You are here

Екатерина Петровна Ляхова

Я привожу здесь материал, собранный по крупицам. Большую часть нашел в сети. Немало интересного прислал мне энтузиаст из Уфы, научный сотрудник Башкирского института образования, Явдат Ахтямов, потрудившийся в архивах, за что ему выражаю благодарность.

Из многочисленных персонажей родословного древа Ляховых я выбрал Екатерину Петровну не только потому, что принадлежность ее к знаменитому роду Бестужевых позволила найти некоторую информацию о ней.

Екатерина Петровна известна еще и как храмоздательница, в сегодняшней терминологии - спонсор строительства Храма.

Годы жизни Екатерины Петровны точно установить пока не удалось, но известно, что в начале XX века она еще была жива, хоть и слыла в то время глубокой «старицей». А родилась она где-то в первой четверти XIX века в семье Петра Ивановича Соловцова и Марии Васильевны Соловцовой (Бестужевой). Ее мать приходилась внучкой Бориса Бестужева, того самого, который вывел знаменитую Бестужевскую породу коров.

По-видимому, детство Екатерины прошло в селе Большая Репьёвка Сызранского уезда. Вот что пишут сотрудники Ульяновского краеведческого музея Алексей Сытин и Татьяна Громова http://uldelo.ru/?section=6&id=236 :

«Во многих справочных изданиях тех лет село называли Большой Репьевкой за величину и многонаселенность, или Успенской Репьевкой — по каменной церкви, главный престол которой был возведен в честь Успения Божией Матери.
История села с середины XVII по начало ХХ века неразрывно связана с дворянами Бестужевыми. Согласно сведениям, полученным от краеведа Л.Ю. Ершовой, симбирская ветвь Бестужевых пошла от Макара Ивановича Бестужева (р.1725 г.), женившегося на дочери местного помещика Максима Сергеевича Репьева и получившего за женой в приданое сразу несколько сел с одноименными названиями. С тех пор многие поколения Бестужевых жили в трех симбирских Репьевках

…………………………………………………………….

Большая Репьевка вошла в историю России как родина бестужевской породы крупного рогатого скота. По некоторым сведениям, выведение этой породы началось при Борисе Макаровиче Бестужеве. В 1786 году, решив улучшить свое стадо и следуя веянию времени, он завез из Европы шортгорнскую (мясную), голландскую (молочную) и симментальскую (смешанную) породы коров. В результате скрещивания их со своим стадом, сменявшегося длительным отбором лучших образцов, и нового скрещивания с местным и привозным скотом сформировалась «бестужевская» порода — незаменимая в степной и лесостепной местности. Нетребовательная к корму, с большим весом и высокой молочностью, устойчивая к болезням, особенно к туберкулезу — она быстро снискала себе популярность во всем Среднем Поволжье».

Отец Екатерины Петровны был помещиком Сызранского уезда Симбирской губернии, находился в ранге коллежского асессора, служил помощником управляющего Сызранской удельной конторой, затем сызранским уездным предводителем дворянства. http://www.rusarchives.ru/guide/lf_ussr/sov_spr.shtml#s1015 ГА Ульяновской обл., ф. 272, 42 ед. хр., 1830-1845.

Замуж Екатерина Петровна была выдана за Эпенета (Епенета) Петровича Ляхова, сына симбирского помещика. Имя Епенет весьма необычно для русского уха. Возможно, в роду у Ляховых были священники, поскольку Апостольское имя, скорее всего, могли дать ребёнку именно служители Церкви.

Недавно мною получена информация о трех братьях Ляховых, служивших в 6-м Оренбургском мушкетёрском батальоне в 80-е годы XVIII века. Их имена Пётр, Андрей и Алексей. Они были сыновьями небогатого симбирского помещика. Вполне возможно, что Пётр – это и есть отец Эпенета.

Эпенет Петрович был в наследуемом ранге коллежского асессора. Наверное, его отцу и матери уже тогда принадлежало село Ляхово («Петровка тож»), вблизи села Подлубово, что в 40 верстах на юг от Уфы.

В известной книге А.З.Асфандиярова «История сел и деревень Башкортостана» (Уфа, 1993) говорится:

«Село Ляхово в прошлом называлось Петровка, Алакаево. Сельцо возникло в результате оформления купчей от 15 марта 1742 г., по которой наместник Уфимского наместничества князь Н.М.Бартаев перепродал самарскому помещику капитану А.А.Алакаеву землю за землю, купленную им в 1788 году у башкир Уршак-Минской волости за 651 руб. До 1833 г. эти земли находились в руках Петра Алакаева, от которого они перешли бузулукской помещице капитанше Анне Ляховой».

Не исключено, что в этой цитате имеется ошибка, и упомянутый Петр Алакаев – это как раз Петр Ляхов – отец Эпенета Петровича, по смерти которого в 1833 году село перешло к вдове – Анне, матери Эпенета Петровича. Впрочем, это предположения…

Так или иначе, но семейная чета Эпенета и Екатерины со временем стала наследницей немалого числа помещичьих угодий. Одно из них – это село Подлесное, близ старинного села Тагай. Вот что пишут в другом материале те же Сытин и Громова, http://uldelo.ru/?section=6&id=76 :

«Почти примыкая к Тагаю, по другую сторону трассы на Языково, ближе к лесному массиву, лежит еще одно старинное село — Подлесное, ранее известное как Подлесная Тагаевская слобода. История села неразрывно связана с фамилиями дворян Бестужевых, Каврайских, Руммель и других. Но самым известным владельцем остается Павел Иванович Миницкий»

Далее я позволю себе довольно длинную цитату из архивных документов Симбирской губернии, ныне размещенных в сети.

Дело в том, что многие персоны из упомянутых в цитате имеют прямое отношение к моему рассказу (http://archeo.ulgrad.ru/Russian/20vek/seleniya/tagaevsk.htm):

«61) село Подлесное.

При построении „города Тагаева на Синбирской черте", в 1648 году, в одной версте около него, „на ключе Копотинском да где течет речка Понырок" были поселены, особою слободою, Ключищинсюе переведенцы, сто человек. В их распоряжение отведено 718 четвертей (1077 десятин) на пашню и 616 десятин сенных покосов («Строельная книга г. Синбирска, стр. 29».). Тогда же эта слобода получила название „Подлесная". В 1708 году, при уничтожении управления Симбирскою чертою, жители Подлесной слободы переведены на Азов, а земля их взята в казну. Долго ли она находилась в казенном управлении - неизвестно, а через 90 лет, при генеральном межевании, помещиками здесь были: 1) полковник Василий Борисович Бестужев и 2) обер-провиантмейстер Павел Иванович Миницкой с женою Варварою Сергеевною. В их общем владении состояло 6510 дес. 1636 саж. земли при селе, да в отдельном участке, отстоявшем верст на десять, называемом „Казачья пустошь," - 1342 дес. 345 саж.

В. Б. Бестужеву наследовала его дочь, кол. асс. Марья Васильевна Соловцова. Она получила, в 1844 году крестьян, 201 муж. и 202 жен. (54 двора) и земли 3294 дес. 237 саж. В 1849 году именье перешло к ея мужу, Петру Ивановичу Соловцову, с детьми: полковником Николаем, тит. сов. Серафимой Петровной Цимбалиной и кол. асс. Екатериной Петровной Ляховой. По разделу между ними, село Подлесное получил, в полном составе, Николай Петрович Соловцов. В 1887 году он умер в чине генерал-лейтенанта и ему наследовала сестра, Екатерина Петровна Ляхова: она получила его именья в Симбирской и Пензенской губерниях и капиталы, всего, в сложности, на сумму около двух миллионов рублей. В 1888 году Ляхова начала продавать именье, сначала дочерям: девице Марьи Эпинетовне Ляховой - 829 дес. 865 саж. и жене технолога Ольге Эпинетовне Модиссон - 1050 дес. 13 саж., а затем, в 1889 году, у нея купили братья Авдеевы: Михаил Николаевич - 633 дес. 616 саж. и Алексей Николаевич - 615 десятин; они построили хутор «Крутец» среди леса, в пяти верстах от села. После Марии Эпинетовны именье перешло, в 1893 году, по наследству, к к брату ея, Владимиру Эпинетовичу Ляхову; а Ольга Эпинетовна Модиссон часть своего именья продала: а) в 1889 году, обществу крестьян села Подлеснаго, бывшим Соловцова, - 167 дес. 1316 саж. и б) в 1890 году, обществу крестьян деревни Козловки, бывшим Нефедевой - 328 дес. 1757 саж.»

Забегая вперёд, скажу, что названный в этих архивных материалах Владимир Эпенетович, один из пяти детей Екатерины Петровны, уже вполне осязаемая фигура. В детстве мой отец при посещении Уфы в 1918 году встречался с ним, тогда уже весьма пожилым человеком, и описал визит в своих воспоминаниях.

Эпенет Петрович был весьма активным предпринимателем, и когда шло интенсивное освоение башкирских земель в первой половине XIX века, он переводил своих крестьян в эти земли. Вместе с супругой они также интенсивно развивали на Башкирской земле коневодство, начатое дедом Екатерины Петровны – Василием Борисовичем Бестужевым. Разведение лошадей, селекция стали любимым делом семьи Ляховых, и было унаследовано и детьми, и внуками. Один из внуков – Николай Владимирович Ляхов, в 1912 году за жеребца по имени Вандал был удостоен Золотой императорской медали.

Мне известно о пятерых детях Екатерины и Эпенета. Их имена - Вера, Мария, Ольга, Екатерина и Владимир.

Старшая – Вера, в замужестве Авдеева. Ее муж Николай был родным братом уфимского писателя Михаила Васильевича Авдеева. Один из сыновей Веры – тоже Михаил, стал священником и на его средства был построен Храм Святого Пантелеймона в селе Ляхово Ермекеевского района. Могила М.Н.Авдеева и поныне сохраняется у разрушенной церкви, благодаря стараниям местных жителей.

Мария Эпенетовна была в дружеских отношениях со статским советником Андреем Дашковым. На их совместные средства в конце XIX века была открыта школа садоводства, пчеловодства и огородничества в селе Ляхово (близ Подлубово, под Уфой). Об этом подробно написал Я.Ахтямов в своей статье «Кто, они, Ляховы» в журнале «Пчеловодство».

А теперь перейду к тому, что явилось, на мой взгляд, главным деянием Екатерины Петровны в ее жизни. Вместе со своей дочерью Екатериной, которая немало потрудилась на благотворительной ниве и позднее, их усилиями в 1888 году была заложена, а к 1895 году построена большая церковь. Вот как описывают освящение церкви тогдашние «Епархиальные ведомости»:

«Уфимские Епархиальные ведомости» № 20, стр. 705.
Построение и освещение храма в сельце Ляхово Уфимского уезда

В сорока верстах от г. Уфы в приходе села Подлубово, Уфимского уезда, находится в 100 двор. д. Ляхово (Петровка тож), обитатели ее крестьяне по наружному виду народ тщедушный, росту малого, лица бледные, болезненные, одежда убогая. В этой то бедной деревне на радость и утешение православным христианам воздвигнут величественный храм, каких в селах Епархии нет, да и в городах весьма мало найдется. Храм поражает своей обширностью, в нем свободно может приниматься до 1000 человек; в нем три престола, главный во имя Спасителя и Чудотворца Николая, правый престол во имя Св. Великомученицы Екатерины и левый во имя Св. великомученицы Варвары. В настоящее время в храме поставлен только один иконостас, работы Московских мастеров, весьма изящный и сияет золотом. Иконы писаны в Москве, отличаются правильностью стиля и чистотою отделки, подсвечи массивных размеров, лампады и кадила серебряные, даже пол паркетный, каменный и пр. Все это представляется совершенно необычным в сельском храме и невольно возбуждает в каждом посетителе, вопрос: откуда такое сооружение, величие и благолепие Храма Божия?

Сей величественный храм Божий заложен был в 1888 г. в сентябре месяце и строился семь лет, средств на постройку и украшение храма употреблено до 200000 руб. средства эти даны были боголюбивой старицей, землевладелицей Е. П. Ляховой. Храмоздательница Екатерина Петровна Ляхова, имея своею ближнею задачею помогать нуждам бедных жителей своей деревни, не могла оставить без внимания и духовные нужды призреваемых ее. А какие из духовных нужд важнее и выше потребностей нравственных и религиозных, потребность в молитве перед Всевышним изучить свою душу, испросить у Него очищение от грехов, искать возрождения, обновления, укрепления и соединения с Ним чрез постепенное нравственное совершение - при помощи благодетеля Божиею. Это та единственная цель и побудила боголюбивую старицу Екатерину Петровну построить сей величественный храм, как памятник любви к Богу и своим присным. Она не жалела средств на постройку церкви, на пожалела она их и на содержание причта и церкви, на причт назначено 23 тыс. и на содержание церкви 7 тыс.. Господ даровал ей милость, благодеяние и счастье принять дар Царю Царей!

Далее нельзя умолчать и о том, что главным распределителем при построении храма были дочь храмоздательницы. Е. Э. Ляхова и близкий их семье действительный статский советник Андрей Дмитриевич Дашков…Слава и благодарение Господу Богу, что есть и в наш век ревнители веры и благочестия в которых св. любовь ко Господу и ближним соединяется с благочестивым попечителем об устроении и благолепии св. храмов Божиих. Во вновь сооруженном храме 3-го октября сего 1895 г. в день Тезоименитства Преосвященнейшаго нашего Дионисия, совершено было торжественное освящение престола во имя Спасителя Чудотворца Николая ключарем Уфимского кафедрального собора протоиереем Василием Покровским в сослужении Александра Медиоланского, местного благочинного Священника В. Сперанского; священника г. Уфы Воздвиженской церкви Николая Котельникова, священника Уфимского женского монастыря Алексея Рубинского, священника села Енгалиша Григория Григоровского; священника села Березовка Н. Куклина; священника села Чесноковки А. Геллертова; священника села Подлубова Н. Индолеева, священника местной церкви Иона Левашова и священника села Никольского Николая Афанасьева

Освящение храма в начале предполагал совершить сам Преосвященный. Уже сделано было распоряжение, и назначен день выезда, но за день до выезда Преосвященный заболел и не мог ехать. Храмоздательница со слезами на глазах выслушала сие печальное известие, и хотела было даже отложить торжество освящения, но ввиду всего приготовленного и приглашенных именитых гостей, решила просить Преосвященного Дионисия на освящение храма ключаря Собора о. Покровского. Духовенство, назначенное на освящение храма, прибыло в сельцо Ляхово к 3 часам дня 2 октября, к этому времени из г. Уфы приехал и Архиерейский хор певчих. В 5 час. начался благовест ко Всенощному бдению, народу из окружающих деревень и сел собралось масса. Бдение совершил священник местной церкви о. Левашев, на место и величание выходили все выше наименованные священники во главе с о. ключарем. Во время богослужения на правом клиросе пел Архиерейский хор, а на левом хор Подлубовской церкви. Всенощное бдение совершено Чину о благолепии и закончилось в 9 час. 3 октября, в день освящения храма благовест начался в 8 час и продолжался до 9 час, во время освящения благовеста было освящение воды, и в 9 час началось чиноосвящение храма. По окончании оного провозглашено было …, и началась Божественная литургия. За литургией было произнесено Благочинным Сперанским поучение на текст: Приидите ко Мне все труждающиеся и обращенные и Аз упокой вы. За литургией молящихся было более двух тыс. человек.

Торжество освящения храма закончилось молебствием о здравии. Храмоздательницей предложена была трапеза.

Священник В. Сперанский»

Осталось добавить, что Храм был разрушен в годы Советской власти. Могила Екатерины Петровны и ее дочери Екатерины, находившиеся в ограде церкви, и поныне пребывают в запустении. Теперь вблизи разрушенной церкви (сохранился лишь фундамент), находятся садовые участки. В бывшем имении (тоже в печальном состоянии) – школа кинологов МВД. Вскоре, наверное, земля перейдёт во владения кому-нибудь из местных богатеев, а память будет стёрта окончательно.

Может быть, эти заметки позволят сохранить хотя бы память?

PS. Уже после подготовки этой статьи мне удалось, во многом благодаря сайту www.ufagen.ru и его форуму, найти своих дальних родственников – прямых потомков Екатерины Петровны Ляховой (Соловцовой) по линии ее сына Владимира. Завязалась переписка и даже удалось встретится с пятиюродными (!) сёстрами… Значит, не зря искал!

© Ю.Б.Ляхов, 2007 г.

Комментарии

У Марии Васильевны Соловцовой есть несколько братьев. Двое из которых были похоронены в Старом Тукшуме. Это гвардии поручик Иван Васильевич Бестужев (скончался в 1839 году) и генерал-майор Григорий Васильевич Бестужев (скончался в 1845 году). Ранее это был Сенгилеевский уезд Симбирской губернии, а ныне - Шигонский район Саморской области. Петр Васильевич Бестужев похоронен в селе Кушниково (все того же Шигонского района Самарской области).
В Старом Тукшуме Бестужевыми была построена Рождественская церковь (освященная в 1837 году) с верхним пределов в честь Владимирской иконы Богоматери. Эта церковь в советствое время сорьезно пострадала от рук богоборцев. Разрушили колокольню... Но сейчас эту церковь возрождает отец Валерий, благочинный г.Тольятти. Церковь планируется воссоздать в былом величие к 2012 году, сохранив историческую приемственность (церковь строилась, как памятник победы русского оружия в войне 1812 года)
Еще про двух братьев Андрее и Алексее - известно меньше. Поиск продолжаем в Репьевке Майнского района и иных Репьевках и Бестужевках Ульяновской области.
С наилучшими пожеланиями,
Александр, староста Рождественской церкви села Старый Тукшум.

Уважаемый Александр! Спасибо за комментарий! Давно не заглядывал на сайт..
В одной из ссылок в материале о Екатерине (Соловцовой) Ляховой есть упоминания об Андрее и Алексее - братьях Марии Васильевны Бестужевой. (http://uldelo.ru/?section=6&id=236)

Интересное, на мой взгляд, упоминание о Екатерине Петровне Ляховой я встретил в самарском интрнет-журнале Performance:
http://lifeart.narod.ru/nom25/p25_15.htm
В том тексте, допущена ошибка в имени Ляховой (Соловцовой). Она названа Еленой Павловной. Однако достоверно известно, что дарительницей большой фамильной библиотеки Соловцовых Карамзинскому музею Симбирска, была именно Екатерина Петровна Ляхова (Соловцова).

Надгробие Е.П.Ляховой (Соловцовой) находится нынче в Уфе у церкви на Архитектурной улице. Кто и когда доставил его туда мне неизвестно. На надгробии хорошо сохранилась надпись:
Здесь покоится прахъ храмоздательницы
Екатерины Петровны Ляховой
урожденной Соловцовой
родилась 12 августа 1814 года
скончалась 20 февраля 1904 года
 Е.П.Ляховой(Соловцовой)_0.jpg

Изображение пользователя walek.

Борисыч, а это где?

В ограде церкви на Архитектурной улице (полагаю Вам виднее, это где-то в северной части Уфы) находится надгробие. Как оно туда попало, пока не выяснено. По некоторым данным, при установке памятника В.И.Ленину было дано распоряжение собрать со всех концов каменные надгробия и уложить в фундамент вождю. Надгробие Е.П.Ляховой эта участь миновала... Кто-то, наверное увидев надпись на памятнике, решил надгробие припрятать... Кстати, бесхозная и заброшенная могила Е.П.Ляховой находится в селе Ляхово Кармаскалинского района у разрушенной церкви, некогда красивейшей и громадной... И никому нет дела.... Жалко!

У меня в этой деревне сестра живет. Люблю там бывать. До сих пор барский дом стоит,правда в ужасном состоянии. И барское озеро позади дома,уже высохшее.

Подскажите кто знает. Ляхово на сегодняшний день это деревня или садовые участки? много ли там людей живет? И вообще расскажите что знаете об этом месте. Заранее спасибо

Ах, если бы Вы добавили сюда любое фото этого дома, в совершенно любом состоянии. Так хочется взглянуть! А я в Питере...

2_0.jpg
здесь фотография дома

До 1833 г. эти земли находились в руках Петра Алакаева, от которого они перешли бузулукской помещице капитанше Анне Ляховой».
Не исключено, что в этой цитате имеется ошибка, и упомянутый Петр Алакаев – это как раз Петр Ляхов – отец Эпенета Петровича, по смерти которого в 1833 году село перешло к вдове – Анне, матери Эпенета Петровича. Впрочем, это предположения…

Вот теперь выяснилось (опять же благодаря его величеству интернету), что в книжке Асфандиярова никакой ошибки нет! Упомянутая капитанша Анна Ляхова (в девичестве Алакаева) приходилась двоюродной сестрой Петру Александровичу Алакаеву, от которого и получила землицу. Таким образом установлено, что Анна Ивановна и ее муж капитан Петр Григорьевич Ляхов были родителями Эпенета Петровича Ляхова - мужа Екатерины Петровны, о которой речь в настоящей статье.

Изображение пользователя Ranas.

Добрый день! У меня в компьютере есть статья П.Егорова "О дворянах Ляховых", где описание даётся касательно истории Уфы., да и фотография на ул Голубиной (Пушкинской) более ранняя. Уместно ли её здесь поместить.?

Приношу извинения, оказывается, эта статья здесь и присутствует.

Изображение пользователя Ranas.

Вот в статье П.Егорова есть упоминание
....Единственный черно-мраморный надгробный памятник разрушенных захоронений дворян Ляховых был вывезен с прицерковного кладбища исчезающего села Ляхова неизвестным нам добродетелем и долгое время валялся во дворе здания Дворянского собрания (ныне Уфимская Академия искусств). С лета 1992 г. памятник помещен на церковном дворе Уфимско-Богородского храма среди обломков других снесенных некрополей Уфимской губернии, в 1997-м памятники перевезены на территорию Пантелеймоновской церкви, что построена в самом сердце Черниковки.

Изображение пользователя Ranas.

Центральное ТВ часто показывает о восстановлении и реконструкции дворянских усадеб вокруг Москвы. Вот на памяти передача Архангельского "Тем временем" на канале "Культура" о передаче усадеб в частные руки с сохранением культурно-исторического значения. Вот было бы здорово всем потомкам Ляховых оформить усадьбу на себя и организовать единственный близ Уфы музей-усадьбу. Если будет клич, готов скинуться. Ведь в былые времена скидывались всем народом на строительство Аксаковского дома.

Думаю, это не более, чем утопия. Во-первых, далеко не всем потомкам Екатерины Петровны Ляховой будет интересно такое предложение. Да и скидываться не с чего. Это у Е.П. Ляховой капитал был, а после нее уже сто лет коммунисты, да чекисты бесчинствуют.
Во-вторых, сомнительно, что местные власти будут готовы передать в частные руки усадебные участки. Например, в селе Ляхово Кармаскалинского района уже много лет в усадьбе существует школа служебного собаководства МВД РФ. Глядишь, и собак натравят )))

Изображение пользователя Ranas.

Дак ведь, как раз коммунисты и доказали, что даже утопии могут осуществиться. Но в любом случае, даже обсуждение этой идеи полезно у нас тут, в периферии. Самое главное мировой опыт уже имеет давние корни в этой области и вот появляется уже московский опыт (ряд усадеб в виде музеев в частных руках), а там глядишь и с Урала люди зашевелятся.

Теперь, когда известно, где брошенная могила и разрушенный Храм, а также определено местонахождение надгробия, хочу задать вопрос ревнителям Православной веры Уфимской Епархии. Может ли кто-то в Епархии взяться за благое дело: Восстановить доброе имя Екатерины Петровны Ляховой (Соловцовой), возвратить надгробие на место захоронения (в сельцо Ляхово) и поставить крест рядом с могилой и остатками Храма? Может быть уфимские власти помогут, памятуя о том, что и дети, и внуки Екатерины Петровны некогда верой и правдой служили городу. К сожалению, мое обращение напрямую в Уфимскую Епархию осталось безответным.

PS. Сам я живу в Москве и вряд ли скоро доберусь до башкирской земли.

... обитатели ее ( д. Ляхово (Петровка тож) крестьяне по наружному виду народ тщедушный, росту малого, лица бледные, болезненные, одежда убогая...
И на эту фразу нужно обратить внимание...
Не в ней ли объяснение судьбы храма и могилы?...
средств на постройку и украшение храма употреблено до 200000 руб.
а содержание причта и церкви, на причт назначено 23 тыс. и на содержание церкви 7 тыс....

Конечно и в этой фразе можно найти объяснение судьбы храма.... Да и всей России XX века

подскажите пожалуйста это то место, где стоит необычной постройки здание? кто знает историю этого здания можно поподробнее???!

вот по этой ссылке у меня фотоальбом на одноклассниках, посмотрите и подскажите - очень нужно для исследовательской работы ребенка. заранее спасибо!!!

http://www.odnoklassniki.ru/dk?st.cmd=searchResult&st.query=%D0%95%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B0+%D0%9B%D0%B0%D0%BF%D1%82%D0%B5%D0%B2%D0%B0%2C+%D0%9A%D1%83%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B0%D1%83&st.mode=All&tkn=8598#/profile/444305341935/album/378602514927

Мне кажется, что фотографии по приведенным ссылкам не имеют отношение к усадьбе под Уфой. В усадьбе в настоящее время школа кинологов,а на Ваших снимках полуразрушенное неиспользуемое здание. А где это?

там же под Уфой недалеко от деревни Тугай. эту постройку видно с трассы Оренбург-уфа, в нескольких метрах от этой постройки находится какое то садовое общество. несколько км севернее от него находится Голубое озеро

"Церковь в честь Рождества Христова начали строить в 1717 году на месте, где ранее располагался первый сызранский собор, возведенный во имя иконы Божьей матери Живоносный источник, подаренной городу малолетними царями Иоанном и Петром Алексеевичами. Строительство было закончено в 1741 году. Главным благотворителем выступил титулярный советник помещик Алексей Кандалаев"
(цитата отсюда: http://www.volga-cruise-service.ru/251/)

Казалось бы, какое отношение имеет приведенная цитата про Сызранский Храм к материалу о Екатерине Петровне Ляховой (Соловцовой)?
А вот оказывается - имеет!!
Продолжая изучение родословной, удалось установить, что сызранский помещик (в чине титулярного советника, по некоторым данным) Алексей Савельевич Кандалаев прямой пращур Екатерины Петровны (прапрадед по женской линии).

Благодарю за добытые ценные сведения сызранского краеведа Сергея Зацаринного.