Аканаево

д. Аканаево («Кочувок(н) тож») — одно из коренных поселений башкир-шамшадинцев, имеющих в начале XIX в. всего 72108 десятин вотчинной земли1. Она известна и как Акинеево, Акенеево. Происхождение названия Кочувок для нас — загадка. Второе название деревни — от антропонима. По опубликованным источникам известен Аканай. Он впервые упоминается в записи башкир Шамшадинской волости, отдавших свою вотчину за р. Белая в оброчное владение бирскому священнику Дмитрию Сергееву с товарищами от 16 мая 1701 г. «Майя в 16 день писана запись: Уфимского уезду, Казанские дороги, Шамшадинские волости башкирцы Русай Иванаев, Акеней Бишинбаев, Девлет Чичканов, Москов Акзиги-тов, Басекей Афонасов, Илик Текянов, Кусяк Кутушев, Стенька Тарлыев и все тое волости башкирцы дали сию на себя запись Бирского городка Архангельской церкви священникам Дмитрию Сергееву, Ивану Аникееву, дьякону Якову Семенову в том: отдали мы, Русай и Акеней с товарыщи, им ... вотчину свою за Белою рекою против Бирского городка за озером Шамшадином над озером Шугуресем, старой свой усад и пахотную землю и сенные покосы и рыбные ловли, озера: Шамшадин, Шугурес, Кошнажарово с ыстоками и с вешними заливы». Здесь была их исчезнувшая с карты волости деревня («старой свой усад»), которая располагалась «преж сего над Кулешом озером, наша, Русаева и Аке-неева с тов., деревня». Арендаторы получили право «дворами поселитца сколько пригоже». За аренду от духовных лиц вотчинники взимали денежный оброк «по 9-ти руб. на всякой год без доимки»2.

Время возникновения деревни нам неизвестно. В записи от 21 марта 1709 г. д. Аканаево была зафиксирована, когда родные братья башкиры Тленчеевы разделили между собой имущество отца3. Ранняя история д. Кочу-вок(н) уходит в конец или вторую половину XVII в. Упоминаемая в тексте вышеприведенной записи исчезнувшая деревня вполне могла быть Кочувоковой. Вновь возрожденное поселение называлось Аканеево. В другой записи от 5 декабря 1736 г. житель д. Акинеево башкирский сотник Баиш Раслекеев (Расмекеев), рядовые башкиры д. Рысаево Сатылган Бердыгангулов, Таймас Рысаев с тов. припустили на свою вотчину «под поселение подле речки Кильдаука и р. Белой» бирского канцеляриста Ивана Зинова, толмача Алексея Груздева, Леонтия и Никифора Ляпустиных с обязательством платежа ими денежнего оброка башкирам-вотчинникам4. Они основали д. Ляпустино.

Сотник Баиш Раслекеев из той же д. Акинеево с вотчинниками из других сел в 1739 г. участвовал в отдаче в аренду части своей пахотной земли по р. Евбаза канониру бирского гарнизона Г. И. Погорелову, которому дали право «селитца на оной речке Евбазе дворовой усадьбой и строить мельницу мутовку»5.

По записи от 19 июня 1757 г. башкир д. Аканеево Надыр Аитов с одновотчинниками отдал в аренду часть вотчинной земли бирским отставным драгунам и дворцовым крестьянам6.

Аканеево упоминается в записи башкир нескольких деревень (Баишево, Москово, Гулюково) от 3 апреля 1780 г., когда ее жители Рахмангул Ракаев, Абдулла Карманов с одновотчинниками отдали в аренду на 25 лет часть земель по р. Евбаза7.

Как видим, д. Аканеево часто встречается в опубликованных и архивных материалах.

Теперь проследим развитие деревни.

Кол-во 1762 1795 1816 1834 1859 1870 1920
Башкир - 146 193 150 160 всех вместе 1171
Тептярей 20 - - 148 220 514 -
Мишарей - - - 6 12 -

Как видно по таблице, в последнюю перепись все жители неверно отнесены к башкирам. Здесь проживают и башкиры, и тептяри из татар, а также мишари.

Время припуска тептярей и мишарей неизвестно, поскольку не были составлены при этом «акты». Тем не менее тептяри осели в Аканеево между II и III ревизиями, т.е. в 1748—1762 гг. Мишари без оформления договорной записи также получили возможность создать здесь свои дворы между 1816 и 1834 гг.

Жители занимались земледелием, животноводством, промыслами. В 1834 г. 325 человек без определения их сословий и национальностей владело 215 лошадьми, 306 коровами, 400 овцами, 200 козами. Дворов было 48. Пашня составляла 250 десятин. Имели 2 мельницы. На 150 башкир засеяли 433 пуда озимого и 560 пудов ярового хлеба. В отдельных хозяйствах занимались пчеловодством, имели 66 ульев. В деревне была мечеть.

В 1909 г. в Аканеевской земской школе обучалось 46 учащихся.

1ЦГИА РБ, Ф. 1. Оп. 1. Д. 801. Л. 27, 29. 33; Ф. 172. Оп. 1. Д. 68. Л. 170-171.
4ЦГИА РБ. Ф. 172. Оп 1. Д. 149. Л. 50.

В Дюртюлинском районе есть башкирская деревня Ярмино, основателем которого являются мои прадеды.
Они были казачьего сословия, потому очень тщательно велась запись всех изменений в моей родне и в деревне. Они "умели грамоту", то есть, сами расписывались в документах. Мой прадед Мухаметдин имел более 8 десятин пахотных земель, выращивал 7 видов зерновых культур, занимался пчеловодством. У деда Ситдика Мухаметдинова кроме этого был яблоневый сад.
Прадед имел 2 жены, вторая жена была из Асяново, тептяркой.

Рядом- через ров всего лишь - располагалась Мари-Ярмино.
Сейчас 2 деревни соединились, башкир и татар осталось мало, а марийская молодежь все больше остается в деревне, создают семьи и имеют много детей. Скорее всего, судьба деревни моих предков предрешена - она станет со временем чисто марийской.
Марийцы этой деревни хорошо знают татарский, создают смешанные семьи.
В школе обучение идет на русском. Я подарила этой школе описание своей родословной, выполненное ИИЯЛ УНЦ РАН