Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Если следовать размышлению, написанному выше о Кусяпкуле, то проведём аналогию с именем хана Кучука. Возможно, что имя сокращено и должно быть Кўч Кўль. В виду того, что имени есть буква «Ч», а не «С», то он не относился к табынцам. Скорее всего, он относился к хакасской языковой группе. Но, значение имени то же самое, что и у табынцев. Самый Сильный, но может и Обладающий Силой. Кўч (Сила) Кўль (Главный, Самый, Обладающий). К нему обращались башкиры за военной помощью и это подтверждает, что он обладал силой.

Всё же пытаемся дальше разобраться с именем Кўчўк. Есть у нас Сабай Кутлин. Также мы попытаемся разобраться далее с именем Кусяпкул.
У Сабая отец Кутла. Видимо, всё дело в окончаниях. Если бы был Кутлуг, то записали бы Сабай Кутлугов, а не Кутлин. Тогда, возможно, Кутла. Кутла и Кутлуг отличаются окончаниями. Но, корень слова один. Изучения историков орхоно-енисейской письменности основаны на допущениях и поэтому могут быть непонимание слов. Попробуем объединить все изучения историков. Мы имеем: Кутла – счастье., Кутлуғ – счастливый. Возможно, что Ишкутла – создающий счастье. Но это пока изучается.
По Кучук: Кўч – сила, Кўчўҡ – сильный. Тогда, у табынцев должно быть Көс и Көсөғ или похожее.
У табынцев окончание УҒ. В хакасской языковой группе УҠ.
Если следовать этому рассуждению, то Кусяпкул принимает вид по табынской языковой группе: Көс – сила, Көсөғ – сильный (сильнейший), Көсөғ Көль - Обладающий Силой. В хакасской группе языков местами Ч, у табынцев С и Ш. У табынцев Ш и С возможно почти равнозначны.
Также, в хакасской языковой грппе П, у табынцев Б. Буквы П не имеется у табынцев. Привнесено русскими писарями.

Продолжаем шлифовать имя Кусяпкул. Снова разложим имя на части. Кус - яп - кул. Напишем в древнетюркском стиле. Көс-Аб-Көль. Получаем: Сила - Охотник - Самый. Похоже, что расшифровали имя окончательно. Самый Сильный Охотник.

Кусяпкул. Имя раскладывается на три части - Кус - яп - кул. На древнетюркском Көс Аб Көль - Сильный - Охотник - Самый. Смысловое значение: Самый Сильный Охотник.
Калчир на древнетюркском Көль Чор - Главный вождь.
Ишкутла. Иш Кутла. Создающий счастье.
Кўчўҡ (Көсөғ) - Сильный.
Смагул. Сү Мағ Көль - Воин - Слава - Главный (Самый). Смысловое значение - Самый Славный Воин.
Байряс. Байар Аз - Богатый Малый. Смысловое значение пока непонятно.
Сабай. Саб - речь. Сабай - говорящий (оратор).
Юлук. Өльгы - доля, часть.
Кильмяк (Калмак). Көль Мағ - Славный Самый. Смысловое значение Самый Славный.
Кутла -Счасье.
Апас. Аб Аҙ - Охотник Малый. Смысловое значение - Малый Охотник.
Сазгул (деревня Сазгулова). Сү Аз Көль - Воин Малый Славный. Смысловое значение Малый Славный Воин. По современному - Славный солдат.
Суаш (Суас) который принимают за слова чуваш или за выражение "едящие воду". Сү Аз - Воин - Малый. Смысловое значение Малый Воин (Солдат по современному).
Мағаш (Магас). Мағ Аз - Славный Малый.
Слова буду дорабатываться дошлифовываться.

Разберёмся со словом чуваш. Подсказку нам даёт название города Чебоксары на чувашском языке Шупашкар. Слово относится к хакасской языковой группе. Присутствует буква П. Вода на древнетюркском СҮВ. В древнетюркской хакасской языковой группе ШУП (СУП)). Аш (Ас) - еда. Ашкар - едящие. Хакасская и табынская языковые группы отличаются. Табынская языковая группа по вероятности относится к орхоно- байкальской языковой группе. Чувашы возможно, относятся к алтайско-иртышской языковой группе.
Теперь мы чётко можем разделить слова шупаш (чуваш) у чувашей и сү аз у табынцев.

По деревне Кушык. Очень трудно было сопоставить название со смыслом. Но, когда расшифровано имя Кусяпкул, то становиться понятным возможное смысловое значение названия деревни. Кушык должно быть Көсөғ (Сильный). Если Кусяпкул (Көс Аб Кюль) имеет значение Самый Сильный Охотник, то Көс Аб Кюль сократили до Көсөғ. По алтайско-иртышской (хакасской) языковой группе Кўчўҡ. Тогда возникает вопрос. Почему произошло сокращение имени?
4) В метрических документах мечетей имеется, что мулла мечети деревни Юлуково записывается Юлуковым.
5) В своих записях человек из Юлуково упорно пишет Кусяпкол.
6) В шежере у Кузеева по Калчиру записан Кушбирде.
Проанализируем всё это.
Как известно КУЛ – раб. Древнетюркская письменность это подтверждает. Но, тамговая письменность показывает разное написание этих слов. Видимо слово КУЛ тщательно обходили потомки Көс Аб Кюль, внуки которого были священнослужителями. В персидком алфавите нет буквы Ө. Как обойти это, чтобы у их деда не было в имени окончания КУЛ (раб)? И чтобы у других людей не было такого окончания в имени. КӨЛЬ заменили на ГУЛ. Внуки Көс Аб Кюль, создавая шежере, заменили КУЛ на БИРДЕ. Видимо, первоначально заменили КУЛ на КОЛ. КОЛ связано с рукой у человека. Затем, КОЛ заменили на БИРДЕ. А БИРДЕ лучше подходит для смыслового значения. Такая игра слов.
Рахимьян, обходя это ограничение КУЛ, пишет КОЛ.
Так как мечеть была в деревне Юлуково, то священнослужители создали себе статус Юлуковский и писали так в метрических книгах. Поэтому Көс Аб Кюль был незаслуженно забыт и потомки приписали себя к Юлуковым.
Конечно, это моё предположение.

Изучение древних тюркских слов дало ещё один результат. Необходимо различать иртышскую (хакасскую) языковую группу и орхонскую языковую группу. Язык древних табынцев относится к орхонской группе, и он стоит особняком на Урале. По этой причине невозможно было определить слово Коварды. Теперь всё встаёт на свои места. Вокруг Урала, в древности, все говорили на иртышской, а табынцы на Урале, разговаривали на орхонской. На иртышской (хакасской) Кууарде будет бледноватый. На орхонской (табынской) кубардте будет возвышенный. По этой причине Коварды (Ҡауарҙе) будет Кубардте – возвышенный.
Ареал обитания иртышской группы огромен. Орхонская группа, только табынцы на Урале. Имеется в виду только российская территория. Часть орхонско-енисейской группы проникла в старое время и в Карелию. По этой причине и появились там названия Кемь (һем) - река и Лоухи (Ловх) – плохая, негодная. В основном, на запад шла иртышская языковая группа.
Легенда о Чингиз хане и табынцах (Майки Бий) имеет свою основу. Имеется в виду, что Чингиз хан дал землю табынцам на Урале. Древние табынцы по произношению слов, разговору, отличаются на Урале от других народов.
Венгры не орхонская группа, а иртышская и по этой причине они не могут быть родственны башкирам - табынцам.

Пока на заметку.
Река под названием Ай имеет смысл луна. Но может и не так называлась река? Может быть её почитали и называлась она Айа (Ая)? Может быть на реке жил человек Айа (Ая), почитаемый.
Есть теперь четыре слова Ай – луна, Ай – восходить, Ай – судить, Айа (Ая) – почитать.
Также поставим в память имя Айса. Тоже возникает вопрос. Правильно ли написание и произношение имени? Может быть его имя Ай Сү или Айа Сү? Айа Су в какой то мере созвучно с Иисус.
Если Ай Сү, то лунный воин. Если Айа Сү, то почитаемый воин.
Ай со значением судить не подходит по смыслу ни к реке, ни к воину. Это определение отбрасываем.
Следует разбираться.
Также на заметку. Есть имя Айназ. Нашёл в сагатайском (чагатайском) языке определение Ай назы. Ай луна. Назы прибыл. Сагатайский (Чагатайский). Возможно, Ай Назы – прибывающая луна.

Найдено значение хунгар. Значение – снежный. Вновь проанализируем венгров. Гаплогруппа венгров N1. На Иртыше гаплогруппа R1a и R1b. Следовательно, они не могут относится к иртышской группе. У табынцев гаплогруппа R1a и R1b. К табынцам венгры не относятся. Гаплогруппа N1 есть южнее Алтая. Преобладающее большинство. Хунгар, значение - снежные. Следовательно, возможно, жили в горах, где снег и холод. Грабили соседние племена и этим жили. Джунгары, возможно их родичи. Калмыки, потомки джунгаров, исповедуют буддизм. Не ламаизм. Следовательно, джунгары жили рядом с Тибетом или на Тибете (Тапут). У калмыков гаплогруппа N1. Делаем предполагаемый первоначальный вывод. Венгры родственны джунгарам и их прародина Тибет или рядом. И хунгары жили в Паннонии (Hungaria) во времена римской империи. Завоевали Паннонию в то время. Ещё в учебнике по истории, при изучении Римской империи, было написано, что у её границ появились гунны, которые нападали на римлян.
Табынцы обосновались на Урале в 12-м веке. Во времена Чингиз хана. Он даровал табынцам земли Урала. Разброс во времени огромный, в несколько веков.
И ещё. Хунну, хунгар, гунны, джунгар, зюнгар, возможно, эти названия одного и того же народа.
Дайчи, возможно, жили рядом с Тибетом, но не относились к хунгарам. И пошла завоёвывать Европу вместе с хунгарами, образовав Дойчланд (Deutschland). Римское название Германия.
Вероятно, таким же образом и булгары (иртышская языковая группа), с гаплогруппой R1a и R1b завоевала территорию нынешней Болгарии (Bulgaria).
Просто, скептически отношусь к теории западных учёных, о завоевании европейцами Урала и Сибири. Типа, европейцы принесли тёмным народам светоч знаний. Сейчас, они активно продвигают теорию, что фараоны были европейцами. Тогда, пусть объяснят, почему у израильтян многие древнетюркские слова. Арабы и египтяне на нём не говорят. Не в этом ли причина вражды между арабами и израильтянами. Ведь, для арабов, израильтяне пришлые. При тщательной расшифровке библейских имён, всплывут имена древних тюрков. Ранее приводил пример с древнетюркским словом Йоган.
Не следует принимать эту писанину за истину. Просто, размышления.
Пока такой вывод. В процессе изучения Калчировой волости, может ещё что-либо всплывёт.

Всплывает ещё один аспект. По исследованиям по ДНК, у фараонов древнего Египта гаплогруппа R1. Нигде не нашёл какая. R1a или R1b. У народов, населяющие те места гаплогруппа иная. Возникает предположение, что какая-то часть тюркского народа поработила древний Египет. Отсюда возникает предположение, что древние тюрки существовали ранее египетских пирамид. У иудеев, в настоящий момент трудно определить к какой гаплогруппе они относятся, так как они ведут свой род по материнской линии. А ДНК по отцовской линии даст невообразимый разброс. Единственно, по какому критерию их можно отнести к древним тюркам – их язык. Но это, просто размышления.
Писанину мою не стоит принимать за истину. Это поиски и размышления. Где-то подтверждается, где-то опровергается самим.

Теперь приступим к удмуртам и реке Кама.
Делаю обвязку вокруг табынцев, чтобы нарисовать общую картину. Чтобы легче было понять происхождение табынцев, разделить языковые группы. Иэ этой мутной картинки, может быть прояснится начальное местоположение табынцев. Пока, есть легенда о Чингиз хане и примерная прародина табынцев Орхон.
Тверские карелы считают, что они с Удмуртии. Возможно и так. Не будем мешать им так думать. Территория большая.
Река Кама. Название явно не татарское (булгарское) и не башкирское. На карте 1701 года у Ремезова, она отмечена как Камень. Видимо, отсюда Радишев и взял, что Кама и Кемь в Карелии означает Камень. Если послушать старинные песни удмуртов, то можно заметить, что самые старые песни имеют мотивы сибирских народов. Это даёт некоторую пищу к размышлению, что удмурты в древности пришли из Сибири. Откуда они пришли, не ясно. Попробуем пойти через единственную зацепку. Река Кама явно не татарское и не башкирское название. Тогда попробуем сопоставить название с сибирским названием реки Кемь. А также, с названием карельской реки Кемь. Кемь имеет значение hем – река. Пляшем с этой точки. Агидель также не башкирское название. Идель относится к иртышской (хакасской) языковой группе. Река Волга ранее называлась Идель. Табынцы, получив земли Урала от Чингиз хана в 12-м веке не меняли названия реки Агидель. Но снова вернёмся к реке Кама.
Река Кемь находится у Байкала на месте расположения сойотов. Если, будущие удмурты двинулись оттуда в древности и пришли к нынешнему местоположению, то реку, возможно, назвали Кемь. То есть, река. Название которой, при помощи русских писарей, трансформировалось в Кама. Ну, а Ремезов трансформировал на своих картах в Камень. Радищев, видимо также трансформировал Кемь и Кама в Камень. Он был на реке Кемь в Кемской волости и увидел, что она каменистая. У него произошла ассоциация со словом камень. А река Кама у него ассоциировалась с созвучным словом Кемь.
Видимо, часть сойотов (удмуртов) прошла ещё дальше до Карелии и там обосновались с другими древнетюркскими народами по общим названием карелы (хурал). То есть сборище народов. Можно предположить, что удмурты, байкало-енисейская языковая группа. Татары (булгары), иртышская (хакасская) языковая группа. Табынцы, байкало-орхонская языковая группа.
Возможно, что слово Рюрик трансформированное какое-то древнетюркское имя, а никак не скандинавское.
Написанное здесь, это предположение. Не принимать за истину.

Болты – исчез, погиб, пропал. Русское слово балда, возможно пропащий (поехавший крышей).
Араптан. Ар (Ер) - муж, герой. Аб - охотник. Танг – в данном случае, возможно рождение. Рождённый герой охотник. Пока предположение.

Возможно, что название реки Волга произошло от названия Булгар, которое сократилось до Булга и трансформировалось в Волга. В древности называлась Ра, но до впадения в Булгар. Возможно, что часть Камы также называлась Булгар, а по территории удмуртов Кемь.
Необходимо отходить временами от общепризнанной теории и рассматривать с другой точки зрения. Может найтись зерно истины. Перебирать варианты, а не слепо следовать по трудам учёных.

Дополнение.
Почему называлась Ра никто не объясняет. Но, видимо территории распределялись по самым сильным племенным образованиям. Древание Удмурты называли на своей территории һем (Кемь). Булгары называли просто Идель, другие племена называли её по названию народов булгар (Булгар). обозначая таким образом их территорию. С названием Ра посложнее. Можно предположить, что территория была урусов.
Всё это мысли и предположения. К истине не относятся.

Просматривается одна тонкость в речи у древнетюркских народов. У татар (булгар) имеются буквы Б и П. Указывает на иртышскую языковую группу. У башкир-табынцев буквы П нет. У древних чувашей С заменялось временами на Ш, и В заменялось на П. Хороший и чёткий пример слово СУВ -вода, который у древних чувашей ШУП. Какой-то народ на западе от Идель, вместо буквы Б, иногда говорил В. Возможно, этот неизвестный пока народ и называл булгар вулгарами и реку Идель называл Вулгар, подразумевая, что река течёт по территории где живут вулгары (булгары). Возможно, что этот народ жил на территории современной Владимирской области. Там имеется река Вольга.
По этим фонетическим различиям и следует искать древних табынцев в орхоно-енисейских письменах.

Пока один из вариантов имени Баимбет. Следует продолжить, чтобы определить точное значение имени.
Бай – богач.
Ийм с монгольского. Такой, подобный.
Бат с монгольского. Твёрдый, крепкий, прочный, надёжный.
Баимбет. Возможно Бай Ийм Бат.

Книга. Bang W. und Gabain A. von. Türkische Turfan-Texte.
Запись сделана из документов в Турфане. Сейчас городской округ в Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР.
Есть запись. ”Киши кўчи корасар йад кишикэ басытур”. Перевод. “Если лишить силы людей, они будут покорены иноземными людьми”.
Следует обратить внимание на слово «корасар». Вспомним корсаров (пиратов). Корасар (корсар) – покоритель.
Европейцы во весь голос будут визжать, что они принесли цивилизацию уйгурам в древности. Но, белолицые уйгуры не встречаются и на европейском не шпрехают и не спикают.
Европейцы пролетают, как фанера над Парижем. Как говорится, аля улю – гони гусей.

Язык табынцев сильно отличается от языка уйгуров. Но, документы следует просмотреть на наличие слов.

Ещё найдено значение ТАНГ -чудо.
Араптан. Ар (Ер) - муж, герой. Аб - охотник. Танг – в данном случае, возможно чудо. Чудесный герой охотник. Пока предположение.

Из книги по уйгурам. В. Г. Кондратьев. Грамматический строй языка памятников древнетюркской письменности VIII-XI вв. Книга, в основном, по уйгурской грамматике.
Чернь – нагорье с долинами, удобными для поселения.
Анун – желать. Выражает готовность совершить действие, преднамеренную подготовку к его совершению. Это у уйгуров. Следует искать слово Анус. Ударение на втором слоге. Как всё переплетено в истории. Возможно, что Анус (Йанус) имеет значение – желающий.
Кто же знал, что слово будет иметь совершенно другой смысл. Так же, как и Гей Люссак. Поистине, европейцы шарабахнутые на всю голову.
Тэгин - соизволить, удостоится. Тогда, Кюль Тегин – удостоенный славы.
Тапыг – служение. Проверить на табыг – служение. Разные народы могли по разному произносить это слово. И особенность у Табын, они служили у Чингиз хана и, возможно, за особые заслуги получили земли Урала. Возможно, что и табын производное от тапыг. Следует просмотреть книгу на окончания “ын”, “ин” и “инг”. Возможно, Тап (Таб) – служба. Тапын (табын) – служивые. По аналогии тайгын – лесной. Перебираем все возможные варианты. Даже фантастические.
Всплывает интересный момент. Чингиз хан распределял земли между своими сыновьями. А те, уже между своими сыновьями. Особняком стоит Майки бий. Он не хан, как сыновья и внуки Чингиз хана. Он бий. Больше не встретил в истории никого, кто бы получил земли не из семьи Чингиз хана. Территория очень большая, входит состав земель Чингизидов. Как бы косвенно подтверждается легенда о Майки Бие. Мог ли Майки бий помочь Чингиз хану бежать из табгачского плена? Или Майки бий родственник Чингиз хана? И, роды их разделились намного раньше их рождения. История об этом молчит.
Битиг – письмо, писанина.
Уз – искусный, мастер. Тогда, возможно, Узбек (Уз беғ) – искусный правитель. У табынцев есть имя Узбек. В шежере у Калчир-табынцев.
Аз – мало, небольшой.
Тай Бильге. Есть слово тай. Значения нет. Необходимо искать. Возможно, что Таиш, это Тай Иш – “Тай” Созидатель.
Ара – промежуток, середина.
Эр – быть.
Булар – столкновение.
Кўчлўг -великий. (Уйгурский).
Кутлуг – благословенный. (Уйгурский).
Öгўз – река.

Вульгарный. Возможно, что слово произошло от слова булгар. Прослеживается связь с произношением какого-то народа слова булгар = вулгар. Видимо, произошла ассоциация с действием грубый, невоспитанный как булгар (вулгар).
Просто мысль.

Имена.
Всё мучал вопрос. Почему имя пишут Юлук, а не Юлукай. Обратился за советом к человеку из Красноусольска. Объяснил это, что имена сокращали. Если это так, то имя будет Юлукай (Өльғай). Также объяснил, что у женщин к сокращённому имени прибавляли в конце имени букву А. Если Өльгы – доля, то Өльғай будет делящий.
А вот с женским именем, вообще интересно. Женское имя будет Өльга. Делящая. Сравните с русским именем Ольга.
Перейдём к другому слову. Ырка будет гадалка. Сравните с русским именем Ирка.

Перейдём к другому слову. Ырке – гадать. Ыркай – гадатель. Ырка гадалка. Сравните с русским именем Ирка.
Далее Ырынка. Гадающая. Русское имя Иринка. Европейское имя Ирэн.

Изучение и расшивровка имени Юлук дало неожиданный результат. Имена Олег и Ольга имеют древнетюркские корни. Также, расшифровалось имя Иринка. Финно-угорская теория рухнула окончательно. Так, кто куда шёл? Финны в Сибирь или древнетюркские народы шли в Европу? Теперь, есть небольшая зацепка, что русские, возможно сурусы. То есть перевод слова сурус означает ближайший родственник. И русские возможно зародились на территории будущего Великого Новгорода. И Рюрик, возможно, изменённое древнетюркское имя древних удмуртов или древних булгар..
Это мысль-предположение, а не утверждение. По этой причине, большинство географических названий до сих пор имеют тюркские названия. Если тщательно покопаться в древних названиях, то можно узнать значение Москва. Не то, что нам дают официальную версию, типа Москва, это Мост на реке Ква. Многие встречали в ревизских сказках имя Масков. Искать возможно, необходимо искать в китайских библиотеках. Они описывали и сохранили докумениы древности. У нас документы, возможно, уничтожили учёные европейцы-варвары и постарались изменить историю.
Половина Европы, потомки древнетюркских народов. Поэтому, утверждаю, не следуйте слепо за учёными. Проверяйте их труды. Народы на территории России имеют общего предка. А не какую-то там английскую обезъяну, которая скакала в то время по деревьям.

Вчера упал на кровать замертво. Уснул моментально. И снова сон. Армия древних тюрков приснилась. С копьями, с луками, на лошадях. Галдят, не разберёшь ничего. В прошлый раз был человек с луком. Разгадал Көс Аб Көль. Что в этот раз просят?

А. С. Аманжолов. История и теория древнетюркского письма. Алматы. Мектеп. 2003.
Енисейские памятники.
В первой строчке есть слово сңун (снгун). У Амаджолова в транслитерации записано saңun (сангун). Его перевод – военачальник. Но, воин должен быть су. Тогда должно быть сунгун. Возможно, что он записал на казахский лад или иное. Запомним это. Ищем дальше отличия.

Бин – я. Различие между уйгурами и енисейцами. Мен у уйгуров. Бин у енисейцев и орхонцев.
Кол – рука.
Алп – стрела. В другом месте Аманжолов переводит как слово герой.
Интересное слово алп - стрела. Алпы, возможно стрелы или стреловидный. Похоже на название гор Альпы.
Подтверждение, что в совершеннолетнем возрасте давалось второе имя находится на памятнике Кожээлиг-Хову.
Оғлам атим чубуч ынал ...та атим көмөл öгә. Моё детское имя Чубуч Ынал, … (после возмужания) моё имя – Кюмюль Оге.
Тенгри – небо. Подозрение, что почитали небо и в древних записях подразумевают не бог, а небо.
На заметку. Искать и сопоставлять Рюрик, Юрик, Йурык, Юрук, Йурук, Рурук, Тюрик, Тюрк, Тириг и т.д. и т.п.
Этимологический словарь русского языка Макса Васмера.
Юрик "корень дерева, вырванного бурей", олонецкое. Из карельского. juurikkа -дерево, вырванное с корнями, олонецкое – juurikko. Следует расспросить карел. Подозрение, что финны потомки древних тюрков, которые смешались со скандинавами.
Кадаш – родственник.
Чер-Чарык. Енисейские письмена.
Алп йурикинга атим пюлинга ачачима. С сердцем витязя, с … (?) меткого стрелка, с моими любезными родственниками (я разлучился). Следует разобраться. Присутствует слово йурикинга.

Подозрение на то, что племя Табын пришло с Орхона, то выборка сделана по орхонским памятникам. Среди них Муюн Чор из уйгуров, но запись сделана орхонской письменностью. Вновь изучаем эти памятники на соответствие с калчир-табынцами.
Орхонские.
Кюль тегин. Могилян (Бильге каган). Тоникук. Кули Чор. Онгинская запись. Муюн Чор.

Йагы – враг. (КТб., 34; Тон., 19; Мог.,26). В названии баба яга.
Йағыс – враг. (КТб., 12). Возможно, что буква А нёбная и за А следует У. Как в слове Кауарҙе. Тогда слово должно писаться Йауғыс.
Прочтение тамговой записи.
Сь Ы Ғ Й ЙҒЫСь Яғысь
Смотрим шежере Майки бия. Существует Яугыс. Очень интересное имя. Кому он был враг? Но, будем разбираться дальше. Имя неподходящее для человека.
Анығ – дурной, злой. (Тон., 34).
Үгүз – река. (КТб., 7; Тон., 18; Мог.,27). Пока на Урале не встретил названия речки или ручья Угуз (Огуз).
Сү. Войско. (Тон., 25).
Сүңүс – сражение, война (КТб., 15).
Алп – герой. (КЧ, 4; Мог., Ха 7; Онг., 3; КТм., 6; Тон., 10). Необходимо посмотреть у Амаджолова. У какого народа он взял алп (стрела). Может навести на след дайчи или хунгаров.
Оҡ – стрела (МЧ, 11; Мог., Хб 15; КТм., 12; Тон., 30).
Буква С в словах вместо Ш.
Кici – человек (Тон., 4; КТм., КЧ, 5).
Суб - вода (МЧ, 2; Оа., 4; Мог., 35, 40, XII; КТб., 11, 27; Тон., 27). У чувашей ШУП.
Анғар – здание. (Мог., Хб 14).
Барҡ – здание. дом (МЧ, 14,24; Мог., 2, 34; Мог., Хб 14).
Ағ – подъём. Возможно, Ағуу – сверху. Проверять надо это слово.
Йан – бок, сторона. Ус, уш, ыш следует искать значение. У римлян бог Янус с двумя сторонами. Возможно, что слово Янус, всё же древнетюркского происхождения. И древние тюрки шарахались по Европе во времена древнего мира. Латынь надо смотреть. Но, это далеко ухожу от калчир-табынцев.
Сүсi – отряд (Возможно военный отряд. Мог., Ха 1). Ну прям Сусанин.
Тай – жеребёнок (МЧ, 11). Спорное определение. Тамговая запись у Айдарова показывает Йт,
то есть, возможно, Йат. Но в самой строке памятника написано ТЙ (ТАЙ) Бь Ы Ль Г Е (Бильге).
У Айдарова следует проверять его тамговые записи. Сплошь ошибки в них. Написапо, то справа налево, то слева направо.
Есть особенность, у всех учёных историков изучающих орхоно-енисейские письмена. Во многих словах пишут букву О вместо У. Пример тому, слово Оғлы – сын. У всех сибирских, уральских, приволжских народов пишется Уғлы – сын. По этой причине следует корректировать слова с учётом произношения народов проживающих на территории России.
Ҡорған – крепость, укрепление (Мог., КТб., 48).

Топ – группа, кучка. Возможно русское слово топка, это топға (топҡа, тобға, тобка) – в кучу.
Сөз - слово. (КТ., 26).
Айғу – совет. Айғучи – советник. (Тон., 10, 21). Возможно, что имя Яугыс неверное. Возможно, правильное имя в шежере табынцев Айғучи (Айғузы). Не может человек, управляющий племенем называться Яугыс (Йағыс) врагом. А Айғузы (советник) имя подходит.
Но, ещё одно слово может подходить к имени Яугыс. Йағычи (Йағызы) (Тон., 50) – предводитель. Возможно, это слово попадает в самую точку смысла имени.
Сүсiн – войско (военный отряд). Расшифруем Иван Сусанин. Йоған Сүсiн – Крупный военный отряд.

Күң (кунг) – рабыня, служанка МЧ, 13, 33; КТб., 7, 13, 21).
Ағу – перевода нет. Название местности (Мог., 34; МЧ., 45).
Алтун йыш – золотая чернь, Алтайские горы (Мог., 27; Тон., 31, 32, 35, 37; КТб., 36).
Көгмен – сейчас Саянские горы. (Мог., 27; Тон., 23, 28; КТб., 17, 35).
Өтүкен – сейчас Хангайский хребет. (КТб., 3; Тон., 15, 17; МЧ., 2).
Өрпен – перевода нет. (Мог., 26). Аналогия: Ирпень, город рядом с Киевом.
Күлi Чор, вождь тардушского народа. (КЧ, 2, 5, 6, 8, 10, 11, 14, 18, 19, 22, 24).
Ҡарлуҡ – тюркский народ, живший между Алтаем и Иртышом.
Тат – припущенник, инородец (Мог., Хб 15; КТм., 12). Тогда, интересное слово ТАТАР. Смысловое значение припущенный, инородный. К казанским татарам это не относится, так как они булгары. Но, интересно, почему изменилось название с булгар на татар. Ведь булгары (татары) жили на своём месте с древности. Или же, большая часть какого-то народа была припущена булгарами на свою территорию. И вполне возможно, что произошло это во времена Чингиз хана. Судя по названию, припустили их добровольно.
Ещё найдены значения слова АЛП.
Алп – великан, герой, силач. (КЧ, 4; Мог., Ха 7; Онг., 3; Оа., 3; КТм., 6; Тон., 10, 18, 21, 29; ).
Снова слово Йан.
Йан – бок, сторона.
Йан – возвращаться (МЧ, 5, 6; КТб., 21; Тон., 28, 29)
Просмотреть слова оканчивающиеся на ЫШ, ИС, УШ, УС. Возможно, что значение Йаныш (Яныш) - возвращающийся или возвращающий. Возможно, что у Айдарова написано неверно. Йан, возможно – возврат.
СҮҢҮС, СҮҢҮШ - сражение. СҮ – воин. СҮҒ – война, СҮҢҮШ (СҮҢҮС) – сражение.
Со словом Януш, Янус, пока в ступоре. Возможно, что аффиксы -УС\-ҮС, -УШ\-ҮШ у других народов преобразованы в ИС\-ЫС, -ИШ\-ЫШ.
Но, нашлись аффиксы глаголов.
Взаимно-совместный залог в языке надписей выражает:
а) действие, совершаемое между двумя субъектами, между двумя группами субъектов;
б) действие, совершающиеся между двумя или несколькими субъектами.
Образуется прибавлением к основе глагола аффиксов -ЫШ\-ИШ, -УШ\-ҮШ, -УС\-ҮС, -Ш\-С.
Аффиксы -УС\-ҮС, -УШ\-ҮШ образуют существитольные, обозначающие процесс:
Следовательно, Йан – это глагол, и имеет значение возвращать. Тогда, Яныш будет иметь значение – возвращаться. Следует подобрать более точный смысл.
Если Йан – сторона и действие происходит между двумя субъектами, то Йанус (Янус) – двухсторонний. Тогда, получился неожиданный результат. Бог Янус у древних римлян, древнетюркского происхождения.
Языковые отличия у Айдарова на странице 132.

Попытка расшифровки слова ТАБЫН.
Из книги В. Г. Кондратьева узнали, что у уйгуров имеется слово Тапыг, имеющее значение – служение. Возможно, что это слово производное от слова ТАП – служба. У табынцев нет буквы П, следовательно, у табынцев будет ТАБ – служба.
Смотрим образование глаголов у древних тюрков. Среди них возвратный залог.
В русском языке, глагол отвечает на вопрос что делать, что сделать.
Выписка из книги Айдарова.
Возвратный залог в языке надписей выражает, что действие субъекта направлено на себя или субъект подвергается действию извне. Образуется при помощи аффиксов -ын\iн, -н, иногда -л.
Разделим слово ТАБЫН на корень слова и аффикс. Таб ын. Вместе будет – табын.
Если, как предполагаю, ТАБ – служба, то табын – служить.
Пока это, как один из вариантов расшифровки. Необходимо продолжать поиски для нахождения возможного правильного смысла.