Меджлис татарских мурз

Организация и структура меджлиса татарских мурз(татарское дворянское собрание)
С июня 1963 г. совместно с Гумером Гилязетдиновичем и Ахметом
Сайфулловичем Еникеевыми мы начали изыскания по истории татарских мурз.
Работа эта продвигалась очень медленно. Во-первых, все трое были не
профессионалы: Гумер абзый – инженер-строитель, Ахмет абзый – ученый-
аграрий. В нашей работе принимал участие профессор Терегулов Гениатулла
Нигматуллович. Мне известно, что он давал деньги на снятие микрофильмов и
машинописные работы. Во-вторых, в то время архивы были засекречены,
частным лицам доступ в архивы был закрыт. В здании Башкирского архива плохо
работало отопление. Гумер Гилязетдинович взялся им сделать проект отопления,
а за эту услугу был допущен к работе в архиве. Но здесь архива дворянского
собрания не оказалось, он был не то увезен белыми, не то уничтожен красными.
Поэтому единственным источником мог быть Государственный исторический
архив СССР в Ленинграде, но он был для нас недоступен. К моменту смерти
Гумера абзыя в июле 1969 г. кое-что было собрано, но общей картины истории
татарских мурз не было. Были отдельные факты. Собранные материалы
напечатали на машинке (имея в виду, что если нам и не удастся завершить это
дело, то последующие поколения все-таки к этому вернутся) и заложили в
персональное архивное дело профессора Г.Н. Терегулова для вечного хранения. Я
продолжил работу по изысканиям. В 1966 г., получив через знакомого в Комитете
Союза ССР по телевидению и радиовещанию фиктивное направление для работы
в Государственном историческом архиве СССР в Ленинграде, проник в этот архив
под страхом быть разоблаченным и привлеченным к уголовной ответственности.
Поработал там неделю. Для меня открылся целый мир, скрывавшийся за
занавесом – мир истории татарского дворянства. У меня к этому времени имелась
родословная князей Еникеевых, составленная еще дедом моим,
336
и, кроме этого, я собрал много материалов из литературных источников. В
результате 30-летней работы появился этот труд, который вы, уважаемые
читатели, держите в руках.
Я всегда жил с мыслью объединить группу людей дворянского
происхождения, единомышленников, но это мне не удавалось. Во-первых, люди
за 75 лет диктатуры и репрессий были напуганы и всего боялись. Во-вторых, наше
дворянство, лишенное указом Петра I всего своего состояния, было материально
бедным и особо радужных воспоминаний не оставило. В довершение к этому
после революции родилось уже третье поколение, и многое давно забылось. В
беседах я предлагал мурзам организоваться, но безрезультатно. Пытался обратить
внимание людей, выступил со статьями в татарской газете «Кызыл Таң», в 1991 г.
– на краеведческой конференции, но никто на мои призывы не откликнулся.
Наконец, мне удалось напечатать в газете «Вечерняя Уфа» (1992, 21 февраля)
статью «Чабаталы дворяннар» («Лапотные дворяне»), где был указан мой
телефон. Вот эта статья:
«В начале XIV в. Великое княжество Московское стало привлекать на
военную службу татарских князей и мурз из Золотой Орды. Впоследствии эти
служилые царевичи приняли крещение и влились в состав русского дворянства, а
среди их потомков было немало людей, прославивших Отечество. Достаточно
назвать несколько блистательных имен: Кутузов, Карамзин, Менделеев, Тургенев,
Куприн.
Но существуют еще и так называемые места компактного расселения
татарского феодального сословия. Одним из таких центров является
Темниковский уезд бывшей Тамбовской губернии (ныне Мордовская
республика).
В 1298 г. по воле Золотой Орды для сбора ясака с местной мордвы князь
Саид-Ахмет установил свою юрту на среднем течении реки Мокша (ныне район г.
Темникова). Земля здесь была богатой, изобиловала пушниной, медом, зерном.
Прежде всего поэтому эти места привлекали мурз из распадающейся Золотой
Орды.
В 1365 г. укрепленная крепость потомков Саид-Ахмета – Сарыклыч – была
взята и разрушена рязанской ратью. Территория перешла под русскую
юрисдикцию. Потомство Саид-Ахмета плодилось и расширялось. От этого рода
пошли князья Еникеевы, Кугушевы, Тенишевы и другие, впоследствии
переселившиеся в Башкирию. Как же это произошло?
В 1713 г. указом Петра I татарским мурзам было повелено в течение 6
месяцев креститься. Поместья не принявших крещения в
337
установленный срок подлежали конфискации. Но большинство мурз предпочли
остаться верными исламу. Они лишились службы, всяких льгот и выгод,
имущества, а позже и земель. Посланцы темниковских мурз потянулись в
Башкирию.
В 1773 г. мурзы Еникеевы первыми появились на Казанской и Ногайской
дорогах Башкирии, в Кара-Табынской и Канлинской волостях (позже –
Белебеевский уезд). В октябре 1777 г. при Приказе Уфимских крепостных дел
была произведена запись, по которой три брата – Бадамша, Мансур и Рахманкул,
сыновья Аделыни мурзы Еникеева – купили для жительства и пользования
пашней деревню Каргалы сроком на 50 лет. В покупке участвовали их сородичи –
мурзы Терегуловы.
Темниковцы родами переселялись в Башкирию. Особенно удачливыми
оказались Еникеевы. В 1797 г. в Каргалах проживало 65 мужских душ из рода
Еникеевых и 19 – из рода Терегуловых. Построили мечеть и медресе, из
Темникова привезли муллу Енгуразова.
В 1832 г. царское правительство реквизировало часть башкирских земель,
раздало их прибывающим в Башкирию русским крестьянам. Срок аренды к этому
времени истек, поэтому каргалинцы приобрели реквизированные земли у
правительства навечно, уплатив 425 рублей. В Каргалах открыли русско-
татарскую школу – это давало возможность приобщиться к русской культуре и
вступить в ряды уфимского чиновничества.
Не желая смириться с низведением в сословие казенных крестьян, татарские
князья и мурзы постоянно собирались на валовые сборы, составляли
коллективные челобитные. Эти челобитные оседали в сенате, пока однажды не
дошли до Императрицы. Ознакомившись с жалобами, Екатерина II предприняла
целый ряд законодательных актов.
В ее указе от 22 февраля 1784 г. говорилось: «Волю нашу объявляем, что
все те кои так называемые князья и мурзы татарского происхождения, в каком бы
законе они от праотцов своих не осталися, предъявлять жалованные предкам их
государские грамоты на недвижимые имения или другие письменные виды,
утверждающие благородство, с явным доказательством, что они от тех родов
произошли, восстановлены были в состояние им свойственное, воспользовались
всеми теми вольностями, выгодами и преимуществами, каковыми российское
дворянство пожаловано».
На доказательство своего благородного происхождения мурзы потратили
много времени и сил. И только в 1796 г. в результате
338
нажима со стороны руководства Уфимской губернии пришел указ об обращении
просителей в первоначальное благородное состояние с вытекающими отсюда
выгодами и правами. Однако конфискованных поместий им так и не вернули, и
остались они до конца дней своих беспоместными бедными дворянами. После
этого молодых князей и мурз приняли прапорщиками в Уфимский мушкетерский
полк. Надежды уфимских губернаторов оправдались. Среди чиновников много
стало представителей этого сословия. Многие из них занимались
просветительством, работали в деревнях учителями.
Вот выписка из ведомости 1797 г., дающая представление о
«состоятельности» «дворян в лаптях»: «Князья Еникеевы в д. Ново-Баширово
Бирской округи – 19 душ. Князья Яушевы в д. Арсланово Белебеевской округи –
18 душ. Князья Акчурины в д. Абдуллиной Стерлитамакской округи – 11 душ.
Князья Чанышевы в д. Кузеево Белебеевской округи – 11 душ. Князья Дивеевы в
д. Каргалы Белебеевской округи – 7 душ. Князья Мамины Бугурусланской округи
– 13 душ. Князья Маматказины-Сакаевы в д. Абзановой Белебеевской округи – 12
душ. Князья Енгалычевы, князья Дашкины в разных деревнях. Князья Кудашевы
в д. Ахуновой Белебеевской округи – 9 душ. Мурзы Катаевы в деревне
Баймурзиной Белебеевской округи – 5 душ. Мурзы Бигловы в д. Бигловой
Белебеевской округи – 31 душа. Мурзы Мамлеевы».
Представители этого сословия в гражданской войне не участвовали. После
войны, будучи людьми грамотными, но отстраненными от власти ввиду своего
происхождения, работали учителями в татарских и башкирских деревнях. В 30-е
годы их дети, не удовлетворенные участью отцов, уезжали учиться в большие
города, где постепенно ассимилировались.
С. Еникеев».
Первым на статью откликнулся Риф мурза князь Акчурин, а потом и другие,
и вскоре мы собрались на свое первое заседание. Был создан Меджлис татарских
мурз, председателем которого стал автор этой книги – Саид мурза Ханафи-оглы
князь Еникеев. Был также принят Устав Меджлиса.
Герольдмейстером избран Рифгат мурза князь Чанышев, вице-
предводителями – Риф мурза князь Акчурин и Ринат мурза князь Чанышев,
секретарем Меджлиса – Ярия ханум Еникеева, секретарем Герольдии – Флюра
ханум Кудашева.
339
Структура Меджлиса состоит из отдельных дворянских родов, которые
возглавляет аксакал (старейшина) рода. Аксакалами родов избраны:
1. Род Акчуриных – Хамза мурза Акчурин.
2. Род Бигловых – Рашид мурза Биглов.
3. Род Еникеевых – Абдулла мурза Еникеев.
4. Род Мамлеевых – Рашид мурза Мамлеев.
5. Род Сакаевых – Альфир мурза Сакаев.
6. Род Терегуловых – Анвар мурза Терегулов.
7. Род Кудашевых – Рифкат мурза Кудашев.
8. Род Чанышевых – Ринат мурза Чанышев.
Все предложенные кандидатуры были избраны единогласно. 200 человек
подали прошения о приеме в члены Меджлиса татарских мурз (на 1999 г. – более
300. – Ред).
В Меджлисе татарских мурз объединились потомки восьми дворянских
родов, чье благородное происхождение было доказано и подтверждено
Высочайшими императорскими Указами. Князья Еникеевы были утверждены в
этом достоинстве Указом от 15 мая 1796 г. № 999, мурзы Еникеевы, мурзы
Бигловы, князья Акчурины, князья Кудашевы, мурзы Терегуловы, князья
Сакаевы, князья Чанышевы – Указом от 27 ноября 1796 г., мурзы Мамлеевы –
Указом от 13 ноября 1797 г. Позже к ним присоединились представители
некоторых других фамилий: князей Девлеткильдеевых, Тенишевых. Однако в
Меджлис до настоящего времени не вошли многие татарские княжеские и
мурзинские роды, также подтвержденные в этом достоинстве Высочайшими
императорскими Указами – Дашкины, Утяшевы, Макуловы, Маматовы,
Енгалычевы и многие другие, дела которых в настоящее время хранятся в
Государственном историческом архиве России в делах архива Департамента
Герольдии. О многих из этих родов можно прочитать в 3-м томе издания
«Дворянские роды Российской Империи» (М., 1996), посвященном татарским
княжеским родам (в том числе и фамилиям, принявшим христианство). Будем
надеяться, что, прочитав эту книгу, потомки этих родов тоже откликнутся и
примут участие в деятельности Меджлиса. О структуре, основных задачах и
направлениях работы Меджлиса татарских мурз можно подробнее узнать,
познакомившись с уставом этой общественной организации, публикуемым в
приложении.

Совет аксакалов родов

Саид мурза князь Еникеев
Риф мурза князь Акчурин
Ринат мурза князь Чанышев
Рифгат мурза князь Чвнышев
Ярия ханум Еникеева секретарь Меджлиса
Флюра ханум Кудашева секретарь Герольдии Меджлиса

Аксакалы родов

Рашид мурза Биглов
Абдулла мурза Еникеев
Альфир мурза князь Сакаев
Рашид мурза Мамлеев
Анвар мурза Терегулов
Рифкат мурза князь Кудашев


Создание и деятельность Меджлиса, неослабевающий интерес к нему
потомков старинных татарских родов доказывают, что, несмотря на многие
десятилетия репрессий, они сохранили унаследованные от отцов и дедов
традиции чести, и сословие мурз продемонстрировало свою способность
возродить и преумножить духовное наследие предков. Как и столетия назад,
фамилии Акчуриных, Битовых, Еникеевых, Мамлеевых, Кудашевых, Сакаевых,
Терегуловых, Тенишевых, Чанышевых и другие исторические татарские фамилии
звучат так же благородно, как и фамилии знатнейших русских дворянских родов.
Меджлис татарских мурз поддерживает тесные связи с Российским дворянским
собранием – Союзом потомков российского дворянства. Не случайно одним из
самых ярких событий в деятельности Меджлиса стало организованное в сентябре
1996 г. в Уфе торжественное празднование 200-летия Указа Государыни
Императрицы Екатерины II о восстановлении сословных прав татарских князей и
мурз-мусульман и подтверждении их в российском дворянстве. Присутствие на
праздновании представительной делегации Российского Дворянского Собрания
во главе с его предводителем князем А.К. Голицыным, вице-предводителем
князем В.О. Лопухиным и герольдмейстером С.А. Сапожниковым, а также
делегаций многих губернских (областных) дворянских собраний
продемонстрировало солидарность дворянства перед лицом трудных проблем
современной России. Того государства, которому много веков честно и верно
служили наши предки и которое нам, потомкам, нужно сейчас сохранить и
возродить. И духовное возрождение, обращение к наследию отцов, их славным
традициям, восстановление оборванных нитей должны стать нам опорой в
настоящем и будущем. Для этого и была написана книга, представляемая сегодня
на суд читателей.

Ввиду того, что ранее скрывалось происхождение людей, но семейная традиция знает, что мой дед, Ахтямов Зариф Хисамутдинович, родом из села Бакырчи являлся мурзой. Как мне узнать об этом?

С уважением,

Ахтямов Марат Абдуллович

Здравствуйте Подскажите пожалуйсто.
Никак не могу найти хоть какунибудь информацию.
Мой бабай Амиров Риф(х)кат Муждабаевич. Отец его Муждабай родом и Старые Казанчи жена Кафия. Погиб и похоронен под Ленинградом. Сам Муждабай или же его отец был Муллой(По рассказам Абики)
Однако более никакой информации нет . Бабай говорил что мы башкиры (хотя в паспорте Татары)
Живу в другой стране и поэтому очень сложно искать информацию. Помогите хоть что то узнать.

Здравствуйте! В переписи 1917 года по д. Старые Казанчи двое Амировых: Хуснимардан и Вафарахман (смотрите "История башкирских родов", т. 6, с.342 и 347 - https://bashkirica.com/upload/iblock/da0/da0e81e61b54850358bb58f99cd9f21b.pdf). Сами карточки можно посмотреть здесь: http://basharchive.ru/census/1917/12193/ В предпоследнем ряду вторая справа - карточка Вафарахмана, записанный муллой; карточка Хуснимардана где-то посередине.