Ишкилдиевы, с.Караидель

Опубликовано Аврора - ср, 08/05/2009 - 16:55

Из истории родословной И.Тасимова
В тексте родословной Хубби Хузя (1912 год) указано, что с конца XVII — начала XVIII веков членам одного рода стали даваться фамилии. Поэтому кровные родственники выступают под разными фамилиями: Адутовы, Арзыевы, Тюмисовы, Мансуровы, Мас(а)гутовы, Абдаловы, Абубакировы, Ижбулатовы, Тайсины.
Вот о чем пишет по этому поводу Хади Атласи в «Истории Сибири»: «…Ермак не мог упустить такого случая. Он тотчас отобрал 60… казаков и послал убить Маметкула… дождавшись, когда татары уснут, казаки перерезали несколько сотен человек. Самого Маметкула взяли в плен… в конце февраля 1582 года… Ермак срочно послал гонца… в Москву… куда… Маметкул… под конвоем доставлен в 1584 году…». Казалось бы, этот факт не имеет никакого отношения к нашей истории. Но только на первый взгляд…
В связи с этой информацией нам будет интересна статья Бориса Азарьева «Кучум непобежденный» в газете «Татарский мир» (№1, июль 2002г.): «…Попавший в плен в 1583 г. Мухаммед-кул в 1584 г. был доставлен в Москву. Царь своим указом оставил за ним звание «сибирский царевич», пожаловал поместье из пяти деревень…».
Остается выяснить, где были эти деревни, и мы сможем понять, каким образом линии судеб двух исторических личностей дали начало легенде и какое отношение к этому имеет наше повествование…
У В.Шишонко в «Материалах Пермской летописи второго периода (1613—1645 гг.)», изданных типографией губернского земского управления г. Перми в 1882 году, мы читаем: «В сем (1622) году упоминаются муллинские татары … имели у себя князя Урак-бей Маметкулова и назывались его подданными, а на Нижней Мулле жил и именовался князем же брат онаго Малой Урак-бей Сиюндук, бей Маметкулов … они поселились в деревне Кояново, Тасимки тож … в 1700 году … прикащикъ Пронка Алексеев собрав крестьян … с ружьями и пищалями … приехал в ту деревню Кояново и как оную, так и прочие близ оной поселения их — разорил и предков их башкирцовъ пограбилъ, … посему Тасимка Маметевъ в том же году (1700 г.) бил челом в сей обиде Государю Императору Петру Великому …».
В грамоте Петра Алексеевича с ограждением вотчинных прав башкир всех дорог Уфимского уезда от покушений на них пришлых людей от 1695 года мы читаем: «… Били челом нам Уфимского уезду Осинской … дороги башкирцы тарханы … Тлевка Бегеняшев, Кармайка Бекбов, ИШЕКА ИШКЕЛЬДИЕВ, Керчерка Кильмяков».
В тексте владенной грамоты Петра Алексеевича башкирам Гайнинской волости от февраля 1701 года мы читаем: «От великого государя царя … ПетраАлексеевича (Петра 1) … бил челом деревни Куяново Тасимко Маметев, … а теми землями исстари владели … Терберденко Алиев …»
В Пермском областном архиве хранятся свидетельства, записанные со слов старожилов деревни Кояново, расположенной под Пермью: «Наши деды поселились здесь, на берегах Камы, в 13 столетии. Они подчинялись кипчакским и казанским ханам, но на своей земле хозяевами не были». Семья Тасимовых вотчинной землей владела издавна. Предки поселились на этих землях (в Гайнинской волости) еще до взятия Иваном Грозным города Казани.
«…Из дела Пермскаго губернскаго арх., 1 эксп. Ст. № 277, въ отношении историческаго предания о деревне Кояновой, между прочим, видно следующее: «Начало происхождения предков башкирцовъ отъ поколения были Тарханава, перешли и заселились они въ сихъ местах изъ давних лет, по собственнымъ ихъ преданиям, издревле…до покорения находились в управлении …у державца своего Нагайского хана…». Этот документ (Пермская летопись) связывает воедино деревню Кояново с Ногайским ханством. Почему?
«Историкам и краеведам предстоит еще большая работа по изучению родословной Тасимовых, выяснению судьбы Исмагила, Исхака, Мухаметрахима, Захара (Захир. — Ред.) и их потомков. Имеющиеся документы пока не позволяют дать точных ответов на поставленные вопросы. Можно лишь предположить, что они могли принять православную веру и влиться в русское дворянское сословие» (Н.М.Кулбахтин. «Из истории гайнинских башкир». Уфа, Китап, 1996, стр. 29).
Что удивительно, различные исследователи, упоминая имена Адигута Тимясева, Тохтамыша Ижбулатова, Исмаила Тасимова, Багаутдина Адутова, и не подозревали, что упоминают представителей одного рода. Что еще удивительнее, это было открытием и для нас.
В то же время упоминание Тасимовых в текстах оберегательных и жалованных грамот проживающих в селении Кояново — Тасимки, внимательное прочтение которых позволяет идентифицировать, во-первых, Тасимовых и князя Маметкула, во-вторых, связь между территориями (Кояново — Удик), в третьих, связь между именами Маметкул и Удигут. Факты, подтверждаемые и текстом Пермской летописи второго периода, переданного нам Р.Апкиным, в свою очередь подтверждаются текстом родословной из монографии профессора Ахметзянова, текстами могильных камней и материалами переписей различных периодов, материалами исследований профессора А.Асфандиярова. Поэтому, несмотря на авторитетное мнение известного башкирского ученого, мы можем отметить, что потомки князя Ма(ха)меткула до сих пор проживают в деревне Кояново Пермского района Пермского края под фамилией Тайсины.
Один из потомков князя — Исмаил Тасимов, крупный башкирский рудопромышленник из деревни Куяново Гайнинской волости Осинской дороги, известен как основатель Горногоучилища, впоследствии ставшего основой Горного института в Санкт-Петербурге.
Сайма Касим (Тайсина) в течение длительного времени проживала в Японии, организатор и первый руководитель татаро-башкирской школы в Токио. Похоронена на мусульманском кладбище в районе Тамо-Бочи Токио.
Её дети проживают в Турции, Японии, США.
Тексты различных книг, опубликованные схемы родословных (на татарском языке) и таблицы переписей населения (на русском языке), казалось бы, никак не связанные друг с другом, могут быть объединены в единое целое. В конечном итоге мы, на наш взгляд, получаем максимальное приближение к реальности.
В данном случае основой сопоставления являются:
1. Глава «Родословная пермских татар» в монографии М. Ахметзянова «Нугай Урдасы» (г. Казань, изд. «Магариф», 2002);
2. Материалы VIII ревизии 1834 года и приложение 1.1, 1.4, 1.6 в книге А.З. Асфандиярова, К.М. Асфандияровой «История башкирских сел Пермской и Свердловской областей» (г. Уфа, изд. «Китап», 1999);
3. Монография А. Фатыхова «Гайна иле» (Барда, 1995);
4. Текст могильного камня на верхнем кладбище деревни Елпачиха в переводе Анвара Хайретдинова (г. Казань) и родословная Хаясетдина Адутова (1950 г.);
5. Сб. « Горная власть» и башкиры в 18 в.». Уфа, 2005. (Стр. 96. док.№ 90. ГАСО. Ф. 24).
У М. Ахметзянова в статье «Родословная Пермских татар» приводится родословная Хубби Хузя Тюмисова, написанная им в 1912 году в деревне Елпачиха (Удик) Пермской губернии. В ней 20 поколений, 130 имен. У А. Асфандиарова приводятся тексты царских грамот и материалы VIII ревизии (переписи) 1834 года башкир деревни Елпачиха (Удик) Гайнинской волости Осинской дороги.
Сравнивая два указанных текста, мы видим:
— привязанность к одной и той же территории — Тульвинской волости Осинской дороги в XVI—XVII веках или Гайнинской волости в XVIII веке или Бардымскому району Пермской области, жители северной части которого располагаются по берегам реки Тулвы и считают себя гайнинскими башкирами;
— оба исследования упоминают одно поселение — Елпачиха, старое название которого Удик;
— целый ряд имен, приведенных в родословной пермских татар, составленной Хубби Хузя Тюмисовым в деревне Елпачиха (Удик) у города Оса Пермской области (по М. Ахметзянову) и VIII ревизии башкир 1834 года в деревне Елпачиха — Удик (административный центр кантона) Гайнинской волости (по А.Асфандиярову), совпадают и могут быть идентифицированы как имена одних и тех же людей, действительно проживавших на этой территории в XVI—XVIII веках.
В частности, Теребердей Алеев (Тереберденко, Терберди) сын Алия (по А.Асфандиярову) — это Тарбирде сын Али (по М. Ахметзянову), Килейко Акгильдин — это Килей сын Акгилде, ахунский помощник Рафик Темесеев — Рафик ахун, сын Тимача и т.д.
Данные совпадения связывают в единое целое родословную, написанную Хубби Хузя (по М.Ахметзянову) и данные переписи населения селения Елпачиха — Удик (по А.Асфандиярову). Эти же лица упоминаются в жалованных и оберегательных грамотах русских царей (по А.Асфандиярову). О них мы читаем и в исследованиях Инги Гвоздиковой, Амира Фатыхова, Равиля Валиуллина, Вахита Имамова.

Рафаэль Адутов
www/vatandash.ru/index.php?article=1393
Можно ли соотнести упомянутое в тексте имя ИШЕКА ИШКИЛЬДИЕВ и нижеописанные имена как родственников,
Отец:
Ишкильдиев Ибрагим Дилмухаметович (ок 1900 г.р)род.с.Байкибашево?(по крайней мере он там жил и работал- директорствовал на Байкинской МТС
Сыновья:
Ишкильдиев Талгат Ибрагимович
Ишкильдиев Идеал Ибрагимович (15.09.1925 г.р.)
Ишкильдиев Виталий Ибрагимович
Дочь:
Ишкильдиева( )Роза Ибрагимовна

[quote=Аврора]Из истории родословной И.Тасимова
... Кармайка Бекбов, ИШЕКА ИШКЕЛЬДИЕВ, Керчерка Кильмяков». ...
[/quote]

В оригинале:
... Кармайка Бекбов, Ишека Ишкильдьев, Керчерка Килмяков ...
Асфандияров А.З., Асфандиярова К.М. История башкирских сел Пермской и Свердловской областей. Кн. 8. Уфа: Китап, 1999. Стр. 227.