Большинству исследователей известно, что основным типом документов по священнослужителям являются клировые ведомости (далее КВ). По факту КВ это "именной список всем лицам духовного звания православного исповедания" по конкретной церкви. В КВ содержится всеобъемлющая информация о священнослужителе и его семье. К несчастию архив Уфимской духовной консистории полностью погиб (за исключением метрических книг), в том числе погибли все КВ по всем церквям Уфимской губернии. Исключением являются всего несколько церквей, в том числе Спасская церковь города Уфы, церковь сел Волково и Новоселово (может еще что-то сохранилось в Казани или Мензелинске по Мензелинскому уезду и в Златоусте по Златоустовскому).
В условиях отсутствия КВ исследования родословных священнослужителей представляют определенные затруднения в связи с тем, что в отличие от крестьян, большею частью проживавших на одном месте десятилетиями, священнослужители регулярно переназначались из одного прихода в другой. И даже если священник всю жизнь служил в своем приходе, служил он не в том месте где родился, а был распределён после окончания курса наук.
Все эти перемещения отследить традиционными методами с помощью только переписей и метрических книг довольно сложно. Возникает необходимость использования косвенных источников, позволяющих выявить дополнительные «улики» о месте рождения и/или службы искомого священника, о его родителях и родственниках и тем самым заполнить белые пятна биографии.
К основным источникам для поиска можно отнести:
1. газету Уфимские Епархиальные Ведомости;
2. Фонды уфимского архива про учебным заведениям (прежде всего церковным учебным заведениям);
3. Метрические книги крупных городов губернии (Уфа, Стерлитамак, Бирск, Белебей);
4. Дела периода 1920-30-х годов о закрытии церквей;
5. Дела о лишении избирательных прав.
Кратко рассмотрим эти типы документов:
1. Газета «Уфимские Епархиальные Ведомости»
Данная газета являлась официальным печатным органом Уфимской Епархии, печаталась с 1879 года и среди прочего содержала формальные объявления о назначениях священнослужителей на должности, об их смертях и прочие события, безусловно полезные в контексте темы этой статьи. С Епархиальными ведомостями только одна проблема – огромный объем информации, который необходимо изучить для поиска искомых крупиц знаний. УЕВ выложены в интернете в виде сканов.
2. Фонды уфимского архива по учебным заведениям
В фондах по учебным заведениям отложилось множество документов по священнослужителям, перечислим самые занимательные:
- формулярные списки преподавателей и служащих: так как преподаватели учебных заведений, особенно церковных учебных заведений, часто были действующими священниками, то в подобных материалах имеем возможность найти формулярные списки установленного государственного образца, но на священников, что является более чем достойной заменою КВ.
- личные дела учеников: личные дела могли содержать метрические выписки, личные прошения и заявления, различные справки и прочие материалы, часто совершенно уникальные, которые не найти традиционными методами поиска по переписям и метрикам;
- свидетельства об окончании определенного кол-ва классов или аттестаты: данные материалы часто дают возможность выявить полное ФИО отца ученика, социальные статус, а иногда и место жительства семьи. По таким свидетельствам часто можно выявить состав семьи т.к. при определенном уровне достатка родители старались дать образование всем своим детям;
Уфимский архив хранит фонды следующих учебных заведений, обладающих значимым объемом персональной информации:
Уфимская духовная семинария, И—112, 542 д., 1860—1919 гг.
Уфимское мужское духовное училище, И—122, 76 д., 1879—1916 гг.
Уфимское епархиальное женское училище, И—120, 15 д., 1888—1917 гг.
Директор народных училищ Уфимской губернии, И—113, 1327 д., 1865-1917 гг.
и др.
ранее в моем блоге публиковалась короткая заметка по материалам учебных заведений.
3. Метрические книги крупных городов губернии
Как все мы знаем из школьного курса истории, духовенство относилось к привилегированному сословию и соответственно тяготело к городам. Если не жить, то учить детей или отметить значимое событие в семье – рождение ребенка или брак – такое случалось регулярно со многими семьями священнослужителей. Учебные заведения так же сконцентрированы в городах, представители семей священнослужителей регулярно посещали Уфу, Бирск, Стерлитамак и конечно отмечались в метрических книгах. К сожалению, метрики городов очень большие, церквей было несколько и, соответственно, поиск по ним весьма трудоемок, но мне, за годы исследований, удалось создать указатели ко многим городским церквям, не ко всем конечно годам, но весьма к значимому их количеству. В указателях перечислены фамилии, упоминаемые в рождениях, браках и смертях по соответствующим годам. Таким образом открывается реальная возможность задействовать этот ресурс для поиска.
4. Дела периода 1920-30-х годов о закрытии церквей
Отдельно данный тип материалов описан в моем блоге. В контексте данной статьи материал может быть интересен тем, что иногда раскрывает судьбу священника, служившего в церкви в момент ее закрытия
5. Дела о лишении избирательных прав.
В ССССР, в период 1930-х годов, массово применялась такая мера административного воздействия как лишение избирательных прав. Прав лишались следующие категории лиц:
а) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;
б) лица, живущие на нетрудовой доход, как-то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;
в) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;
г) монахи и духовные служители церквей и религиозных культов;
д) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также члены царствовавшего в России дома;
е) лица, признанные в установленном порядке душевнобольными или умалишёнными, а равно лица, состоящие под опекой;
ж) лица, осуждённые за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором.
таким образом, интересующее нас в контексте данной статьи духовенство было лишено избирательных прав и по многим "лишенцам" в архиве имеются личные дела, которые могут содержать следующие материалы:
- собственноручно написанные заявления и ходатайства по факту лишения, его отмене и другим процедурным вопросам;
- протоколы (или выписки из них) учреждений и органов власти;
- анкеты о составе имущества и/или семьи.
Как видно из данного списка, дела могут оказаться чрезвычайно полезными в генеалогических исследованиях, особенно такого сложного периода как первые года Советской власти.
Детальную справку о наличии в уфимском архиве материалов по конкретным фамилиям/персонам можно получить по адресу: ufagenealogy@mail.ru
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии