№ 29. 1753 г. апреля 1. — Запись поверенного башкир Казанской дороги, Гирейской вол. старшины Мути Енурусова с товарищами дворцовым крестьянам Каракулинской вол. М. И. Бердникову с товарищами об отдаче им в оброчное владение на 20 лет рыбных ловель в оз.

№ 29. 1753 г. апреля 1. — Запись поверенного башкир Казанской дороги, Гирейской вол. старшины Мути Енурусова с товарищами дворцовым крестьянам Каракулинской вол. М. И. Бердникову с товарищами об отдаче им в оброчное владение на 20 лет рыбных ловель в оз. Емалы 1

Лета 1753-го году апреля в 1-й день. Уфимского уезду, Казанской дороги, Гарейской волости, деревни Такта-Алачюг башкирской старшина поверенной за письмом татарским Мутю Янурусов; сотник Темир Мутин, башкирцы Заит Абдуллин, Бексентей.Тимекеев с мирского согласия, будучи в Каракулине, дали сию на себя у крепостных дел запись каракулинским дворцовым крестьяном Михайле да Алексею Ивановым детям Бердниковым в том, что отдали мы, старшина Мутю с товарищи, им, Михайлу и Алексею, вотчинное свое озеро Емалы с-ыстоком и суходолы и с вешними заливы и с сетевыми метищами, рыбные ловли, во владение с предбудущего 1764-го году со скрытия вешней воды впредь на 20 лет. И во оном нашем озере Емалы им, Михайле и Алексею, рыба ловить всякими ловецкими снастьми, и неводами как летную, так и зимную тянуть, и в пристойных местах езы и переимы городить, и духовую рыбу, чем пристойно, ловить. А оброку рядили мы, Мутю с товарыщи, за оное свое озеро Емалы, за рыбные в нем ловли, на год по 10-ти руб. А на¬перед при написании сей записи взяли мы, Мутю с товарыщи, у них, Михайла и Алексея, задатку в зачет оброка денег 26 руб. А оное наше озеро Емалы напредь сей записи, опричь их, Михайлы и Алексея, иному никому не отдано и не заложено и ни в каких крепостях не укреплено. А буде к ним, Михайле и Алексею, во оное наше озеро кто станет вступатца, и нам, Муте с товарыщи, их, Михайла и Алексея, во всем очищать и ни до каких проторей и убытков не доставить.

А буди против сей записи мы, старшина с товарыщи, в чем не устоим или оное озеро Емалы в вышеписанные лета отдадим кому иному на сторону, или их, Михайла и Алексея, будем изгонять и от вступщиков очищать не будем, и тем учиним как в лову рыбы, так и в строении ловецких снастей им, Михаилу и Алексею, какое помешательство или неочискою какие убытки, и за неустойку нашу взять им, Михайлу и Алексею, на нас, Муте с товарыщи, протори и убытки все сполна, також за недолов рыбы и за строение всяких ловецких снастей цену за все сполна по их, Михайловой и Алексеевой, скаскам, что они скажут вправду, тому и верить, не принимая от нас, Мути, никакого оправдания. . .

Уфимская провинциальная канцелярия, д. № 294, Записные книги при¬города Каракулина 1753 г., ял. 4 об. — 5 об.
1 К док. № 29. 1. Отдача башкирами Мутей Янурусовым с товарищами в оброчное владение с 1764 г. своего оз. Емалы крестьянам Бердниковым являлась продолжением предыдущего договора, срок которого должен был кончиться в 1761 г.(см. «Материалы», т. III, док. № 496, стр. 416, 417).