Ранняя история д. Стародюмеево сравнительно лучше известна по опубликованным и архивным источникам, чем у других поселений волости.
Поселение под названием Дюмеево было известно в Булярской (или Енейской) волости 13-й юрты 12-го башкирского кантона. Казанский комиссар Сергеев в ходе подавления башкирского восстания 1704-1711 гг. вызвал к себе башкир из вышеназванных волостей, отобрал из них 11 человек, в т. ч. Якуп-бая с сыном Мамет-Муллой, Ишалея «с товарыщи». Один из них Ата-бай умер «от голоду» в тюрьме. Сергеев «разбил по реке Мензеле Дюмееву деревню всю и многия пожитки в ясыри взяли». Дюмей служил старшиной волости и активно участвовал в восстании. Башкир, заключенных в Мензелинскую тюрьму, отвезли в Казань, где в заточении умер вышеупомянутый Якуп-бай. Оставшихся в живых освободил фельдмаршал Б.П. Шереметев. В 1706 г. в Астрахань, где находился этот фельдмаршал, отправились 6 башкир с Дюмеем во главе, который послал их к царю, чтобы они доставили ему челобитную. Однако последние были перехвачены Сергеевым в самой Москве. Оттуда «привез их в Казань и держал их за караулом многие годы и ис тех челобитчиков вышеписанного Дюмея в Казани он повесил, для чего де они бёзведома ево, Сергеева, к императорскому величеству ездили».
Между прочим, сам Петр I приказал выслать Дюмея с «товарыщами» из Москвы в Казань «для розыска». Результат такого расследования - виселица.
Все это приводим не для того, чтобы как-то связать Дюмея Ишкеева с историей интересующей нас деревни, а для того, чтобы показать всю жестокость и антигуманность колониальной политики царизма, сторонники которой сегодня пытаются реставрировать монархию в России, действуя под флагом демократии и гласности. Они стремятся восстановить границы Российской империи до 1914-1917 гг., т. е. снова наложить кандалы и цепи колониального ярма независимым государствам Польши и Финляндии, а также бывшим союзным, нынешним суверенным республикам. Не стоит ли задуматься над словами одного из фашиствующих лидеров одной из «партий», который собирается установить геноцид и обещает в случае прихода его к власти в России «выслать всех башкир и татар в Монголию».
Рассеять по всей России «бунтующих» башкир и захватить их земли предлагали раньше и другие колонизаторы. Вот что рекомендовал генералу-карателю П. И. Панину историк первый член-корреспондент Российской Академии наук оренбуржец П. И. Рычков в 1774 г.: «Поступить с башкирцами так, как поступали китайцы с целым и со здешной стороны противу их не меньше людным зюнгарским народом, которым они совершенно овладев, развеяли ево по всей своей империи. Башкирцы этой меры заслужили. На изобильных их землях заселить людьми из других уездов».
Пора вернуться к истории д. Дюмеево. Кто из еланцев (кыр-еланцев) основал эту деревню?
В 1697 г. разбирали спорное дело между башкирами Еланской волости Карабашем Тохтагуловым и Девеем Байчуриным, где выяснилось, что до башкирского восстания 1662-1664 гг. отец Карабаша Тохтагул Бюрки дал «на время безоброчно пашенную землю пахать и хлеб сеять отцу его Дюмейкову Девейку и многие годы он, Девейко, и сын его Дюмейко, тою землею владели и пашни пахали... Тою землю Девейко называет своею и отдает на оброк». Получается, что Дюмей Девеев с отцом бесплатно обрабатывали чужую землю. Д. Дюмеево была расположена па собственной вотчинной земле Кыр-Еланской волости. Значит, это то поселение, какое нам нужно. Оно возникло в 1666 г. под названием Девеево.
Приводим содержание последней группы документов. По житейской записи 1726 г. видно, что татарин д. Ахметово Казанской дороги Ишимбет Кильмяков занял у башкира д. Дюмеево Явгильде Айтышева 10 рублей денег, которые он с женой в течение 10 лет должен был отработать «в домовой и отъезжей работе» заимодавца. Второй документ за 1731 г. упоминает имя кыр-еланца Дюмея. Дюмей с Харашаем Азаматовым припустили тептяря «в вотчинную свою землю в повытья после умершего брата... для поселения деревнею ему, Тлевкею Инысову. За припуск «платить ему... нашего брата ясак и всякие подати, какие впредь спросят, також в вотчинной земле какие будут дела и учинятца убытки, помогать ему, Тлевкею, не отговариваясь ничем». В 1734 г. сын Дюмея из д. Дюмеево Еланской волости Дюсмет Дюмеев дал взаймы 30 руб. денег тептярю Казанской дороги из д. Балаково Москову Бевкееву. Этот долг последний должен был в течение 20 лет отработать, выполняя «всякую работу», «живучи во дворе Досметя», «не ослушатца его, не красть, не воровать, не пьянствовать и с воровскими людьми не знатца... ежели он будет ослушатца или пьянствовать, то Дюсметю вольно Москова смирять и ото всякого дурна отнимать. Также ему, Москову, над животом и над скотом ево никакова дурна не чинить. А в оные урочные годы пить и есть, одежа и всякая обувь носить все ево, Досметево».
В 1783 г. учтено 13 душ обоего пола при 13 дворах, 1795 г. при 58 дворах - 389, 1816 г. при 87 - 518, 1834 г. при 135 - 721, 1858 г. при 172 - 1093, 1870 г. при 209 - 1129, 1917 г. при 468 - 2459, 1920 г. при 501 - 2352.
В 1783 г. Мавлют Дюмеев «с товарыщи» из Кыр-Еланской волости продали часть своей вотчины 4 старокрещенным людям. Мавлют - один из сыновей первопоселенца.
В конце XVIII в. д. Стародюмеево называли в документах «Дюсмет тож» по имени сына основателя поселения.
V ревизия зафиксировала 90-летнего долгожителя Юлдаша Токтакова (1693-1784). В 1811-1816 гг. зафиксировали 10 тептярей. Они составляли семью Адильши Алюшкина (1752-1805). Его братья Курей, Еренчей. Дети Адильши: Абдулмен (его - Абдулатиф), Рахматулла, Хисматулла, Нигаматулла (его - Хисамутдин). К 1842 г. юртовым старшиной 13-й юрты (8 деревень) служил внук первопоселенца зауряд-есаул Хисаметдин Нурушев сын Дюмеев, 1783 года рождения. Он три раза побывал на пограничной службе в качестве офицера в Спасском редуте (1819 г.), Орской крепости (1834 г.), на Сергеевских минеральных подах (строили жилые и др. сооружения).
В 1843 г. на 699 башкир засеяли 1128 пудов озимого и 1200 пудов ярового хлеба, т. е. по 3,3 пуда на каждого из них.
К 70-м годам XIX в. при 2 мечетях было 3 мусульманских «училища». На берегах Седяша имели 6 мельниц.