Дюртюли

Деревня Дюртюли была известна и до поселения в ней чувашских крестьян в середине 70-х годов XVIII в. Название деревни происходят от дурт - четыре, ей - дом, т. е. с четырьмя домами. Приводим текст первого договора. «1776 года июня 5-го дня Уфимского уезду Казанской дороги Кыр-Иланской волости команды старшины Емая Уразметова деревни Дюртюли ясачные тептяри Абдугази, Мрадым и Абдюш Абдрахмановы уступили мы владеемых по купчей с отцом и дедом нашим собственных своих земель отрез к вечному владению д. Дюртюли из чуваш новокрещенам Самойле Савельеву по чюваски Саважику, Семену Афанасьевичу и Алексею Васильеву с товарыщи, которая наша уступленная земля по урочищам состоит первой, где жительствует деревня Дюртюли по той речке Указ по левую сторону до вершины оттоль идя деревни Еремкиной за хлебных поль оттоль до устья речки другой Укояз, оттоль идя к верху по ..правую оной речки стороною к вышеписанной деревни Дюртюлиной речки Укоязовой до падающих в них обеих речек Укоязов в одном месте, за которую уступку мы взяли с них, чуваш, денег двадцать рублей, во оных урочищах им, чувашам, пашню пахать, сено косить, лес рубить, лубки снимать, хмель щипать, мельницу ставить, всяких зверей ловить, а нам в оных уступленных урочищах дела нет и ничем нам не пользоваться и впредь об оном им спорить и прекословить не будем».

Выходит, что чувашам, уже проживающим в д. Дюртюли, тептяри уступили купленную у башкир землю на левом берегу р. Укояз. Тептяри - все родственники. Кроме упомянутых, V ревизия перечисляет других Абдрахмановых. Это -37летний Абдулвагап, 35-летний Абзелил, 30-летний Абсалям. Одним словом, тогда (1795 г.) в Дюртюлях проживало 7 тептярей обоего пола. Деревня становится этнически смешанной. Однако не тептяри, а башкиры припустили чувашей. И вот в начале XIX в. башкиры дали чувашам второй договор об уступке им земли по правому берегу р. Укояз. Копия с договора гласит: «1801 года февраля 10-го дня мы, нижеподписавшиеся команды старшины Абдрашита Габбасова д. Ильчимбетовой и Тюменяковой вотчинники башкиры, (подтверждаем) в том, что в прошлом 1705 года августа 8-го дня отданную предками нашими Кыр-Иланской волости по договору деревни Дюртюли из чуваш новокрещенам Самойле Савелееву, Павлу Самойлову, Василию Самойлову, Алексею Васильеву и Якову Иванову с товарыщи, всего 55-ти человекам, землю в нижеозначенных межах, а именно: от нижнего конца означенной д. Дюртюли итти по речке до устья оной, а от того устья Дюртюли от устья речки Зириклы сходящих с межи итти вверх по оной речки с правой стороны Укояза и позади полей д. Зириклиной и по меже Зеренли (д. Зирикли?) на лес, стоящий угловатый и в том месте до Тюбяка сенных покосов пахотных мест и всяких дерев рубить между двух Укоязов в черном лесу с хмельным щипаньем, найдут деревьи со пчелами, волков, лис, медведей, норок, куниц поймают, то делить с нами пополам. За что взяли мы 130 рублей». Подтвердили договор своими тамгами и подписями башкиры д. Ильчимбетово Мустафа Муртазин, Мавлют Дюмеев, Гузеир Мавлютов, Алкей Мавлютов; д. Тюменяково «по земле вотчинник башкирец указной муэдзин Сайсан (Зайсан) Бикташев руку, Гайсар Бикташев руку приложили». И последнее. 19 июня 1834 г. башкиры дали чувашам третий договор, где указаны и причины его составления. «Башкиры-вотчинники д. Япрыковой, Ильчимбетевой, Тюменяковой... со общаго согласия дали сие договорное письмо того же Белебеевского уезда Базгиевской волости д. Дюртюлиной из чуваш их поверенному Павлу Самойлову с тов. по силе данного им прежде договора отдаем остальную землю с тем, чтобы им чувашам пашни пахать, сено косить, в лесах всякими угодьями вечно владеть по межам Улик Елгинской, которая от д. Сарсазовой при генеральном межевании отводилась во владения ему Самойлову с тов., потому что при межевании из отданной им от наших вотчинников по прежнему договору часть отошла к д. Сарсазовой до р. Тамак, за каковую отдачу сей земли взяли мы башкирцы с них чуваш 8 с половиною загонов сеянной ржи, каждый загон по 100 рублей да еще три лошади с 120 рублей, а всего 970 рублей». Тамгами и подписями подтвердили договор башкиры вышеназванных деревень.

В 1783 г. в 1 доме учтено 7 душ обоего пола, 1795 г. в 21 дворе - 122, 1816 г. - 88 душ мужского пола, 1834 г. в 35 вдворах - 214 о.п., 1870 г. в 60 дворах - 280 о.п., 1920 г. в 158 дворах - 846 душ обоего пола.  

Марийское население не имело документов на земельную собственность. Татары числились в Дюртюлях, но проживали в д. Зириклы.

В 1889 г. в Дюртюлях было открыто «христианское инородческое училище», куда был назначен «учитель-инородец» Матвей Иванов. По данным профессора Уфимского нефтяного института А. А. Кондратьева - уроженца Дюртюлей, в 1896-1897 учебном году в нем обучался 31 ученик, из них - 2 девочки.

Купец из д. Дюртюли А.П. Поликарпов на приобретенной у крестьян д. Юмашево (ныне Чекмагушевский район) земле организовал артель «Три Ключа», имевшую в 1926 г. 16 хозяйств.

Район