№ 76. 1736 г. февраля 19. — Указ В. Н. Татищева И. С. Арсеньеву о сборе «вольницы» для борьбы с башкирами.

Секретно.

Указ е.и.в. самодержцы всероссийской от действительного тайного советника Татищева полковнику господину Арсеньеву.
В присланных от вас доношениях от 13 числа сего февраля написано, что управители из дистриктов для вспоможения крестьян еще и поныне не прислали, также и с правианстким обозом до Верхояитской пристани ныне иттить ли и которою дорогою как от господина генерала-порутчика Румянцева, так и от меня в указах не показано. И о том к вам как от него, господина генерал-порутчика Румянцева, так и от меня сего февраля 5 числа писано, чтоб вам иттить перво с правиантским обозом, а оттуда возвратясь итгить для разорения воров башкирцов. А понеже сего числа получил я от господина генерала-порутчика Румянцева письмо, в котором пишет, что правиантского обоза ныне никак посылать невозможно, только б вы и протчие слободские с командами своими шли для искоренения воров с той стороны, по моему определению, где возможность допустить. Также от здешней стороны оружейных крестьян.
Только видно, что ныне великие морозы и глыбокие снега то чинить мешают, как и я к нему, господину генерал-порутчику Румянцеву писал, и он согласуется на моем мнении, что в марте удобее поиск и разорение над ворами чинить и оное пологает на мое рассмотрение.

Того ради, вам и полковнику Толбузину собираться со всеми марта к 20 числу, чтоб с того числа обще отовсюду в поход вступить, о чем к полковнику Тевкелеву и в Кунгур от меня писано. И в том походе во всем поступать тебе с полковником Толбузиным с общаго совета и всякие дела, мнения, определения и репорты крепить обще, и когда в команду вступите, тогда и указы будут писаны вам обще. Ружья, пороха и свинца для раздачи крестьянству послано к вам сколько удобно было, ныне же еще по требованию полковника Толбузина при сем послано пороху 10 пуд, свинца 5 пуд, дроби чюгунной 15 пуд, и оное делить вам на всю команду по общему разсмотрению. И для разорения и искоренения воров башкирцов к походу собираться со всяким прилежанием, чтоб к 20-му числу все было готово, о чем и к полковнику Толбузину писано. И как вы совсем соберетесь, то немедленно и кончая к 15 числу марта ж о всем общей репорт суда прислать. 
Сверх же того, к тому походу набрать вам охотников сколько возможно, объявя им, что все полоненное, какого пожитку взято будет, отдастся им, токмо лошади годные на драгун и некоторые ребята малые возьмутся на е.и.в., и за то им учинено будет награждение. О сем к числу похода обстоятельный указ к вам пришлется. И сколь вольницы явится, о том репорты. Аманатов же сколько суда взять и с которых волостей, тому при сем роспись.
А вы сколько, откуда и с которых волостей оных получили ль или нет, о том к нам не писали. Ежели же ниоткуда не взяли и взять за дальностью или какой неспособностью было не можно, то ныне конечно требовать от тех, которые не отдали или дали да ненадежных, и взять лутчих людей. Ис которых волостей те аманаты присланы к вам будут или откуда не дадут, о всем прислать к нам обстоятельную ведомость.

И полковнику Арсеньеву учинить о том по сему е.и.в. указу.
Февраля 19 дня 1736 году.

Дела Сената но заводской комиссии. Кн. 7/1529. Ля. 59-60. Отпуск.

Материалы по истории БАССР том IV стр. 139-140