№ 68. 1709 г. мая 16.— Запись башкир Казанской дороги, Шамшадинской вол. Русая Иванаева с товарищами бирскому священнику Дмитрию Сергееву с товарищами об отдаче им в оброчное владение своей вотчины за р. Белой.

№ 68. 1709 г. мая 16.— Запись башкир Казанской дороги, Шамшадинской вол. Русая Иванаева с товарищами бирскому священнику Дмитрию Сергееву с товарищами об отдаче им в оброчное владение своей вотчины за р. Белой.

Майя в 16 день писана запись: Уфинского уезду, Казанские дороги, Шамшадинские волости башкирцы Русай Иванаев, Акеней Бишинбаев, Девлет Чичканов, Москав Акзигитов, Басекей Афонасов, Илик Текянов, Кусяк Кутушев, Стенька Тарлыев и все тое волости башкирцы дали сию на себя запись Бирского городка Архангельской церкви священником Дмитрею Серьгееву, Ивану Аникиеву, дьякону Якову Семенову в том: отдали мы, Русай и Акеней с товарыщи, им, Дмитрею и Ивану и Якову, вотчину свою за Белою рекою против Бирского городка за озером Шашмадином над озером Шугурееем, старой свой усад и пахотную землю и сенные покосы и рыбные ловли, озера: озеро Шамшадин, озеро Шугурес, озеро Кошнажарово с-ыстоками и с вешними заливы. А межа той нашей вотчине: от Бирского городка озеро Шамшадин, верхная межа с верхнего конца того озера Шамшадина к озеру Большому Окушу, и с нижного конца того озера Окуша на малую полянку на верхней конец и на Круглое озеро, и от того озера через Шамшадинскую гору, игде преж сего была над Кулешем озером наша, Русаева с товарыщи, деревня, и от той деревни до Белой реки против ключа, что пониже Сокольих гор, а до Кулеша озера им, священником, дела нет; а нижная межа Шамшадинского озера исток. И в той нашей вотчине им, священником и дьякону, дворами поселитца сколько пригоже, и пашню пахать, \\ и сено косить, и в озерах и в-ыстоках и в заливах рыбу, а в лесу всякого текучего зверя ловить, и людем, кому похотят, отдавать, и дупленицы в той вотчине с медом и со пчелами искать, и священником и дьякону, где сыщут, имать, а нам, Рысаю и Акенею с товарыщи, до дуплениц дела нет, и бревна на хоромное строение им, священником и дьякону, и в нашей неотданой вотчине рубить, где сыщут. И буде которой год траве будет недород, и им, священником и дьякону, и сена и за межей в нашей, Русаеве и Акенееве, вотчине косить. И владеть им, священником и дьякону, тою отданою вотчиною и детям их по вышеписанным межам, покамест они похотят. А с тое вотчины оброку имать нам, Рысаю и Акенею с товарыщи с них, священников и дьякона, и з детей их с сего вышеписанного числа по 9-ти руб. на всякой год без доимки. И впредь вам, Рысаю и Акенею с товарыщи, и детям наши с тое вышеписанной отданой вотчины и с усадьбы и с рыбных и звериных ловель их, священников и дьякона, и детей их и родственников и кого они пустят не ссылать, и ничем не обидить, и от всяких людей очищать, и иному никому тое вышеписанную вотчину не отдавать, и убытков и проторей им, священником и дьякону, никаких не чинить. А буде мы, Рысай и Акеней с товарыщи, или дети наши против сей записи, что писано выше сего, в чем не устоим, и им, священником и дьякону, я детям их взять на нас, Рысае и Акенее с товарыщи, и на детях наших во сей записи за неустойку 100 руб. денег и за дворовое и хоромное строение и за всякой завод по их, священников и дьяконовой, скаске, что они скажут,|| тому и верить.

У записи Рысаева тамга такова [№ 38], Акенеева тамга такова [№ 39], Девлетева тамга такова [№ 2]. Москавова тамга такова [№ 4], Байсекеева тамга такова [№ 40], Иликова тамга такова [№ 37], Кусякова тамга такова [№ 4], Стенкина тамга такова [№ 38]. Толмачил Любим Кондаков. Вместо ево рука сына ево Дмитрея. Свидетели: Павел Ларионов, Иван Петров, Тимофей Напалков, Степан Костарев. А запись писал Иван Кондаков.

С тое записи пошлин и от письма, и от записки, и за излишние 3 страницы всего рубль 30 алт. взято.

Уфимская приказная изба, д. № 21, Записные книги Бирского городка 1709 г. лл. 10 об.— 11 об.