№ 111, 1755 г. декабря не ранее 22. — Экстракт письма Ал-Мухаммета Нурмухамметева , писаря казахского хана Нур-Али , генерал-майору А.И. Тевкелеву о пребывании в Казахской Орде башкирских беглецов и об отношении к ним казахов Малой и Средней Орды.
Того ж 22 декабря находяшейся при киргис-кайсацком Нур-Али хане писарь Ал-Мухамметь Нурмухамметев генералу«майору Тевкелеву подал татарское письмо, о котором по переводе значит следующее, что определенной по указу киргиз-кайсацкому Нур-Али хану в писари мулла Ал-Мухамметь Нурмухамметев по присяжной своей должности о обращениях киргиз-кайсацкого народа секретно и нижайше до[но]сит о нижеследующем.
Прошедшего ноября 28 ч[исла] Меньшой Орды Ягалбайлинского роду Серки батыря два сына у Пупай ханши, прибежавших в их Орду последних башкирцев между разговоров употребляли, что де оные башкирцы за Тобол реку перешед на Ташкенскую дорогу при урочище, называемом Аман-Караган, зделав себе защиту, намерены зимовать, ис которых де оружейного людства тысячи 2, или 3 человек имеется; кои де от себя нанимали за немалую плату одного киргисца, и сверх того дали ему один пансырь, и придав к нему из своих одного башкирца посылали в Среднюю Орду, к Янбекову сыну Даутбаю да Букен-бай батырю, чтоб они их башкирцов чрез присягу приняли, на что они им посоветовав ответствовали, что де надлежало было им ехать к Нур-Али хану. А при том оные башкирцы и сие объявляли, что прежних де их беглецов Меньшей Орды киргисцы весьма разорили н, самих ограбя, детей в плен разобрали, и никакой де милости им от Меньшей Орды нет; и ежели б де они, Даут бай и Букен-бан батыри, им защиту дали, то б де они по своей воля, а не так, как невольными, находиться стали, и в той до надежде они к ним и ехали. Напротив чего помянутые Букен-бай и Даут-бай им, башкирцам сказали, что хотя де они к ним и приедут, только де себе покойного житья не получат, для того что де они, киргисцы, учиня присягу, пред богом лжецами остаться, тако ж как от ея и. в., всемилостивейшей государыни, так и от Нур-Али хана безславия на себя навесть не хотят, ибо де и бес того такого порядку между Меньшей и Средней Орд, как то было при жизни Абулгаир-хана и Джанбек батыря ныне у них не находился, и затем де как они башкирцы сами о себе за лутчее признают, так бьг де и поступали. Почему де они, башкирцы, вымышляли, что в Ташкент ли им пробираться, или в Зюнгорию, а точного о том сведения, что в которой стороне они себя склонили, не знают; а хотя же де киргисцы к ним, башкирцам, около 1000-и человек чинят подбеги, только де удачи в том себе не получают, разве де когда из них башкирцов кто во отдаленность отлучится, то де таковых воровски увозят, а многим собранием к ним не ездят. К тому ж де ныне киргисцы в зимние пребывании в разные места разкочевали, и тако в каком содержании оные беглые башкирцы в той Средней Орде находятся, о том за весьма отдаленным разстоянием никакого известия иметь не можно. А он де, писарь, как от Пупай ханши пришел в свою кибитку, то де у него тогда случились быть приехавшие гости, а имянно Исень Темирского роду Умметь- бий, Байбактинского роду Яркунбий, Маскарского роду Мусулман батырь с товарищи, человек з 10, которые при том сказывали, что де кочующаго при Чингиз салтане Алачинского роду киргисца сын находился у зюнгорских калмык в плену и от них де выбежал в Киргискую Срсдную Орду, о чем услыша, отец ево в ту Среднюю Орду ездил и, получа оного сына своего, привез, а при том де сказывал, что де у зюнгорских калмык при урочище Биш-Агаче,
У семи владельцов, имеются калмыцкие улусы, а хотя де киргисцы протчих зюнгорских калмык и раззорилу, а у них де семи владельцов свои улусы невредимы остались; однако де после того чрез несколько время Большой Орды Ушинского роду киргисцы показанных находящихся при урочище Биш-Агаче семи владельцов улусы раззорили, и как обратно они киргисцы возвратились, то тех семи владельцов калмыш к калмыцкому владельцу Мамурсану посылали де от себя нарочных со объявлением, что и их уже киргисцы раззорили, зачем они к ево улусам намерены прикочевать. А понеже де оной Мумурсана в то время еще недавно возвратился в свои улусы из Китайского государства,
И с ним де от китайского государя приданы были китайцы, при которых де он, Мамурсана, тем присланным от означенных семи вледельцов сковывал, чтоб де они возвратились в домы и жили в своих улусах недвижимо, а от него де к ним учреждены будут фарпосты, да и к киргискому де Аблай салтану пошлет он от себя нарочных. Ко оному ж де Аблай салтану от китайского государя присланы были 100 человек с таким объявлением, что б он Аблай салтан о калмыками такое обра
от калмык киргисцам происходить будут какие изнурения, то де, сообщать он с киргисцами, калмык раззорять станет а когда де от киргисцов калмыкам потому ж происходить будут огорчении, то де он, сообщась с калмыками, киргисцов искоренять не оставит же. Однако ж де по возвращении показанных китайцовот Аблай салтана помянутых 7-ми владельцев калмыки, учиня подбеги, Большей Орды уишинцов дву родов киргисцов раззорили.
Как же де первые башкирцы около 100-а семей в Киргискую Орду прибежали, тогда к Нур-Али хану прислан был перевозчик Усман Арасланов, почему Нур-Али хан тогда ж по всем киргисским улусам публиковал, чтоб тех башкирцов скот их и нажит, жен и детей, разобрали но рукам, а главных мужеск пол определено возвратить. Да и в самом доле он, хан, тех прибежавших башкирцов намерен был отдать, и с тем н Чиклинской род к тестю своему Чагатай-баю поехал и с собою взял Кара-Батыря и ево, да окроме их тогда при нем, хане, людей было довольно, куда и Ер-Али салтан от урочища Каракум с находящимися при нем знатными старшинами и баями Кузя паем, Субаком, Мурза- Гилдой, батырэм Усенбием, Чюмекейского рода Кидай бием, Кидаем де Бартой биями , Бaй -улынского рода Байтеряком Аталыком, Бай-Барак батырем в том числе Кушун и Мурза ходжи были ж. И как съехались, то всенародно учинили совет, причем Нур-Али хан оному брату своему Эр-Али салтану и находящимся при том говорил, что де о прежде приезжавших к ним во 100-е семьях Бурзенской волости башкирцах последовало повеление, дабы скот их. и пажит, жен и детей, по рукам розобрать, а мужей обратно отдать, что они от него, хана, выслушали. Да и прежде приезду ево хана, о том учинясь известны, несколько уже башкирского скота, да к тому сообща и киргиского, у кого они башкирцы находятся, перекрали, а протчие башкирцы еще к ним тогда не прибежали. А наконец он, Нур-Али хан, окончав совет, помянутому своему брату Ер-Ал салтану приказал со всеми находящимися при нем знатными людьми, чтоб выбегавших башкирцов дела розобрать ему, Эр-Али салтану, ибо де ему поблизости к ево кочевью то исправлять способнее, а ево де, хана улусы стали быть внизу отдаленны. Почему Эр-Али салтан со всеми находящимися при нем старшинами И то емУ приказание принял за благо, и потом, он, Эр-Али салтан, объявляя что де он давно уже с его высокопр-вом господином д. т. с. и кавалером Иваном Ивановичем Неплюевым не видался, и для .ого свидания поехал в Оренбург. А Нур-Али хан до возвращения ево, Эр-Али салтана, положил быть у помянутого тестя своего, где ево возвращения и дождался. А что ж де касалось о хивинских поведенциях, *о он хан, положился в представлениях на него, Эр-Али салтана. И потом он, хан, с ним. Эр Али салтаном, собрав кнргисцоп в дву тысячах, поехал к улусам семиродцов. почему и приехали Табынского роду к Емангулу и х Кутырь батырю, Ала-Назару, Акятю, Джагайбалд шского роду Серке батырю, гдэ уже были послед-ние выбегшие в Киргискую Орду башкирцы, близь их улусов в вершине реки Илека, по речкам Ибаити и Караганды, Уре и по другим, и в крепких местах скот свой, та кож дочерей и снох, обще с семи- родцами, ухоронили было; токмо прибывшие с ним, ханом, разных родов киргисцы, яко же и Батырь солтан и кочующие при урочище • Каракум алчинцы, поднявся всенародно, как прежде прибежавших 100 семей и последних 300, сего 400 семей разграбили, причем между ими происходили ссоры и стрельбы. И так.о их чрез то получа разобрали порознь и с собою увели, а при том из них, башкирцов Нур-Али хану досталось 70, Ар-Али салтану 100, Айчювак салтану и с теми что владения ево от семиродцов уделено, он писарь не знает коих он оставил у себя. Нур-Али же хан, по приезде своем в Чиклинской род, из оных доставших ему башкирцов по одному почти всех роздал, а сколько имянно не знает же, ибо он записки тому не имел; а в свой же улус он, хан, того башкирского народу привез не более 20-ти душ,
и то старых баб и малолетных робят, ис коих несколько роздал как матере своей тако ж Чингиз солтану, и Каре-Батырю и протчим киргисцам. А последних выбежавших башкирцов, как он слышал, ч.о их более у кочующих и отделенных местах алчинцов и семиродцов находится.
ГАФКЭ. Коллегия Иностранных Дел. Дело 1755 г., № 2, лл. 603 об.-— 608. Копия. Извлечено из журнала, веденного в Комиссии генерал-майора А. И. Тевкелева в ноябре — декабре 1755 лл. 561—611 об.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии