Дела "О строительстве мечетей"

Опубликовано mikhail76 - сб, 10/11/2014 - 22:22

Продолжим серию заметок об интересных типах документов ЦГИА РБ:

О строительстве мечетей

Фонд Оренбургского Магометанского Духовного Собрания (далее ОМДС) ЦГИА РБ хранит значительное кол-во дел «О строительстве мечетей». Большая часть дел адресована на конкретное селение и таким образом опись фонда позволяет выявить подобные дела по интересующему исследователя населенному пункту.

Рассмотрим состав подобных дел детальнее:

В течение всего 19-го и особенно начала 20-го века население Российской Империи быстро росло. Вследствии этого, число прихожан действующих приходов увеличивалось и, в определенный момент, мечеть переставала справляться со своими функциями. Надобно понимать, что в дореволюционный период мечеть являлась не только культовым учреждением, но выполняла функции социального и общественно-политического характера, а так же, отчасти, административного управления.
Как только число прихожан доходило до количества, при котором требовалось построить вторую, третью или очередную мечеть, или число жителей соседней деревни, посещавших мечеть ближайшего селения увеличивалось на столько, что они могли позволить себе собственный храм, то люди собирали сход, на котором принимали решение о необходимости строительства новой мечети.

В делах «О строительстве мечети» приговор подобного схода часто бывает представлен и является наиболее интересным документом всего подобного дела:

ЦГИА РБ, ф.И-295, оп3, д16150 л8-8об.:
1899 года, октября 2-го дня, мы, нижеподписавшиеся Симбирской губернии, Курмыжского уезда, Петряксинской волости дер. Петряксы бывшие государственные крестьяне, прихожане 3-й соборной мечети из числа 147 домохозяев наличные 107 человек на собранном приходском сходе, в присутствии местного сельского старосты Девлишева, постановили настоящий приговор в следующем:
1) Что постройка 5-й мечети в дер. Петряксы необходима ввиду значительного количества населения деревни;
2) Содержать свою приходскую мечеть и духовенство при ней мы обязуемся в исправности;
3) На содержание при нашей мечети духовенство получит по 8 фунтов хлеба натурой с каждой наличной души мужескаго и женскаго пола, какого-то бы ни было возраста, затем духовенство получает десятину общественной земли, кроме своих наделов, и кроме того, вознаграждение по исполнении разных треб, что всего составит на содержание прихода не менее 100 руб. в год на каждого имама или азанчея. На чем подписуемся.

Далее имена и подписи всех участников схода.

Аналогичные протоколы составлялись и от других приходов, если планировалось построить новую мечеть совместно.

Далее, жители доводили свое желание построить новую мечеть до губернских властей. Губернское правление, в свою очередь направляло в Духовное собрание отношение, в котором интересовалось, «не видит ли Собрание каких либо препятствий в деле строительства новой мечети»

Д.Собрание проводило небольшое разбирательство, сутью которого являлось выяснение действительно ли кол-во прихожан требовало строительства новой мечети, в порядке ли содержатся существующие и т.п. моменты и, если нужно, запрашивало необходимые данные у земских властей по месту нахождения инициаторов дела. Если все критерии были соблюдены, то Д.Собрание готовило губернскому правлению, отправившему запрос, подробный ответ в котором детально перечисляло все обстоятельства и давало свое заключение.

Далее, губернское правление принимало решение по существу дела, запускалась процедура утверждения в новую мечеть духовных лиц, вносились изменения в планы и схемы селения, могли даже утверждаться проекты здания мечети.

Все вышеперечисленные итерации сопровождались составление запросов, протоколов, разной перепиской. Все эти бумаги и составляют «Дела о строительстве мечети».

Необходимо отметить, что данные дела весьма разные по объему – часть материалов содержит подробные списки прихожан, имена и указы имамов, различные дополнительные материалы. Другие дела напротив – хранят только несколько формальных протоколов, но в любом случае эти материалы являются важным источников для краеведов, изучающих историю магометанских селений.
ЦГИА хранит несколько тысяч подобных дел и многие исследователи имеют шанс ознакомится с материалом именно по своему населенному пункту.