Деревня Аксаитово (название от антропонима) по непонятным нам причинам не учтена V ревизией, хотя достоверно известно, что в годы Крестьянской войны 1773-1775 гг. из числа жителей этой деревни, принадлежавшей Ирэктинской волости, были и пугачевцы. Среди них, кроме башкир, было и 4 ясачных татарина. По VIII ревизии 1834 г., здесь проживали 4 двора тептярей из 22 мужчин и 20 женщин. Предки их сюда были приняты по указу Уфимской провинциальной канцелярии от 24 июня 1747 г. Выше упомянутые 4 ясачных татарина-пугачевца, выходит, перешли в сословие тептярей, т. е. они вышли не только из своей общины (коллектива деревни - места их выхода), но и из своего сословия, в данном случае из ясачного. Они приняли на себя все права и обязанности нового - тептярского - сословия. Тептяри из татар проживали в Аксаитове «с башкирцами... неотдельно сплошь». Деревня возникла задолго до этой указанной даты.
Назовем имена 4-х семей тептярей из татар по ревизии 1834 г. 1. 53-летний Абдрахман Кантутанов. его братья: 50-летний Абдрахим (его сын Зайнагабдин, 2 лет), 36-летний Байра(м)гул. 2. Ибрагим Мусин (1749-1832 гг.); его сыновья: Хисаметдин, 55 лет, Нигматулла, 43 лет (его сыновья: Зайнулла, Ахметулла); их братья: Галиулла, 35 лет (его дети: Фазулла, 4 лет, Валиулла, 7 лет); Валиятмухамет, 30 лет; Галиша, 21 года (его сын Габдулшафик). 3. Рафик Мусин (1772-1819 гг.), сын Ардуван, 19 лет. 4. Курмапгалий Рафиков, 39 лет; сыновья: Мухаметамин, 9 лет, Сафаргалий, 3 лет, Мухаметрахим, 2 лет. Фахритдин Рафиков, 53 лет (сыновья: Мухаметсадык, 21 года, Давлетбай, 3 лет). Остальные - женская половина их семей.
О развитии деревни имеются итоги ревизий. В 1811 г. в 41 дворе показано 123 башкира (женщин VI ревизия не учитывала). По VIII ревизии отмечено 136 башкир и 147 башкирок. Количество тептярей указали выше: 42 человека или 14,8 проц. всех жителей. В 1850 г. башкир насчитывалось 280, в 1859 г. - 254 человека. Разницу между ревизиями в 26 человек можно объяснить возникновением д. Чургулды, куда в 1843 г. перебралось 8 семей. В дальнейшем продолжались их переезды сюда. 503 человека показали в 1870 г. Причем все отнесены к тептярскому сословию, что не соответствует действительности. В 1920 г. во время учета населения зафиксировали 1454 человека без определения их национальной принадлежности. Было 293 двора. Тогда деревня находилась в составе Уральской области. Через 5 лет показали лишь общее количество домохозяев - дворов (234).
Имеется в документах глухое упоминание о том, что аксаитовцы-ирэктинцы проживали на вотчинной земле другой башкирской волости - Уранской (см. ЦГИА РБ. Ф. 172. Он. 1. Д. 70).
Несколько слов о занятиях аксаитовцев. В 1842 г. на каждого из 283 человек было засеяно по 3,4 пуда озимого и по 3,9 пуда ярового хлеба. Если у них в это время еще не было мельницы, то она зафиксирована в 1870 г. Тогда же на каждый из 52 дворов приходилось лошадей по 2,1, коров - по 2,8, овец - по 2, коз - по 1,7. Деревне принадлежало 10 ульев и 5 бортей.
О духовной жизни аксаитовцев приводим 2-3 факта. Мечеть известна с начала XIX в. В 70-х годах того же столетия в 90-дворном поселении действовали 2 «училища», т. е. 2 школы-мектебе при мечети.