№ 2. 1633 г. ноября 15. —Грамота из Приказа Казанского Дворца верхотурскому воеводе Д. И. Милославскому и подьячему В. Шестакову об ограждении башкир Ишимбаевой сотни от всяких обид и насилий и о запрещении свободного товарообмена мягкой рухлядью между башкирами и русскими людьми.
От царя и великого князя Михаила Федоровича всеа Русии в Сибирь, на Верхотурье, воеводе нашему Данилу Ивановичю Милославскому да подьячему Второму Шестакову.
В нынешнем во 142-м году сентября в 20 день писали есте к нам, что в прошлом же во 141-м году писано к вам в нашей грамоте по чедобитью Верхотурсково уезду, Уфинские волости и башкирских ясачных людей сотника Ишинбайка Кулушева с товарищи, а велено к тем ясачным башкирцам посылати с Верхотурья для збору и высылки ясачные мяхкие рухледи служилых людей добрых непомногу летом, и о том велено им приказывати и в наказные памяти писати с великим подкрепленьем, чтоб они, будучи в ясачных волостях, ясачным башкирцом Ишинбайку Кулушеву с товарищи и иным ясачным людем насильства и налоги никоторые не чинили и лишних ясаков сверх окладу с них не имали и собою служилым людем в ясачные волости для своей бездельные корысти ездить не велено, чтоб в том ясачным людем утесненья и в нашем ясаке недобру не было. А как ясачные башкирцы сотник Ишинбайко Кулушев с товарищи и иные верхотурские ясачные люди учнут приходити на Верхотурье с нашим ясаком, и с тех ясачных людей велено имать наш ясак по окладным ясачным книгам. И в прошлых годех по 134-й год со всех верхотурских ясачных людей имали нашего ясаку по 5-ти соболей с человека, а с Ышинбаевы сотни с товарищи да с Чюсовской волости имали ясаку по нашей грамоте по окладу по 2 сорока соболей да по 3 сорока куниц, а наши поминки [имали с] них не по окладу соболей по 5-ти [и по шти, а воево]цких поминков1, которые приносили в съезжей избе, соболи по 2, а куниц по 3 или по 4. И в прошлом в 134-м году писал ис Тобольска на Верхотурье воевода князь Ондрей Хованской к воеводам ко князю Дмитрею Пожарскому с товарыщи, а велел по нашему указу на верхотурских ясачных людех всех волостей положити наш ясак против денежново окладу по волостем врознь, а не против прежнего, и верхотурские де всех волостей ясачные люди платят наш ясак по нашему указу против денег. А в Шинбайкове сотне было в те поры ясачных людей 17 человек, а нашего ясаку на них было по окладу но сибирской цене на 20 на 6 руб. на 30 па 1 алт. на 3 д. с человека против рубля 19-ти алт. 3-х д., да наших поминков на рубль на 17 алт. на 2 д., да воевоцких поминков на 20 на 6 алт. на 4 д., и всего с Ышинбайковы сотни з башкирцов по окладу нашего ясаку и поминков и воевоцких поминков же по сибирской цене на 20 на 9 руб. на 8 алт. на 5 д. А как ясачных людей в наш ясак вновь приищут, и тех ясачных людей в оклад прибавливают, а которые ясачные люди стары или помрут, и тех из окладу убавливают, и потому ясачным людем оклады нашего ясаку год не против года; а емлют наш ясак и поминки и воевоцкие поминки в цену против денег же, и которые ясачные люди соболи принесу [т] в наш ясак недобры, и с них емлют соболей больши, и тем ясачным людем видитца, что с них емлют лишней ясак. А Уфинская де волость Ишинбайко с товарыщи да другая волость сотник Токозя Баитинов с товарыщи живут в поле меж городов Тюмени и Уфы, и к ним де приезжают торговать осенью тюменские и Туринсково острогу руские люди и татаровя, и казанские и уфинские татаровя ж, и черемиса и мяхкую рухледь выкупают. И только де в Ышинбайкову сотню для нашего ясаку осенью не посылати, и они лутчюю мяхкую рухлядь продают, а посылают с Верхотурья в Ышинбайкову сотню для высылки нашего ясаку в осень по одному человеку. И как к вам ся наша грамота придет, и вы б с Верхотурья ясашаых башкирцов, с Ышинбайка с товарыщи и Уфинские волости с ясачных людей, имали наш ясак и поминки и воевоцкие ж поминки ж против прежнего нашего указу по окладу против денежные цены, по чему на них нашего ясаку и поминков положено; для высылки с нашим ясаком посылали б есте к тем башкирским и Уфинские волости к ясачным людем служилых людей по одному человеку в то же время, как и наперед сего к ним для высылки с нашим ясаком посылывали. А в наказную б есте память тем служилым людем, которых учнете в ясачные волости для высылки с нашим ясаком посылати, велели писати и словом им про то приказывали накрепко, чтоб они, ходячи в ясачные волости, нашим ясачным людям обид и насильств никаких не чинили и мяхкие рухляди у них никакие на себя2 не збирали. А про то есте, что в башкирские и в уфинские ясачные волости с Тюмени и с Туринского уезду ездят всякие люди и у тех башкирских и Уфинские волости у ясачных людей мяхкую рухлядь выкупают и на товары выменивают, в Туринской и на Тюмень к воеводам отписали, чтоб они на Тюмени и в Туринском учинили заказ крепкой, чтоб к башкирским и Уфинские волости ясачным людем покупати и на товары выменивати мяхкие рухляди никакие люди ни ездили, да и самим бы есте башкирцам и Уфинские волости ясачным людем приказали накрепко, чтоб они у себя в ясачных волостях никаким людем ни с кем мяхкие рухляди на деньги не продавали и на товары ни на какие не променивали, чтоб в нашем ясаке недобору и на них бы на ясачных людей нашего ясаку в доимке не было и нашей пошлине убыли. Писан на Москве лета 7142 ноября в 15 день.
На обороте: Дьяк Иван Переносов. Справил Тренька Васильев. В Сибирь на Верхотурье воеводе нашему Данилу Ивановичю Милославскому да подьячему Второму Шестакову. 142-го году генваря в 12 день подал тюменской сын боярской Неуча Молчанов.
ИАИ Акад. Наук СССР. Верхотурские акты, акт 1633 г. ноября 18, на 2 сставах, конец документа утрачен. Дальнейший текст восстановлен по списку первой полов. XVIII в., находящемуся в Списках Верхотурской архивы», № 1. — Архив Акад. Наук СССР. Фонд 21, оп. 4, № 2, лл. 187 об.—189 об. Часть документа, сохранившаяся в
подлиннике, напечатана в АИ, т. III, № 178, стр. 325.
Материалы по истории БАССР том 1 стр. 71-72
1Далее за утратой подлинника печатается по списку первой полов. XVIII в.
2 В рукописи у себя.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии