№ 100. 1755. августа 17. — Допрос вышедшею из Казахской Орлы, башкира Яппара Сабакай-улы в Кизылской крепости о пребывании среди казахов Малой и Средней Орды башкирских беглецов, в том числе и башкир Усергамской волости, вместе с их старшиной Куватом.

1755-го году августа 17-го дня башкирец Епар Сабакеея сказал: Родиною де он Уфимского уезду Нагайской дороги, Дуван-Табынской волости, команды старшины Муаша Чермясева и находился де он на службе при Орской крепости; из оной же был на стойке в Колпацком редуте и ныне де тому четвертой день по сю де сторону того калпацкого редута вверх по Яику, разстоянием верст с 5, прапорщик, как зовут не знает, выезжал де сам и с ним драгун человек до 10-ти да их башкирцев двоя, где де и он, Епар, был, для осмотру воровских башкирских перелазов, и в тот де самой час бежало башкирцев за реку Яик сот с пять дворов со всеми кошами . Бурзенской, Усергенской и ТннгаурскОй волостей, внезапно де подбегшими башкирцами он, Епар, да один драгун пойманы. И того ж де часу, поймав, драгуна убили до смерти, а ево, Епара, взяв увезли за реку Яик, а показанной де прапорщик с оставшнни людьми убежали от них, башкирцов, обратно в редут, а все ль де айвы ушли, того он, Епар, не знает. И по переправе де те башкирцы за Яик поехали со всеми кошами в степь, с теми ж де башкирцам убежал Усергенской волости старшина Куват, и ехали де степью веч вместе два дни и дорогою между собою советовали, егда де их, киргисцы, примут благополучно, то они, дав лошадям отдохнуть, хотели, собрався многолюдством, ехать обратно на лехке внутрь для забрания вставшего скота и около крепостей и редутов, чтоб сена выжечь, и где попадутца малые руские люди бить и табуны где оплошно отгонять. ,_А на третей день оные башкирцы на степи поставили кибитки свои, я того х. де дни приехав к ним Мокшей и Средней Орды киргисцы и сказали старшине Кувату, ежели вы у нас жить желаете, то де, разделясь, поезжайте жить в Среднюю и Малую Орду пополам; причем он, Куват,. и башкирцы просили, что они желают житъ с прежде ушедшими к ним весною Бурзенской волости башкирцом батырем Муратом, на что де им киргисцы сказали, что де Мурата батыря вжшева у нас нет, и егда де волею не пойдете, то де и неволею погоним и разберем всех по разным своим кошам; почему уже их, башкирской, табун ввечеру наперед отогнали и их, башкирцов, разделя на двое повели в Среднюю и Малую Орду к своим кошам. А при том де разделении, как он, Епар, видел, в Среднюю Орду взяты башкирцы Бурзенской и Тингаурской волости а в Меньшую Куват старшина з башкирцами Усергенской волости; и в тот де их раздел к ноче, в сумерки, как киргисцы отогнали башкирских лошадей, ушел де он, Епар. И с ним захвачены теми ворами башкирцами при побеге на кмарском1 при реке при перелазе башкирцов, кои шли в Орскую крепость, на стану разных волостей башкирцов 40 человек.

И бежали де от них, киргисцов, тое ночи обше часа с три, а потом де те ево товарищи ушли вперед и, где ныне, не знает, а он де за худобою лошади остался и ехал один и перед светом де тое ночи выбежали В Урдасымскую крепость, откуда прислан сюда в Кизылскую крепость,

И сие де сказал он, Епар, самую сущую правду, и том и тамгу свою приложил [тамга11].

Толмачил Оренбургского полку драгун Федор Баженов, а вместо его к подлинному допросу подписался Уфимского полку солдат Прохор Некрасов.

По листкам скрепа: секретарь Иван Коптяжев. С подлинным читал канцелярист Андрей Портнягин.

ЦГИА Секретная Экспедиция Правительствующею Сената. Дело 1755 г.,
№ 1582, лл. 257-258 об. Копия.
1 Так в рукописи.
т