№ 141. 1737 г. ранее июля 3. — Письмо башкирского старшины Куземыша и других «верных» старшим Сибирской дороги полковнику А. Ф. Хрущеву с жалобами на разорения, произведенные отрядами, восставших башкир под предводительством Мендияра, и с просьбой о защит

По указу ея и. в. самодержицы всероссийской я Козыш с своими людьми полковнику Андрею Федоровичи Хрущеву слезно прошу. Вор Мандар собрав людей 1500 человек и к ним определил главным Аипа, и назад тому дней оной Айн с теми людьми приступал к Козяшу и 100 лошеlей, 50 коров,100 овец отгоняли и весь наш шкарб увезли, и из мечети у Кошая муллы книги и уборы все побрали. И оной Кош[ай] от них ушол и лришел к Шумышут а мать ево со всею семьею взяли к себе в полон, а живы ль они или нет не знаем, только слышим, что брата ево Кошаева Евгуда хотят у себя держать вместо холопа. А наезжали на нас у Синарского озера на острову перво на Шумыша, потом на Себукая, на Селея, Ишимметя с товарищи, которые с ними кочюют. И он Шумыш с товарыщи тем ворам не дались и бились с ними с утра и до вечера и жалованием ея величества порохом и свинцом, что нам пожаловано было, тем отбивались мы нижайшие Козяш, Калмак, Кошай Нукаев, Салтан Ахметев со всеми своими мирскими людьми. И того ж дня Упейской волости Зилкучюру Кадерметя с товарыщи брав пустили пешком и у них 100 лошедей, 30 коров и 30 же овец отгонили. И со оным известием, которого дни были у нас с ними ворами баталие, послали мы Салжауцкой волости башкирца Умера да служивого мещеряка Токтамыша; и те воры со оными нашими посланными съехались на дороге и то наше письмо у пих отнели, и тот мещеряк жив ли или убит, не. знаем. И,как уведали, что то письмо у них посланных от него, и мы того ж часа написав сие письмо и послали вторично. Еще у Кедрали сотника 50 лошедей отгонили, а Терсяц- кой волости Сюлюк Акшибурдин, собрав людей которые ево послушались, и на том же Синарском острову вместе с нами на том бою были. А которые служат в верности ея величеству и о тех которые противны, о всех будем доносить впредь. После же той драки воры говорят, мы де пойдем под Красноярскую крепость, и ради того извольте в ту крепость послать ведомость, чтоб там жили с великим опасением; и мы от тех воров видим великое раззорение и просим, ежели на тех воров пошлетца вольница, то б между оными ворами и нас верных не порубили, пожаловать нам указ.

К подлинному письму старшина Коземыш руку приложил и протчие старшины тамги приложили.

ЛОЦИА. Секретная Экспедиция Правительствующего Сената. Дело 1733—• 1738 гг., № 57, лл. 72 об. — 73 об. Другое аналогичного содержания письмо старшины Козяша капитану Батову (лл. 73 об. — 75) в настоящем издании опущено.