod.ru/), где можно ознакомиться с его книгой «Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы» и другими статьями этого автора.
Книгу А.М.Орлова «Мещера, мещеряки, мишари»можно прочитать на сайте Татарского исторического общества(http://tatar-history.narod.ru/meshera.htm). Тут же можно прочитать другие материалы по истории Татарской мещеры и принять участие в обсуждениях на специализированном форуме «Татары Мещерского края» (http://forum.tatar.info/index.php?showforum=58). Кроме того, интересные материалы по истории татарских сел нижегородского края есть на сайте Московского татарского студенческого собрания (МТСС) (www.mtss.ru/?page=ngorods), например, карты районов с указанием татарских сел, информация о численности татарского населения и истории татар-мишарей.
Статьи по истории Татарской мещеры читайте на одном из старейших сайтов - проекте «Татарская газета» (http://tatar.yuldash.com/), который ведет один из гуру Татнета Ирек Биккинин – татарин-мишар из Лямбиря в Мордовии, где издавна живут татары-мишаре – а ведь мишаре живут не только в нижегородском крае, но повсюду от Финляндии до Ташкента и дальше. Здесь можно прочесть статьи И.Биккинина «Татарская аристократия темниковского княжества и ее потомки», текст диссертации М.М. Акашкина «Свадебные обряды, песни татар-мишарей и мордвы (Сравнительный анализ)» и многое другое.
Нужно сказать, что в сети Интернет при желании вы можете найти любопытные материалы по истории татар-мишар, например, статью А.С.Гациского «Нижегородские татары - татары ли?» (http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/acg/pdf/tatary.pdf). А если у вас есть свое мнение по истории татар-мишар, то вы как и любой желающий можете принять участие в написании статьи в Википедию, посвященную Мишарям (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B0%D1%80%D0%B8).
Много материалов по истории мещерских татар опубликовано на сайте «Касимовское ханство» (http://misharlar.ru/)
Если вы всерьез интересуетесь своей родословной (шеджере), то вам обязательно нужно посетить проект «Татарские рода – новости татарской генеалогии» (http://tatar.rodstvo.ru/), где вам могут помочь найти своих предков. Если вы хотите самостоятельно заняться генеалогическими изысканиями, то вам пригодится Перечень документов по истории татарского населения Нижегородской губернии XVIII – XX вв (http://www.opentextnn.ru/archives/nn/afnn/gano/?id=738)на сайте "Открытый текст"
Практически единственным на сегодня проектом, посвященным фольклору татар-мишар является сайт покойного Абдуллы Кротова (http://www.abdulla-krotov.narod.ru/) – выдающегося фольклориста. Здесь вы можете послушать старинные мишарские народные песни и ознакомиться с творчеством А.Кротова.
Прежде чем перейти к сайтам татарских деревень Нижегородской области я хочу обратить внимание на то обстоятельство, что подавляющее число таких сайтов создано московскими татарами, чьи предки жили в этих деревнях. Нижгарская составляющая вообще довлеет в Москве – какой сайт сделанный московским татарином не возьмешь –везде сплошь и рядом его автор из нижгар!
Среди молодых московских татар-мишар популярны такие молодежные сайты как Московский клуб «Ярякпарям» (http://www.yaryakparyam.ru/), Дуслар.ру. - татарский независимый портал (http://www.duslar.ru/) и Татары Москвы (http://www.tatarmoscow.ru/), сделанные молодыми московскими татарами, чьи предки жили в нижегородчине.
Молодежь создала сайты почти всех татарских сел нижегородского края. Центральным ресурсом здесь можно обозначить проект «Татарские села и мусульманские общины Нижегородской области» (http://www.myslim.ru), где имеется информация об истории всех сел и деревень татар-мишарей, находящихся на территории Нижегородской области. Особого внимания заслуживает раздел "Схема расположения сел".
Свои сайты есть у таких татарских сел как Медина (http://www.medina.su/), Петряксы (http://www.petryaksi1.narod.ru/ ), Чембилей (http://www.chembileyskiy.narod.ru/) Сафажай (http://www.safazhay.ru/), (http://gulechka999.narod.ru/), Карга(http://karga.ucoz.ru), Пошатово (http://poshatovskiy.narod.ru/)
Все эти сайты сделаны с любовью к своей исторической родине и имеют большое значение для возрождения национального самосознания татар-мишар. К сожалению сейчас Мишарский Интернет еще не достиг того уровня, который заслуживает – нам не нужно бояться культивировать акцентирование на нашем мишарстве. Нужно активно продвигать историю, культуру и традиции татар-мишар в сети Интернет! Это нисколько не ослабит татарскую нацию, поскольку мишаре, которые составляют около 1/3 от всех татар, это такая же неотъемлемая часть татар как и казанские татары и они имеют право быть достойно представленными во всемирной паутине, чтобы показать миру их самобытность и не стыдиться своего происхождения.
Я уверен, что сайты татар-мишар будут одним из ярких звезд в созвездии Татнета и у них еще все впереди – потенциал и энергия молодежи высока, нас еще ждут все более и более интересные сайты и порталы".

http://rahmetov.livejournal.com/21073.html?view=33361#t33361

Rahmetov, между нами, писал эту статью с изрядной доле стёба, так что не надо к мишарям приставать с вопросами об их нац. самоопределении от татар, а то они люди горячие - могут не понять ;) (исправлено)

Быстренько сделаю пару замечаний.
Бикметов Рауф, мне больше понравилась первая книга Орлова, про нижегородских мне показалось более слабой, хотя полёт мысли там поразмашистей...
[quote] Цитата (romka6010 @ 23.09.2007 - 01:15)
Есть ли информация уважаемые откуда в какую деревню пришли мишари по каким источникам можно это отследить? [/quote] Как у меня сложилось впечатление по Асфандиярову, более-менее полное ведение дел по регистрации населения началось фактически веке в 18-м. Так что говорить, что все мишари из Мещеры мне представляется не совсем обоснованным.
Отчасти подтверждением тому является то, что например темниковских по происхождению мишар отделяют, называя "төмәннәр". Кроме того ряд явных мишар-переселенцев сохранил западный Ц-окающий диалект. Сословные мишары же употребляют разновидность среднего.

Мишари скорее всего категория сословная, так же как и тептяри или казаки, причем мишари больше всего идентифицировали себя с татарским этносом, тогда как тептяри по разному. Наверное поэтому так быстро и исчезла эта идентификация. Причем безболезненно и без всяких на то волевых действий как политических так и этнических. И не было никакого этого сопротивления, тогда как другие действительно отдельные этнические группы активно сопротивлялись за сохранение самобытности, даже крещенные татары этому сопротивляються поскольку при общности языка остаються все таки другой культурой замешаной на християнстве. Горячие головы всегда найдуться, я думаю так можно себя при желание идентифицировать себя с сарматами и т.д.
Существовала ли такая мишарская культура и каково ее наследие? Я думаю что надо просто изучать и хранить историю и не думаю что кто то хочет возродить мишарские кантоны и соответствующее управление ими.

В Башкирии - пожалуй да, сословная. Видимо до 1864 г. на территории БВ под татарами в узком смысле понимали гос. крестьян и городских мещан, в отличие от военно-служилых сословий.
Насчет культуры, можно заметить, что такие мишари (по западному диалекту) как Һади Такташ, Гаяз Исхаки, Габдрахман Абсалямов, и т.д. - классики татарской литературы.
По сословным мишарям, припоминается только Габдулла Галиев. Надеюсь, не оскорблю этим башкир, считающих его башкиром...

Добрый день, Эльмира!
Вы интересуетесь Даушевыми? Или у Вас есть по Даушевым информация, Вы просто хотите дополнить? Напишите мне, пообщаемся. Нажимаете На ник, выходите на мою страницу, должна быть в верней строчке функция написать. Если не , оставлю Вам мой Эл.адрес.

romka6010 писал:
Интересно было бы знать:
1. Можно ли подтвердить путем генетических исследовании ДНК, происхождение мишар?
2. Были ли какие то предпосылки для умышленной ассимиляции мишар в башкир или татар, например в наше время особенно в период так называемого суверенитета было выгодно указать национальность башкирскую, а в более ранней истории было ли такое?
3. Многие фино угорские народы проживая среди тюркских народов сохранили самосознание и язык, почему же мишари подверглись в большей степени татаризации чем башкиризации что было бы более логичным?
4. Если тюркизация мишар случилась еще до их переселения на Урал, то мне кажеться они бы гораздо легче подверглись славянизации из тех геополитических реалии?

Моё исследование ДНК указала, что я в родстве с мишариным жившим в 20 километрах от моей родословной деревни. Я уже согласился с тем, что у меня мишарские корни, но я сделал своим ближайщим родственникам ДНК анализы и они тоже оказались со мной в разной степени родства. И что интересно прародители мишарина были припущинниками и участвовали во всех ревизиях с 1 по 10, а вот мои прародители участвовали только в с 5 по 10 ревизии, где они указаны-"башкирцы". И что интересно мишари получали припуск от моих прародителей-от своих родственников. В данной момент у меня в родословной 1 мишарин. Я думаю через ДНК анализ можно все распутать-главное кто какие цели ставит. Если остаться на позициях - типа так пишет такой то академик, то можно и остаться на уровне -так моя бабка говорила и не узнать всей правды. Кстати я тоже наслушался, что марийцы(фино-угорцы) с соседней деревни Чебыкова наших башкир всегда называли и называют родственниками-но все 10 ДНК анализов которые я провёл родство с фино-уграми не показали, но я допускаю, что в жены башкиры брали мариек с этой деревни-вот это через ДНК анализ определить нельзя к сожалению.
И как мишарин оказался выходцем с Алтая пока загадка.

Вам зачем нужно все это копать? А? Мне насрать вообще кто были мои предки, главное, чтобы сейчас все у нашего рода было хорошо... Во мне течет кровь башкир, казанских татар, мишар. И к какой отнести себя нации, по-вашему? Могу лишь сказать, что сам лично, изрядно пообщавшись со всеми, сделал вывод, что башкиры не такие злые. ИМХО!

С таким ником и как быдло рассуждаете. Это предложение было не для Вас. А для Вас - не забудьте туалетную бумагу.
"Народ, не имеющий национального самосознания - есть навоз, на котором произрастают другие народы" Столыпин П.А.

У меня некоторые предки были из мишарей. В частности, моя бабушка Гайния Ашимова родом из деревни Уразаево Балтачевского района (бывший Бирский уезд). Ее род Ашимовых принадлежал к уфимско-бирским мишарям - "симбирцам". И она всю жизнь четко себя называла: "Я - мишарка".

О нижегородских татарах,о татар-мишарей можно посмотреть здесь:http://nizhgar-tatar.narod.ru/
тем более что вышла целая книга и содержит около 600 статей о видных представителях татар Нижегородчины на татарском и русском языках,фактически является начальным томом «Нижегородской татарской энциклопедии»,в которую войдут следующие тома: «Мишарский словарь» «Пословицы и поговорки» «Татарская топонимика Нижегородчины» «Имена и фамилии»

Так же рекомендую хороший Татарский мешарский сайт Шубино-Видео -http://ras2203.narod.ru/