№ 89. 1779 г. августа 20.— Запись башкир Сибирской дороги, Бала-Катайской вол. сотника Султана Кирбязгулова с товарищами челябинскому торговому татарину Кедрале Уразаеву об отдаче в вечное оброчное владение земель по р. Тече.

Запись башкир Сибирской дороги, Бала-Катайской вол. сотника Султана Кирбязгулова с товарищами челябинскому торговому татарину Кедрале Уразаеву об отдаче в вечное оброчное владение земель по р. Тече1.

Лета 1779 года августа в двадесятый день. Ведомства Исетской лравинци, Бала-Катайской волости, команды старшины Сары Абдуллина, выбранные от всех мирских людей по верющему письму поверенные, сотники Султан Кирбязгулов, Ишмурза Ятыков, Мишряк Абтраков, башкирцы Кулбай Хасанов, Сафер Арасланов, Накан Юсюпов, Юрмат Бертюков, мулла Мягди Аликаев, Бякян Умрясов, Сарыгул Жанымов отдали мы все, волостные люди, челябинскому торговому татарину Кедралы Уразаеву и наследникам ево в вечноь владение из оброку старинную нашу землю по нижеписанным урочищам, а имянно: начиная от реки Течи и от Сухой курьи, которая состоит выше зимовых юрт башкирца Юлая Тяжикова, кой стоят пониже оной курьи, подле самую курью на восток прямо подле озеро Чебаклы и Черноталу на восток же до межи мещерятской версты с 4 на Табанлы Култун, а оттоль по мещерятской меже между восток и полдень версты 3, а от межи мещерятской, поворотя между полдень и запад, прямо на колок, а от колка болотом и кочками на реку Течу версты з 2, а по Тече вверх по течению по левой стороне в запад до вышеписанного начатаго места, то есть до состоящей ниже зимовых юрт башкирца Юлая Тяжикова Сухой курьи. Имеющимися ж на той земле лесом, покосными местами и всеми сокровищами ему, Уразаеву, и потомкам ево довольствоваться, а в выше- писанном озере Чебоклы ему, Кедорали, рыбу ловить без неводу и без оброку, а только присылать человека один пай позволяем, и сколько по обыкновению неводчиков будет паев 30 или 20, делить рыбу вместе. За оную ж отданную ему, Уразаеву, землю брать нам с него по общему согласию в каждой год оброку по 20 по 5 коп. А на- предь сего оная наша земля, кроме ево, Кедрали, никому не продана и не заложена, и ни в каких крепостях не укреплена, и ни за что не отписана. А буде кто у него, Уразаева, и у наследников по нем в ту отданную нами, балакатайцами, по вышеписанным урочищам со всеми угодьями землю станет вступатца, в том нам и всем волостным людям и наследникам нашим от вступщиков и от всяких крепостей очищать и убытка в том никакого не доставить, и той земле очиска*.

Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 698. Записные книги г. Челябинска 1779 г., лл. 4—4 об.
*К записи о взымании пошлин имеется добавление: А сия купчая писана, по неимению осьмигривенного , на четырехкопеешном листу, то и за оной 80 коп.
1 Оформлению купчей на продажу башкирами Бала-Катайской вол. земли Кедрале Уразаеву предшествовала длительная борьба части башкир против этой продажи. Сделка была заключена, по-видимому, в 1772 г. башкирским старшиной Сары Абдуллиным и группой зависимых от него башкир. Однако некоторые башкиры Бала-Катайской вол. воспротивились продаже земли. Кедраля Ура- заев с помощью старшины и толмача Исетской провинциальной канцелярии Алек¬сандра Александрова пытался принудить их к подписанию договора. Тамги неко¬торых башкир ставились «по заочности», без их согласия. Однако до 1779 г. сделка не была оформлена (см. «Материалы», т. IV, ч. II, док. № 479—580, стр. 411—413).