Ея императорскому величеству, самодержице всероссийской всеподданейший в Кабинет репорт.
После последних нижайшаго раба доношения1 и репорту2 от 4 сего февраля в Уфе и в Уфинском уезде все благополучно. Служилых башкирских тарханов поныне в службу в. и. в. записалось, и о тарханстве подтвердительные указы получили 773 человека9.
К службе в.и.в. помянутыя тарханы и служилыя ж мещеряки, татара, при том и ясашныя башкирцы, охотою лутчия выбираютца, и одни перед другими тщатся, в чем бы угоднее службу показать. О которой Верхояицкой нужной пристани в.и.в. декабря от 30-го 734 и февраля от 4 чисел доносил, та совершенно утвержена, потому что Кара-Табынского роду все тюбей башкирцы со общаго в собрании согласия генваря 31 дня сами выбрали и отвели удобное место на устье речки Уельяды10. И, ответчи то место, сюда приезжали лутчия люди, человек с 15, которым имянем в.и.в. некоторое награждение учинено, дабы сей дикой народ, один на другова смотря, наипаче к службе в.и.в. ревность имели, каковы даны команд- рованным на оную пристань афицером с ротою инструкции, одна настоящая3, другая секретная4, с тех всеподданейше приложил копии под литерами: «А», «В». А командрованная другая рота туда же отправитца марта с первых чисел.
Хлеба, как отпущенного отсюду в Сакмарск, так покупного в сибирских слободах, которой сплавлен будет через Яицкую пристань, на всю команду, надеюсь, быть со удовольством. В тот же Сакмарск на сей недееле отпустил на наемных подводах с конвоем салдацким чугунных пушек 7 штифунтовых, мартир 4 осьмнатцатифунтофых со всяким прибором, в таком разсуждении, чтоб летом меньгаи тягостей в обозе было.
К драгунам, кои из уфинсих, бирских, мензелинских служилых людей и их недорослей учреждаютца в 5-ти ротах11, афицеров из Военной коллегии не мог дождаться, и за тем прияужден, кои были даны для конских заводов и других экономических дел афицеры, тех росписать за капитанов — прапорщиков, за порутчиков - прапорщиков же и за прапорщиков - урядников, ибо рангами выше прапорщиков нет, да и тех мало, один будет маэор за подполковника, о чем и Военной коллегии доносил и табель о числе людей послал, а такова яс при сем поддайнешем репорте под литерою «С»5. Те новые роты непрестанно эксертицыи обучаютца салдацкой, а лошадей еще нет, и за сущею своею мизериею собственных купить не могут, о чем и прежде в.и.в. доносил. А ружьем, мундиром и аммунициею удовольсгвуютца ис принятого негодного лежалого в магазейнах праздно. Об оставших уфинских, бирских, мензелинских служилых людях, дабы они попрежнему не подвергнуты были воеводским прихотям и не по — мужицки служили, но к настоящей службе в.и.в. удобными были (а люди всякого рекрута лутчи), о том при доношении представление послал в Правительствующий Сенат для разсмотрения, а таковое ж при сем подданейшем репорте под литерою «Д»<6>. И хотя до будущей конфирмацыи представлял воеводам, чтоб учреждение и порядок повели по оной, токмо их собственная бывшая польза, надеюсь, в отлучку мою, нижайшего раба, до того не допустит, а афицеров, кого б к тому приставить, нет.
В назначенной путь к Оре реке из Уфы буду перебиратца на нагайскую сторону за Белую и Уршак реки с половины марта, чтоб по льду имеющуюся артилерию и все тягости и людей перевесть, и коль снег сойдет, то отправлюсь.
О котором геодезии афицере, отправленном из Казани в Самару, в Яицкой город и Сак- марской городок и сочиняемой ланкарте доносил, ту карту при сем всеподданейшем репорте приложил<7> с показанием в ней всего того, что поныне известно, однако ж о длине без остронома, а по нужде без подлинной меры утвердитца немочно12.
Сибирской губернатор на посланную мою, нижайшаго раба, промеморию, уведомляя о набегах к Артышским селениям воровских кайсаков малыми партиями, требовал, что с ними чинить, на что ответствовал, дабы их как могут ловили и поступали, как с ворами под-данными, и прикочевавшия в близь кибитки их разорили, а вдаль, где настоящая орда кочует, туда не посылали, о чем экстракт под литерою «Е»8, ибо в.и.в. подданство их обязывает служить, а не воровать. А ежели им в том спускать, то ни во что вменяет, и, уповаю, ежели губернатор велит драгунскому полку заступить все жилье, а не внутри слобод лежать, то впредь подданныя в.и.в. никакой опасности иметь не будет. Та Средняя орда (из которой сие воровство от одного старшины Жан-батыря происходит) с Шемяки-ханом, как объявил один башкирец, бывшей сею зимою для выкупу полону, в прежнее владение столичного их города Туркестана вступила, и никакого супротивления от зенгорских калмык не учинено. И как пришла ведомость, что в.и.в. подлинно повелели у Орь реки город строить, и отправлено великое войско и множество пушек, то противники, - старшина, в робость, а доброжелательныя подданныя в бодрость пришли, ибо они прежде отнюдь не верили, что будет тут город.
Вашего императорского величества нижайший раб Иван Кирилов.
Уфа.
Февраля 28-го дня 1735 году.
Нал. 136 отметка о получении: Получено апреля 7 дня 1735 году.
Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 136-137 об.
1 О нецелесообразности учреждения ярмарок в Уфимском уезде и о постройке пристани на р. Белой (Там же. Лл. 105-107).
2 О положении в уезде. Не публикуется (Там же. Лл. 110-112 об.).
3 См. Комментарии, док. № 2, прим. 1.
4 См. док. № 2.
5 Не публикуется (Там же. Л. 150).
6 Не публикуется (Там же. Лл. 151-153).
7Карты при доношении нет.
8Не публикуется (Там же Лл. 154-156 об.)
9Осенью 1734 и зимой 1735 гг. И. К. Кириловым бьш проведен учет всех жалованных грамот на тарханство и записей в тарханные книги, ведшиеся в Уфимской провинциальной канцелярии, всех лиц, имевших право на тар- ханство. В результате он отмечает, что число тарханов сильно увеличилось по сравнению с выданными жалован¬ными грамотами, благодаря наследственности тарханского звания (ДобросмысповА. И. Материалы... Т. 1. С 21). Впоследствии В. Н. Татищев резко осуждал деятельность Кирилова по записи башкир в тарханские книги, говоря, то тарханов не только от центрального правительства, но и «от губернаторов и воевод намножено» (Дела Сената по Кабинету. Кн. 106/1183. JI. 92 об.).
10Этот отвод воспринимается частью башкир Кара-Табынской волости как незаконный захват, продажа общинной земли Таймасом Шаимовым царской администрации. Нечеткость оформления земельной собственности в башкирском обществе позволяла двум крупным феодалам Таймасу Шаимову и Юсупу Арыкову счи¬тать землю, на которой была построена крепость, своею. Отсюда - выступление последнего во главе восстания башкир Сибирской дороги и его требования.
11Одним из мероприятий И. К Кирилова в период подготовки к выступлению экспедиции к устью Ори была реорганизация военных сил края. К созданию из уфимских служилых людей ландмилиции приступили по приме¬ру Закамской. Ландмилицкие драгунские полки должны были быть расположены по всей территории уезда и Держать его население под постоянным надзором (Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 151-153).
12 И. К. Кирилов занимает видное место в русской картографии. На основании геодезических съемок проводившихся под его руководством штатом геодезистов, был создан первый «Атлас Всероссийской им¬перии». Во время деятельности в качестве начальника Оренбургской экспедиции Кирилов продолжал руко¬водить картографическими работами. Геодезисты находились в составе самой экспедиции. В данном случае, по-видимому, имеется в виду карта Закамской линии с частью Казанского и Уфимского уездов, составленная в 1735 г.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии