Приводим здесь текст пособия для студентов исторического факультета БГПУ (Башкирского Государственного Педагогического Университета, изданного в Уфе в 2000 году. Автор-составитель Чигрина А.И., канд.ист. наук.
Текст пособия приводится с согласия автора.
В последние годы наблюдается всплеск интереса к генеалогии. Он отнюдь не случаен и обусловлен сложными процессами в обществе, переосмыслением исторической науки в целом и многими другими обстоятельствами. Стали доступными ранее закрытые архивные материалы. Усилилось внимание ученых к роли личности и отдельных родов в историческом процессе. Все это вызывает необходимость расширять генеалогические исследования как в масштабе страны, так и внутри отдельных регионов.
Прежде чем перейти к изложению сути основных проблем, приведем несколько определений генеалогической науки, сформулированных ведущими в данной области исследователями.
Вот определение О.В. Дмитриевой: «Генеалогия - наука, устанавливающая происхождение индивидов и отношения родства между ними, а также изучающая происхождение отдельных родов и их роль в социально-экономической и общественной жизни эпохи».' Несколько сужаются цели генеалогии в следующем определении: «Генеалогия - специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей, фактов биографии».2
Наиболее содержательна дифиниция В.Б.Кобрина, предложенная им в одной из последних статей: «Генеалогия - историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц и выявлением их тесных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности этих лиц»-3 В этом несколько громоздком определении автор расширяет цели и задачи генеалогии. Как видим, среди ученых нет единства мнений о предмете и задачах генеалогической науки. Все чаще генеалогию рассматривают не как вспомогательную, а как самостоятельную специальную историческую дисциплину.
Генеалогию преподавали традиционно в составе курса вспомогательных исторических дисциплин на исторических факультетах высших учебных заведений. Что же касается школ и гимназий, то в настоящее время такие курсы только начали появляться. Зачатки генеалогических знаний даются школьникам также на уроках истории, обществознания, литературы, этики и др. Во многих школах С.-Петербурга в 1990-е годы проводился конкурс «Моя петербургская родословная». Дети совместно с родителями работали над заданиями конкурсов. Их результатами стали сотни исследований по семейной истории, знакомство подрастающего поколения с историей своей семьи, осознание неразрывной связи прошлого и будущего. Аналогичный опыт имеется в некоторых Псковских школах. Например, в пятых классах проводят уроки на тему «История моей семьи». Курс генеалогии для учащихся старших классов отличается большей сложностью и самостоятельностью. В ряде школ есть генеалогические кружки.'
К сожалению, у нас нет данных об изучении генеалогии хотя бы в форме кружковой работы в школах нашей республики. Безусловно, это очень перспективное направление деятельности учащихся.
Генеалогия тесно связана с другими науками. Данные генеалогии очень много значат для медиевистики, поскольку сословность - характерная черта средневекового общества. Происхождение индивидуума определяло его дальнейшую судьбу. Генеалогия нашла широкое применение в исторической демографии. Применительно ко многим историческим эпохам не осталось надежных статистических данных о динамике народонаселения. Знание генеалогических законов позволяет заполнить эти лакуны. С другой стороны, законы генеалогии уточняются с помощью сведений медицины, биологии и особенно генетики. К примеру, выяснили положительные и отрицательные последствия инбридинга, то есть браков близких родственников, распространенных в средние века. Генеалогия имеет важное значение для архивного дела.
Растет значение генеалогии в социальных исследованиях. В прошлом она ограничивалась в основном изучением дворянских родословных. В современных работах наблюдается оживление интереса к происхождению недворянских родов: крестьянства, пролетариата, купечества, чиновничества.
Данные генеалогии активно используются другими вспомогательными историческими дисциплинами: нумизматикой, сфрагистикой, дипломатикой, археографией и др. Часто литературоведы и искусствоведы прибегают к генеалогическим исследованиям для решения собственных проблем. То есть круг связей генеалогии становится все шире, при этом ученые-генеалоги пользуются знаниями других наук и, в свою очередь, обогащают их собственными.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии