№ 446. 1794 г. января 4.— Представление уфимского наместника А. А. Пеутлинга генерал-прокурору А. Н. Самойлову с мнением на прошение башкирских депутатов.

Милостивый государь Александр Николаевич!

Имев честь получить почтеннейшее вашего высокопревосходительства письмо от 22 октября, изображающее высочайшее е. и. в. повеление о изтребовании от меня на каждой пункт изъясненной во всеподданнейшем е. в. прошении от башкирскаго народа депутатовa о обстоятельствах здешних соображений с присовокуплением к тому моего мнения, поставил я непреложным долгом собрать немедленно все нужныя к тому сведения и отношения, соображая оныя с сведениями, приобретенными мною чрез все время моего начальствования в здешнем краю, о нравах, образе жизни и наклонностях башкирскаго народа, имею сим честь представить на благоразсмотрение вашего высокопревосходительства все то, что по мнению моему к разрешительному соображению по всем пунктам их прошения служить может.

Народ башкирской, в здешней губернии обитающей, приведен в нынешное во всех частях уравненное устройство наипаче по определению, учиненному в здешнем наместническом управлении прошлаго 1789 года апреля 22 числа, утвержденному бывшим уфимским и симбирским генерал-губернатором бароном Осипом Андреевичем Игельстромом, о разделении вновь по командам башкирцев и мещеряков, в здешней губернии обитающих. Вследствие котораго в прошлых 1789-м и 1790-м годах, по созванию лично юртовых старшин и от народа избранных депутатов при чинимом уравнении и разделении команд, отбираемы были в присутствии наместническаго правления сведении о числе дворов, в селениях состоящих, о разстоянии оных между собою и о урочищах, при коих находятся.

Потом, по удобности из нескольких селений составя команды и назначаво оныя нужное число чиновников, как то юртовых и походных старшин и сотников, а к тем командам, кои против других несколько пообширнее, и старшинских помощников.

Оное наместническим правлением учиненное распоряжение читано было всем тем созванным старшинам и депутатам и чрез переводчика изъясняемо. И как оные отозвались в наместническом правлении и потом, будучи все лично ко мне представлены и мною расспрашиваемы, что то росписание учинено с местоположением сходно и для уравнения комманд удобно, то зделанным тогда ж определением утверждено и надлежащим порядком произведено в действо.

По сему росписанию состоят в Уфимской губернии по всем округам при 20 908 башкирских дворах юртовых старшин 103, старшинских помощников 52, походных старшин 63, сотников 213.

Соблюдаемое по сие время таковое устроение как по обширности мест, башкирским народом занимаемых, поелику оной разселился по всем округам здешней губернии, так и по времянным их наклонностям к самовольствам, особливо против соседственнаго киргис кайсацкаго народа, кажется удобнейшим к содержанию их на всегдашнее время в благоустройстве и добром порядке, тем особливо, что частныя их начальники, избираемыя из лутчих между ими людей по общему согласию и утверждаемый правительством по точному знанию о их благоразумии и добрых качествах, имея в заведывании своем небольшой участок вокруг их расположенных людей, удобнее могут их обозревать, обстоятельнее ведать о поступках и промысле каждаго, скорее выполнять насылаемыя к ним от правительства предписания и уведомлять оное неукоснительно о всем, по ведомству их происходящем. Напротив чего, кажется, не так удобно бы все сие соблюдаемо быть могло, естьли б их, например, соравнять с донскими или другими казаками и учредить для них атаманов и войсковые канцелярии.

По предварительном сем начертании о теперешном уравнении башкирскаго народа и управлении оным по командам, приступаю я к соображению содержащихся во всеподданнейшем прошении от депутатов их е. и. в. пунктов, в разсуждении которых имею долг объяснить нижеследующее:

1-е) Прописывая, что до 1786 года в мирное время на летную линейную службу отряжаемо было не более одного с восьми башкирских дворов человек, но со онаго по распоряжению, учиненному бывшим уфимским и симбирским генералом-губернатором бароном Осипом Андреевичем Игельстромом, наряжается по сие время с 3 дворов по одному человеку, просят о возстановлении того наряда на основании бывшего до 1786 года.

Справедливо, что сколько известно, по открытию Уфимскаго наместничества с 1783 года и в последующие потом по 1786 год башкирцев на оренбургскую летную линейную службу коммандируемо было по присылаемым росписаниям от бывших здесь генерал-порутчика, правящаго должность уфимскаго и симбирскаго генерала-губернатора и кавалера Апухтина и правителя наместничества действительная камергерра Квашнина-Самарина и по учиненным в наместническом правлении управителям от 2048 до 2939 человек, что составляло от каждых 7 и 6 дворов по человеку, а 1785 года от 15 числа декабря бывшей здесь генерал-губернатор господин генерал-аншеф и кавалер барон Игельстром при предложении препроводил в наместническое правление росписание, им учиненное, о количестве долженствующих на 1781 год наряжаемо быть на летную линейную стражу башкирцев и мещеряков с их чиновниками. Во исполнение котораго на тот 1786 и отряжено было, по надлежащему соображению о числе дворов, башкирцев здешняго наместничества с чиновниками всего 5143, что составляет без малого по человеку с 4 дворов, по каковой соразмерности наряд на летную линейную службу как башкирцев здешняго наместничества и по сие время продолжался.

Хотя мне, по продолжающемуся уже пятой год всемилостивейше вверенному мне начальствованию в здешнем краю пограничными делами, довольно известно, что для совершеннаго обезпечивания линии от случиться могущих вражеских набегов не малое число потребно разных служб легкой конницы, однако ж не оставил я снестись и советоваться с коммандующим здешним корпусом господином генерал-майором и кавалером фон Реком не можно ль, не вредя тем безопасности границ, зделать в наряде всяких служб легкой конницы на летную линейную службу некоторую убавку. Которой и известил меня, что по личному его обозрению линии пологает он, что (токмо неприметным для киргисцов образом) можно в иных местах всех служб легкой конницы, то есть, казаков, калмык, башкирцев и мещеряков, по небольшому числу убавить, другие же посты, полагает, что нужно против прежняго усилить. О котором распоряжении и доставил ко мне ведомость, по которой в итоге, легкаго войска вообще меньше прежняго нарядить показано 1845 человек; А как, по ежегодному соразмерению нарядов со всех служб, можно по тому положению нарядить башкирцов менее прежняго примерно 1000 человеками, то сие впредь и составит с 5-ти башкирских дворов по одному человеку и менее.

Как сия есть единая служба, башкирцами в мирное время отправляемая, за которую по щедротам августейшей монархини владеют они обширными землями и разными угодьями, им всемилостивейше пожалованными, с полными правами вотчинников, так что и продать оныя могут, а сверх того, по безпримерному милосердию е и в всем отряжаемым на летную линейную службу башкирцам и мещерякам с 1791 года по имянному е. и. в. повелению, в 29 день генваря 1791 года состоявшему, производится ежемесячная выдача, доколь они на линейной службе пребывают, провианта по окладу рядоваго солдата или по 50 коп. на месяц, то, по мнению моему, башкирцы сию службу щитать себе отягощением ни малейшаго не имеют права, но паче обязаны навсегда благословлять премудрой промысел благодеющей монархини, незыблющее благоденствие всемда на своим верноподданным неутомимо устрояющей.

2-е) Прописывая, что мещеряки, коих по малолюдству их отряжается небольшее число с ними вместе на службу, чрез разныя якобы свои происки делаются начальниками над ними, немалыя служащим башкирцам наносят обиды, почему и просят, чтоб повелено было продолжать им слубжу всегда одним, не совокупляя с народом мещеряцким, с которым они вовсе не желают обще служить, в разсуждении чинимых им, мещерякам, разных притеснений, на сие объяснить имею: начальство над башкирцами и мещеряками, вообще служащими на Сибирской линии, куда по указу Государственной Военной коллегии прошлаш 1769 года августа от 27 числа к бывшему оренбургскому губернатору Рейнсдорпу отряжается через каждые 2 года башкирцов и мещеряков по разчислению количества их дворов 1000 человек, препоручается, очередуя по таковому ж разчислению, иногда и мещеряцким походным старшинам, дабы никому из обоих народов не было обиды, естьли б всегда начальники от одного токмо народа посылаемы были. Особливых же для каждаго участка сих отряжаемых на Сибирскую линию двух народов начальников посылать не можно, поелику в 1789 году генваря 31 числа гужбу командующей тогда Сибирским корпусом господин генерал-порутчик и кавалер Агарев сообщением своим здешнему наместническому правлению дал знать: Тобольская де оберкригскоммисарская комиссия рапортом своим доносит ему, господину генералу-порутчику, что прислано бывших тогда 2 походных старшин, просящих оба о выдаче им старшинскаго жалованья, оным удовольствовать не изчего, потому что жалованья положено только одному старшине по 49 руб. по 99 3/4 коп. в год, и для того младшей из них был тогда удовольствован сотническим токмо жалованьем.

В таковыя начальники над тысячным отрядом, на Сибирскую линию выступающим, определяются поочередно с общего выбора токмо такие люди, о добром поведении и качествах которых правительству довольно известно, почему и не уповательно, чтоб от них другому народу могли быть причиняемы притеснения, да и жалоб о том по сие время ни от кого приносимо не было.

А как в числе 1000 человек, чрез два года на Сибирскую линию выступающих, отряжается ис Пермскаго наместничества по 110 человек башкирцов, Пермское же наместническое правление настояло в том, чтоб и им очередоваться в выборе походнаго старшины на Сибирскую линию, то зделанным 6 октября 1792 года в здешнем наместническом правлении и мною утвержденном определением постановлено, чтоб впредь от каждых 100 человек, отряжаемых на Сибирскую линию, заблаговремянно представлен был из походных старшин по одному кондидату, которые между собою, произведя балотирование, имеют избрать кого послать начальником, с тем, что в случае причиненнаго им убытка, они все за него отвечают. Таковым распоряжением, по колику число дворов башкирских гораздо больше мещеряцких, и достанется по большой части быть, на Сибирской линии походным старшинам из башкирскаго народа, а равномерно предупреждается всякая причина к их неудовольствию, естьли иногда по очереде и по собственному их выбалотированию достанется тамо быть начальникам и мещеряцкому походному старшине.

Что ж принадлежит до просьбы их, чтоб никогда обще с мещеряками не служить, то кажется таковое требование не может быть вместно между верноподанными е. и. в., ибо от всяких быть могущих притеснений премудрыя ея законы всех и каждаго весьма ограждают. Притом же опытом дознано, что мещеряки на линейной службе одни не с таким успехом употребляемы быть могут, как обще с башкирцами (которые начальничье замечание однако от башкирцов скрывается, дабы оныя не слишком вознеслись в своих о себе понятиях.

3-е) Просят, дабы отличавшияся из народа их, употребляемаго в воинскую и статскую е. и. в. службу, награждаемы были в сравнение прочих служащих в войске оберофицерскими чинами и другими удостоениями, да и прочие их начальники сравняемы бы были с- Донским казачьим войском пожалованием их атаманами, полковниками и прочее и произведением им всем таковаго ж полнаго жалования, каковое донские казаки получают.

Первая часть сей просьбы кажется или совсем излишне взнесенною, ибо по беспримерным щедротам августейшей монархини многие- из них, служившие в последную Шведскую войну, оказавшие действительно отличныя заслуги и удостоившияся чрез то одобрения и рекоммендации воинских е. и. в. начальников, пожалованы оберофицерскими чинами и медалями, что и служить долженствует всем прочим ободрительным примером, что и они прямым усердием к службе и отличными поступками таковаго ж награждения удостоиться могут. Жалованье и прочее содержание получают так же от милосердия е. и. в., когда службу продолжают вне губернии и на границах империи, каковое, сколько мне известно, и донские казаки тогда ж только получают. Да и при выступлении их в таковыя походы разделяются по примеру Донскаго войска на пятисотенныя полки, и начальники оных на время того похода именуются полковниками, эсаулами, харунжими и прочее.

Всякое ж другое соравнение башкирцов с донскими казаками, яко то пожалование их навсегда атаманами, полковниками и прочее, не могу я, как уже в предначертании моем о теперешнем положении башкирскаго народа объяснил, почитать за полезное. Требовать же всем их начальникам вообще таковаго болынаго жалованья, каковое- в прошении их прописано, кажется они ни малейшаго ни основания,, ни права не имеют, будучи, как уже в объяснении моем на первой пункт сказано, и без того преизбыточно щедротами е. и. в. награждены.

4-е) Просят они о утверждении в непоколебимое вечное и потомственное им владение земель, всемилостивейше пожалованных предкам их. О сих землях по указу Правительствующего Сената от 1 числа сентября 1793 года повелено мне учинить точнейшее изледование и оное потом со мнением моим представить на благоразсмотрение Правительствующаго Сената. Во исполнение того збираю и расматриваю я ныне все к тому принадлежащий справки и другая отношения, и, сколь скоро, приведя оныя к окончанию, зделаю о найденном мною Правительствующему Сенату мое донесение, не оставлю быть и вашему высокопревосходительству покорнейше и обстоятельно обо всем оказавшемся донести.

5-е) Просят, чтоб духовной их народ был освобожден от всех мирских поборов и тягостей и чтобы поручено было разбирательство дел, случающихся между их народом, о разделе оставшаго после умершаго имения между их наследниками и в разсуждении обрядов, установленных между ими при бракосочетании, а равно тому и подобных, Следующих до расмотрения духовнаго, мимо присудственных мест их ахунам и прочим духовным начальникам по закону их, а не гражданским порядком.

Сии их просьбы, по мнению моему, заслуживают уважение и удовлетворение, первая — потому, что по всей общей терпимости вер, по великодушию и премудрости е. и. в. во всех обширных пределах ея державы всем исповеданиям дарованной, духовное звание к удобнейшему исправлению службы действительно следует быть избавлено от всяких мирских тягостей; вторая потому, что чрез того в гражданския судебный места будут избавлены от великой тягости и премножества вступающих таковых дел, который кажутся лутче и к большому удовольствию народов могут разсудить по закону их духовные особы. Токмо.кажется, что должно весьма точно означить,в каких имянно случаях духовенству их поручается разбирательство между ими, а не гражданским судебным местам, дабы иногда от излишне присвояемой ими власти не произошли безпорядки и затруднения, что ежели благоугодно будет е. и. в. даровать сим народам, то по высочайшему ея о том повелению и можно будет положить на мере по сношению и совещанию с здешним Магометанским духовным собранием обще с лутчими между ими ахунами, предназначая аппеляцию в случаях неудовольствия с которой-либо стороны в здешное Духовное махометанское собрание.

Имевши честь представить вашему высокопревосходительству подробное начертание всех соображений, относящихся к прошениям башкирскаго народа, и моего, в разсуждении оных, мнения, имею ожидать дальнейших ваших мне в разсуждении сего предписаний.

С усерднейшим высокопочитанием и равною ж преданностью имею честь быть вашего высокопревосходительства милостиваго государя всепокорнейшим слугою.

Александр Пеутлинг.

Генваря 4 дня 1794 года.

Уфа.

ЦГИАЛ, Непременный государственный Совет, д. Л? 143, лл. 6—13 об.