Дуван-Мечетлино (Абдеево)

       В 1795 г. из 24 дуванских деревень 8 имели почти одина­ковое количество жителей (90-100 человек). Среди последних была д. Дуван-Мечетлино (Абдеево) из 25 дворов (столько имели 5 селений), где проживало 92 человека. Дальнейшее развитие деревни видно в следующих цифрах. В 1816 г. было 357, в 1834 г. - 482, в 1859 г. - 704, в 1920 г. - 995 человек. Количество дворов учтено соответственно 32, 88, 130, 175. В 1816 г. в 11 дворах из 32-х учтено 9 семей, где глава имел две жены, и 2 семьи, где у главы было три жены.

       Согласно шежере, возникновение дуванских населенных пунктов связывается с именами потомков Батыра и Карамыша. У сына Батыра Утямыша было 3 сына, один из которых по имени Сарбулат основал дд. Старомещерово и Новомещерово, а другой (Сырбулат) - д. Яныбаево (ныне Белокатайского района).

       Сын Карамыша Сунселей, его - Акбулат, его - Ураз, его - Кылысбай, потомки Кылысбая составляли 12-13 колен. В одном издании говорится об основании д. Дуван-Мечетлино Кылысбаем, в другом - Акбулатом, в третьем - «в родословной сказано, что деревня была основана Батыром и Карамышем». Исходя из того, что шежере охватывает около 13 колен, в первой публикации делается вывод о возникновении деревни в первой половине XVI в. Это возможно при условии, если принять за средний возраст людей того времени 25-30 лет. Других письменных источников о времени основания деревни Дуван-Мечетлино нет. При их отсутствии исследователям могла бы оказать услугу археологическая наука, однако она у нас в республике не занимается памятниками позднего средневековья и нового времени. И все же на вопрос о том, были ли деревни (аулы) и у башкир этого края в XVI в. и ранее, следует дать положительный ответ. От сезона хозяйственной деятельности башкир зависела форма их поселений: зимние назывались тсышлау (зимовка, зимняя стоянка), весенние (с мая по июнь) - язлау (весновка), летние (с июля по август) - йэйлэу (летовка), осенние (в сентябре) - кэзлэу (осеновка). Весной башкиры выезжали за 20-70 и более верст от зимовки, затем постепенно перекочевывали в направлении к ней, останавливаясь на летовках и осеновках с тем, чтобы сохранить пастбищные и сенокосные угодья от потравы скотом вокруг зимней стоянки. Перемена мест кочевок с мая по октябрь не способствовала появлению на них постоянных хозяйственных построек и жилищ, которые создавались на зимних поселениях - аулах. В зависимости от природно-климатических (наводнений, например), социально-политических и экономических факторов (подавление правительственными войсками многочисленных башкирских восстаний, часто сопровождавшиеся уничтожением населенных пунктов; барымта и карымта казахских (IX - первая половина XIX в.), ногайских (XV-XVI вв.), калмыцких (XVII в.) феодалов; строительство почтовых (ямских) трактов (с 30-х годов XVIII в.), частных и казенных заводов (XVIII в.) и разработка рудных месторождений; правительственная, церковно-монастырская и народно-крестьянская колонизация башкирских вотчинных земель и др.) коренное население вынуждалось на переселение с насиженных мест (иске иске йорт) на другие (яны йорт). Поэтому и зимние поселения (аулы) меняли свое местоположение. Улиц как таковых в нашем сегодняшнем понимании в этих зимних поселениях не было. Аул состоял из бревенчатых домов, землянок, полуземлянок, пластовой и саманной изб и хозяйственных построек (в зависимости от природных условий). Постройки располагались в один ряд (однорядная, односторонняя улица) или отдельными кругами, причем каждый круг занимала одна группа родственных семей (ара, зат, нцтеел, тоэом). Дома, расположенные на определенном расстоянии друг против друга, во второй половине XVIII - начале XIX вв. составляли двухрядную (двустороннюю) улицу.

       В конце XVIII в. башкиры Дуванской, Кущинской (Малой и Большой) и Упейской волостей «кочевки не имели, а живут постоянно в домах своих», то есть вели оседлый образ жизни, летовка для них - давно пройденный этап. Так фиксировано и в источниках 30-х гг. XIX века .

       Несколько слов относительно названий деревень. Башкирские населенные пункты до 30-х гг. XVII в. имели в основном не антропонимические, а этнонимические названия: Дуван, Кощи (Кошсо) и т. д. В названии д. Мечетлино этноним дуван сохранился. Это намек на то, что деревня имеет сравнительно раннее происхождение.

       Теперь вернемся к ее основателям. Вопрос о том, кто из вышеназванных дуванцев основал деревню, остается открытым. Тем не менее потомки Карамыша (Сунселей - Акбулат - Ураз - Кылысбай - Гумер - Усман с 1763 г., имевший сыновей Абдулнасыра, Исламгула, Исмагила и братьев Габдулхалика с 1778 г. и Абдулгазиза с 1783 г.; после Усмана все учтены ревизиями 1816-1859 гг. по д. Дуван-Мечетлино) проживали именно в Дуван-Мечетлино.

       Сравнивая материалы ревизий и сведения шежере, можно прийти к следующему выводу относительно времени основания селения. От Усмана Гумерова до родоначальника Карамыша 7 колен, то есть для Усмана Карамыш был прапра-прапрадедом (ете-ят - буквально «семь» и «чужой»). Нам известен год рождения Усмана - 1763 г. Если дать каждому из 6 колен по 30 лет жизни, то, исключив Усмана, получим в итоге 180 лет жизни для всех 6 человек. Беря за основу отчета год рождения Усмана и убавляя его на 180 лет, получим 1583 г. Это и может быть временем образования селения Дуван, если считать Карамыша его основателем. Если таковым считать Акбулата, как полагают некоторые авторы, то искомой датой будет 1643 г; если считать Кылысбая первопоселенцем, то датой возникновения д. Дуван-Мечетлино может быть 1700 г.

       Потомки Карамыша занимали высокое положение в сельском и в волостном обществе. Они отличались от рядовых общинников, поскольку занимали административно-военные должности. Усман Гумеров управлял группой деревень, являясь юртовым старшиной. Эту должность унаследовал его сын Исламгул Усманов. Средний сын Исмаил Усманов был зауряд-хорунжим. Внук Усмана, Абдулханан Исламгулов, в чине урядника возглавлял 15-й юрт как юртовой старшина. Другой внук Усмана, зауряд-хорунжий Абдулнафик Исламгулов, управлял 17-м юртом. Сын двоюродного брата Усмана, Абдулхалика Гумерова, зауряд-хорунжий Байрамгул Абдулхаликов после 1855 г. стал помощником кантонного начальника 8-го башкирского кантона; его сын, Мифтахитдин Байрамгулов, - урядником и по­мощником юртового старшины.

       Жители Дуван-Мечетлино занимались земледелием (в 1842 г. на 595 человек сеяли 142 четверти озимого и 798 четвертей ярового хлеба, сажали 25 четвертей картофеля. Имел место трехпольный севооборот. Сеяли рожь, овес, ячмень в соответствии с климатическими условиями северо-востока края, затем и пшеницу. Двухконный сабан, используемый здесь, изготовлялся местными мастерами. Имелись огороды.) и скотоводством (разводили скот местной породы. «Выгон расположен на возвышенности. Водопой в р. Ай удобный. Скот пасется на выгоне все лето. Сенокос - пойменный. Заливается р. Ай на время от 2-х дней до 1 недели. Сена хватает на весь скот», - сказано в вышеупомянутом статсборнике за 1897 г.). В селе были 3 торговые лавки. Имелись и оброчные статьи (отдавали в аренду базарную площадь в размере 1 дес, рыбную ловлю на р. Ай, каменоломню).

       С 1877 г. действовала русско-башкирская школа. В этом селе родился С. А. Вагапов (1904-1993 гг.), возглавивший в 36 лет правительство БАССР и в 42 - Башкирский обком ВКП (б).