Человек, как и дерево, имеет корни, которые уходят глубоко в историю. Он является звеном в цепи поколений и для сохранения связи времен обязан знать историю своего рода, так как носит в себе гены своих предков и является продолжением их жизни.
Этот труд написан преимущественно на основании архивных документов, собранных автором. Изыскания необходимо продолжать. Нет сомнения, что будут найдены не менее интересные факты, но сейчас необходимо подвести итог исследованиям, которые я вел с 1963 г. Мой очерк имеет целью ознакомить современного читателя с историей татарских мурз, которая разворачивалась в течение многих веков на большом евроазиатском пространстве.
В книге освещается история дворянских родов, тесно связанных с Оренбургской губернией, с территорией нынешнего Башкортостана, хотя, разумеется, много внимания уделяется истории этих родов до переселения на башкирские земли. В книге встречаются выражения – Мещерский край, среднее течение реки Мокша, Мордовские земли, Темниковский уезд. Это разные названия одной территории, которая ныне входит в Мордовскую республику, частично – в Тамбовскую и Пензенскую области. Здесь протекала более ранняя история татарских дворян. Мурзами у тюркских народов в древности называли знать. Это название сохранилось и после того, как мурзы вошли в ряды русского служилого сословия, т.е. дворянства. Департамент Герольдии Правительствующего Сената много лет изучал историю и юридические права крымских татар-дворян, права на дворянство литовских татар, историю дворянства татар Поволжья. В результате был собран огромный материал о татарской знати.
Департамент Герольдии был влиятельным и серьезным учреждением; именно он определял значение титула «мурза». В одном из «определений» говорилось: «В первом [документе] он [проситель] назван мурзою, а в последнем князем, а к тому же слово мурза есть собственно татарское, оное есть отличительный титул против дворян, коих по-татарски называют агалары и тарханы, а мурзами называют и детей персидских шахов, бейевских и тому подобных владетельных особ и имеет также различие между татарами, как и в России от дворян графы, князья и бароны» [1.Оп. 46. Д. 885. Л. 100]. Из этого заключения Департамента Герольдии мы видим, что у татар звание мурзы соответствовало званию российских графов и баронов. Герольдия считала татарское слово мурза соответствующим русскому титулу князь, так как в иерархии татарского дворянства были стоявшие ниже звания – агалары и тарханы. Слово это на разных языках звучит по-разному: на татарском языке – морза, русском – мурза, на Востоке под влиянием языка фарси пишется и произносится как мирза. На татарскую литературу в дореволюционное время большое влияние оказывала литература и культура Востока, поэтому по-татарски это слово писалось как мирза, произносилось как мырза. Мурзинским татарским родам, их происхождению, их славным предкам и потомкам и посвящается моя книга.
[Саид мурза Еникеев]
Данный материал предоставлен администратором сайта "Татарские рода" Timerbek'ом, за что выражаем ему свою благодарность