Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Кальсер.
Карта 1848 год.
На карте по Зилиму.
Деревня Юлукъ.
Деревня Сабай.
Ручей Каверзи.
Деревня Каран.
Деревня Кутлумбей.
Ручей без названия.
Ручей (Кинсезла - непонятно написано).
Ручей без названия.
Ручей Аел.
Ручей без названия.
Ручей Менесъ.
Ручей без названия.
Ручей без названия.
Необходимо сопоставить названия.
Кальсер.
Урочища по Яндекс картам. 2021.
От ручья Сарышка.
Усть-Сарышка-Ейляу.
Агайбаш.
Аккостяк.
Варламов хутор.
Мембатайбаш.
Агуй.
Усанкудлеу.
Урочище Кальцыр-Ялан. На ручье Быргат. Белорецкий район. Ещё одна загадка. К территории Калсер-Табын не относится.
Толпарово.
В книге межевания записано, что было межевание в 1803 году землемером Громовским. Запись гласит:
"Талпаровой - Ишимбетевой тожъ деревн. душевой надел башкир. вотчинник".
Следовательно, возможно были рядом две деревни, которые слились в дальнейшем в одну. Или произошла "смена власти".
Возможно какой то род отпочковался. Создал недалеко свою деревню. Но в дальнейшем вновь слились.
Тогда следует просмотреть вновь записи о межевании. Возможно будут найдены дополнительные данные по деревням вдоль реки Зилим.
Списки деревень.
Списки деревень. Межевание.
http://rgada.info/poisk/index.php?fund_number=0&fund_name=межев&list_name=&list_number=0&Sk=30&page=13
Апасьево.
Попалась запись. Было произведено межевание в 1803 году землемером Громовским, который производил обмер земли Толпарово - Ишимбетево. Что за Апасьево. Стерлитамакский уезд.
http://rgada.info/opisi/1354-opis_555,%20556,%20557,%20558,%20559,%20560/0154.jpg
Может ли это быть Юлуково?
Выборка.
Акъ-Ташева. 1803 год. Землемер Громовский.
Зирикова. 1801 год. Землемер Степан. Может ли это быть Зириклы?
Имендяшева. 1801 год. Землемер Парашкинъ.
Кулгунино. Землемер Веничанский. 1799 год. Что за деревня в Стерлитамакском уезде? Кулгунино есть в современном Ишимбаевском районе. Если это она, то необходимо пересмотреть факты существования Кальсер-Табын. Пока не будем торопиться. Слишком далеко от Кальсер-Табын.
Кавардина. 1803 год. Землемер Громовъ.
Изучить. Смаково, Исламгулово,Мукачева. 1803 год. Землемер Громовский.
Изучить. Смакаева. 1799 год. Землемер Конаков.
Сабаева. 1803 год. Землемер Громовский.
Изучить. Ташевыхъ Вер. и Нижней и Зириковой. 1803. Землемер Громовский.
Талпарова-Ишимбетева. 1803 год. Землемер Громовский.
Таш-Астиной. 1803 год. Землемер Громовский.
Таишевой. 1803 год. Землемер Громовский.
Юлуково. 1803 год. Землемер Бобовкинъ. Сравнить с Апасьева.
Попробуйте обратиться за
Попробуйте обратиться за материалами к этому человеку: https://forum.vgd.ru/index.php?m=feed&a=list_warn4&u=217556
stereoray
Спасибо за помощь. Изначвльно изучу записи этого человека. По мере прояснения ситуации обращусь к нему. Материалов у него много. Надо изучить.
stereoray.
Спасибо stereoray за подсказку. Апасево нашёл по вашей ссылке. Означает, что она не относится Юлуково. Также нашёл упоминание по раскулаченным. Может быть удастся увидеть какой нибудь документ по деду. За что его отправили в пермские лагеря на лесоповал на 5 лет (по словам моей матери). В найденных выписках было указано, что за торговлю мясом. За мясом ездил в Казахстан (по словам моей тёти). Но самих документов я не видел.
Кальсер.
Возвращаюсь вновь к бою прапорщика Бардовского с башкирами у горы Авзерзяк. В выписке Асфандиярова из документа нет названия деревни. Имеются две предполагаемые деревни. Зириклы и Расимгулово.
Начнём с Расимгулово. Деревня в 1734 году была в устье ручья Ревет, впадающая в реку Зилим. Была у хребта Авдырдак (Авзерзяк). Название ручья сохранилось по нынешнее время. Деревня не сохранилась.
Далее.
Деревня Ауй - Зириклы. Рядом с этой деревней четыре ручья (по состоянию на 2021 год). Ауй, Суалган, Такаты, Зириклы(Ереклы). Деревня находится у ручья Ауй. Поодаль - Такаты и Суалган. Рядом с Ауй - Зириклы (на западном берегу реки Зилим), ручей Зириклы (Ереклы).
Рядом с ручьём Зириклы (Ереклы), хребет Авдырдак (Авзерзяк).
Внимательно прочитаем выписку Асфандиярова. Написано: - "воров башкирцев в Кальчирской волости близ горы Авзердяк". Отметим один нюанс. Написано "близ горы Авзердяк", а не "у горы Авзердяк". Означает, что на некотором отдалении, а не у самой горы.
Расимгулово находилась в устье ручья Ревет (Большой Ревет). У начала хребта Авзерзяк (Авдырдак). Следовательно, это место не подходит под описание.
Деревня Ауй - Зириклы. Названия ручьёв зафиксированы на старых картах. Но один ручей не имеет названия. На топографической карте 1885 года обозначена как Зириклы. Впадает в реку Зилим на западном берегу. Но находится в Кесе-Табын. Недалеко хребет Авзерзяк (Адвырдак).
Читаем вновь внимательно выписку. Написано: - "воров башкирцев в Кальчирской волости близ горы Авзердяк". Указано: - "в Кальчирской волости". Это уже восточный берег реки Зилим. Далее - "на устье р. Зилане, которая впала в Зилим реку". Фраза "на устье" указывает на место где был бой. Возможно ручей Зириклы (Ереклы), в то время назывался Зилан. Но пока не найдены доказательства. Фраза: - "близ горы Авзердяк". Означает - недалеко. Что соответствует действительному расположению.
Далее. Так как на старых картах не указана дорога, то руководствуемся топографическими картами 1985 года.
Из Табынской крепости дорога идёт к Саитбаба. От Саитбаба дорога идёт на Зириклы. От Зириклы, через несуществующую ныне деревню Расимгулово. Далее между хребтом Авзерзяк (Авдырдак) и горой Каратау, вдоль ручья Большой Ревет на Инзер.
Пока предполагаю, что возможное место боя было у деревни Ауй.
Пока просмотрел видео за 2008 год о Рим Вагапове из деревни Зириклы. К сожалению фильм не даёт чёткой панорамы местности. Фото которые попадались, тоже не дают панорамы. Добираться туда только на лошадях. На них я не ездил уже 45 лет.
Калсер.
Теперь конечно желательно поставить в месте впадения ручья Зириклы (Ереклы) репер. Но возраст мой уже вероятно не позволит совершить марш бросок в Зириклы. Почти 20 километров от Толпарово до Зириклы пешком мне уже не осилить. Да и на лошади тоже.
Если кто то из туристов читает мои записи, то прошу у них помощи.
Инструкции таковы.
На восточном берегу реки Зилим, недалеко от места впадения ручья Зириклы (Ереклы) найти ровное место. Так как никто рулетку в поход не берёт, то зажигалка есть у всех или коробка спичек. Можно и пачку сигарет. Также устройство для съёмки видео. Телефон подойдёт. Хорошо будет, если телефон определяет координаты GPS.
Если возможно, то первоначально определить координаты GPS (ГЛОНАСС).
Затем. Поставить зажигалку (коробку спичек, пачку сигарет) вертикально на ровное место. В “зажигалках” измерить от вертикально стоящей зажигалки до телефона. Не в “поллитрах” и не в “попугаях”. Чтобы я смог вычислить углы. Сделать снимок на одном уровне с зажигалкой так, чтобы вертикальная зажигалка была с краю снимка как масштабирующий субъект, в сторону хребта Авдырдак. Таким же способом сделать снимок в сторону ручья Зириклы (Ереклы). А также в сторону деревни. Хорошо будет если в поле снимка, попадёт машина в деревне. Тогда можно будет вычислить боле точнее углы и расстояние. Затем сделать медленное круговое видео.
Если кто то будет путешествовать с дроном, то вертикально поднять дрон и сделать круговой обзор. Если неизвестна длина дрона в физических величинах, то измерить длину дрона на земле в “зажигалках”, чтобы вычислить высоту подъёма дрона. Обязательно показать на видео зажигалку, чтобы определить её тип.
Такие же действия совершить у места впадения ручья Большой Ревет в реку Зилим. Так, чтобы высокая точка начала хребта Авдырдак попала на снимок.
Если кому либо удастся это сделать, то дайте ссылку куда видео размещено.
Когда разместите своё видео на каком либо хостинге, то можете сделать вброс “как вычислить все возможные координаты местности”. По всей вероятности соберутся математики для просмотра видео. В молодости меня это заводило.
Калсер.
Книга.
История башкирских родов. Табын. Том 28. Часть 1. Уфа. 2017. Страница 253. Упоминается деревня Кальчир. 1703 год.
Изучить.
Калсер.
Предварительный набросок.
Приведу полностью выписку из книги.
"1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.".
Далее выписка.
"7173 (1665) году апреля в четверг по указу великого государя уфинец Роман Серогеев сын Трусов взял в казну великого государя Ногайской дороги с деревни Емяковой с башкирцев на Смайле с товарищи по 8 денег принел Афанасий Нефедин...".
1703 год.
Первая выписка.
Упоминается деревня Кальчир. Возможно упоминаются ручьи Смаил и Кулакай.
Вторая выписка.
Упоминается деревня Емякова. Возможно упоминается ручей Смаил.
Попытаюсь сравнить с моими выписками.
На топографической карте 1985 года в реку Зилим впадает ручей Манайли (n-40-079. квадрат 80-06). В неё впадают ручьи Агуй, Карагайелга, Смаил, Акбулат, Быргат, Улуелга, Балаелга, Исламсабай,
Есть ручей Смаил в n-40-079 квадрат 80-10.
Название Кулакай нет. Что же такое Кулакай. Может быть это гора?
Таких названий деревень на карте 1734 года нет.
Прошлая моя выписка по этому месту.
1734 – ручей названия нет (примыкающий к ней ручей Аю).
1755 – ручей Мемет
1775 – ручей Мемет
1985 - ручей Манайли. Примыкают к ней Агуй, Карагайелга.
1734 – деревни Мехметева, Арапова, Етекеева.
1734 – на другом берегу Зилим деревня Азигулова
1985 – деревень нет.
Кальсер.
Вновь допустил ошибку. Просмотрел карту. Датируется 1737 годом, а не 1734 годом.
Теперь по деревне упоминаемая в документе как Емякова. Разобрался с надписью деревни на карте. Написано Емекеева, а не Етекеева как писал ранее. Названия почти идентичны. Емякова и Емекеева. А по деревне Кальчир, то она возможно была между ручьями с современными названиями Смаил и Сыглыелга (который впадает в Малый Толпар).
Может быть Сыглыелга ранее называлась Кулакай. Доказательств пока нет.
Есть в книге ещё одна выписка из документов. Также упоминается Смайл. Сложно написано. Сразу не понять. Надо обдумать этот документ.
Калсер.
Попробую выстроить логическую цепочку. Может быть увижу зацепку.
Выпишем названия, где упоминается Калсер.
Гора Кальцерташ. Находится на территории Гафурийского района.
Деревня Кальчир. Находилась на территории Курпес-Табын в 1703 году.
Урочище Кальцыр-Ялан. Находится на территории Белорецкого района. Между ручьями Ирмаш и Быргат (впадает в ручей Манайли).
Самое загадочное – Кальцыр-Ялан. Как мне кажется, Ялан это Елан, Ылан – поляна. Если я правильно понимаю это слово.
К 1703 году Курпес-Табын только недавно разделилось. Тогда необходимо узнать, кто были соседями Калсер-Табын. Могла ли часть территории Калсера отойти при разделе другому роду.
Или здесь произошло что то иное.
Попробуем сопоставить имена с шежере найденным Кузеевым.
Из всех имён пока только три имени сопоставляются с шежере в этой местности. Калсер и Мамбет и Агий.
Гора Кальцерташ. Деревня Кальчир. Урочище Кальцыр-Ялан. Гора Мембатайбаш. Урочище Мембатайбаш. Ручей Мембатайбаш. Гора Мембет. Ручей Агуй (впадает в ручей Манайли).
По их ли именам назвали эти объекты – неизвестно. Нет фактов.
Побробуем вычислить примерное время жительства Калсера по поколениям. Не обращаясь пока к документам. Пока выстроим голословную логическую цепочку.
Одно поколение примем за 25 лет. От Агий до Калсера пять поколений. Примерно 125 лет. Килтес Агиев баламутил народ в 1737 году. Следовательно, его отец Агий жил в 1700 году. Тогда, возможный период жизни Калсера 1670 годы. В это время и разделилась Курпес-Табын. Следовательно, Калсер в это время был уже зрелый муж и стоял во главе своего рода.
Конечно же, историки в шоке от моих рассуждений, но этим я пытаюсь обложить двух неуловимых “Джо”. Юлукая и Исмакая. Пока на них иду с южной стороны. С западной стороны проверил всё максимально возможное.
Кальсер.
Снова ошибка. На 100 лет. Если Калсер жил в1570 годах, а не в 1670 годах, как написал ранее, то название Калсер-Табын должно было появится раньше. Что то не сходится с хронологией разделения Курпес-Табын и самим Калсером. Шежере возможно неверное. Подогнано под конкретные личности.
Кальсер.
Снова просмотрим шежере племени Калсер-Табын. Если Калсер-Табын образовалась в конце 17 века и Калсер был родоначальником племени, то он должен был жить в 1670 годах а не в 1570 годах по подсчётам времени воспроизводства пяти поколений. Математически он должен бы быть отцом Агий. Далее. За сто с лишним лет выросло пять поколений и у каждого поколения свои амбиции. В какой то момент, один из потомков захотел бы увековечить своё имя и деревня и даже целый род носили бы другое имя. Но предполагаемая найденная деревня имеет название Кальчир и племя носила название Калсер-Табын. И даже сын Килтеса, Буран, проявил свои амбиции и добавил к слову Кальчир своё имя. В итоге получилось Кальчир-Буран. В шежере не фигурирует Курпес. Это ещё одна нестыковка. Все ссылаются на эти шежере, которое восходит к Майки бию и Тумен бию, а простой математический расчёт и сопоставления фактам никто не делает. Видно многие хотят поездить с Чингиз ханом в одной телеге. Кузеев просто показал найденное шежере и вокруг этого документа начались интриги. С Сабаем Кутлиным похоже есть тоже какая то нестыковка. Но пока не вдавался в подробности. Вообще то, весь этот документ подвергаю сомнению, как правдоподобный документ.
Кальчир Бураново
Может Вам этот документ известен, а может и нет. В этом случае, он я думаю Вам что-то прояснит.
Из книги «Мурадым - родовое селение миркитминцев»
Копия с копии
Лета 1747 году февраля 21 дня Уфимского уезду Нагайской дороги Миркит
Минской волости башкирцы Унгар Зиянов, Юман Унгаров, Юмаш, Мукайнил
Токсагуновы, Тойяюнь Кунаев, Абызай Мрякеев, Утегул, Елдаш Айдакаевы,
Чурагул Елкай Тяпякины, Иликей Юсупов, Исай Тюпкин, Исянгул, Исенюл
Скаимбетевы, Чурагул Бекчурин, Ерлыкап Юртбагышев, Семен Кутлуюлов,
Ильяс Ибрагимов, Кинзягул Юсупов, Исламгул Чермышев, Аиткул, Уразгул
Бакаевы, Максют Мунашев, Девлет Мавлютов, Сюлейман Магазин, Чюкай
Записев, Акимбет Келсеитов, Исламгул Муксинов, Мухаметкул Куседыков,
Куррмангул Максютов, Якшигул Кансуяров, Азигул Букмурзин, Килмяк Исе-
кеев, Канчура Бекмурзин, Аксар Исянгулов, Чалык, Кучум, Мукач Юмагузи-
ны, сотник Турумбет, Сюрюмбет Урускаевы, Аиткул Урасмаев, айса Мунашев,
Бердыгул Катикеев, Кинзягул Смаилов, Чекай Кадыров, Собхангул, Бердыгул
Черины, Казангул Калмаков, Аиткул Кансуяров, Кулгуна Юнусов, Адил Зепа-
сев, Итикей Девлетев, Бикметь Сыртланов, Мукаймас Ишметев стоварыщи з
детми и з братьями и с племянники все согласно не имея никакого спору вобще
дали сию от Уфимских крепостных дел запись в том, что припустили мы, Ун-
гар стоварыщи, на свою вотчинную землю тое ж Нагайской дороги разных
волостей и деревень тарханов, башкирцов и мещеряков осмьюдесяти осьмю
дворами, а имянно сотников дрвни Карамалы Якупа Ишметева, Сюяргула Ка-
рабаева с приемышем Шарыпом, Байряма Елумбетева, Мавлюта Товарыщева,
Мухайметя уйкина, Илтугана Илмекеева з братом меншим, дрвни Тимкиной
Бектугана Аиткудина з братом меншим Уразея Ижбулатова, Кутлугуша Ирмя-
шева з братом меншим, дрвни Бештеки Савмурзу Сараева, дрвни Кузяковы
Уразер Уркина, Ярута Черепанова з братом меншим, дрвни Ишли Собхангу-
ла Уразымбетева, Ишима Алкина, дрвни Токаевы Ишмурзу Айкина з братом
меншим, дрвни Адтитеровы Кучюкбая Атачакова с меншими братьями, Кил-
дыша Сулейманова с меншими братьями, Ишметя Кулумбетева з детми, дрвни
Сабыровы Митича, Исянгула, Зиянгула Мрясевых, Салиха Ерышева з братом
Вакая Аднагулова с меншим братом, Умира, Аблая, Акберду Абдрахмановых,
Елдаша Емашева, дрвни Леканды Муслюма Байтуганова, Аднагула, Уразем-
бета Килмекеевых з братом меншим, Турубая Ерабаева, Тоймекея Байметева,
Сюярембыта Емелкина, Уразлу Ишелеева, дрвни Нагадак Байгунды Акмул-
лина с меншими братьями, дрвни Курмантаев Смаила , Шарыпа Кадеевых з
братом меншим, дрвни Бурлы Ижбулды Бикметева, Шарыпа Уразымбетева,
дрвни Зилим Даута Юнусова, дрвни Кармалы Уразая Минкина, Ишметя Ры-
саева, Калметя Тойкина, Иседыка Чеклина, Тлявля Уразова, Кулшарыпа Куна-
кова з братом меншим, дрвни Каккулево Уракбая Кручеева, Юнуса Юсупова,
дрвни Месейли Урызымбета Исембетева, Юнуса Дускеева, дрвни Янгискаин
тарханы Кимбетя Ишметева, Ибрагима Галеева з братом меншим, Калчиръ
Табынской волости Бурана Кидушева, Каипа Буранова, Кутлу, Кунакбая Кел-
дышевых, Уртеша, Бикея Сюярымбетевых, Бекмача Аднашева, Имана Юсу-
пова, Салима Куркеева, Надыра Сеитова, Сююндека Кабячева, Мратша Мука-
итмасова, Кубовской волости дрвни Унгарово Идигула Акдъбашева з братом
меншим Чаптамяна Арасланова, Тамьянской волости дрвни Аскарово Алия
Черина, Заита Калбетева, дрвни Курмантав Рамазана Мукаева з братом мен-
шим, Темира Якшигильдина, Исембета Асанова, Азика Сырымекеева, дрвни
Мусиной Зияна Мусина, Каипя Муллагулова, Сютенбека Яшкилдина з братом
меншим, Тойтемира Бектимирова, Акымбетя, Зянгира, Девлеткула Тохтаро-
вых, Акшимбетя Токалова, Айкая Уразымбетева, Уразымбета Бухарова, Аита
Деветева, Алка Тоикина, Араслана Алкина з братом меншим, з детми и с пле-
мянники, чтоб им Якупу стоварыши поселится дворами, где им способно бу-
дет, пашню похать, сено косить, в лесах бревна и дрова рубить, лубья снимать
и вновь борты делать, птиц ловить, зверей побивать , в реках и озерах рыбу,
бобров, выдер ловить, хмель щипать, которую вотчинную мы Унгар стовары-
щи по межам и урочищам владеем потому ж владеть им Якупу стоварыщи и
с платежа положенного с той вотчины в казну Ея Императорского Величества
ясака по одиннадцати куниц на год доимки вечно; а та наша вотчинная земля
имеется по межам и урочищам с устья озера Аккуля, которая впала в Белую
реку и по Белой реке до деревни против Курмантаевой, называемой Омуслы
дуб о перевозу речки Блеша называемой Калмаскиче, а от озера тои нашей
острой черной дороги подле орешника Очегурмяка, а с вершины речки Ка-
рагулу, а черного леса от вершины речки Кузяп пополам по речке Асакату,
от устья озера Утекея, созеров, с лесах и с хмелевых щипаньях между лесов
Минского и Ишлиц, от вершины Кундузлукова и низкой стороны колка Коре-
чи, от середины Киршскуля, а над ней стороня колка Меркицкой отред Узуку-
ля от вершины колка Кула, от устья Аургазы о каменной переправы от березы
Асалмакаина до черного лесу Уршацкого непоступать … Чрез Уршак реку в
черную Убу речка Тагин илга, по Уршаку по сторону пойдет от вершины реч-
ки Маингам выросшим деревья по ней делать речка Казыл по течению воды
Демским обывателям невступать, а на Деме реке по течению воды мещерско-
му народу невалупатца по сухому Мияку между вершины речки Чуму Кызыла
Уршак река, Карамала речка, по Демскую сторону по течению воды Скомкаты
до колка Шамаклы от колка Шамаклы до вершины Мияко сошедшей колок
останетца Урсаю между оныя колок Кураклы останетца Меркицким по степи
до вершины Уязы называемой речка Тогуз кир по сырту по Болшую черную
дорогу по лесу вершины Кайряклы по проходу черной дороги до лесу Муи-
лу в Уршацкую по вершину Уршаку от вершины речки Чюлана от вершины
речки Усулы, от вершины речки Черсегази, озикея, от Ургазинских вершины,
от малоко колка Помирчаку, от стороны Аургазы между дву лесов з болшею
дорогою, от вершины речки Карамалы и по речку Карамал по обе стороны лу-
гами до устья Покилы до озера Аккуля и по завнею сторону Аккуля до устья
речки а на пред сей записи оных наша вотчина окроме их Якупа стоварищи
иному никому непродана и незаложена и ни в какие крепости неукреплена и
в наймы в оброк ни кому неотдана и припущенников для поселения не имеет-
ся. А ежели впредь мы датчики Унгар стоварыщи их припущенников Якупу
стоварыщи в той нашей вотчине какое чинен будет утеснения или сверх на во
оную нашу вотчину по каким - либо крепостям или грамотам вступятся будут
нам Унгару стоварыщи их Якупа стоварыщи от таких вступщиков очищать и
до убытка ни до какого недопустить, а ежели не очищением нашим Якупу сто-
варыщи от кого какие учиняется убытки, взять на нас Унгаре стоварыщи все
сполна что скажут тому и верить да сверх того за неустойку взять им Якупу
стоварыщи на нас Унгаре стоварыщи денег сто рублев. О переезде же на ту
вотчинную землю для поселения требовать им припущенникам Якупу сто-
варыщи повелителного Указу от Оренбургской губернской канцелярии ибо
Уфимской провинциалной канцелярии без указу того учинить невозможно и
сия запись впред им Якупу стоварыщи в запись.
К сей записи датчики тамги свои приложили: Унгарова Юмакова Юма-
шева Мукатмасова Абызаева Утегулова Елдашева Аллашкурова Азнагуло-
ва Юлукова Юлкеева Исакова Исенгулова Исенюлова Чюрагулова Ерлы-
капова Семенова Илясова Кинзегулова Исмаилова Аиткулова Уразгулова
Максютова Тевлетева Сюлейманова Чалкаева Акимбетева Исламгулова Му-
хамметева Курмангулова Якшигулова Азигулова Сюлейманова Канчюрина
Аскарова Чалыкова Кусюмова Мукачева Курумбетева Сырымбетева Аитку-
лова Айсина Бердыгулова Субхангулова Бердыгулова Казангулова Аиткулова
Кулганина Идилева Итикеева Бикимбетева Мукатмасова.
Толмачил датчикам Унгару Зингееву стоварыщи вышеписанных Якупа
стоварыщи на вотчинную свою землю вечно для поселения припустили и с
платежа в казну обще. В том по ево прозбе Уфимской провинциалной канце-
лярии копеист Прокопей Гусев руку приложил. У подлинной записи в руках
пишут тако у сей записи при взяте денег Уфимской провинциальной канцеля-
рии канцелярист Василей Нагаев свидетелем был и руку приложил.
У сей записи Уфимской провинциалной канцелярии канцелярист Афана-
сей Чумаков свидетелем был и руку приложил.
У сей записи Уфимской провинциалной канцелярии канцелярист Флор
Шергинсвидетелем был и руку приложил. У сей записи Уфимской провин-
циалной канцелярии канцелярист Афанасей Пешков свидетелем был и руку
приложил. У сей записи Уфимской провинциалной канцелярии подканцеля-
рист Петр Курагин свидетелем был и руку приложил. У сей записи Уфимской
провинциалной канцелярии подканцелярист Данила Милеев свидетелем был
и руку приложил. У сей записи Уфимской провинциалной канцелярии под-
канцелярист Василей Силин свидетелем был и руку приложил.
Записал Уфимской провинциалной канцелярии у крепостных дел копеист
Илья Панков. Запрещения нет. 1747 году февраля 21 дня по Указу Ея Им-
ператорского Величества пошлин з заряду со ста рублев по одной копейке с
половиною с рубля рубль пятьдесят копеек. От писма сорок, от записи сорок
копеек, за шесть излишних страниц тритцат шесть копеек, на расход одна ко-
пейка с половиною, итого два рубля шездесят сем копеек с половиною.
В приход записан подписал надсмотрщик подканцелярист Андрей Пан-
ков.
Подлинник читал подканцелярист Василей Милеев.
Подлинную запись обратно к себе взял дрвни Бурановой башкирец Ремгул
Сеитов в том и тамгу свою приложил.
Основание: РГАДА. Ф. 452, оп. 2, д. 115, лл. 43 - 44 об.
Обнаружена М.Х.Сафиным 3.04.2002 г
Кальчир Бураново
Сканы оригинала.
Нил.
Огромнейшее спасибо вам за документы. Мне они не попадались. Ценны ещё тем, что вы прислали оригинал. Теперь документ можно разобрать не "молекулы". А не слепо верить выписке. Из рукописи можно извлечь некоторые детали, которые не видны в выписках. Огромнейшее вам спасибо. Теперь надо вдумчиво изучить.
Калсер.
Просмотрим присланный документ.
Пока бегло просмотрим выписку.
Документ переписан, судя по гербовой печати в 1757 году. В документе стоит дата 21 февраля 1747 года.
Написано "копия с копии".
"Калчиръ Табынской волости Бурана Кидушева, Каипа Буранова, Кутлу, Кунакбая Келдышевых, Уртеша, Бикея Сюярымбетевых, Бекмача Аднашева, Имана Юсупова, Салима Куркеева, Надыра Сеитова, Сююндека Кабячева, Мратша Мукаитмасова".
Так как это копия с копии, то ошибки писаря имеют место.
Буран Кидушев - возможно Буран Килтес.
Каип Буранов - возможно сын Бурана Килтеса.
Кутлу, Кунакбай Келдышев - возможно Кутлу Килтес и Кунакбай Килтес.
После буду разбирать по деталям сам документ.
Если смотреть шежере найденное Кузеевым, то мы увидим. Не записаны в шежере - Каип Буранов и Кунакбай Килтес.
Возможно, что у Килтеса Агиева был третий сын Кунакбай.
Всё это требует изучения.
По Юлукаю тоже есть интересные сведения. Но надо изучать и анализировать. Фигурируют двое с почти одинаковыми именами и есть ещё одна запись "Иликей Юсупов". По Исмакаю пока не увидел, но могут быть искажение имени.
Калсер.
В выписке фигурирует Бекмача Аднашев. В шежере фигурирует Азнаш. Насколько Аднаш соответствует Азнаш - надо изучать. Предположительных совпадений несколько. Напрашиваются вопросы. Могли ли из деревни Кальчир в горах уйти под защиту царского правительства в Меркит-Минскую волость. Или что их побудило переселиться. Могли ли Апас и Таус переселиться из деревни Кальчир и обосновать деревни Апасево и Таусево. Почему Сабай Кутлин переселился в Таусево. Почему я нахожу очень мало информации о Килтесе Агиеве. Только то, что он сэсэн и его казнили в Мензелинске. И этот факт все переписывают друг у друга. Почему Кальцыр-Ялан находится в соседней волости.
Калсер
Моя версия этого документа. После восстания 1740-го года многие деревни Миркитминской (Меркицкая) волости были уничтожены и на освободившиеся земли власти заселили людей из близлежащих волостей. Может таким образом поощрили лояльных. Как видно из документа от имени населения выступает человек без всякого звания и должности, видимо назначенный властями. Именно с этого момента появились многие деревни нынешнего Аургазинского района. Правда они испытали большие трудности во время генерального межевания, из-за того, что межевая комиссия не признавала этот документ. Кстати, в этот-же период был еще один массовый припуск. Ссылки на этот договор встречаются, но самого документа нигде не видел.
Нил
Ваша версия имеет место. Книги историков указывают на факты заселения на земли башкир после восстаний. Я не историк и поэтому смотрю на документы с иной точки зрения, отличающейся от точки зрения историков. Историки видят документ и выискивают факты. Я же, смотрю на документ и выискиваю факты, тонкости и что происходит в этих документах. Характеры людей того времени. Но это всё мои предположения. Я не утверждаю то, что нашёл это истина. Специалисты разберутся. Почему я написал, что с Сабаем Кутлиным нестыковки. Во многих книгах (переписанных друг у друга) написано, что он активный пугачёвец. Почему он тогда не подвергся репрессиям. Я смотрю со своей колокольни и вижу другое.
Объясню немного. В те времена (как и сейчас), существовала разведка (тайный приказ). В неё входили подразделения психологической и идеологической борьбы. Тогда они так не назывались и у них было общее название - тайный приказ. После восстания 1737 - 1740 годов (да и в другие времена) тайный приказ руководствовался принципом - из врага сделай друга. Естественно необходимо было, чтобы внук Килтеса Агиева не пошёл против власти, его необходимо было психологически изменить и привить новую идеологию. Так как он был внуком Килтеса Агиева, то народ мог пойти за ним, как легитимной личностью. Поэтому тайный приказ (возможно по этой причине) сделал ставку на него. А также на Апаса и Тауса. Апаса и Тауса переселили после 1740 годов ближе к деревне Зилим, где находилась царская канцелярия. Других в будущую Кальчир-Бураново. Где они находились под наблюдением и легче было психологически обработать. После польского похода Апас и Таус, во время очередного восстания не оправдали надежд тайного приказа и были заменены лояльным Сабаем Кутлиным. А также лояльным Юлукаем. Так как, они были из рода Калсер-Табын, то народ принял их назначение почти без ропота. Пока неизвестна роль Исмакая, но судя по его потомкам, он был лояльным военным. Затем началось пугачёвское восстание. Здесь надо отдать должное Сабаю Кутлину. По возможности он пытался сохранить население. Тайный приказ не мог действовать в полной мере. Поэтому Сабаю Кутлину приходилось действовать на своё усмотрение. После окончания восстания, его пытались привлечь к наказанию. Но тайный приказ пресёк эти поползновения чиновников.
Что было на самом деле, нам не узнать. Эти документы откроют может быть через лет пятьсот. Да и не думаю, что их следует открывать в ближайшее время. Только домыслы.
Это моё мнение. У других своё мнение.
Девлетово
Из книги «Мурадым - родовое селение миркитминцев».
Влиятельный вотчинник Девлет Мавлютов известен тоже с 1747 года5 . Он
образовал селение Девлетево у озера Ташлыкуль, ныне территория Кебячев-
ского сельсовета Аургазинского района РБ. Другой вотчинник Кутлучура об-
разовал селение в верховьях реки Аургазы и оно было названо в его честь
- Кутлучурой.
С 1807 года часть населения Девлетево и Кутлучурино была объединена в
д. Итикей, а другая часть уехала за Уршак (Мурзагулово). Деревня Итикеево
известна сейчас как Новый Итикей Аургазинского района РБ. Она названа в
честь сотника Итикея Девлетева, сына Девлета Мавлютова. Его имя впервые
упоминается в документах 1747 года. Позже она упоминается и как Дуртто-
як, в переводе на русский язык означает - “четыре копыта”.
лояльность
Полностью соглашусь с Вами в том аспекте, что всех людей не надо разделять на хороших и плохих по их действиям. Если не ошибаюсь 16 старшин принимавших участие в Пугачевском восстании пришли с поклоном и остались на своих должностях. В советское время их даже называли предателями, но они этим сохранили тысячи жизней. Надо понимать и царские власти, найти человека удовлетворяющего многим критериям было довольно-таки сложно.
Калсер
Попробуем разобраться, что такое “копия с копии”.
При написании документа в 1747 году, было написано, возможно, три идентичных документа. Один остался в канцелярии и впоследствии был отправлен в Санкт-Петербург. Второй документ был уже копией и был отдан башкирам вотчинникам, которые припускали на свою землю. Третий документ, также был копией и был отдан башкирам припущенникам. Через 11 лет (в 1758 году), понадобился какой то стороне документ подтверждающий право на припуск. О продаже земли не было ничего сказано. Только припуск. В документе чётко сказано, что “подлиннуя запись обратно к себе взял древни бурановой башкирецъ ремгул сеитовъ”. В документе 1747 года фигурирует только Надыр Сеитов. Возможно Ремгул Сеитов прибыл позже. Это пока неизвестно.
Так как деревня называлась Кальчир-Буранова, то вероятным старшиной был Буран Килтес. В данном документе он фигурирует возможно как Буран Кидушев. По какой причине он не поехал делать копию с документа, мне пока неизвестно. Возможно, он умер к этому времени и старшиной стал Ремгул Сеитов. Пока не знаю.
Что теперь смогло проясниться. Возможно, было три одинаковых документа. Один в Санкт-Петербурге. И две копии. Одна у вотчинников. Другая у припущенников. Копия была записана с копии припущенников. Поэтому и есть запись в начале документа “копия с копии”. Поэтому искажения возможны, но должны быть минимальные. На самом деле искажения имён очень сильные.
Почему же искажения имён очень сильные. Стоит попробовать написать китайский язык кириллицей: “сунь хунь вчай вынь су хим”. В России поймут, а китайцы сделают круглые глаза. Повторюсь, но уже писал о шипящих звуках в башкирском языке. В шестидесятых годах прошлого века я спросил у старого башкира. Почему он говорит на спички – “сырпе”, а на ведро – “силяк”. Он тогда мне ответил, что в башкирском языке не было букв “ш” и ”ч”. Они пришли вместе с русскими. То же произошло и с буквой “ҙ”. Поэтому пишут хребет Авдырдак, а не Авҙерҙәк. В донесении прапорщика Бардовского написано Авзерзяк. Как на самом деле правильно я не знаю.
Также, на несоответствие со словом “чуваш” писал Кузеев. Но он сопоставил его со словами “су аш”, а не ”су ас”, как должно быть на древнем тюркском. Это сейчас башкирский язык единый - литературный. По словам моей матери, в пятидесятых годах прошлого века, горные башкиры с трудом понимали равнинных башкир. Диалекты были разные.
Поэтому русские писари писали в документах то, что слышали. А если такой буквы не было в алфавите, то писали близкозвучащую. Отсюда и искажения. Второй тип искажений происходил от орфографии самих писарей.
Если попробовать представить, как говорил башкир 300 лет назад, то я не уверен, что современный башкир сможет понять его. А русским писарям это было что то запредельное. Например: - Килтес писарь мог услышать и понять по разному. Келдыш, Кидуш, Килтеш. Также ещё в этом документе есть ошибка в имени. Бекмеча Аднашев. Как все заметили, букву “т” писари писали по разному. Если в старом документе эта буква была написана как “ч”, то писарь написал как есть. А не Бикмет. А также Аднаш, а не Аҙнаш. Что уже ближе соответствует шежере найденым Кузеевым.
Также на орфографию влияло то, где учились писари азбуке. В церковно-приходской школе или светской. Алфавиты отличались.
Поэтому разбор документа продолжаю. Этим и ценны сами рукописи, а не выписки из них. Можно узнать также характер писаря. А также многое другое о той эпохе.
Калсер.
Пока мною не найдено когда родился и умер Сабай Кутлин. По документам, во время польского похода башкир (1771 год) Сабай Кутлин был уже старшиной. В документе на припуск за 1747 год он не указан. Следовательно, он был в 1747 году несовершеннолетним. Если сделать расчёт, то 1771 – 1747 = 24. Чтобы быть старшиной, то необходимо, чтобы был возраст около 30 лет и выше. Тогда, примерное рождение от 1731 до 1740 годов. Так как совершеннолетие начиналось с 17 лет и с этого возраста забирали на службу.
Сыновья Сабая Кутлина.
Его старший сын Имангул 1760 года рождения. Его второй сын Ишимьяр 1789 года рождения. Его младший сын Ибрагим 1794 года рождения.
По дочерям неизвестно.
По рождению старшего сына он попадает в вычисленный промежуток.
А Юлукай и Исмакай должны быть старше. Так как у Исмакая были известны сыновья. Аднагул 1755 года рождения и Яуш (год рождения неизвестен). Был найден один Юлыкай Исмаков из Заитово. Но по годам, детям и местожительству оказался не тот.
Всё крутится вокруг Сабая Кутлина. И образовался треугольник. Деревня Кальчир на Смайле в горах. Кальчир-Бураново в Миркит-Минской волости. Апасево и Таусево в Калсер-Табын.
Надо дальше обкладывать их со всех сторон.
Кальчир Бураново
Вновь возвратимся к документу. Сделаем выписки по людям. Пока не сопоставляя с рукописью. Работаем пока с выпиской. Чтобы было нагляднее сведём в колонку. Вотчинников сведём в алфавит по отцам, чтобы легче было сопоставление.
Башкиры вотчинники Миркит-Минской волости.
Утегул, Елдаш Айдакаевы.
Аиткул, Уразгул Бакаевы.
Чурагул Бекчурин.
Азигул Букмурзин.
Канчура Бекмурзин.
Итикей Девлетев.
Унгар Зиянов.
Чюкай Записев.
Адил Зепасев.
Ильяс Ибрагимов.
Килмяк Исекеев.
Мукаймас Ишметев.
Аксар Исянгулов.
Казангул Калмаков.
Якшигул Кансуяров.
Аиткул Кансуяров.
Тойяюнь Кунаев.
Семен Кутлуюлов.
Мухаметкул Куседыков.
Акимбет Келсеитов.
Бердыгул Катикеев.
Чекай Кадыров.
Абызай Мрякеев.
Айса Мунашев.
Максют Мунашев.
Девлет Мавлютов.
Сюлейман Магазин.
Исламгул Муксинов.
Куррмангул Максютов.
Исянгул, Исенюл Скаимбетевы.
Кинзягул Смаилов.
Бикметь Сыртланов.
Юмаш, Мукайнил Токсагуновы.
Чурагул Елкай Тяпякины.
Исай Тюпкин.
Юман Унгаров.
сотник Турумбет, Сюрюмбет Урускаевы.
Аиткул Урасмаев.
Собхангул, Бердыгул Черины.
Исламгул Чермышев.
Иликей Юсупов.
Кинзягул Юсупов.
Ерлыкап Юртбагышев.
Чалык, Кучум, Мукач Юмагузины.
Кулгуна Юнусов.
Выписано 54 человека.
Выпишем башкир припущенников и мещеряков припущенников.
Деревня Карамалы.
Якуп Ишметев.
Суяргул Карабаев с приёмышем Шарипом.
Байрям Елумбетев.
Мавлют Товарыщев.
Мухаймет Уйкин.
Илтугана Илмекеева з братом меншим
Деревня Тимкина.
Бектуган Аиткудин з братом меншим.
Уразей Ижбулатов.
Кутлугуш Ирмяшев з братом меншим.
Деревня Бештеки.
Савмурза Сараев.
Деревня Кузякова.
Уразер Уркин.
Ярут Черепанова з братом меншим.
Деревня Ишли.
Собхангул Уразымбетев.
Ишим Алкин.
Деревня Токаева
Ишмурза Айкин з братом меншим.
Деревня Адтитерова.
Кучюкбай Атачаков с меншими братьями
Килдыш Сулейманов с меншими братьями.
Ишмет Кулумбетев з детми.
Деревня Сабырова
Митич, Исянгул, Зиянгул Мрясевы.
Салих Ерышев з братом.
Вакай Аднагулов с меншим братом.
Умир, Аблай, Акберда Абдрахмановы.
Елдаш Емашев.
Деревня Леканды
Муслюм Байтуганов.
Аднагул, Уразембет Килмекеевы з братом меншим.
Турубай Ерабаев.
Тоймекей Байметев.
Сюярембыт Емелкин.
Уразли Ишелеев
Деревня Нагадак.
Байгунда Акмуллин с меншими братьями.
Деревня Курмантаев.
Смаил, Шарып Кадеевы з братом меншим.
Деревня Бурлы.
Ижбулды Бикметев.
Шарып Уразымбетев.
Деревня Зилим.
Даут Юнусов.
Деревня Кармалы.
Уразай Минкин.
Ишмет Рысаев.
Калмет Тойкин.
Иседык Чеклин.
Тлявлей Уразов.
Кулшарып Кунакова з братом меншим.
Деревня Каккулево.
Уракба Кручеев.
Юнус Юсупов.
Деревня Месейли.
Урызымбет Исембетев.
Юнус Дускеев.
Деревня Янгискаин.
тарханы
Кимбет Ишметев.
Ибрагим Галеев з братом меншим.
Калчиръ Табынской волости.
Буран Кидушев.
Каип Буранов.
Кутлу, Кунакбай Келдышевы.
Уртеш, Бикей Сюярымбетевы.
Бекмача Аднашев.
Иман Юсупов.
Салим Куркеев.
Надыр Сеитов.
Сююндек Кабячев.
Мратша Мукаитмасов.
Кубовской волости.
Деревня Унгарово.
Идигул Акдъбашев з братом меншим.
Чаптамян Арасланов.
Тамьянской волости.
Деревня Аскарово.
Али Черин.
Заит Калбетев.
Деревня Курмантав.
Рамазан Мукаев з братом меншим.
Темир Якшигильдин.
Исембет Асанов.
Азик Сырымекеев.
Деревня Мусиной.
Зиян Мусин.
Каип Муллагулов.
Сютенбек Яшкилдин з братом меншим.
Тойтемир Бектимиров.
Акымбет, Зянгир, Девлеткул Тохтаровы.
Акшимбет Токалов.
Айкай Уразымбетев.
Уразымбет Бухаров.
Аит Деветев.
Алка Тоикин.
Араслан Алкин з братом меншим.
з детми и с племянники, чтоб им Якупу стоварыши поселится дворами.
Перечислено 85 человек.
Из них: перечислены:
“з братом меншим” - 13.
“с меншим братом” – 1.
“с меншими братьями” – 3.
“з братом” – 1.
“з детми” – 1.
От имени вотчинников выступает Унгар Зиянов стоварыши.
От имени припущенников выступает Якуп Ишметев стоварыши.
От Кальчиръ Табынской волости деревни не указаны. Очень странно.
На первый взгляд очень странное соглашение. Очень жёсткие условия для вотчинников. Но надо внимательнее изучить документ. Может быть, будет указано незначительной мелочью, причины этого.
Теперь выпишем, кто поставил тамгу на документе.
“К сей записи датчики тамги свои приложили”
Унгар.
Юмак.
Юмаш.
Мукатмас.
Абызай.
Утегул.
Елдаш.
Аллашкур.
Азнагул.
Юлук.
Юлкей.
Исак.
Исенгул.
Исенюл.
Чюрагул.
Ерлыкап.
Семеней.
Иляс.
Кинзегул.
Исмаил.
Аиткул.
Уразгул.
Максют.
Тевлет.
Сюлейман.
Чалкай.
Акимбет.
Исламгул.
Мухаммет.
Курмангул.
Якшигул.
Азигул.
Сюлейман.
Канчюра.
Аскар.
Чалык.
Кусюм.
Мукач.
Курумбет.
Сырымбет.
Аиткул.
Айса.
Бердыгул.
Субхангул.
Бердыгул.
Казангул.
Аиткул.
Кулган.
Идил.
Итикей.
Бикимбет.
Мукатмас.
Всего 52 человека. 2 человека не досчитал.
Можно теперь сравнить с именами написанные вначале и посмотреть, как переписчик исказил имена. Выявляется характер переписчика – небрежность. Переписчик страдает пофигизмом. Ему всё пофиг. Главное “бабки срубить” с башкир. Также у переписчика нет пунктуальности. Возможно, выявляется у переписчика слабый характер. Нет жёсткости в действиях. Он не требует от человека, который читал ему документ, внимательности при чтении. Его каллиграфия выдаёт его как посредственного человека. Но это моё мнение. У других может быть иное.
Далее. Кто толмачил.
Копеист Прокопей Гусев.
Свидетели.
Канцелярист Василей Нагаев.
Канцелярист Афанасей Чумаков.
Канцелярист Флор Шергин.
Канцелярист Афанасей Пешков.
Подканцелярист Петр Курагин.
Подканцелярист Данила Милеев.
Подканцелярист Василей Силин.
Кто записал.
Копеист Илья Панков.
Кто читал подлинник.
Подканцелярист Василей Милеев.
Целая банда вымогателей.
“Подлинную запись обратно к себе взял дрвни Бурановой башкирец Ремгул
Сеитов в том и тамгу свою приложил.”
Поступила дополнительная устная информация по телефону. Необходимо разобраться со сделанными записями. Значить, людям интересны поиски, если звонят по телефону. Поначалу думал, что интересно только мне что происходило 300 лет назад. Разбор этого документа необходимо продолжить. Очень много интересного. Попытаться понять взаимоотношения людей. Что их побудило объединиться. Была ли это их воля или принуждение царской администрации. Как указал Нил – это принуждение. Возможно. Но возможно и другое. В документе указаны жёсткие условия для вотчинников. Проходила рядом дорога. Возможно здесь был почтовый ям. Пока не изучал этот аспект. Возможен незаметный контроль и психологическая обработка. Возможно, тайный приказ не случайно выбрал это место. Легко скрываются следы деятельности и легко переводятся “стрелки” на другого. Тайный человек всегда в тени.
Калсер.
Интересную свою версию прислал художник-оформитель санатория "Красноусольск" Юлмухаметов Хадый Исмагилович. Его исследование последовательности по тамгам заслуживает внимания. По видоизменениям тамги видно, как выпадают из последовательности трое. Вероятно они были подогнаны под шежере описанное Кузеевым. Но это надо изучать.