I.—1737-го году июля 7-го дня пойманные в Чебаркульской крепости капитаном Осипом Мякининым 2 человека чевашенинов в Сибирском полку допрашаваны чрез толмочей сибирского полка драгуна Ивана Никитина, оренбургского казака Алексея Каменева, а что их вопрос и ответ, значит ниже сего.
Вопрос 1. Какова ты звания человек, и отколь и как зовут, и чей сын, и сколько тебе от роду лет?
Ответ. Родом я ясашной чювашенин Казанского уезду, Арской дороги, деревни Верхнева Четаю, зовут меня Катыргул Катырметев, от роду мне 45 лет, и оттуда из деревни Четаевой выехал назат тому 35 лет с отцом своим Катырметем Васубиным в Уфинокой уезд, на Нагайскую дорогу, Бурзенскую волость, в Кусачеву деревню; и в той Кускеевой деревне отец мой меня продал башкирцу Кускею Илькееву, взял за меня 3 лошади, и жил я у ево Кускея в работе 1.7 лет, и как я тех 3-х лошедей заработал, то отиустил меня он на волю. И после того жил я на Сибирской и Ногайской дорогах в разных волостях, а минувшую зиму и нынешнее лето жил на Нагайской же дороге, в Тамъянской волости, в деревне Баряшевой, и оттоль ушли назад тому 11 дней и бегом с товарыщем своим чювашенином Сеитом Рохмангуловым на 3 лошадях. И хотели ехать в мещерскую деревню Клугушкую и заехали к Чебаркульской крепости для продажи лошедей, а жену и детей своих оставил в той башкирской Баряшевой деревни.
Вопрос 2. Где ты пойман, какими людьми и за что?
Ответ. До прибытия партии 1сак мы с товарищем своим к Чебаркульской крепости приехали и явились тут камандующему афицеру, и того дни пришла к той же крепости руская партия и нас взяли и с нашими 3 лошадьми и привезли в Еккульскую крепость в Сибирской драгунской полк.
Вопрос 3. Слыхал ли ты от башкирцов каких злых и[х] намерков к противности, и где их воровския собрани, и не имеют ли намериние воевать на руские жилища и вы черемиса, чювагаа, мещеряки, и не имеет¬ся ль какого к воровству согласия, тако ж они башкирцы с киргис- кайсаки и с карыкалпаки не сообщаютца ль воевать обще руских людей, и у оных башкирцов к бунту кто был главной завотчик?
Ответ. С Нынешней весны воры башкирцы Нагайской дороги многие •стали воевать и ныне воюют руския жилища, и мещеряков и чюваш разоряют то я слышал, а кто к войне главной завотчик был не знаю, понеже все взбунтовали. Из Нагайской же дороги, ис Тамъянской волости послали с совету старшин нынешняго лета в Казачью Орду башкирцов 7 человек Тамъянской волоски Лулука Антикасев да Кылы-Абыз с товарищи для искания себе хана и для подзыву их во обсчее согласил, чтоб руских людей воевать. И те посланные 7 человек и поныне к ним не возвратились. А мы черемиса, чюваши, мещеряки с ними башкирцами согласия к войне,не имеем.
Вопрос 4. Слыхал ли ты ея и. в. указы, что в башкирских жилищах вам быть не велено, а буде слыхал для чего вы у них жили?
Ответ. Ея и. в. указы, чтоб в башкирских жилищах мещерякам, чювашем и черемисам жить не велено я слыхал и от иих хотел отъехать, и нас. они башкирцы не отпущали и все скот и пожитки у меня обрали.
Вопрос 5. В сем допросе сказал ты все ль вправду и не утаил ли чего?
Ответ. В сем допросе но своему мусульманскому закону сказал вправду и ничего не утаил, в том и томгу свою приложил.
Толмачил Сибирского драгунского полку драгун Иван Никитин; по его прошению за писаря драгун Иван Блинов руку приложил. Толмачил Оренбурекой Экспедиции казак Алексей Каменев; по ево прошению драгу» Алексей Ширяев руку приложил.
II.—Вопрос 1. Какова ты звания человек, и откуль и как зовут, и в чей сын, и сколько тебе от роду лет?
Ответ. Родом я ясапшой чювашенин Уфимского уезду. Казанской дороги, деревни Тимяшевой, аовут уепя Септ Рахмапгулов, от роду мне- 25 лет, и оттуда из деревин Тимяшевой выехал назат тому 9 лет и жил на , Нагайской дороге по разным волостям у башкирцев в работе. А нынешним летом жил я в Бурзенской волости у башкирца у Сента и оттуда ушел назат тому месяца з 2 к родственнику своему к Артнргулу к Артырметеву, а с ним поехали в мещеряцкую Алагушскую деревню п оховшп приворотили к Чебаркнльской крепости для продажи лошедей.
Вопрос 2. Где ты пойман, какими людьми и за что?
Ответ. До прибытия парти как мы с товарищем своим к Чебаркульской крепости приехали и явились камандующему афицеру, и того ж дни пришла к той крепости руская партия и пас взяли и с нашими 3-мя лошадьми,, и привезли в Еккульскую крепость в Сибирской драгунской полк.
Вопрос 3. Слыхал ли ты от башкирцев каких злых и|х] намерения к противности, где их воровские собрании и не имеют ли намерения воевать на рускоя жилища, и вы черемиса, чюваша, и месчераки не имеете ль к воровству согласия, таковк они башкирцы с киргас-кайсаки и с карыкалпаки не. сообщаютца ль воевать обще руских людей, и оних башкирцев к бунту кто- был главной завотчик?
Ответ. С нынешней весны, что воры-башкирцы на Нагайской и Сибирской дорогах многие стали воевать, и ныне воюют руские жилища и месчеряков, чюваш и протчих. И нынешняго время оныя воры собравшись пошли с войною Нагайской дороги. Уфимского уезду под соляной завод, главным Тюнгаурской волости вор Кусак в 2000 человеках, да с Сибирскую- . сторону под Екатеринбурские заводы и другая места Сибирской и Ногайской же дорог 2000 ж человек, а кто старшинами не знаю, а к войне главной завотчик был с песни помянутой вор Кусяп. И с Нагайской дорога, ис Тямской волости, послали с совету старшин нынешнего лета в Казачью Орду башкирцев 7 человек для подзыва во обчее злое согласие, чтоб руских , людей воевать, н желают быть в подданстве кыртс-кайсакского хана, и те- посланные 7 человек ис Казачьей Орды и поныне к ним не возвратились. . А мы черемиса, и месчаряки и чюваши с ними башкирцами согласия к войне не имеем.
Вопрос 4. Слыхал ли ты ея и. в.указы, что в башкирски жилищах вам быть не велено, а буде слыхал для чего вы у них жили?
Ответ. Указы, что в башкирских жилищах месчерикам, чувашем и черемисам ездить не велено я слыхал, а жил для того, что они башкирцы меня не отпущали.
Вопрос 5. В сем допросе сказал ты все ль вправду и не утаил ли чего?
Ответ. В сем допросе по своему мусальманскому закону сказал вправду и ничего не утаил, и в том томгу свою приложил.
Толмачил Сибирского драгунского полку драгун Иван Никитин; по ево прошению за писаря драгун Иван Блинов руку прилЬжил. Толмачил Оренбурской Экспедиции казак Алексей Каменев; по ево прошению драгун Алек¬сей Ширяев руку приложил.
ЛОЦИА. Секретная Экспедиция Правительствующего Сената. Дело 1733— 1738 гг., № 57, лл. 155—157 об. Копия. В рукописи документ имеет вид разграфленной в два столбца таблицы.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии