№ 60. 1755 г. после октября 10. — Реестер содержавшихся в Осе башкир, обвинявшихся в подготовке восстания на Осинской и Сибирской дорогах.

Реэстр содержавшимся в городе Осе колодк ком, №, кто имяны, по каким злодействам содержутся [и] через, кого именно оговорены.

1)Чюрагал Минлибаев. Первым в Гайнинской волости к злодейству и к возмутительному умыслу по полученному им Чюрагулом от мещеряка Батырши муллы письму начинателем, которой через свои злодейские поступки многих в Гайнинской волости иноверцов к равномерному злодейству склонил.
Чрез него, Чюрагула, оговорены, а имянно: башкирцы Амир Сырымов, Темиркей Уракчин, Абдрезяк, чей сын, не показан, Чюра Юнусов, Нур-Али Боскунов, КанМурза, чей сын, не показан, Алексей Курлашев, Урсуба Юнусов, Чютей Аднабаев, Мустафа Афонкин, Абдрезяк, чей сын, не показан, Мансур Тимясов, Абдухаир Кумакаев, Букай Аднабаев, Минлигул Букаев, Мрясь, чей сын, не показан, Ишкузя Абтюков, Бай чюра, чей сын, не показан, Чюрагул Киреев, Араслан Сиянгулов, Измаил, чей сын, не показан, Башир Илеманов.

2) Боскун Юрбагышев. По показанию на него башкирца Муселя Минлибаева, что и он, Боскун, был в таковой же злом умышлени. А он, Боскун, извенение в том ннкакова не чинил, а очной ставки показателем на него башкирцом Муселем было не учинено, потому что оной Мусель помер; а по полученному ныне из Уфимской Правннциальной Канцелярии указу вторично он, Боскун, перепрашиван, которой уже что в злом намерени был не запирался, причем оговорил, что были в равном согласи башкирцы: Мустафа Афонкин, Чюра Юнусов, Тонгильда Исянгулов, Башир Чюбаркин, Аптикей Адзимясев, Ахмир Кызылбаев, Ак-Манай Якунин, Чюрагул Киреев, Шагыр Аптюков, Бай-чюра Тиганов, Кызыл- бай Тумачев; а более. : никого не оговаривал и в том утвердился.

3) Сювергул Има???? , В равном злом намерени был при том оговорил башкирцев: Акчюру да Амира, чьи дети, но показаны. Башира Чюбаркина, Масегута Салтанаева, Ахманая Якунина, Боскуна чей сын, не показан, Искака Мурзалина, Касана Meщерева; а более никого не оговаривал.

4) Сагит Чюбаркин В равном злом намерени был. И притом оговорил башкирцов: Ансикея Итимясева, Тон-Гилду Исенева, Акманая. Якунина, Ахмера Казанбаева, Чюру Енусова, Мустафу Афонкина, Искака Мурзалина.

5) Кусюм Микитин. В равном злом намерени был. И притом оговорил башкирцев: Искака, чей сын, не показано, Чюра, чей сын, не показан, Мустафа Афонкин. Сюяргула Имангулова, Тяин-бая Имаигулова, Акчюру, чей сын, не показан, Аптикея Итимясева, Акланая, чей сын, не показано, Ахмера Казакбаева, Масегута Солтанаева, Башкира Чюбаркина.

6) Акбаш Андрюшев. По предводительству означенного Чюрагула и он, Акбаш, в том же злом намерени был и притом той Гайнинской волости старшину Аптюка Козегулова, сообщась с башкирцом Мустаем Тарибердиным, до смерти убил, которой Мустай при учиненной поимке убит. И притом оговорил башкирцов: Касана Мещерева, Нурея Боскунова.

Вышеписанные 6 человек содержатся в городе Осе под караулом, а не протчих оговорных никого не сыскано, ибо указом имело быть запрещено. Кто же из них ныне в городе Уфе, того знания по Осинской Воеводской Канцелярии не имеется.

ГАФКЭ. Фонд быв. Государственного Архиву. Разр. VII. Дело 1756 г., №1781, ч. III., лл. 268—269 об. В рукописи документ имеет вид разграфленной в 4 столбца таблицы. Датируется приблизительно путем сопоставления с премеморией Осинской Воеводской Канцелярии командиру Ревельского полка К. Л фон-Фрауендорфу от 10 октября1755 г. и с ведомостью о тех же 6-ти лицах, составленной в той же Осинской Воеводской Канцелярии и приложенной к рапорту ее в Уфимскую Провинциальную Канцелярию от 28 октября 1755 г. (ч. III, лл 246 -216 об., 367-368) и рядом других документов того же дела.