№ 1. 1633 г. февраля... - Грамота из Приказа Казанского Дворца верхотурскому воеводе Д. И. Милославскому и подьячему В. Шестакову об ограждении башкирского сотника Уфимской волости Ишим-бая Кулушева с товарищами и других ясачных людей от всяких насилий

От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, воеводе нашему Данилу Ивановичю Милославскому да подьячему Второму Шестакову. Били нам челом верхотурсково уезду ясачные башкирцы сотник Яшинбайко Кулушев и во всех товарыщев своих Уфинские волости место, а сказали: платили де они в нашу казну кунишной оброк по книгам, сколько на кого положено, ежегод безпереводно; а как де зима станет и к ним де с Верхотурья воеводы присылают для ясачново збору стрельцов; а тех де они стрельцов возят нартами на себе, потому что у них зимою санных дорог нет, что место лесное, и те де верхотурские стрельцы живут у них, переменяясь, во всю зиму безпереводно; а как они живут на промыслех для ясаку, и те де стрельцы без них жен их и детей бьют, и позорят, и деньги у них вымучивают,1 и куницы у них себе емлют, и ясак на их правят для своей корысти с лишком, не против книг, и тем де лишним ясаком те служилые люди сами с воеводы корыстуютца и всякое насильство им чинят. А как они с ясаком приходят на Верхотурье, и им де воеводы ясачных книг не кажут, а емлюд де ясак с лишком, что у кого какой мяхкой рухляди найдут, то де у них и возмут и тем сами корыстуютца; и они де от того насильства вконец погибли, и многие задолжали великими долги, и жены де и дети поиззакладывали и розбрелись врознь; и за тех де выбылых -ясашных ясак платят они ж, а пашен де у них нет, кормятца летом сараною, а зимою рыбою. И нам бы их пожаловати, велети им дати на Верхотурье нашу грамоту и велети б им наш ясак возити на Верхотурье самим летнею порою и платить по ясачным книгам; а для ясачново збору с Верхотурья стрельцов к ним посылати и лишних ясаков с них имати и никакова насиль-ства чинити им не велети. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б к тем ясачным башкирцом для нашего ясаку с Верхотурья посылали для збору и высылки ясачные мяхкие рухляди служилых людей добрых непомногу летом, смотря по тамошнему делу, и о том бы есте им приказывали и в наказные памяти писали с великим подкрепленьем, чтоб они, будучи в ясачных волостях, ясачным башкирцом сотнику Ишинбайку Кулашеву с товарищи и иным ясачным людем насильства и налоги никоторые не чинили и лишних ясаков с них сверх окладу ничево не имали; и самим служилым людем без отпуску для своей корысти в ясачные волости ездити не велети, чтоб в том ясачным людем утесненья и в нашем ясаке недобору не учинити. А как ясачные башкирцы сотник Ишинбайко Кулашев с товарищи и иные верхотурские ясачные люди учнут приходити на Верхотурье с нашим ясаком, и вы б у них наш ясак имали по нашему указу и по окладным ясачным книгам вправду, а мимо ясачных книг ничего с них не имати, и насильства им и обиды потому ж не чинили и никому чинити не велели. Писан на Москве лета 7141-го февраля в... день.

На обороте: Дьяк Федор Панов. Справил Тренька Васильев. В Сибирь на Верхотурье воеводе нашему Данилу Ивановичю Милославскому да подьячему Фторому Шестакову.
141-го году июня в 3 день подал Уфинской волости ясачной татарин Кочербайко Чубаев.

ИАИ Акад. Наук СССР. Верхотурские акты, акт 1633 г. февраля..., на 1 сставе; конец документа утрачен и восстановлен по списку первой полов. XVIII в., находящемуся в «Списках Верхотурской архивы», № 1.—Архив Акад. Наук СССР. Фонд 21 оп. 4, № 2, лл. 184—185.
Материалы по истории БАССР том 1 стр 69-70.
1Далее, за утратой подлинника, печатается по списку первой полое. XVIII в.