Деревня Юлуково, Сабаево, Коварды. Карты с 1755 года по 1800 год. Бесплатные.

Опубликовано Шагиев - пт, 09/25/2020 - 08:25

Деревня Юлуково до Пугачёвского восстания называлась Апас. Рядом деревня Сабаево ранее называлась Таус. В книге у Асфандиярова утверждается, что деревня Сабаево была названа именем Сабая Кутлина. С этим нельзя поспорить. Так оно и есть. После восстания, деревни связанные с бунтом, были уничтожены или переименованы. Сабай Кутлин был участником Пугачёвского восстания и участником польского похода 1771-1773 годов. Был помилован. До восстания он был волостным старшиной Кальчир - Табынской волости. Переименование деревень происходило после восстания 1773-1775 годов. Следовательно, до 1775 года Сабаево называлось Таус. Юлуково - Апас. Переименование было сделано, чтобы уничтожить память о бунте. Как утверждается в книге Асфандиярова, Юлуково основал Юлык бабай (Юльге). На этом сайте приводится выдержка из его книги по деревне Юлуково. Действительно, человек с почти таким именем проживал в деревне Апас. Только имя его было Юлукай. Возможно, его сын Нурдевлет Юлукаев и его внук Кусяш Нурдевлетов были участниками польского похода. Если посмотреть на карту за 1755 год, то будет видно следующее. В реку Белую впадает Зилим. Там где указано Таусепа впадает речка без названия. Это речка Мендим. Ниже по течению находится Апасепа. Сейчас Юлуково. Карта чёткая и сомнений, что прочитано неправильно - нет. Через эти деревни проходила дорога из Табынска в Зилим. Сейчас Красный Зилим. В деревне Зилим находилась государственная канцелярия. Карта находится на сайте РГО. https://geoportal.rgo.ru/record/5399 Отсюда следует вывод, что деревню с современным названием Юлуково, вероятно основал некий Апас. А Сабаево - некий Таус. Теперь информация по Коварды. Было произведено лингвистическое исследование этого слова. Это слово очень распространено в Сибири, Европе и Ближнем Востоке. Была предпринята поездка на Алтай для установления значений некоторых слов. Позже я опишу произведённое исследование. Вкратце. Слово Коварды переводится с древнего тюркского как "бледный".
Карты на сайте РГО высокого разрешения. Бесплатные.
Генеральная карта Уфимской провинции Башкирии. https://geoportal.rgo.ru/record/5399
Карта Уфимского наместничества. https://geoportal.rgo.ru/record/6017
Карта Оренбургской губернии из 10 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/5969
Карта Уфимского наместничества, состоящая из 2 областей, разделённая на 12 уездов. https://geoportal.rgo.ru/record/6063
Карта Красильникова. ГЕНЕРАЛЬНАЯ КАРТА УФИМСКОЙ ПРОВИНЦИИ И БАШКИРИИ. https://www.prlib.ru/item/976461
Карта 1802 года. http://retromap.ru/1418023_z8_54.314386,56.673889

Предварительное сопоставление. Чикилга (Чакилга) - возможно река на Яндекс карте Читлы. Впадает в Кузелга. Между Заитово и Мустафино. Остальные названия пока мне непонятны.
От устья Чакилга до вершины Кузилга. по правую сторону. Если правильно понял, то это не в сторону Аккуль. На карте озеро Белое.

"а имянно: от устья Чакилга до вершины речки Кузилги по правую сторону, а от вершины Кузилги на колок Чат-бюляк, а от колку Чат-бюляку на Иркаби-бюляк, а от того колка на Аю-бюляк, а от него на Ташлы- бюляк. а от Ташлы-бюляку на Четлеуков лес, а от Четлеука лесу до устья вышеписанной речки Чикилги.".
Пока непонятно, что такое "колок" и "бюляк".
Четлеуков лес. Если это ореховый лес, то их может быть много. И в каждой местности может быть свой Четлеук лек, где жители собирали лесные орехи.

Но, далее описано озеро Аккуль. И до реки Белой.
Следовательно, территория находится от современных речек Кузьелга (исток) до устья Читлы (впадает в Кузелгу). И всё это в сторону реки Белой, захватывая Аккуль.
С лесом Четлеук, что то не сходится. Вновь перечитать донесение, в котором разбирался ранее.

Сын прислал сообщение, что на канале ТВ Центр, 3 ноября будут показывать документальный фильм об Анатолии Быкове. В 23.05 по московскому времени. Сын играет роль Анатолия Быкова. Надо посмотреть. Прислал фотографии со съёмок фильма. Он на фотографиях настоящий бандит из девяностых.

Был в жизни эпизод связанный со съёмками фильма. Лет пять назад я уехал из города в глухую деревушку. То есть убежал от шума городского. Дело было глубокой осенью. Пробыл там полгода. В тишине хорошо работать. Никто не мешает. Интернета нет. Чтобы позвонить, то надо отойти от избушки метров 300. Людей, кроме меня никого нет. Установил там два компьютера и ноутбук для работы. Поставил камеру на улице. На дрова разбирал старый заброшенный сарай на другом конце деревни. Протоптал к этому сараю по снегу приличную тропинку. Однажды посмотрел в окошко. Волки по огороду шастают. Хотя егеря осенью отстреливали их. Раз в два месяца ездил за продуктами в магазин в город. Насчёт хлеба не переживал. Сухарей было две бочки. Дорогу к деревне сельсовет и фермер из соседней деревни прикатали.
В феврале месяце мне сообщили, что в деревне будут съёмки фильма. Продолжительность - четыре дня.
Приехал режиссёр. Осмотрел деревню. Спросили - хочу ли сниматься в фильме. Ответил - нет.
После приехала съёмочная группа и актёры. Я поехал домой на четыре дня.
Через несколько дней приехал. Никого нет. Все уехали. Снова тишина. Но меня ожидал сюрприз. Когда пошёл за дровами, то увидел, что тропинку к дровам всю обгадили. Под туалет приспособили. Долго матерился, протаптываю в снегу по колено новую стометровую тропинку.
Так и прожил всю зиму один. Никто не мешает. Не трындит - иди поешь. Сварил кастрюлю баланды и целые сутки питаешься. Лепота.

Современные метки.
Утеймулино. Курмантау. Железная дорога. На Яндекс карте стоят метки 84 и 87 км до Уфы.
Старые метки.
Лес Чечлеук. Аккуль.
По документу, поехали в Уфу перед закатом. Приехали ночью, под утро. В пути примерно 10 часов. Лошадь простым ходом идёт также, как и человек. Следовательно шли рысью. Но лошадь также устаёт. Переходили на шаг. В документе не указано об остановках в обратную сторону. Была глубокая осень. Лошади должны идти быстрее, в виду, что они хотели быстрее попасть домой.
Надо сопоставить все физические и психологические данные. Пока не сходятся скорости. Не указано, где переходили реку Белая. Пока не известно мне, был ли у Уфы мост через реку Белая. Много неизвестных переменных. У Курмантау есть возвышенность. Караульная гора. Но в документе указано, что Кальчир рядом с Караульной горой. Но Курмантау территория Кесе-Табын. Калсер-Табын далее. Следовательно у другой Караульной горы, которая должна находиться в Калсер-Табын.

Легенда о лошадях на соревнованиях по бегу на марафонскую дистанцию.
Решили устроить соревнования по марафону. Было решено, что часы с началом старта марафона повезут на лошади. Марафонцы побежали. Часы повезли на лошади рысью. В процессе бега, марафонцы обогнали лошадь и пришли к финишу быстрее лошади. Следующие соревнования устроили по другому. На всём протяжении дистанции стояли всадники на лошадях. И передавали друг другу часы. Так они пришли быстрее марафонцев.
Вот это расстояние в 80 км в документе меня и беспокоит. И эксперимент не могу уже сделать. Свалюсь с лошади быстрее, чем лошадь пройдёт это расстояние.

Табынская волость:
Килмекей Уразбетев (Уранымбетев).
Его дети:
Келчюра.
Медияр.
Смаил. (О самом Смаиле Килмекееве не сказано). Написано о его детях.

По годам не совпадают.
Согласно документу за 1663 год, деревня Калсер уже была. А вышеперечисленные лица фигурируют в документе за 1730 год. Разница в 67 лет.
По Караульным горам. Рядом с Курмантау. Рядом с Таш Асты. И пока не подтверждено, у Юлуково. Получился треугольник. Курмантау отпадает, так как уехали на встречу с Кучуком и не было три дня. Так как, лес Чечлеук недалеко от Курмантау, то весь отряд мог прибыть лично на встречу, а не отправлять людей на три дня. Но если бы хан Кучук Аблаев сын должен был быть на горе Магаш, то весь отряд подошёл бы ближе к ней по горизонтали. На более близкое расстояние. Курмантау находится на близком расстоянии по горизонтали от Таш Асты. Возможно, там следует искать местоположение деревни Калсер. Также, по ревизским сказкам есть смутные совпадения.

У меня к сожалению нет комментариев к тому, как д.Кальчир в 1802-ом году оказался почти у р.Уршак, и тому, что описано в истории Кальчир- Бураново, составленной библиотекарем этой деревни.

Спасибо Нил за предоставленную информацию.
По старой привычке мы приучены были принимать любую информацию. Даже самые фантастические. И после обрабатывали и просчитывали их. Поэтому, вашу информацию также буду просчитывать. Нельзя отвергать приходящую информацию. У Асфандиярва есть указание на Кальчир-Бураново, что она раньше была Тимербаева. Всё буду проверять и перепроверять.

Почему написано, что необходимо принимать любую информацию. Каждая информация ценна. Некоторые отвергают информацию, которую им дают, сразу считая её неверной. Так делать нельзя.
Представим, что пришла информация, что прилетели люди с птичьими головами и разговаривали с ханом Кучуком. Было холодно и всё вокруг было белое. Ключевые слова, которые подействуют психологически - "прилетели люди с птичьими головами". Один человек услышав эти слова, сразу отвергнет эту информацию. Другой внимательно заслушает, запишет и начнёт проверять. Сделает вывод, что у Кучук хана была какая то встреча. Начнёт проверять и возможно откроет факты какой то встречи и была она возможно зимой.
Поэтому нельзя отбрасывать никакую информацию. Возможно она приведёт к какому то событию.
Такую информацию складываю в отдельное место и по мере накопления и обработки данных выявляются события.
Взять для примера оперу Модеста Мусоргского "Борис Годунов", по трагедии А. С. Пушкина. Когда блаженный (юродивый) Николай говорит свои речи. Его информация ценна тем, что он говорит факты иносказательно, но иногда прямо без умысла. На Руси считалось, что блаженные (юродивые) близкие к богу. Их жалели, кормили. Не считали их дураками, как делается в современном мире.
В истории то же самое. Все легенды необходимо выслушивать, сопоставлять и проверять.
Написал это не для того, чтобы кого то обидеть, а для того, чтобы человек принимал любую информацию к сведению.
Так меня приучили.

Пока предположения.
В документе 1663 года упоминается деревня Кальчир. Ногайская дорога. МИБ 1. Страницы 167 – 169.
1703 год. У Асфандиярова. Деревня Кальчир. Запись “на Смайле Кулакаеве” возможно означает Смаил Кулукаев – глава деревни Кальчир. Возможно, деревня Кальчир на речке Смаил, где глава деревни Кулукай. Пока неясно. Нет дополнительных данных. Но есть дополнительная запись у Асфандиярова. 1665 год. Деревня Емякова на Смайле. На карте 1737 года указана деревня Емекеева на ручье Смаил.
Документ предоставленный Нил. 1747 год. По документу можно предположить, что деревня Кальчир-Бураново создана в 1747 году. В 1758 году была сделана копия документа согласно гербовой печати. В конце копии есть запись: “Подлинную запись обратно к себе взял дрвни Бурановой башкирец Ремгул Сеитов в том и тамгу свою приложил.”.
У деревни Бурановой нет приставки Кальчир. Когда появилась приставка – неизвестно. Но пока предполагаем, что приставка указывает на Бурана из рода Калсер.
Далее. Карта 1802 года. Показана деревня Кальчир. Без приставки Бураново. Логика подсказывает, что это и есть Кальчир-Бураново. Были ли это две деревни и позже слились.
Документ 1747 года не указывает, что в то время была деревня Кальчир. Указано, что людей поселили из Кальчировой волости.
Далее. Скан из книги библиотекаря из деревни Кальчир-Бураново, предоставленный Нил.
Библиотекарь переводит слово Кальчир - очень красивый. Другой человек прислал мне значение слова Кальчир – раб божий. Мои предположения, что значение этого слова никто не знает. Пока не изучал древние сибирские записи. Может быть и встретится там значение слова. Бог на древнем языке – Тенгри. Раб божий на арабском – Абд Алла. До кучи напишу. Встречается имя в Башкирии – Тансылу. Тансылу с древнего языка - прекрасная как утренняя заря.
Что извлёк пока ценного из скана. Пока, подтверждение незнания слова Кальчир.
Но продолжим разбираться.
Мне непонятно то, что в книге библиотекаря указана ревизия 1795 года. Почему то, многие ссылаются на эту ревизию, а самих ревизий нет. В публикациях историков указано, что башкир начали переписывать с 1811 года. В переписи 1811 года записаны только татары, перешедшие из деревень Чумбилей и Миндяны (если я правильно прочитал).
Также написано, что Януш Буранов жил в деревне с 1734 года. Но документ о припуске показывает основание деревни 1747 год. Просмотрев ревизские сказки по Кальчир-Бураново, обнаружил одну сказку без указания года. Записан Яуш Буранов. В одной колонке 78 лет и зачёркнуто 62. В другой колонке 82 года. Разница в 4 года. Между переписями 1812 года 1816 года – разница 4 года. Если от 1816 года вычесть 82, то получится 1734. Этот год рождения и указан в книге библиотекаря. Посмотрим, почему зачёркнуто число 62. Если вычесть из 1812 число 1795, то имеем 17. Следовательно, 62 года было Яушу Буранову в 1795 году. И он не был вписан в документ о припуске 1747 года, в виду того, что ему было на тот момент 13 лет. Был несовершеннолетним. Отсюда следует, что Яуш Буранов жил в Кальчир-Бураново с 1747 года.
Возможно, что деревня Калсер, Кальчировой волости существовала до 1747 года. И после восстания жителей выселили на поселение в другие места. Если судить по списку в припуске, предоставленным Нил, то выселяли из разных мест родственников участников бунта. Документ косвенно указывает на активных участников бунта.
Что мы пока имеем.
1) 1663 год. Деревня Кальчир.
2) 1703 год. Деревня Кальчир.
3) 1747 год. Припуск.
4) 1758 год. Буранова
5) 1802 год. Карта. Кальчир.
6) 1811 год. Ревизия. Калчирбуранова.
Позиции 1 и 2 пока в тумане. Но, по документам предполагается, что они не относятся к Кальчир-Бураново.
По документам Сабай Кутлин вернулся в деревню Таусево Калчировой волости. Переименованную позже в Сабаево.
В ревизии за 1816 год указано, что Ишменей Ишпаров переселился в деревню Сабаево. Что указывает на связь Кальчир-Бураново и Сабаево.

Ключевой момент пока у нас 1747 год.
Посмотрим на деревню Таишево. На карте 1737 года, на устье неизвестной речки (по всей вероятности Имендяш), на другой стороне реки Зилим, находится деревня Смаилова. На данном месте, сейчас находится Таишево.

Выписываем названия с карты 1737 года.
Речка, но вероятно это Кузелга. На ней две деревни. Одно название прочитать не могу. Находится в верховье речки. Другая деревня Бе?ева. Через эту деревню идёт дорога на Уфу.
Через реку Белая (Агидель) находится деревня Бурлы.
К реке Зилим находится Мрясева.
На месте современного Таишево находится Смаилова.
Есть подозрение, что это и есть приблизительное место, где была деревня Калсер (Кальчир).
1665 год. Деревня Емякова на Смайле.
1703 год. У Асфандиярова. Деревня Кальчир. Запись “на Смайле Кулакаеве”.
Так как нет оригинала записей, то приходиться бегать с бубном.

Попытаемся понять.
Между записями 38 лет.
7137 (1665) году апреля в четверг по указу великого государя Роман Серогеев сын Трусов взял в казну великого государя Ногайской дороги с деревни Емяковой с башкирцев на Смайле с товарищи по 8 денег принел Афанасий Нефедин…
1665 год. Деревня Емякова на Смайле. Возможно, это деревня Емекеева на речке Смаил.
Пока никаких вариантов не вижу.

1703 году 4 генваря по указу великого государя уфинец Осип Васильев сын Лопатин взял в казну великого государя подымных денег деревни Кальчир на Смайле Кулакаеве с 30 дворов по 8 денег на нынешний 1703 год и те деньги принял целовальник Иван Бусыгин.
1703 год. Деревня Кальчир на Смайле Кулакаеве.
Возможно, деревня Кальчир рядом с деревней Смаилова и руководил деревней Смаилово Смаил сын Кулукая.
Карта 1737 года. Карта делалась примерно лет пять. Предполагаем, что данные на карте за 1732 год. Разница в 29 - 34 года. Смаил Кулукаев в 1703 году был главным в деревне. В 1732 -1737 годах был на пределе возможного возраста. При смене главы деревни, название деревни менялось.
В записи купчей на землю 1750 года, есть запись, что Таиш Иткинин (возможно Ишкинин) был старшиной. Возможно, что ранее этого срока и произошло смена названия деревни со Смаилова на Таишева.
Имендяшево образовалось в 1750 году. И была до этого момента, территорией Кесе-Табын. По деревне Калчир нигде не указаны другие метки, кроме Смайл Кулакаев в документе за 1703 год и Караульной горы в документе за 1663 год. Промежуток между документами 60 лет. Поэтому, возможно, деревня Кальчир находилась далее Смаилова (Таишево) в горах. Не могу вспомнить публикацию, где указано, что Таиш Иткинин пришёл с гор. Деревня называлась Ишкина (Ишкинина). И она находилась недалеко Уклы-Кая. Может быть, это был чей то домысел.

Выписываем названия с карты 1755 года.
Р. Кузелга. На ней деревня Бементева (Бекентева).
Рядом, речка без названия. На ней деревни Нугадасъ (Нугадакъ) и Унгаръ.
Через реку Белая (Агидель) деревня Курмантавъ (Курмантау).
Вдоль речки без названия деревня Бурлы.
Затем дорога на деревню Ачино.
Затем дорога идёт через деревню Муразова через реку Зилим на деревни Таусева и Апасева.
От Ачино нет дороги на деревню Мрясево.
На устье речки Юрмашъ находится деревня Аднагулова.
Рядом речки Кындырли, Узагашъ, Авы.
Пока копаю, сравниваю, осмысливаю. Может всё изменится с приходом новых фактов.

По деревне Калчир нигде не указаны другие метки, кроме Смайл Кулакаев в документе за 1703 год и Караульной горы в документе за 1663 год. Промежуток между документами 40 лет.

В книге библиотекаря из Кальчир-Бураново встретилось имя Яныш.
Может ли, кто-либо сказать. Что означает имя Яныш, Яуш. Ведь это имя не встречается в Сибири. Оно преобладало только на Урале и близлежащих территориях. А также в Венгрии – Януш. В Польше – Янек.
Чтобы попробовать узнать его значение, нам необходимо вернуться в прошлое, во времена Римской империи. Во времена Атиллы.
У римлян был бог. Который назывался Янус. Двуликий Янус. В современном мире он отождествляется со лживым человеком. Но в те времена он был богом времени. Одним лицом он смотрел в прошлое. Другим лицом смотрел в будущее.
Воины Атиллы слышали, что Янус бог. И давали своим детям имя бога. Но трансформировали в Януш. Когда распалось царство Атиллы в Паннонии (современная Венгрия), то многие воины вернулись домой. Почему же тогда это имя не встречается в Сибири. А только на Урале. Возможно, что войско Атиллы было с Урала и Волги. Волгу во всех источниках называли Итиль. Но, возможно, это трансформация слова Идель. И когда воины Атиллы вернулись на Урал, то они продолжали давать имя Януш своим детям. В дальнейшем имя трансформировалось в Яныш, Яуш.
Это предположение.

Спасибо Загит за вашу версию объяснения имени Яныш. Вашу версию уже читал на просторах интернета.
Во времена Брежнева, в дружественной нам стране Венгрии, был руководитель компартии Венгрии Янош Кадар. Читая книги тех времён венгерских писателей, встречал имена Януш. Когда учился в училище и был на практике, то на автобусах Икарус, мне встречались таблички в салоне автобуса “Made in Hungaria”. В советское время продавались венгерские мотоциклы Pannonia.
Но автобусы и мотоциклы не имеют отношения к имени Януш. Просто они отображают, что эти названия привязаны к Венгрии. В русском языке слово Hungar трансформировалось в венгр. В английском языке стало означать “трус”. Многие исследователи привязывают это слово к сибирскому народу хунну. И ещё есть аналогичный народ этому слову, народ хунгру, которые прошли современный Казахстан и нападали на Урал в недалёком прошлом. Имя трансформировалось в джунгары. Также есть понятие финно-угорский народ. Все трактуют это понятие по своему. Западные историки утверждают (и некоторые наши), что народы России и Сибири пришли из Европы. Но никто не указывает, что встречаются древние тюркские названия вплоть до Финляндии. Если взять современную карту (тот же самый Яндекс) и посмотреть названия, то мы встретим там названия Елань. И реку Кемь в Карелии. Река Кемь была в старые времена в Сибири. Можно изучить историю реки Енисей. Так кто куда шёл?
До нашествия Чингиз хана, на Урале было язычество. Следовательно, ислам на Урале молодой.
Если читать записи мечетей, то мы можем заметить, что они записаны в персидском стиле написания. И встречаются буквосочетания “дж”. Которое башкиры упорно произносят как “ҙ”.
Следовательно, буквосочетание “дж” чуждо башкирскому народу. И пришло оно вместе с исламом. Ведь башкиры не пишут и не называют детей Ҙаныш. Или например посмотрим на имя Зиганша. В записях мечетей, это имя пишется как Джиганша. Но башкиры пишут Зиганша. Почему у венгров нет этого буквосочетания. Ведь они об исламе тогда и не слышали. Тем более персидский вариант. И называли детей Янош, Януш, Яныш.
Можно принять во внимание ваше объяснение слова Яныш. Но оно научно не обосновано. Это только предположение. Также, как и моё предположение о римской версии.

Попробуем разобраться с именем Калсер.
Первоначально мы возьмём и рассмотрим книгу:
И. А. Батманов.
Язык енисейских памятников древнетюркской письменности.
Издательство Академии наук Киргизской ССР.
Фрунзе – 1959.
Пока рассмотрим бегло, без глубокого анализа.
Мы находим слова: Кул и Кол.
Слово “Кул” в его книге означает раб с древнего тюркского. Но слово “Кол” означает просить.
Пока просто запомним эти слова.
Находим слово Чур. У него написано.
“Чур – составная часть многих имён и названий титула”.
Также выпишем ещё его пояснение этого слова.
Чур – название одного из высоких титулов, сановник.
Есть ещё пояснение у него.
ЧУР = чур (титул, в составе собств. Имен.).
Выпишем слово “сериг” – жёлтый, блестящий (о золоте).
Также выпишем ещё одно слово. Чериг – войско.
Думаю, что пока хватит для размышления.
Начнём со слова Кул и будем подставлять другие слова.
Кул Чур. Кул Сериг. Кул Чериг.
Кул Чур – Раб сановник или титулованный раб. Есть ли смысл. Думаю, что смысла нет.
Кул сериг – Желтый, блестящий раб. Иносказательно – золотой раб. Есть ли смысл. Думаю, что смысла нет.
Кул Чериг – войсковой (военный раб), пленник. Есть ли смысл для имени. Думаю, что смысла нет.
Теперь другое слово.
Кол Чур – просящий титул. Если иносказательно, то может получить титул или будущий сановник. Есть ли смысл. Думаю, что смысл какой то есть.
Кол Сериг – Желтый, блестящий просящий.
Кол Чериг – войсковой просящий.
По моему мнению, больше подходит Кол Чур.
Надо изучить другие источники, чтобы полнее определить значение имени Калсер.

Г. Айдаров.
Язык орхонских памятников древнетюркской письменности 8 века.
Алма-ата - 1971
Кyлi чор – мужское имя.
Этой книге найдено имя Кyлi чор.
Что оно означает - пока неизвестно. Но теперь нам известно как оно правильно произносится.
Лист 1.

Теперь скан другой страницы. Здесь указаны памятники, где встречается слово Кyлi чор.
Но также есть слово Кyлiг – знаменитый, славный, именитый. Возможно, это и есть начальное слово в имени. Но, пока неизвестно.

Смотрим книгу:
С. Е. Малов.
Енисейская письменность тюрков. Тексты и переводы. Издательство Академии наук СССР.
Москва – Ленинград. 1952.
В его книге слово “кюл” даётся как имя. Кюлюг – именитый.
Слово “Чур” не объясняется.
Но делаем поправку на то, что учёные изучали древний язык с точки зрения разных диалектов.