Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Экспедиция к Ледовитому океану (Баренцеву морю) принесла один важный результат в разгадке имени Кальчир. В настоящее время трактуют это имя в двух вариантах. Кальчир и Калсер.
В древних орхоно-енисейских записях оно написано, как Кол Чору. В предыдущей моей записи, я попытался объяснить слово «чору». И дал объяснение этому слову, как означающее «золото. Поездка к океану дала толчок к пониманию слова «рука», как оно произносилось в древние времена.
Город Мурманск находится на Кольском полуострове. Слово «Кольский» ни у кого не вызывает ассоциации ни с одним предметом. Но, там находится река Кола. Также никто не знает значение этого слова. Это не «кока кола» и не «кака кола». (Пошютил).
А теперь попробуем поразмыслить над этим словом. Что мы имеем. Древнее сибирское слово, написанное орхоно-енисейскими письменами в имени Кол Чору. Название реки Кола на Кольском полуострове. Тюркское слово кул (множественное число – кулы).
Всё это необходимо сопоставить в единую цепочку и представить, как произносились эти слова в древности.
С приходом царской России на Урал и далее в Сибирь многие слова менялись в произношении в соответствии с русской письменностью. И персидская письменность также внесла свои коррективы в разговорный язык.
Попробуем представить древнее произношения слова «кул» во множественном числе. Произношение этого слова ставило писаря в затруднительное положение. Какую букву писать в конце слова? По осмыслению слов «кола» и «кулы» можно предположить, что первая гласная произносилась, что-то среднее между буквами «о» и «у». Вторая гласная, по всей вероятности произносилась, что-то среднее между «а» и «э». Которое, русскому писарю слышалось как «ы». Возможно, поэтому на севере писалось писарями «кола». А, в сторону Сибири писали «кулы». В орхоно-енисейских письменах написано «кол» в единственном числе. Тогда, возможно правильное произношение «кол» со спецификой древнего произношения гласного.
На основании этого беглого рассуждения, можно предположить, что правильнее было бы писать Кол Чору. Что означает, судя по моей прошлой записи, как «золотая рука». Или как, «золотые руки».
В продолжении исследования по Кальчир-Табын может ещё что-либо найдётся.
Пока, в связи с делами по хозяйству, работа по изучению Кальчир-Табын почти не двигается. Материал по экспедиции пока также лежит без движения.

Цель поездки была топонимическая и лингвистическая разведка Карелии и Севера. Чтобы собрать предварительные сведения о топонимике и языках карелов. Которые, подозреваю, что они относятся к тюркской группе.
Выехали из Твери, 7 августа, примерно в 21.00. Тверскую и больше половины Ленинградской области проехали за ночь. Утром остановились передохнуть. Жена всю ночь спала в спальном отсеке машины. Несколько часов поспал. После осмотрел машину и двинулись дальше. В одном баллоне закончился газ. Переключился на другой и стали выискивать газовую заправку. Попалась заправка и газ на ней был по цене почти 29 рублей. Что на 60% дороже чем в Твери. Прошли Ленинградскую область. Поселения стали попадаться реже. Иногда на 100 километров нет ни одного поселения на трассе. Иногда на 200-300 километров. Заправок на таком расстоянии также нет. Ни бензиновых, ни газовых. Газовых вообще на 500 километров нет. Но мы запасливые. Газ у нас в наличии 260 литров и резервный бензин 60 литров.
Въехали в Карелию. Стали попадаться названия рек, которые относились к тюркской группе и финской. Наступил вечер. Стемнело. Наконец доехали до первого запланированного места. Река Идель. С тюркского переводится – река. Какая-то тавтология в названии. Река под названием река. Сфотографировал табличку и поехали дальше. Нашёл место ночёвки и легли спать. Утром вышли из машины. Рядом стоит дальнобойщик. Он тоже проснулся и вышел из своей машины. Поговорили. Расспросил он нас. Куда мы едем и зачем. Сказали, что едем в сторону Териберки и Дальних Зеленцов. Наша цель – узнать значение некоторых слов, которые встречаются в Карелии и далее к северу. Провести опрос карел и местных жителей севера. Заодно спросили его о значении слова Кемь. Так как на его фуре красовался регион 10. Значение слова не знал. Нам отдал 20 трёхлитровых банок с маринованной капустой, луком и морковью. Сказал, что если едем в тундру, то может пригодиться. Всякое бывает. На этом расстались.
Едем дальше. Заехали в Петрозаводск. Жена осматривала город. Фотографировалась. Я же расспрашивал о значении слова Кемь. Это было основное слова, которое необходимо было узнать. Никто не знал.
В Карелии есть река Кемь, а также небольшой город под таким названием. В Сибири также есть река с таким названием. Ранее она текла до Ледовитого океана, а Енисей был её притоком. В прошлом век, по новой международной классификации Енисей стал основной рекой, а Кемь её притоком. В орхоно-енисейских письменах 6-8 веков, река Кемь описана. Там записано. Пришёл хан к реке и спросил “кемнынг идел”. Чья это река. И пока трактуют слово ”Кем” как “чья”. У тверских карел смысл этого слова аналогичен с древним тюркским. Но карельские карелы не знают этого значения. И языки карельских карел сильно отличаются. В общей сложности делятся на три группы языков. Древнетюркский, финский, прибалтийский. И друг друга не понимают.
В Петрозаводске жена походила по городу. Пофотографировалась. Побывала на Онежском озере. Решили, что будем снова осматривать и расспрашивать на обратном пути. На этом закончили и двинулись далее.
Проезжая поворот на Лоухи увидели заправку. Свернули на эту дорогу. Но въезд на заправку был с другой стороны. Развернулись и заехали на заправку, с другой стороны. Подъезжает машина ДПС и говорят, что мы нарушили правила разворота и с нас причитается штраф. Ну штраф, так штраф. Разговорился с ними. Расспросил их. Они мне рассказали, что Лоухи назван в честь злой карельской старухи. Слово Кемь не знают. Рассказал им о монгольских словах “хуй мандал – добро пожаловать” и “ахуй – газ в баллонах”. Они поржали, и мы разъехались. Штраф по приезде домой оплатили. Далее, по дороге, обдумывал о слове Лоухи. Имя монгольское. И похоже оно встречается в фильме “Чингиз хан” Тимура Бекмамбетова. Мужское имя – Лоуха. Женское имя – Лоухэ.
Далее ехали без приключений. Фотографировали и записывали интересные, с моей точки зрения, географические названия. Переночевали ещё одну ночь.
Проехали Мурманск и свернули на Териберку. Не доезжая Териберки, свернули на Дальние Зеленцы. Дорога ужасная – стиральная доска. Выше 30 км/час не разогнаться. Но самое смешное, что стоят знаки ограничения скорости 60 и 70. Машину трясёт нещадно. Но дорогу делают. Мосты ремонтируют и видимо предполагается асфальт. И вдруг, посередине тундры, целый километр свежего асфальта. Мы с женой в шоке. Едем дальше. Стиральная доска заканчивается и начинается адская дорога. Дорога по камням, скалам, речкам. Примерно 30 километров ехали по этой дороге. Выше 10 км/час не разогнаться. Так и шли на скорости от 5 до 10 км/час. Мосты через речки есть. Но не по всем можно проехать. Каждый мост необходимо проверять, выйдя из машины. У одной речки, жена вышла из машины, перешла по мосту на другой берег, чтобы вести съёмку видео. Мост был узкий и наша машина не смогла бы проехать по нему. Проехать может только легковая. Рядом был брод. Осмотрел его. Проехать можно. Камни большие торчат. Потихоньку стал переезжать. Почувствовал снизу удар. Переехал на другую сторону. Жена сказала, что похоже ударился о камень. Просмотрел видео. Осмотрел место предполагаемого удара. Ничего не заметил.
Забегая вперёд, скажу, что удар пришёлся по рулевой тяге у колеса со стороны пассажира. Позже это выявилось на обратном пути сначала косвенно и в Ленинградской области явно.
Проехали ещё несколько сложных мест.
К 11 ночи подъехали к Дальним Зеленцам. Подъехали к океану (Баренцеву морю). Было уже 12 часов ночи. Остановились на ночёвку в 100 метрах берега. Затем сходил сфотографировал океан (Баренцево море). После лёг спать. Ночь очень прохладная.
Просыпаюсь утром – жены рядом нет. Выглянул из машины, а она собирает грибы на берегу океана. Женский характер проявляется во всём. Забота о еде и уюте. Решила пожарить грибы, но оказалось, что забыла дома сковородку. Неудача. Котелок тоже забыла.
На Дальних Зеленцах никого не расспрашивали, так как предварительно узнал, что коренных жителей там нет.
Двинулись в обратный путь.
Проехав адскую дорогу по камням, вышли на дорогу “собачьи рёбра”. Так я её назвал. Тряска такая, что всю душу вынимает. Остановились отдохнуть и осмотреть машину. Колесо, где был удар стёрлось до корда. Поменял на запаску.
Вышли на асфальт. Свернули на Териберку. Дорога новая. Радует душу и глаз. Радость была преждевременной. Вновь начались “собачьи рёбра”. Поселений, до самой Териберки нет. Только недалеко от Териберки и по Териберке есть свежий асфальт.
Надо заметить, что от Мурманска до Дальних Зеленцов и до Териберки заправок нет от слова совсем. Заправляться необходимо в Мурманске полные баки. Газовых заправок совсем мало.
Осмотрели Териберку. Туристов много. Всё дорого. Жена сходила и купила два пирожка с треской. Один пирожок – 100 рублей. У меня чуть было “крыша не поехала”. Но она меня успокоила. Сказала, что купила со скидкой. А так пирожок стоит – 150 рублей. У меня пирожок чуть было не застрял в горле. Есть магазинчики, но почему-то хлеба в них нет.
Затем, поехали на песчаный пляж, где жена ополоснула свои ноги и я сей момент снимал на видео.
После поехали в то место, где Новатэк хотел построить завод по сжижению газа. Завод, по некоторым причинам не построили и стройку забросили. Сделали часть дороги и несколько мостов. На этом и закончили.
Поспали, немного отдохнули и двинулись в обратный путь. Пока в Мурманск.
В Мурманск попали ночью. Проехали его. Наметили попасть в музей морской авиации. Но был нам облом. Музей находится в закрытой зоне. Развернулись и легли спать. Утром поехали в Мурманск в морской порт, где стоит ледокол Ленин. Нам повезло. Мы пришли к нему и там был один парень. Который также хотел осмотреть ледокол. Собралось ещё несколько человек. Позже, когда проходила экскурсия по ледоколу, гид объяснил нам, что нам сильно повезло пройти экскурсию, так как на неё записываются заранее. Мы попали в предыдущую группу, в которую мало записалось. Экскурсия жене понравилась. Рядом с ледоколом стояла баржа Фортуна, которая героически прокладывала на Балтике СП-2.
Начался обратный путь домой. На краю Мурманска нашли газовую заправку. Газ – 26,50. Что дешевле на 3 рубля чем в Карелии, но дороже на 8 рублей чем в Твери.
Едем дальше. Жена увидела длинный мост через реку Кола и ей захотелось проехать по нему. Свернули. Проехали. Едем по другому берегу. Вновь мост через реку Кола. Проехали по нему и въехали в город Кола. В одном месте остановились и начали расспрашивать местных жителей значение названия города. Никто не знает. Зашли в магазин Светофор. Затарились продуктами. Расспросили о названии города. Никто не знает. Двинулись дальше в путь.
По дороге фотографировали и записывали названия рек. Где возможно было, расспрашивали людей
Доехали до перекрёстка на Лоухи. Остановились отдохнуть и поесть. После, осмотрев окрестности, увидел патруль ДПС. Подошёл к ним. Был тот же самый патруль, что в прошлый раз оштрафовал нас. Поговорил с ними. Объяснил возможное появление названия посёлка Лоухи. Объяснил, где возможно найти ревизские сказки по этому посёлку. В которых, возможно и есть данные о человеке по имени Лоуха. Поржали вновь над “хyй мандал” и ”ахyй”. В этот раз показал фото этих слов. Они сфотографировали. Представляю, какой ржач был в отделении после их дежурства. С весёлым настроением мы расстались.
Двинулись дальше. Немного проехав, остановились на отдых. Утром поехали в город Кемь.
В Кеми нашли магазин Светофор. Пока он не открылся. Разговорился с охранником магазина. Задал вопрос ему, что означает название города Кемь. Он выдал смешную версию (простонародную). Когда-то, Екатерина II сослала людей в Карелию и сказала при этом – “Езжайте К Ебене Матери”. Так появился город Кемь. Посмеялись. Затем сказал, что есть в какой-то книге объяснение этого слова. И, по его мнению, у Радищева. Рассказал ему, что в Сибири также есть река Кемь, приток Енисея и рассказал краткую историю этих рек. Рассказал об орхоно-енисейских письменах, где упоминается река Кемь в Сибири. Он показал направление к музею в городе, где возможно мы сможем узнать некоторые данные о городе. Также, он рассказал, что город Кемь был основан русскими и белорусами.
Позже, мы поехали к краеведческому музею. Музей неплохой. Коллекция экспонатов богатая. Вход 150 рублей. Осматривая музей, обратил внимание на один экспонат. Выписка из книги Радищева, где он объясняет слово Кемь. Радищев интерпретирует это слово, как камень. Также он интерпретирует название реки Кама, также как камень.
Осмотрев музей, указал директору музея на неправильность этой интерпретации. На что она приняла это сообщение в штыки. Попытался объяснить, что это слово встречается в сибирских источниках 6-8 веков. И слово камень тогда не существовало. И между сибирскими источниками и Радищевым промежуток более 10 веков. Но, она даже слушать не хотела. Радищев для неё высшая инстанция. Больше ничего ей не стал объяснять. О том, что в Сибири есть река Кемь, то по её реакции было видно, что слышит об этом впервые.
На этом закончили осмотр города Кемь. Результат исследования города – город основан на реке Кемь по указу Екатерины II.
Поехав дальше, на одной из газовой заправок, разговорился с заправщиком. Оказался карелом. Он также подтвердил простонародную версию слова Кемь и указал также на книгу Радищева.
Также указал, что карелы разговаривают на разных языках и не понимают друг друга. По моим наблюдениям, существуют три типа карельского языка. Финский, прибалтийский и тюркский тип.
После, заехали вновь в Петрозаводск. Там пришлось поменять прокладку под головкой. Пробило под четвёртым цилиндром. Я подымал головку, жена подсовывала прокладку под неё. Управились за 3 часа. Теперь, прямой путь домой.
Под Ленинградом заехали на газовую заправку. На заправке, вырвало рулевую тягу. Следствие удара о камень по дороге на Дальние Зеленцы. Поговорил с заправщиком. Он сказал интересное слово на чукотском. Записал его на всякий случай. Далее, дорога до дома была без приключений.
Позже, выложу наиболее интересные топографические названия, которые я отношу к сибирско-алтайскому типу.

Оять.
Шамокша.
Олонка.
Тонгуда.
Канда.
Монча.
Онда.
Олонга.
Алакурти.
Кузема.
Кереть.
Онигма.
Ковда.
Сегежа.
Вирма.
Урокса.
Пиренга.
Кумса.
Елгамка.
Чуна.
Лоухи.
Шонгуй. Мурманская область.
Посёлок Самбатукса.
Тайбола.
Оломна.
Ковдор.
Чупа.
Мегреш. Барсучья река.
Нюхча. Лебединая. Беломорские карелы.
Герюгаламбин. Каменистая. Южные (олонецкие карелы).

Записаны топографические названия рек и посёлков, которые встретились на трассе от Ленинграда до Мурманска. Можно сравнить с названиями, которые встречаются на Алтае по Чуйскому тракту до горы Табын и далее на территории Монголии. Многие названия фонетически совпадают.
Можно предположить, что ещё до времён Чингиз хана, табынцы прошли весь Урал. Прошли северный Урал. И вышли к океану. Вместо лошадей одомашнили северных оленей и пошли вдоль океана на запад. Дошли до территорий нынешней Финляндии, но здесь столкнулись со скандинавами. Возможно, тогда и появились финны. Но, это пока мой вымысел и научного обоснования нет. Но, одно это предположение и топографические названия, разбивают теорию о финно-угорских народах, которые понесли цивилизацию на восток, в сторону Сибири. Топографические названия, с минимальными искажениями сохранились в Карелии и Мурманской области. Чего не скажешь об Урале. Где искажения внесли персидский и русский языки. Поэтому, теорию любителей финно-угров считаю неверной. Я не вдаюсь в историю тех времён. И не исследую её. Была сделана попытка расшифровать имя Кальчир с этой стороны. И похоже, она увенчалась успехом. Укрепляюсь в мысли, что Кальчир, это Кол Чору - золотая рука.
По слову Кемь, пока только есть одно объяснение. и оно найдено у Лихославских карел Тверской области. Кем - кто, чей.
Также, смею высказать мысль, что карелы, это потомки племени табын. Но это оставлю для других исследователей. Это только моё предположение, а не утверждение.

Напоследок дам определение на чукотском, которое дал мне заправщик в Ленинградской области.
Эгве кинот. Каменный мешок. На чукотском.

Можно поразмыслить от какого слова произошло слово карел. Если, предположить, что карелы относятся к тюркской группе, то следует искать истоки слова в монгольском направлении. Первое, что приходит на ум, слово хурал. Означает - собрание. У бурят также есть это слово хурал. На Урале также есть аналогичное слово - курултай. Также означает собрание. Это современное понятие. Если же, соотнести с древним смыслом, то можно предположить, что это какая-то общность людей, типа племени или рода. Вероятнее всего племя. Если, сопоставить с историческими записями по Уралу, что на Урале существовали когда-то курелы, то мы сможем увидеть трансформацию слова хурал – курел – карел. По этой трансформации слова, можно предположить, что карелы, потомки монголо-алтайских народов. И они действительно шли из Монголии, Алтая, через Урал на север и далее на запад.
Это предположение, а не утверждение. И это ещё один камень в огород любителям финно-угорской теории.

http://rgada.info/poisk/index2.php?str=1017-opis_1&opisanie=Мензелинская%20ландратская%20канцелярия,%20канцелярия%20судных%20и%20розыскных%20дел%20(Мензелинская%20ландратская%20канцелярия,%20Мензелинский%20меньший%20нижний%20суд)
Опись%201.

http://rgada.info/poisk/index2.php?str=1139-opis_1&opisanie=Мензелинская%20приказная%20изба
Опись%201.

http://rgada.info/poisk/index.php?fund_number=0&fund_name=&list_name=&list_number=0&Sk=30&page=151

http://rgada.info/poisk/index.php?fund_number=0&fund_name=&list_name=&list_number=0&Sk=30&page=152

Сойотско-бурятско-русский словарь. Рассадин В.И. Издательство ОАО "Республиканская типография". Улан-Уде. 2003.
Дано определение слову "hем". Значение - река, речка.
Также есть определение слова "чору". Поэтому, считаю, данное мною определение, как "золото", считаю своей ошибкой. Поэтому, буду дальше искать определение этому слову.
Также, есть определение слова "кол" - рука. И есть определение слова "колла". Поэтому, с определением реки и города Кола в Мурманской области поторопился.

Пока ни с каких сторон не могу подобраться к Кальчиру. Пока, сдерживает со стороны Килтеша Агиева, сам Агий. Может быть стоит трансформировать его имя в Агуй, Акуй, Акай. И искать через трансформацию. На современных картах имеются ручьи Агуй и Акуй.
По найденным документам показано Кальчир Кильмяков. Может быть стоит произвести трансформацию к алтайскому типу в имя Калмакай, Калманай, Кулукай и искать с этой точки зрения. Что может так разозлить служителей мечетей, чтобы его имя постарались исковеркать и забыть. И объявить его пришлым. А также поставить после него несуществующего Габдуллу. Возможно, что он был противник новой веры и придерживался старых взглядов.
Вновь просмотреть аманатов Кальчировой волости. Мелькало, что Акай был аманатом и за него просил старшина Кальчировой волости.
По записям 8-го века по разному можно прочитать Кол Чору. Тамговый алфавит показывает, что тамгу можно почитать как "о" или "у". Тогда имеется два смысловых значения. Кол - рука. Кул - раб. Также найдено значение в предложении "кечуру". В переводе предложения написано значение как "велев". То есть означает "повелел". Тамговую запись, если прочитать по тамгам читается "кчуру". Кул Чору имеет дополнительные тамги после тамги буквы "к". Чору также имеет несколько значений. Рисовать, водить. Если дословно читать "кол чору", то получается "рукой водить", "рукой рисовать". Так и напрашивается слово "руководитель". Если дословно читать "кул чору", то получается какая-то ерунда. "Раб водить", "раб рисовать". Но, документах по Кальчировой волости пишется Калчир. Если произносить это слово, то можно услышать Колчир, а не Кулчир. Но есть ещё одно слово, которое означает Чору. Пока потерял это место, где оно написано. Когда найду, то напишу, чтобы не забыть. Смысл этого слова заключается а том, что оно означает "совещание". И ранее писал, что у карел слово "чуари" - царь.
По карелам. Возможно такая последовательность. Хурал - курул (курултай) - курел - карел. То есть, возможно, что это не один народ, а сообщество народов. У них языки разные. Насчитал уже четыре языка. Сойротский (древний тюркский), тюркский, финский, прибалтийский.
Проверить МИБ 3. Тамга 189. Аликей Саричеев. Тамга чем то напоминает тамговый знак буквы "с" орхоно-енисейского алфавита. Следует также проверять тамги до массового принятия ислама. Может оказаться, что тамги, это начальная тамга имени.

Чтобы не забыть. Попросил человека прислать ранние тамги Юлука. Тамга показывает, что это косой уголок, что соответствует в тамговом алфавите буквам "о" и "у". Последующие тамги потомков Юлука преобразованы в прямоугольный уголок. Если следовать косоугольной тамге, то следует попробовать составить имя. Получим "Олуғ" или "Улуғ". В обоих случаях означает - великий. Если записать тамговым алфавитом слово юлук, то начальная тамга совершенно другая. Буква "ю" писалась как "йу".

Вернёмся к Асфандиярову.
1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.
Возможно, расшифровывается так. Деревня Кальчир. Смаил Кулукаев.
Смаил (Смагил, Смагул, Смакай). Кулукай.
Тогда, стоит составить последовательность названий деревни. Кальчир, Смагулово, Таишево. Если Смагул (Смакай) стал старшиной деревни, то Смагул (Смакай) и Кулукай потомки Кальчира. Но, пока не уверен, что было название деревни Келдыш. Недалеко от Таишево есть ручей Акуй. Также есть ручей Агуй у Толпарово. Есть ручей Ауй у деревни Зириклы. На другой стороне реки Зилим, в Кальчировой волости, на ручье Ауй существовала деревня Ауй. Может ли она быть деревней, где жил Агий?
Если предположить, что Смаил (Смагил, Смагул, Смакай) был сыном Кулукая (Юлукая, Юлука), то Кулукай (Юлукай, Юлук) из Юлукова, не вписывается во временной период. Смаил (Смагил, Смагул, Смакай) отлично вписывается. Так как, возможно, у этого Смакая был сын Яуш. Пока это домыслы.
Попробуем исходить из фантастических предпосылок, что Кулукай был отцом Смаила (Смагила, Смагула, Смакая), а также отцом Юлукая (Юлука). Тамги у потомков Юлука и потомков Смакая почти идентичны. Косой уголок у потомков Юлукая, который впоследствии преобразовался в прямой угол и косой уголок с добавлением вертикальной черты снизу у потомков Смакая. Юлукай дожил почти до 1800-х годов. Чего не скажешь о Смакае. Добавленная черта показывает, что Смакай женился раньше Юлукая и отделился. Юлукай продолжал жить с отцом и унаследовал его тамгу. Также, возможно, был ещё один сын, который отделился и также пририсовал черту, и его тамга стала иметь вид треугольника. Следовательно, возможно, если судить по тамгам, то Юлукай (Юлук) был младшим в семье. Так как, он унаследовал тамгу. Пока такая фантастика.
И снова неопределённость. В шежере, представленным Кузеевым, нет Кулукая.
По Кальчиру всё крутится вокруг Таишева.
Продолжаем раскопки. Шишек на лбу уже набито немерено.

И снова выписка из книги Асфандиярова.
1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.
Попробуем ещё извлечь какую либо информацию из этого текста. Подымные деньги заплатил Смайл Кулакаев (Смагул Кулукаев). Но деревня пока называется Кальчир. Тогда, существует два варианта существования самого Кальчира. Первый вариант - он умер в декабре 1702 года. Второй вариант - был недееспособен (тяжело болен или при смерти). Его обязанности исполнял Смаил Кулукааев. И исполнял обязанности до 1704 года. Пока не могу найти документ за 1704 год, где сказано, что деревня под таким названием существовала до 1704 года. Пока, по данным приведённого документа, Кальчир предположительно умер в промежутке от декабря 1702 года и 1703 год. Выборное собрание ещё не произошло. На выборном собрании был избран Смаил Кулукаев и деревня стала называться Смагулово с 1704 года. Которая впоследствии стала Таишево.

Сравним с деревней Кулукаева, что находилась рядом с нынешней деревней Хамитово. Ранняя ревизская сказка имеется за 1811 год. Есть документальные подтверждения, что был Исмакай Кулукаев, который ушёл оттуда и создал недалеко деревню Исмакаева.
Также, недалеко есть Кальцыр ылан.
Берём два документа.
У Асфандиярова.
1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.
И ревизскую сказку по Хамитово за 1811 год. Где имеется ревизская сказка по деревне Кулукаева за этот же год.
Отмечены сыновья Кулукая. Выпишем старшего и младшего сыновей Кулукая. Амин Кулукаев – в 1811 году было 79 лет. Аккына Кулукаев – в 1811 году было 40 лет. По приведённым годам, старший сын родился в 1732 году. Младший сын родился в 1771 году.
Теперь попробуем определить по старшему сыну Амину Кулукаеву время рождения самого Кулукая. От 1732 года вычтем 20 лет. Получаем 1712 год.
Даже, если и был у Кулукая ещё сын, старше Амина, то всё равно Кулукай родился не ранее начала 1700 -х годов.
Теперь документ у Асфандиярова. Фигурирует Смайл Кулакаев и 1703 год. Как говорится, почувствуйте разницу. Смайл Кулакаев имел на тот момент достаточный возраст, чтобы руководить деревней. Родился ранее 1700-х годов.

Просматривая вновь и вновь книгу Кузеева "Башкирские шежере", обратил внимание на одну мелочь. В одном шежере есть неточное расположение линии у Акбирде. Может показаться, что оно может относится к Култэке и также может относится к Тенгрибирде.
В другом шежере стоит точное расположение под Култэке.
Пока, предварительные подсчёты, дают приблизительное время рождения Кальчира около 1630-х годов. Выпадают из шежере несколько персонажей. Култэке и Суашбирде. И Акбирде тогда сын Тенгрибирде. Пока в этом месте не проходимый лес.
По Суашбирде. На карте 1737 года показана Сазгулова. Возможно, это Суасгул, который указан в шежере как Суашбирде. Возможно, это так или не так. Дальнейшие поиски покажут.
Возможно, выпадают и Акбирде и Тенгрибирде. И ниже Акбирде необходимо рассматривать в другой последовательности. Но, пока по линии Аги идёт последовательность подтверждённая документально. Дополняются имена в шежере у Сиремет. Который, возможно Сюярымбет. Дополнен подтверждённый документально сын Азнаша.

Следует отойти от магометанско-персидской трактовки имён в верхней части шежере и рассматривать их с точки сибирско-алтайского типа. Тенгрибирде рассматривать как Тенгри. Суашбирде рассматривать как Суаскол. Кушдавлет - как Кусяк. И так далее. По документам тех времён, магометанство было не сильно развито на Урале. Поиски покажут. Пока это не доказано.

Попробовать рекомбинацию шежере Кальчир. Если в 1703 году по деревне Кальчир фигурирует Смаил Кулукаев, то возможно Кулукай приходится родственником Кальчира. Сам Кальчир, по предварительным подсчётам, жил приблизительно в промежутке с 1630 по 1704 годы. Деревня Келдышева была в Кальчировой волости. Это показано в одном из документов. Пока не исследован этот момент. Но в документе Килтеш Агиев упоминается как "старшина Кальчировой волости, главный завотчик бунту".
Если Килтеш Агиев образовал деревню Келдышева, то он отделился от отца. Или ранее Агий отделился от Кальчира. Тогда, следует рассмотреть, что Кулукай и Агий (Акай) были братья. Рекомбинация будет очень сложной. Неизвестных очень много. Возможно, что муллы создали грандиозную фальсификацию, чтобы вписать кого то в шежере. Попадает в промежуток жизни Кальчира документ о Кальчире Кильмякове за 1694 год. Но и этот документ следует тщательнее изучать.
https://www.prlib.ru/item/817781
МИБ 1. №13. 1694 г. Стр.82. Вводить в поиске 86. Кулчерка Кильмяков. Ногайская дорога. Писан на Москве лета 7203 году сентября.
Другие Кальчиры Кильмяковы не попадают в этот промежуток времени. То есть не попадают от 1630 до 1704 годы.
И ещё один момент. Если произносить гортанно слово Агий, то будет слышно это слово по разному. Агий, Агай, Агуй, Акай. Это сейчас мы слышим чёткое слово Агий. Результат русифицирования букв и произношения. Но, думаю, что 350 лет назад произношение было совсем иное, что ставило в ступор русских писарей. Да и муллы мечетей также были в недоумении как писать. И приводили всё к магометанско-персидскому виду.
Не забыть проверить Месетлино. Когда появилась там мечеть.

Сделаем ещё одно предположение по Кальчиру. В документе по Смайлу Кулакаеву фигурирует 1703 год. Попробуем рассчитать промежуток жизни Смайла Кулакаева. Если, Смайл Кулакаев стал старшиной деревни, то на момент 1703 года ему возможно было от 30 до 40 лет. Тогда год его рождения попадает в промежуток от 1660 до 1670 годы. Тогда, возможно, сам Кулакай родился в промежутке от 1630 до 1640 годов. Возможно и ранее этих годов. Если, предполагаемое время рождения Кальчира 1630 годы или ранее, то Кулакай не мог быть сыном Кальчира. Тогда, возможно, что Кулакай и Кальчир – братья. С этой точки зрения становится понятно, почему Смайл Кулакаев стал старшиной деревни. Он племянник Кальчира. А Килтес Агиев стал старшиной Кальчировой волости. Он внук Кальчира. Прослеживается явная передачи власти по наследству. Но, Килтес Агиев жил в другой деревне. Деревня Келдышева Кальчировой волости. И возможно, Агий не был старшиной волости, а был старшиной своей деревни Агуй (может быть Ауй).
Тогда, следует рассмотреть ещё одну фантастическую версию, что Кулакай и есть Кильмяк. И Иван Бусыгин записал в документе как Смайл Кулакаев вместо Кильмякаев (Кильмакай). Эту версию не стоит сбрасывать со счетов. Может она и приведёт на нужный путь.
Пока одни предположения. Но цепляться необходимо за каждую букву. Всё может измениться.

https://www.prlib.ru/item/397330
Стр. 27-28 по поиску. Деревня Ибрагимова. В книге показана в Юмуранъ-Табынской дачи (Уфимской губернiи и уезда). Рассказывается: Род “начинается съ Фейрузъ-хана, сыном котораго былъ Кирей-ханъ, внукомъ Уланъ-ханъ и правнуком Токтаръ бий, отъ котораго родъ уже разветвляется на несколько линiй.”.
Автор, в списке, который есть в книге, записывает эту деревню рядом с Юлуково.
Следует изучить.

№ 482. 1739 г. апреля 3.— Купчая уфимского посадского человека И. Н. Дюкова балахнинскому купцу Ф. Ф. Осокину на башкирского мальчика Ногайской дороги, Калчирской вол. Араптана Айсина.
Лета 1739-го году апреля 3-го дня. Уфинской посадник Иван Никитин сын Дюков, в роде своем не последней, продал балахонскому купцу Федору Федорову сыну Осокину, жене ево и детям купленного башкиренка Араптана Айсина, которой осьми лет, которого купил я, Иван, Ногайской дороги, Калчирской волости, деревни Келдышевой у башкирца Айсы Урусова. А взял я, Иван, у него, Федора, за того своего проданного башкиренка денег 3 руб.
И к той купчей вместо продавца Ивана Дюкова по ево прозьбе Василей Ногаев и свидетели Уфинской провинцыальной канцеляри подканцелярист Иван Коркин, нищи к Илья Панков [руки приложили]. Писал и записал пищик Данила Дуров. Запрещения нет.
Пошлин 30 коп., от письма, от записки по 10-ти коп., итого 50 коп.; на росход четь. Принял и совершил подканцелярист Абросим Беленинов. Апреля 3-го дня.
К сей записке вместо продавца Ивана Дюкова по ево прозьбе Уфинской правинцыальной канцелярии канцелярист Василей Ногаев руку приложил, а купчую взял того ж числа.
К сей записке показанного купца Федора Осокина дворовова ево человека Михайла Титова по ево прозьбе нижегородец Василей Сивохин руку приложил.
Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 164, Записные книги г, Уфы 1739 г., л. 6 об.
МИБ том 3 стр. 405-406.

Из этого документа следует, что в 1739 году деревня Келдышева ещё существовала. Но сын Килтеса Агиева уже создал деревню Кальчир Бураново в 1737 году. Деревня Келдышева, возможно, была сильно разорена, если житель пошёл на продажу своего сына.

Ребёнок был перепродан в 1739 году. Следовательно, первоначальная покупка была ранее 1739 года. В 1739 году деревня возможно уже не существовала или была переименована в виду смены старшины деревни.

Деревня Калчирова. Документ 1703 года Смайл Кулакаев.
Деревня Смагулова.
Деревня Аднагулова. Карта 1755 года.
Деревня Таишева.
Пока такая последовательность.
Возможно, что Кулакай (Кулукай) и есть Кильмяк в шежере у Кузеева. А Кальчир, Смайл (Смагул, Смакай) и ещё один неизвестный, которого предстоит вычислить, были сыновья Кильмяка (Кулакая, Кулукая). По тонкой грани временной линии идёт Юлукай. По логической линии, он сын Калчира. Здесь есть тамговая последовательность. Но, эти измышления необходимо подтвердить или опровергнуть.

Также следует иметь в виду разработку версии о местонахождении деревни Келдышева у современной деревни Зириклы. У ручья Ауй. Возможно, там была деревня, которой владел Агий и затем его сын Килтес.
Пока по северной части Калчировой волости самым тёмным пятном является Коварды.

Попробуем сделать наскок на деревню Коварды.
В ревизской сказке деревни Кавардиной за 1816 год имеется запись №6. Яныш Калмакаев. В 1816 году было 77 лет.
Следовательно, год рождения – 1739.
№ 74. Рахмет Калмакаев. 1816 год – 69 лет. Год рождения – 1747.
В книге «Башкирское войско в Польском походе (1771-1773) сборник документов. сост. И. М. Гвоздикова, Б. А. Азнабаев, К. А. Мухамедьярова» написано: - «Команды старшины Сабая Кутлина. Харунжей Калмак Ремеев».
Если вычесть 20 лет от рождения Яныша Калмакаева, то получим вероятное время рождения Калмака Ремеева. 1719 год. От 1771 года вычислим предполагаемое время рождения и получим возраст 52 года. Мог ли Калмак Ремеев в это время воевать? Пока неизвестно. Но он имел чин и, следовательно относился выше по иерархии. Возможно, что его отец обладал какой-то властью. Мог ли его отец иметь родственную связь с Калчиром? Возможно мог. Сыном Калчира он не мог быть. И братом он также не мог быть. А Ремей мог быть братом Кальчира или его сыном. Пока поставлю на размышление.
Ещё одно замечание. Могли ли составители шежере, которое есть книге Кузеева написать Кильмяк вместо Калмакай. И сборщик ясака в 1703 году написать Кулакай вместо Калмакай? Не следует путать Калмакая из 1700-х годов с Калмакаем (Кильмяком, Кулакаем) из 1600-х годов.
Также. Почему написано «Команды старшины Сабая Кутлина». В Коварды был другой старшина.
Далее. В книге Таиш Иткинин показан главой Тамьянской волости Ногайской дороги. Это требует изучения. Следует пересмотреть все записи в книге по этой волости.
Также в книге просмотреть «Команды старшины Юсупа Надырова». Похоже на то, что фигурируют люди из Калчир-Бураново.

Стоит просмотреть Калчирову волость ещё с одной стороны. С политической точки зрения. То есть борьба за власть. Исследователи ищут последовательность родословных по именам. Это приносит определённые успехи. Но это не даёт понять ту атмосферу отношений, которая была в то время. А без этого понятия нельзя выстроить последовательность передачи власти в Калчировой волости.
Почему был вписан несуществующий Габдула в последовательность шежере? Кузеев объясняет тем, что Кильмяк был пришлым и поэтому, составители шежере вписали Габдулу. Кузеев верно заметил контраст между магометанским именем и остальными именами сибирско-алтайского типа. С какой целью было возможное искажение имени Калмакай на Кильмяк? Попробуем разобраться.
Сабай Кутлин был из клана Калчир. Предполагаю, что его ветку выбили царские войска почти под корень. Клан Калчира почти уничтожен. Другой клан Кулакаева правил до прихода к власти Таиша Ишкинина. Но подрос Сабай Кутлин и перебрался в Калчирову волость и собрал единомышленников в Таусево. И власть перешла к Сабаю.
Стоит вновь просмотреть книгу Кузеева и узнать, в какой деревне было найдено шежере. Тогда, может быть, найдётся ещё одна сила противостоящая Сабаю. Название деревни Юлуково появляется после Пугачёвского восстания. Тогда можно сделать предположение, что Юлукай ближе по родству к Калчиру, чем Смайл Кулакаев. Но, последовательность тамги можно расшифровать двумя способами. Поэтому, следует смотреть временные интервалы.
Стоит переписать всех старшин деревень в один список и проанализировать на клановость. Затем всех сотников и далее по нисходящей иерархии.
Юг Калчировой волости, после всех восстаний опустел. По всей вероятности, половину клана Калчира выбили царские войска.
Другим кланам, которые идут от Калмакая (Кулакая, Кильмяка) и других братьев Калчира, Сабай Кутлин предложил второстепенные роли. Военные и должности помельче. Видимо, Сабай учёл опыт потери власти другим кланом в деревне Калчир – Смагулово – Анагулово – Таишево. Также учёл опыт борьбы с царской властью и сделал ставку на неё в борьбе за власть в своей волости.
Тогда, искажения, созданные в шежере, имели цель запутать другие кланы. По предварительному взгляду, противником Сабая Кутлина, был клан Смайла Кулакаева. И ещё один клан, начало линии, которого неизвестно. Из шежере они выбиты сильно. Нет даже упоминания. Возможно, цель была убрать сильных конкурентов.
Кузеев написал, что шежере Калчир-Табын не представляет для него интереса. С моей точки зрения, это шежере представляет огромную ценность тем, что в ней отражена политическая борьба. Вписаны лишний люди. Подогнана под конкретных людей последовательность.
Пока, такая версия. И смотреть. Укладываются ли факты в эту версию.

Сделаем поправку. Имеется купчая на землю у кесе-табынцев. Датируется 1750 годом. Описана у Асфандиярова. Фигурируют башкиры команды Таиша Ишкинина. Карта 1755 года показывает деревню Аднагулово почти на месте Таишево. Была ли Аднагулова деревней Таишева или Аднагулова, это соседняя деревня. Тогда, стоит предположить, что Аднагулова, это соседняя деревня рядом с Таишево и есть современная деревня Таш-Асты. Но может быть Таишева образована на пустом месте. А последовательность названия деревни имеет вид - Калчир - Смагулово - Аднагулово - Таш-Асты. Это ещё одна неопределённость.
Следует поискать определение личности Таиша Ишкинина.

Следует рассмотреть ещё одну личность. Елкутла Умеров, также был старшиной. И обладал большой властью. Возникает вопрос. Мог ли Сабай Кутлин, в политической борьбе, воспользовавшись Пугачёвским восстанием устранить Елкутлу Умерова. Но сделать так, чтобы никто его не заподозрил. Если, Елкутла был крупной личностью, то он мог быть в обвязке с Смайлом Кулакаевым (Кильмяковым) или другим кланом. И тогда Сабай, под шумок устранил его. Нет в свободном доступе списка людей участвовавших в Пугачёвском бунте, который составил Сабай Кутлин. Возможно, этот список прояснил бы что либо. Возможно, в этом списке есть имена башкир из другого клана. И таким образом, он устранил опасность со стороны противников. Окончательно разбив конкурентов на власть. Этот вариант не стоит отбрасывать.
До Пугачёвского восстания власть передавалась по наследству и всякие рассуждения, что это было на ыныне может не соответствовать действительности. И такой способ учитывали царские власти и после 1775 года.

Ещё один факт. Почему нет в шежере сына Килтеса Агиева – Кунакбая? Дяди Сабая Кутлина. Он был полковником у Пугачёва.
Пока вижу два варианта.
1). У него не было сыновей, что следует проверить. И о нём последующие поколения забыли.
2). Старались скрыть факт участия Кунакбая в Пугачёвском восстании. Тогда, кому выгодно скрыть этот факт?
Тогда, возможно, что это шежере писалось при Сабае Кутлине и под Сабая Кутлина.

Следует пересмотреть шежере по поводу написанных имён. Все имена магометанского типа привести к алтайскому типу. Почему в документе 1703 года написано Смайл Кулакаев. Если перевести в алтайский тип имён из магометанского с русским искажением, с учётом произношения 300-летней давности, то возможно получим Смаҡай Улаҡай. Буква “ҡ” произносилась среднее между буквами “к” и “г”. Язык горных башкир сильно отличался от равнинных. Русские писари трансформировали имена по своему усмотрению. Если в 17 веке и ранее башкиры знали тамговую письменность, то у Улаҡая первый тамговый знак имени должен быть косой уголок. Тамга косой уголок означает букву “у” или “о”. Вернёмся к поездке на Улаган на Алтае. Что может означать название Улаган. Искажённое имя Улаҡай. Отсюда и искажённое древнее имя русским писарями в Юлук. Которое имеет свой смысл связаный с путником. В Улагане многие носят фамилию Юлуков. Почему учёные орхоно-енисейского письма, тамгу косой уголок, сопоставляют двум буквам “у” или “о”. Все дело в том, что произношение разных древне-тюркских народов, учёные привели к общему виду.
Из документа 1703 года можно сделать вывод, что имя отца Смайла Кулакаева было Улаҡай. И тамга должна быть косой уголок. Почему же мною предполагается, что всё же алтайский тип языка был в древнее время у горных башкир. Тип захоронений в прошлом веке был ещё алтайского типа. Редко, но ещё встречаются такие захоронения и сейчас. По дороге из Белорецка в Магнитогорск, в горной части, мною было встречено кладбище у дороги. И у самой дороги, на видном месте на краю кладбища, было видно захоронение в виде сруба. Явственно алтайский тип. На кладбищах горных башкир ещё можно увидеть старые срубы. Также такой тип есть и на могиле моей бабушки.
Поэтому, считаю, что имена в шежере Калчир-Табынцев следует приводить к алтайскому типу и от этого исходить к обвязке вокруг Кол Чору и Улаҡая. Не следует путать с Юлукаем. Но думаю, что у него также было имя Улаҡай.
Значение Улаҡай, древне-тюркское и вероятно означает – великий.
Ещё одно замечание по словам магаш и майгаш, которые некоторые исследователи трактуют, как слова, имеющие одинаковое значение. Но это не так. Это разные слова. Магаш, как писал в самом начале моих записей, это место, где много еды. Майгаш, означает кривой, кривоногий. Слова алтайского типа.
Следует отойти от магометанской трактовки и применять древне-тюркскую трактовку имён. Тогда станет понятным значение многих слов на Урале. И не считать, что башкиры произошли от венгров. А считать, что венгры произошли от древних тюрков Сибири и Урала. Выкинуть на помойку финно-угорскую теорию, которую пытается втюхать нам запад.