Деревенские рассказы

Опубликовано Руслан Атнагулов - ср, 10/10/2012 - 23:43

Предлагаю начать тут публикации деревенских рассказов.

Гости. (Вахитов Г.И.)

Вот сейчас сижу и думаю, всё же раньше, по сравнению с нынешними временами, жили хуже, люди в деревнях ходили в гости куда чаще. Возьмём, к примеру, те же свадьбы. Ныне гуляют на них два дня, сначала на стороне невесты, затем — жениха. Случается, обе кампании проводят совместно в один день, даже не у себя дома, а в столовой, кафе, более зажиточные — в ресторанах.

Раньше всё это обстояло совсем по-другому. Ещё при сватании невесты договаривались, сколько с каждой стороны будет сватов. Самое меньшее — было шесть пар. В первый день встречает и угощает главный сват. А затем, в течение пяти дней, поочерёдно гуляют у остальных сватов. Напоследок опять собираются у главного свата на «прощальную лапшу». Итак, получается целая неделя. Еще столько же на стороне жениха. Если свадьба случается редко, то каждый более-менее зажиточный хозяин за зиму проводит большой «кунак», самое меньшее — два раза. Приглашали не только своих, деревенских, но и из соседних деревень. На сей раз тоже договаривались несколько семей, когда и сколько приглашать гостей. Наши родители приглашали, например, своих родственников, друзей из Кабанкино, Сунарчей, Карагузино, Аблязово. Тогда в деревне говорили, что кто-то пригласил гостей о трёх саней, четырёх саней («Дюрт саналы кунак сакыртты»). Чем было больше саней, тем было престижней, при этом гуляли 3-4 дня.

А вот на «хугым ашы» гостей приглашал почти каждый, кто резал скот на зиму. Каждый уважающий себя человек считал нужным иметь конину, говядину, баранину, а гусей резали почти все. У башкир особо почитаемой была конина. Поэтому нередко предпочитали обменивать крупный рогатый скот на лошадь. Помню, как наш отец усиленно откармливал лошадь, давая за ночь два раза корм и воду. Из упитанной тушки хозяин делал 30-40 штук конской колбасы. Считалось, что мясо конины помогает человеку легче переносить зимние холода.

Перед приходом гостей дом тщательно прибирался. Еще накануне мама белила печку, на шесты вывешивались узорчатые платки, красочные куски метражной ткани. На нарах – кошма или палас, вдоль стен раскладывались кругом подушки для гостей. Мать накатывала или уже разрезала тесто на лапшу. Большой казан пышет паром, издавая вкусные запахи. В углу сидит до блеска начищенный самовар. Отец хлопочет по двору, очищая дорожку от снега, сажая злую собаку Дамку на веревку.

Вот начинают приходить один за другим гости, впуская в дом клубы холодного воздуха. Шумные приветствия. Когда гости занимают свои места, согласно возрасту, хозяин подносит каждому медный тазик и кумган для омовения рук. Следом идет один из детей с чистым полотенцем. Основным угощением было мясо, подаваемое каждому отдельно в тарелку. На самом верху лежали деликатесы: кусок гусятины, конской колбасы, печени и толстой кишки. Горячительным напитком была брага, которую пили гранеными стаканами. Затем подавали лапшу (халма), а напоследок — бульон, круто заправленный курутом (корот), который в какой-то мере нейтрализовал жирную пищу.

Самое интересное начиналось тогда, когда гости, изрядно набравшись, принимались угощать друг друга. Это выражалось в том, что гость кого считал самым близким, подносил ему свой стакан браги, сопровождая это песней. Угощали друг друга также мясом. Для этого один подносил ко рту другого жирный кусок мяса, а другой прямо с его рук отправлял кусок в рот. Это считалось за честь. Причем такое угощение считалось взаимным и неоднократным. Людей одолевала хмель. Они начинали петь. Особенно брали за душу протяжные башкирские песни. Помню, однажды, когда пел Сабир-бабай, я даже прослезился.

К концу гости часто бегали в туалет. Понос гостей был самым весомым, чем опьянение, признаком хорошего угощения.

После проводов гостей начиналось наше пиршество. Мы, дети, катались на убранном для гостей нарах, обгладывали кости, ели пирожки с калиной, творогом, пили чай до седьмого пота.

Так же, тут:

http://www.bastanovo.ru/2012/08/pilot/

Сила веры
Атнагулов Р.М.

Эту интересную историю мне рассказала внучка родной сестры моего прадеда.

Сегодня она проживает в городе Кельн, Германия, она называет себя «последней из могикан», ей уже за 80 лет.

С ее слов, дело было в период 1930-х годов, не много не мало, перед второй мировой войной. Точную дату определить не представилось возможным. В то время, их семья переехала из села Бастаново Рязанской области на Кавказ.

Тогда, к ним из Бастаново приехала погостить, как получается, ее прабабка, и уже моя прапрабабка.

Поскольку, моя родственница была еще маленькой, она не смогла точно вспомнить ее имени, но по моим предположениям и исследованиям, подтвердившимся документально, это была Хабибжамал Абдулхайр кызы Клеблеева (фамилия по мужу, девичья фамилия устанавливается).

Была она уже в преклонных годах, и, как и многие татары села Бастаново была очень набожной старушкой.

Перед ее отъездом домой в село, они решили угостить ее пельменями, но никакого мяса, кроме свинины найти по каким-то причинам не смогли. Тогда, они решили сделать пельмени из свинины и, не сказав ей, наварили целую гору.

Когда Хабибжамал Абдулхайр кызы провожали, на перроне вокзала, кто-то из детей не выдержал и проболтался. Бабушка была очень огорчена и расстроена. Она сказала: «Я совершила очень тяжкий грех и должна умереть…»

Со слов моей дальней родственницы, бабушка Хабибжамал вернулась домой, в аул Бастаново, и спустя несколько дней умерла ночью во сне …