№ 2. 1735 г. февраля 21. - Инструкция начальника Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова капитану Уварову и поручику Ветошникову, посланным для постройки Верхне- яицкой пристани.

Инструкция начальника Оренбургской экспедиции И. К. Кирилова капитану Уварову и поручику Ветошникову, посланным для постройки Верхне- яицкой пристани.1

По указу е.и.в. инструкция командированным Уфинского гарнизонного полку с ротою салдат господам капитану Уварову, порутчику Ветошникову2

1-е. Всякими удобвозможными способами проповедывать накрепко о зборищах башкирских, о худых или добрых их разговорах, а паче с Нагайской дороги приезжих на Сибирскую дорогу тамошних старшин, или от них посланных наблюдать за чем приезжать будут, и что о своих станут разглашать, и том о всем почасту репортовать.3

2-е.Буде явятца какие возмутители с Нагайской или других дорог, то искать случая всякими образы их поймать, не желея, хотя что верным Сибирской дороги башкирцам и обещать награждение, по людем и по важности смотря.

3-е.Самим, паче чаяния, в случай какой противности ни на какие страхи и обнадеживании не полагатца, потому что известно - ветренной и обманчивой народ, и к себе в такое время, ведаючи опастность, болыпи 3-х человек не впускать, и самим к ним людей не выпускать.

4-е.Буде в таком случае определенныя репорты и ведомости чрез настоящее двунедельное время как надлежит не возвратятца, то надобно поопаснея себя вести, и других иным путем отправить, и проповедовать о притчине мешкоты.

5-е.Коль скоро бог допустит от Уфы до Ори реки с командою дойти, то к вам пошлетца яицких казаков 100, да мещеряков 100 ж человек для изветсия и провожания водою судов и плотов.

6-е.Хотя Сибирской дороги тархан Таймас батыр и другая обнадеживали4 суды и плоты провожать, однакож на то крепко надеетца не мочно, но всегда свою опастность команди¬рованным иметь надлежить, и пушечками, плывучи по новому пути, по пристойности, где увидят людей, поздравлять, и к себе блиско никого не подпускать, и ни на какую верность не слагатца, о чем давать инструкции на письме.

7-е.Привозил суда башкирец Сибирской дороги Жеметь знак свинцовой руды, а места сказывал от места, где вы будитя пристань основывать, и буде станет вам представлять о той же руде, то весьма тайно содержать и во всей команде наблюдать, дабы не говорили никто ни с кем. Л велено ему самому привесть для большей пробы, как словесно здесь приказано5.

8-е.В протчем, хотя что здесь и не отписано, а по настоящему времени придет до вас, в том поступать, делав секретно консили так, как честным афицером по присяжной должности пристойно и надлежит, надеясь за добрыя и верныыя поступки от е.и.в. милости и награждения.

Статцкой советник Иван Кирилов.

Февраля 21 -го дня 1735 году.

Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 144—145. Копия.
1 Печатается только секретная инструкция. Инструкция, относящаяся к строительным работам не публикуется (Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 146-149).
2 Постройка пристани-крепости в верховьях Лика имела большое значение для деятельности Оренбургской экспедиции. Через нее должен был сплавляться по Яику к устью Ори хлеб, закупленный в сибирских слободах для снабжения продовольствием строительных работ.
3 Документ свидетельствует о том, что, несмотря на упорное отрицание И. К. Кириловым возможности восстания башкир (вопреки сведениям, сообщенным в Кабинет В. Н. Татищевым), уже зимой 1735 г. Кирилов был осведомлен о недовольстве башкирских феодалов и, по-видимому, имел сведения и о происходивших осенью 1734 и 1735 гг. съездах.
3 По словам И. К. Кирилова, место, выбранное для пристани, «столь удобно, что не только к Оре реке из Сибирских слобод провиант, из Екатеринбурга всякие припасы на низ будут сплавляться, но и до самого Каспийского моря впредь провиант пойдет» (Русская беседа. 1860. П. С. 199-200).
Феодал Кара-Табынской волости башкир Таймас Шаимов являлся деятельным помощником руководителей Оренбургской экспедиции. С его помощью было выбрано место для постройки пристани на земле башкир его волости.
4 И. К. Кирилов ставил перед Оренбургской экспедицией задачу наладить использование рудных богатств Башкирии. Он усиленно старался заинтересовать местное население в отыскании и объявлении новых месторождений, награждая за каждые принесенные образцы. В известной мере это имело успех, так как документы свидетельствуют о частых случаях объявления месторождений башкирским населением.