Сего сентября 14-го дня в Сенате получены известии от тайного советника Наумова, в которых пишет:
1) Августа от 10 да от 23-го чисел, что из воровских башкирских партей некоторые бунтовщики Уже пойманы, а допросами показывается, что они Казанского и У финского уездов татара, и объявляют, что они и протчие татары ж соглашались з башкирцами к бунту и разорению российских жилищ. И чтоб из оных пойманных бунтовщиков, тако ж и впредь кои в том явятца и пойманы будут, на страх протчим бунтовщиком вешать в тех же местах, где оные пойманы будут; а татарские деревни Казанского уезду, которые с ними в согласии были, отвесть от линии дале и поселить х Казане ближе, учиня им наказание. Да ис пойманных же татар и черемис Казанского и Уфинского уездов являюгца в согласии з башкирцами целыми деревнями, и оных всех казнить смерило, или по нескольку на страх же другим. И которые российские деревни будут оговаривать, что с ними чинить?
2) Августа ж от 23-го дня к Шешминскому фельтшанцу, где неприятельские люди паче других мест являютца, для предосторожности и защищения тамошних жилищ отправлен от вето Казанского гарнизонного драгунского полку подполковник Есипов с обер и ундер-офицерами и салдаты 77 человеки, да из лант-милицких полков ундер-офицеров и рядовых 439, да из самарских дворян и казаков с ротмистром и сотником 69 человек, да волской атаман Черной з дворяны и казаками. И велено оным в поиску и во искорении оных неприятельских людей чинить по военным регулам, и всякими мерами отвращать, и до разорения российских жилищ не допускать. И для того тех неприятелей, где оные появятца, ловить, и по оговором их сообщников, татар и протчих, забирать и роспрашивать накрепко. Токмо де те противники с посланными партиями чинят немалые баталии, а от тамошних крепостей уже более людей командровать некого, ибо те крепости оставлены весьма малолюдны, к тому ж и оные более пехоты нежели конницы2. Да того ж августа 21 дня получил он, Наумов, письмо с Яику от атамана Меркульева, что посланной от него, Наумова, к статскому советнику Кирилову о известии злого башкирского обращения пакет велено ему, Меркульеву, отправить с нарочным, и хотя де тот пакет и отправлен, токмо де посылаемым в пути от неприятелей чинитца немалая трата, и бьют на смерть, и в полон берут, и за таким препятствием письма уже от него, Наумова, к нему, Кирилову, посылаютца до Уфы через Мензелинск.
А в приобщенных при том з доношеней полковника Татищева копиях написано:
В 1-м) Августа де 13 дня получил он от капитана Друмонта известие, что село Кармалы вызжено, и люди поколоты, и воры де башкирцы стоят под деревнею Акташем, человек с 300, и много де в то число есть Казанского уезду знаемых татар, для чего де поручик Миллер и с ним драгун и разных деревень крестьян и новокрещен з 250 человек поехали в деревню Верхнею Буту. И встретился ему, Миллеру, на Еланском поле башкирец в одной рубахе и бос, а с ним лук и сайдак, которого, поймав, спрашивал, которой показал, что он каманды Акая Кусюмова, а со оным де Акаем Кусюмовым было башкирцов человек со 100; и оной пойманной башкирец умер, которого де он, Миллер, повесил в деревне Черемиской Буте, где их башкирское воровское было зборище. Да извещали деревни Новокреще¬ной Буты новокрещены Тимофей Алексеев с товарищи, да деревни Мавриной Василей Иванов, что оные их деревни июля 28 числа выжгли и вырубили неприятельские люди башкирцы. Да Шешминского полку прапорщик Отрадной доносил, что пойманы 3 человека татаринов, ис которых 2-х к нему, Татищеву, прислал, а третей, Юрка Юрметев, поколол себя шпагаю, которой де при смерти своей, призвав к себе обер офицеров и объявил, что де в их деревню Елховую приезжали башкирцы и взяли у Абыза Муслюмова лошадь, и он де, Юрка, хотел по них стрелять, токмо де оной Абыз к тому ево не допустил, и стрелы у него ис колчана вырвал, а говорил: станим де з башкирцами вместе воровать и будем де в башкирцы убиратца.
А пойманные порутчиком Миллером воры черемиса и татара, всего 7 человек, в допросех показали:
1) Ясашные черемиса Тонакайка Васильев, Тонакайка ж Ишенбаев, да ясашной татарин Аднагул Байкашев: приезжали де к ним башкирцов и татар человек с 70, и, согласясь с ними, поехав, раззорили того ж дни Новокрещеную деревню Буту, село Елань, в котором зажгли церковь. Ис которой Танакайка Васильев ушол, а товары щи ево воевали с ними, башкирцами, 2 дни, и, возвратясь, сказывали, что они з башкирцами раззорили и выжгли деревню Маврину, Соренкину, мордовскую Багрячь и в протчих деревнях были, и потому ж раззоряли. Да, сообщаясь с башкирцами разных деревень, татара и раззоряют же русские, мордовские и новокрещенские села и деревни.
2) Черемисенин же Енбатырь Акбулатов: что он з башкирцами не воевал, и кто з башкирцами согласились, не знает, токмо их деревни Тумышу, которые живут в лесу, и по реч¬ке в верху Тумышу 3 двора черемиса: Ижберда, Ивашка, чьи дети не знает, Яшкильда Тимофеев, к ним в лес не пошли, и где ныне неизвестны.
3) Черемисенин же Биктемир Беркенеев: что з башкирцами не воевал, а сказывал ему деревни Чебутлов татарин, что де он з башкирцами, которых было ста с полтора, раззорили деревни Карангеллу, да Маврину. Да ездили воровать ночьми деревни Сабов татарин Сайт Айтов с товарьпци, и привели кобылу з жеребенком, да мерина, а где взяли, не знает,
4) Служилой татарин Исянгул Бикметев: августа де 2-го дня ехал он с отцом из деревни своей в Ерыклов в деревню Юсупкину для покупки хлеба, и, будучи в пути, поймали их на поле мордва 3 человека, и они де с ними не дрались, и привели ево в Кичуйской фельтшанц, а отца ево отпустили в дом.
5) Ясашной черемисенин Сайт Ахметев: что де деревни их черемисенин Енабай Ишенбаев, Актанай Байдербышев ездили к башкирцам в деревню Кичучат, и, возвратясь, сказывали, что Акай Кусимов с товарищи с 600 человек приговорили раззорять пригород Заинек и уездные села и деревни на низ по Заю реке, и всею деревнею бутинские обыватели поло¬жили совет - вместе воевать з башкирцами. И, приехав к ним, башкирцы и татара 20 человек разных деревень сказывали, что раззоряли означенные ж деревни: Новокрещенскую Буту, Маврину, село Елань, и в нем зажгли церковь, а сколько пожитков и скота привезли не знает, а он только был как раззоряли Новокрещенскую деревню Буту, и оттуда ушол в лес.
Во 2-м) Прибежав от Кичуйского фельшанца Шешминского полку драгун Андрей Шестаковской и объявил: августа 17 дня в полдни приходило башкирцов человек з 200 х Кичуйскому фельтшанцу, с которыми де была баталия часа с 3, и убили до смерти драгуна, да ранили капрала и драгун, а сколько, за скоростию сказать не мог, которых де неприятелей прогнали за Кичуй. А на горах еще де сверх оных стоит человек со 100 и болыпи, и отогна¬ли де драгунской весь скот за Кичуй реку, и остановились у мосту. Для чего того ж числа от него, Татищева, командрованы были к тому фельтшанцу от протчих крепостей партии.
В 3-м) Получено к нему, Татищеву, доношение Казанского уезду, Зюрейской дороги разных деревень от мордвы, что де 26 числа июля неприятельские люди, башкирцы и тата¬ры, выжгли деревни Верхние мордовски, Нижние новокрещенские Акташи, и в них людей убито 30 человек, да деревню Маврину, людей убито 40 человек, село Елань, в нем убит 1 человек. Новокрещенскую деревню Буту, мордовскую Каран-Гильдину и протчне многие дела и деревни, так же и домы пожгли, и скот весь и пожитки побрали. А приходили оные неприятельские люди сверху Заю, которые де на их жилища и поныне приезжают, а они де живут в лесах.
В 4-м) Августа де 16 дня писал к нему, Татищеву, с Кичуйского фельтшанца капитан Панов, что того де числа прибежал Шешминского полку драгун Кудеков, которой отпущен был для покупки хлеба в мордовскую деревню Кузоваткину, и объявил: во оную деревню прибежал мордвин Терешка, да руской ж деревни Новые крестьянин, как зовут не знает, и сказывали - были де они в деревне Верхнем Атташе, и видели близь той деревни неприятельских людей башкирцов множество, полная степь, а сколько числом и куды они поедут, не знают.
В 5-м) Августа ж 15-го дня писал к нему ж, Татищеву, капитан Друмонт, что 13 числа посылай был от него из Заинска отставной сержант Федор Бардовской, которой, приехавши, объявил: наехал де он неприятельских людей, башкирцов и татар, по-видимому, в одном месте, в деревне Шихмамаевой, разстоянием от Заинска верстах в 18, с 800 человек, котоые де после ево тут же остались. Да прибежал де к нему татарин, которой стоял на отводном карауле, и сказал, что де еще имеетца близь деревни Шугралей ста з два человек, а куды де оные неприятели итти намерены, того де он не знает.
Да при том же он, Татищев, сообщил присланные из Мензелинска на имя брегадира Друмонта от полковника Протасова с письма (да из Мензелинской воевоцкой канцелярии с промемории) копию, в котором написано - в письме от полковника Протасова: июля де 26 числа приезжали к Мензелинску изменники воры башкирцы многолюдством, с которыми де был бой, и пошли они по Заинской дороге от Мензелинска, и жгли деревни и мельницы по Мензеле и в других местах, и побили до смерти руских 6 человек. Да 4 числа августа по¬сланная партия наехали близь деревни новокрещеной Мелкемей на вора на самого батыря Байсяка, с которым было з 250 человек. И оные башкирцы учинили бой, и те де посланные от них засели, и для выручки послал он Вологоцкого полку обер-офицера и с ним драгун 40 человек, да из мензелинских конных салдат и из других обывателей. И вышеписанного вора Байсяка товарыща ево, деревни Бекбуловой взяли башкирца Мукая Караксюкова да при нем 2 человек башкирцов же той же деревни. А на том бою побито неприятельских людей башкирцов 50 человек, а из драгун ранили 2 человек, да убили до смерти татарина, да руского. А те пойманные башкирцы 3 человека с розысков показали, что многих неприятельских людей башкирцов собрании имеютца. И в допросе показано того Мукая Караксюкова - в разных местах и около Мензелинска 4 750 обывательские дворы и села и деревни многие сожгли. И оные башкирцы и другие, которые с ними были татара 10 человек, с розысков же объявили, что пошли башкирцы к Заинску, а другие имеютца недалече от него Мензелинска, токмо де ему послать в дальные партии некого.
Дела Сената по Кабинету. Кн. 54/1131. Лл. 285-288.
Материалы по истории БАССР том 6 стр 59-61
1Датируется по упоминанию числа в тексте.
2 В борьбе с восставшими употреблялась главным образом конница, так как пехота оказывалась мало эффективной для борьбы с отрядами башкирских всадников, обладавших большой маневренностью я подвижностью.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии