Название д. Истяк происходит не от этнонима, как думают отдельные исследователи (башкир казахи называли иштяком - истяком), а от антропонима, от имени конкретного человека. Полагаем, что селение это было основано башкиром-вотчинником Уранской волости Истяком Толубаевьш или его сыном Иштеряком Истяковым, жившими во второй половине XVII в. Иштеряк Истяков с двоюродным братом Аккусюком Биктугановым в 1688 г. жаловались на захват их вотчинной земли припущенниками из татар, марийцев и удмуртов, создавших 40 деревень в XVII в. В эту башкирскую деревню (в.то время населенный пункт любого сословия или народа состоял в основном из 3-10 дворов) в начале XVIII в. были приняты ясачные татары, перешедшие в конце XVIII в. в тептярское сословие. Они жили здесь «По допуску башкирцев-вотчинников Уранской волости и по сберегательной памяти 1703 г., данной в г. Уфе от стольника и воеводы Е. П. Зыбина».
По местоположению при одноименной речке Истяк называли Каймаша.
Развитие деревни выражается в следующих цифрах, в которых ни разу не зафиксированы башкиры. Истяково стало тептярским поселением. В 1748 г. учтено 37 мужчин, 1795 г. 96 душ обоего пола, 1816 г. - 148 при 21 дворе, 1834 г. - 230 при 39, 1859 г. - 372 при 65, 1870 г. - 373 при 64, 1920 г. - 940 при 156.
Во все годы, кроме 1870 г., жители правильно названы тептярями. Как выше говорилось, тептярями стали ясачные татары, вышедшие из своих общин и ясачного сословия.
О хозяйстве хотя не имеем конкретных сведений, уверенно говорим о том, что тептяри занимались земледелием Имели мельницу. О животноводстве предлагаем данные за 1842 г. 230 тептярям при 39 дворах принадлежали 62 лошади, 95 коров, 60 овец, 70 коз. Пчеловоды имели 25 ульев.
Были мечеть и школа при ней.