Введение

Введение

В настоящей II части собраны материалы на русском и на смешанном чагатайско-татарском литературном языках по история башкирского восстания 1755 г.

Представленные материалы выясняют основные причины движения, дают довольно полную характеристику его хода, позволяют впервые определить характер движения, заметно отличающий это восстание от движений первой половины XVIII в. и, наконец, выявляют форму классовой борьбы и ее главных участников.

На основании этих материалов определенно выясняется, что восстание 1755 г., подготовленное колониальной политикой царизма, было освободительным движением не одного только башкирского народа» какими в основном являлись волнения 1735—1740 гг. в Башкирии, но в отличие от них, имело в числе своих активных участников и другие народности, как мишеры, мари и др. Среди наиболее угнетенных групп местного башкирского населения (тептяри, бобыли) была много представителей из татар, мари и чувашей. Сам идейный руководитель движения Батырша Али-улы тоже был не башкир, а мишер по своему происхождению.

Восстание 1755 г. было не только одним протестом местного населения против колониального гнета царизма, но отчасти и выступлением против усилившейся эксплуатации собственных феодалов. Движение особенно развернулось в юго-восточной части Башкирии — среди башкир Бурзянской и Кыпчакской волостей.

Борьба в общем носила партизанский характер и выражалась в зависимости от обстоятельств в различных формах. Повстанцы нападали па местные почтовые ямы и уничтожали их, нарушая внутреннюю коммуникацию между правительственными укрепленными пунктами, стараясь всячески мешать сооружению новой царской крепости на р. Зелаире (Жилаир), ввязывались в отдельные военные столкновения с небольшими отрядами местных и царских войск, сжигали сено я уводили скот у заводских служащих, сжигали дрова и запасы угля на заводах, в отдельных случаях угрожая и самым заводам и, наконец, истребляли отдельные правительственные команды и „партии", занятые на различных работах в их крае. Разгар восстания приходится на время с середины августа до конца октября 1755 г. В это время к 5 первоначально восставшим волостям примкнули почти целиком самые крупные Тамьянская и Чинкин-Кыпчакская волости. Немало сил повстанцев было сгруппировано в верховьях реки Ика, в районе Бугульчан. Отсюда, вооруженные луками, стрелами, сунгами (пиками) и кестянами (мечами), с собственными знаменами, восставшие башкиры производили нападения на укрепленные пункты, станы и т. д. Слабее выразилось это восстание в северо-западной части Башкирии в Гайненской волости, где оно но шло дальше частичных столкновений. Здесь значительно отвлекало внимание восставших борьба со своими феодалами и родовой верхушкой, остававшимися па стороне царского правительства. Выступления повстанцев против этих феодалов были связаны, не только с занятой ими позиций в момент восстания, но и с общим недовольством и возбуждением против них местного населения еще до начала восстания. Подобные случаи наблюдались тогда не только в Гайнинской волости, но и на территории юго-восточных волостей Башкирии. На основании печатаемых материалов можно последовательно проследить, как постепенно нараставшее возбуждение и давно накапливавшееся негодование местного населения привели, наконец, к революционному взрыву протии колониальной политики российского царизма в Башкирии. Документа позволяют определить степень участия в движении разных групп местного населения.

Так, выясняется, что кроме низовой башкирской родовой знати, принявших заметное участие в восстании, к нему примкнули также и отдельные крупные феодалы, из числа старой феодальной знати — асаба— баи, владевшие громадными акланами1 и -стадами, наиболее задетые проведенной в 40-х годах XVIII в. административной реформой в Башкирии. Большинство же этой феодальной знати выступало в роли Прямых и последовательных агентов царизма, его «пособников», по выражению Батырши. В той же роли выступали также и средние слои местных феодалов как башкирских, так и мишерских, общественное значение которых выросло при непосредственном содействии царской администрации, поэтому эти слои вдвойне были связаны с нею своими интересами. Из числа среднего слоя феодалов примкнуло к восстанию небольшое количество старшин только много позднее, и то под давлением, с одной стороны, собственных подчиненных, с другой — подталкиваемые к тому же безудержным произволом местных агентов царской власти. Главными же участниками восстания являлись, конечно, трудовые массы населения, среди которых преобладающее место принадлежало башкирам. Но, на ряду с мишерами, чувашами, мари и местными татарами, некоторую поддержку восставшим башкирам оказали :и соседние казахи, особенно из Средней Орды. Документы дают чрезвычайно много нового и интересного для биографии идейного вдохновителя восстания Батырши Али-улы; в его воззвании к местному населению была наложена программа движения, в которой конечной целью ставилось полное отделение Башкирии от царской России. В качество ближайших политических требований выставлялись следующие: отмена, запрещения свободной или безденежной добычи соли для населения, из местных и соляных месторождений, и освобождение всего населения от платежа ясака и фуражного налога. Эта программа движения была облечена в религиозную форму, а как писал В. И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития, а не одной России» тем более Башкирии, где национальные, религиозные формы.

Достаточно ярко обрисовывается документами настоящего тома и колониальная политика царизма в Башкирии, в частности провокационная система натравливания царскими властями одной народности на другую, которая в это время широко была развернута в Башкирии я Казахстане. Публикуемые материалы .вносят ряд существенных поправок в прежние представления о взаимных отношениях восставших .башкир с казанскими татарами и казахами Малой Орды и Средней *Орды. Впервые получается возможность установить ошибочность указаний прежних исследователей на связи движения башкир с казанскими татарами. Эти связи при всех имевшихся благоприятных условиях в несомненных стремлениях в этом направлении у обеих сторон, в ходе самого восстания, не были, однако, установлены. Документы впервые раскрывают действительную картину политических взаимоотношений башкир о казахами в период восстания; подтверждается, что трудовые массы казахского населения принимали нередко участие в восстании.
….. риалам. Они не представляют собой полного текста одной первоначальной редакции доношения, а слагаются из нескольких отрывков отдельных его частей, местами воспроизведенных затем в окончательном тексте, но во многих случаях совсем не похожих на него в целом, или в отдельных деталях. Всего нами установлено 7 черновых набросков этого документа, условно пронумерованных в настоящем издании в порядке приблизительно установленной последовательности их написания. В подстрочных примечаниях к основному публикуемому тексту даны только те извлечения из них, которые представляют что-либо новое в сравнении с окончательной редакцией и действительно в чем- либо расходятся с нею в отдельных частностях; при этом в каждом отдельном случае делается и соответственная ссылка на установленный нами условный номер чернового наброска.

К сожалению, эти ценные как в общеисторическом значении, так и специально для характеристики Батырши в последний период его политической жизни черновые его наброски дошли до нас в очень поврежденном виде (бумага рукописи во многих местах сильно измята, и целый ряд отдельных частей текста даже внутри страниц совсем оборван, что весьма затрудняет их расшифровку и понимание. Эта трудность осложняется еще тем обстоятельством, что но многих: словах этих черновиков отсутствуют диакритические знаки, играющие столь большое значение в арабском алфавите.

С наиболее важных из публикуемых материалов на чагатайско-татарском литературном языке, как то с воззвания и доношения Батырши Али-улы и с первоначальных черновых набросков последнего документа, в качестве наглядных образцов в приложении помещаются фотографии отдельных частей. ,
Настоящее издание подготовлено к печати старшим научным сотрудником Института истории Академии Наук СССР А. П. Чулошниковым и проф. Н. К. Дмитриевым, В выявлении и подборе отдельных документов принимал участие также старший научный сотрудник Института В. Г. Гейман. Чагатайско-татарские тексты .и переводы с них печатан-— под редакцией проф. Н. К. Дмитриева. Вся работа по выявлению,оформлению и комментированию остальных документов выполнена Чулошниковым. Указатели личных имен и географический, таблица: тамг и карта восстания 1755 г. » Башкирии, приложенные к сборнику,; составлены им же. Терминологический словарь—Н. К. Дмитриевым; и А. П. Чулошниковым.

Издание выходит под редакцией Ш. И. Типеева и при ближайшей , материальной поддержке, правительства Башкирской Автономной Советской Pеспублики.
1 Присвоенные в частную собственность из общинной земли сенокосные, пастбищные пространства — земли.