Конец XVIII - начало XIX веков отмечены появлением на тер-ритории нынешней Оренбургской области крупных групп татарских переселенцев из числа носителей западного (мишарского) диалекта. В 1787 году служилыми татарами Буинской и Тагаевской округ Симбирского наместничества на левом берегу Сакмары, между Пречистенской крепостью и Никитинским редутом была основана деревня Аблязова (ныне Саракташского района), которая получила свое название по имени возможного инициатора переселения Абляза Мустафина (1725-1785). К сожалению, составители ревизской сказки, говоря об их причислении в 1787 и 1790 годах, не указывают из каких именно населенных пунктов прибыли мишары. Понятно только, что проживали они в пределах нынешнего Дрожжановского района Республики Татарстан, в частности в селе Большая Акса и, возможно, Татарские Шатрашаны, Старое Шаймурзино, Старые Ишли и Старое Дрожжаное. Всего к 1795 году в деревне Аблязовой обосновались 98 служилых татарина[3]. По указу Оренбургской казенной палаты в 1815 году к ним были причислены еще 6 человек из нынешнего села Старое Дрожжаное. Соответственно, к 1816 году население Аблязовой составляло 137 жителей[4].
[3] ГАОО. Ф. 98. Оп. 2. Д. 3. Л. 237-242об.
[4] Там же. Д. 29. Л. 183-191
По нашему мнению, дело заключается в том, что социально-экономическое положение крестьянства определялось не только размерами сельскохозяйственных угодий. Подавляющее большинство переселенцев из Буинского и Спасского уездов были служилыми татарами. Ежегодно они отправлялись за сотни верст от родного дома на заготовку и вывоз леса для строительства русского флота. Такая работа были сопряжена с высоким уровнем травматизма, огромными физическими и материальными затратами, которые постепенно подрывали крестьянское хозяйство. По-видимому, переход служилых татар в отдаленную Оренбургскую губернию как раз и объясняется стремлением избавиться от этой тяжелой повинности. Примечательно, что на новом месте татарские переселенцы в массовом порядке подавали прошения о причислении их в Оренбургское казачье войско[1]. Некоторым из них, например жителям деревни Аблязовой, удалось изменить свою сословную принадлежность и навсегда освободиться от лашманства. Другие получили отказ, как это было со служилыми татарами деревень Бикуловой, Мулюковой, Башировой, Имангуловой, Усмановой, Абдуловой, Белогорской, Иртецких вершин.
[1] ГАОО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 483. Л. 7-7об, 9-15; Оп. 10. Д. 3471. Л. 48-48об, 53.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии
Здравствуйте! Интересует
Здравствуйте! Интересует информация о мечети в селе Аблязово (когда была построена и разрушена, служители), а также о казачьем войске. Где можно узнать об этом?
Аблязово
Немного изучал этот нас.пункт
если интересуют документы по мечети пишите ural.khasyanov@yandex.ru