Указ е.и.в, самодержицы всероссийской, от действительного статского советника Татищева Уфимского уезда, Сибирской дороги башкирского народно духовным » мирским и всякого звания людем.
Сего августа 3-го числа, в принесенным от вас к е.и.в. подданейшем прошении доносили вы, что вину свою всемилостивейшей государыне вы принесли и в верности вашей присягу чинили, а некоторые из вас к ворам не приставали и никакого воровства не делали, а у присяги были ж, но вор Юсуп с повинною к присяге не приехал и остался в противности. И чтоб для онаго вора Юсупа противности от войск е.и.в. не учинено было вам какого утеснения и разорения и не было бы на вас какой недоверки, и чтоб из вас, башкирцов, не каждой тюбы человека по 3 или по 4 знатных башкирцов в старшины приказать выбрать, да к ним по числу людей ис каждой волости, в которой сколько надлежит учиня, сотников придать. И чтоб оные старшины и сотники за всеми вами, башкирцами которые принесли повинную и которые к воровству не приставали, а у присяги были, накрепко смотрели, дабы из вас никто с теми ворами, которые всемилостивейшей государы не повинную не принесли и не присягали, в согласие не вступали. И буде кто из вас поедет рыбу ловить или сарану копать, чтоб ездили с ведома означенных старшин и сотников. И вы у себя будете содержать караул, чтоб чрез ваши жилисча воры никакого неприятельского действа, а руским вреда, не учинили. И когда войсками е.и.в. пойман кто будет из башкирцов на рыбной ловле или сарану копает, а повинную принес и у присяги был, дабы таких наказывать без следствия не повелено было, а осведомляться со оными вашими старшинами и сотниками. И буде кто явится, что поехал с позволения означенных старшин и сотников, таковых отпускать на свободу, а кто явится, что он поехал без ведома оных старшин и сотников, такового вы уж добрым человеком не поставите и о нем милости никакой просить не будете. А буде кто из вас, башкирцов, поедет под видом рыбной ловли или будто сарану копать, а уведано будет, что он ездил к ворам, о таковом вы сами тотчас донесете, а буде можно и, поймав оного, приведете куда надлежит. И просите милости, чтоб дать во всякую тюбу означенным старшинам и сотником е.и.в. за красной печатью указы, дабы все оные башкирцы, кои у присяги были, тем старшинам и сотником были во всем послушны, и они бы, старшина и сотники, оных могли удержать от всякого зла. А ежели из вас, башкирцов, кто будет какую делать шалость, или будет противен воли всемилостивейшей государыни, а оные старшина и сотники, ведая, до того допустят или воспретить собою не могут, и о том, где надлежит, в скорости не донесут, то взыскивать на оных старшинах и сотниках.
И по тому вашему обсченародному всепокорному к е.и.в. прошению, по указу е.и.в. всемилостивейшей государыни, вам всем объявляю, что о том вашем всеподданейшем челобитье чрез главного командира генерала-порутчика и ковалера Румянцева всепокорно донесено будет е.и.в. и вашу так видимую покорность с надлежасчим о вас представительством донести не оставлю. А между тем определяю вам как верным е.и.в. подданым:
1) По желанию вашему старшины в тюбах, а имянно: в Табинской, Бара-Табинской волости - Уразай Абазанов, Девлетей Текеев; Кара-Табынской - Арык Исенбаев, Таймас-тархан Шаимов, в Алинской тюбе, Алинской волости - Коземыш Беккозин, Икбак Кошаков, Токчай Исалманов, Чюняй Килдикусюков; в Катайской тюбе, Катайской волости - Зайсан Карабашев, Кутукай Джамязов, Байток Байдалов, Салжауцкой волости - Шумыш Мамбяев; да в волостях по родам сотники, которых имяна сообчены, все в принадлежасчем к верности и услуге е. и.в., кождая тюба своих старшин, а волость или род своего сотника, слушать и по указом е.и. в исполнять их суду, а за преступление наказанию их себя подвергать должны и никто ничем вышеобъявленном противиться им да не дерзает. Но ежели сотник что ученит неправо или неверен явится, должны доносить старшинам своей тюбы. А ежели от старшин обида и непорядок произойдет, тогда обиженой имеет волю просить определенного над ними от е.и.в. начальнику и доносить самую правду без всякой прибавки.
2) Старшины наипервее должны стараться, чтоб по объявленному вам е.и.в. всемилостивейшему указу исполнено было, а, наипаче, что взятое от руских людей ружье, лошади и скот,у кого что есть, немедленно привезли ко мне или в ближних крепостях определенным паяльникам отдавали, а имянно: на Счелкуне, в Катайском остроге, в Тече, на Миясе и Чебаркуле определенным офицером. Ежели же кто, имея, удержит, а после от кого донесено будет то, яко преступник указа, наказан будет. Ежели же в чем вам есть нужда просить е.и.в., то вам немедленно, выбрав от тюбы по одному из старшин и по 2 сотника, послать с прозьбою к генерал-порутчику, которым от меня для безопасности дастся проезжей указ и письмо с предстательством.
3) Должны старшины в своих тюбах, а сотники в сотнях накрепко смотреть, чтоб воровства я возмусчения не было. И как скоро о ком уведаюг, то немедленно оного наказать и злое намерение пресечь, а понеже от конных воров ноиболее беспокойство и людем табель происходит того ради должны сотники во всякой деревне иметь десятника человека доброго, которой бы того смотрел и сотнику доносил и, ежели где какой вор явится, то не взирая разности руской ли или татарин и чюваш, поймав, ближним старшинам объявить, а оные должны немедленно того в ближнюю крепость отдать и его воровство обстоятельно объявить.
4) Которые воры противно е.и.в. указа ныне у присяги не были, тех отнюдь к себе не принимать, в домы их не пусчать, и у себя под страхом смертныя казни не держать. Но как скоро где такого уведают, должны, поймав, в ближния крепости отдать. Ежели которые воры, узнав свою пред е.и.в. вину, придут для принесения повинной, тех, також которые меж- до вами за какими-либо случаями суда к присяге быть не успели, тем велеть немедленно ит- ти к присяге в Миаскую или Чебаркульскую крепости к полковнику господину Тевкелеву, или на Счелкун оставленному от нас майору, а неприсяжных людей у себя не держать.
5) Ежели воры великим или малым собранием пойдут на руские жилисча или войска и крепости, оных должны вы, собрався, удерживать и с ними как верныя е.и.в. раби биться и живота своего не счадить. И все, что у них возьмете, оное иметь вам в свой пожиток а пойманных воров отдавать в крепости. Ежели же воров собрание великое, то тотчас, как уведаете, повинны вы ближним начальником и ко мне дать знать, дабы, как вас, так и руския жилисча, войсками от разорения охранить удобно было.
6) Ежели у кого учинится в чем ссора или обида и будут сотника просить, то должен их судить, виноватых наказывать, обиженного оборонить и надлежасчую справедливость учинить. А буде кто судом старшин будет недоволен, тому ко мне и определенным в крепостях афицером для жалоб ехать не воспресчать.
7) Для всякой безопасности от безпокойств в Казачью Орду вам без указа ни для чего никому не ходить и воевать бы. Разве от них нападение учинится, то всем старшинам, собрав людей сколько пристойно, от оных оборонять и за ними в погоню гонять, а ко мне чрез ближную крепость о том дать знать. Ежели ж кому нужда есть ехать туда для выкупа полона, то повинны старшины о том, обстоятельно уведав, и выбрав для того надежного человека, ко мне писать, по которому указ пришлется. Когда же от них для чего либо к вам приедут, то немедленно одного их лучших ко мне с подлинным известием прислать. Ежели случится кому нужда за чем в руские жилисча ехать, то ездить с данными вам письмами в назначенные места, а имянно: в Течинскую слободу, в Катайской и Счелкун и тут у определенных офицеров о том просить, также о случаюсчихся между собой ссорах просить суда у них же.
На подлинном пишет тако: В. Татищев.
Дан августа в 7 день 1736 года.
Копия заверена на л 185: В. Татищев.
Дела Сената по Оренбургской губернии. Кн. 3/134. Ля. 182-185. Копия.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии